Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)
Оценка 4.8

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Оценка 4.8
Документация +1
docx
технология
5 кл—8 кл
25.02.2017
Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)
Рабочая учебная программа дополнительного образования для общеобразовательной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования примерной программы «Технология 5-9 классы» М:Просвещение 2010 года, основной образовательной программы школы, авторской программы по технологии 5-9. Цель данной программы: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты. Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве. Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»
программа ФГОС резьба по дереву керужок 2015.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №                                                                                                                                        РАССМОТРЕНО,   УТВЕРЖДАЮ на   заседании   МС   учителей                       «___»________2016г                                               «___»   ________2016г. «___»_______2016г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Директор МАОУ «СОШ№14»         СОГЛАСОВАНО                             14»                                                                                                                                                                                                         _______________ И. Е. Косарева   Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)                                                     Составитель:        Садвакасов Рафаиль Газисович                                                                                                                                                            учитель технологии,                                                                        высшей квалификационной категории. Кемерово ­2016г Пояснительная записка  1 Рабочая  учебная программа дополнительного образования для  общеобразовательной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом основного     общего   образования   примерной   программы   «Технология   5­9   классы» М:Просвещение   2010   года,   основной   образовательной   программы   школы,   авторской программы по технологии 5­9  На   протяжении   всей   истории   человечества   народное   искусство   было   неотъемлемой частью   национальной   культуры.   Народное   искусство   сохраняет   традиции  преемственности поколений,   влияет   на   формирование   художественных   вкусов.   Основу  декоративно­ прикладного   искусства   составляет   творческий   ручной   труд   мастера.  Обучение   учащихся изготовлению   изделий   народных   художественных   промыслов   предполагает   решение следующих основных задач:     раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно­прикладного искусства в жизни общества; привить любовь к традиционному народному искусству; сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно­ связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта; усвоить   специфику   художественной   системы   народного   искусства   (повтор,   вариация, импровизация);   овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных  народного   декоративно­прикладного   искусства; видов художественно­творческие способности учащихся; сформировать   у   учащихся   целостное   восприятие   народного   искусства   как   части   развить культуры народа. Проектирование орнаментальных или сюжетных композиций должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что поможет развить у них чувство четкого понимания композиционных законов построения форм и декора. Поэтому эта работа должна быть   положена   в   основу   обучения   учащихся   декоративно­прикладному   искусству   и начинаться с самого простого: дать школьникам общее представление об орнаменте, его связи с   природой,   национальной   культурой   и   т.п.,  о   характерных   особенностях   его  построения, художественно­образном содержании; раскрыть понятия симметрии и равновесия форм и т.п. Объяснение декоративно­прикладного искусства. Учителю предоставляется право работать по 2 одному   или   нескольким   направлениям,   изменять   содержание   программ   и   перечень практических работ, вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем.        При оборудовании учебных мастерских, организации учебно­воспитательного процесса приоритетное   значение   должны   иметь   вопросы,   связанные   с   обеспечением   охраны   труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Актуальность программы Художественная обработка древесины           Художественная   обработка   древесины   ­  древнейший   вид   о   народного   декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.      Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с утилитарным назначением вещей. Это во многом определяло   и   способы   художественной   обработки,   и   характер   орнаментального   декора, сохраняющий   единство   как   в   монументальных   произведениях   домовой   резьбы   или скульптуры, так и в оформлении домашней утвари, начиная от ткацкого стана, прялки, рубеля и   кончая   деревянной   посудой   и   детской   игрушкой.Издавна   сложившиеся   способы художественной обработки древесины, традиции образной пластической выразительности форм, орнамента, замечательное мастерство работы по дереву в наши дни развивают современные художники и мастера предприятий народных художественных промыслов.    Учитывая особенности каждого из традиционных центров художественной работы по дереву, программа ставит своей целью познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла, привить им любовь к традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам работы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла. Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими.    Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которое предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. 3 В процессе решения творческих задач школьники получают знания по технологии изготовления различных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные представления о композиции и т.д.    Важной составной частью данной программы является копирование учащимися образцов народной резьбы по дереву в экспозициях и в фондах художественных музеев. Копирование народных образцов позволяет им понять и усвоить для себя не только разные виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, собранные во время копирования произведений народной резьбы по дереву, ­ ценный методический фонд каждого ученика, на основе которого им разрабатываются собственные творческие композиции того или иного вида резьбы по дереву. Копирование производится учащимися в виде зарисовок орнаментальных мотивов, фрагментов, композиций резьбы в альбомах для рисования.    После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:         о народных художественных промыслах, расположенных на территории России; об истории возникновения и развития местного промысла художественной работы по дереву; о   коллекции   произведений   народного   декоративно­прикладного   искусства   и,   в частности, о характерных особенностях местной художественной работы по дереву; о художниках и мастерах, работающих с древесиной; о полном процессе изготовления художественных изделий; правила безопасности при обработке художественных изделий; об организации и оплате труда на предприятиях народных художественных промыслов.    Учащиеся должны уметь:     делать зарисовки с образцов народного декоративно­прикладного искусства; разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства; владеть инструментом для работы по дереву; выполнять несложные формы токарных изделий на станке; 4   владеть техническими приемами геометрической, контурной, скобчатой,  плоскорельефной, глухой, ажурной, объемной резьбы по дереву в традициях  местного художественного промысла; выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;  выполнить итоговую квалификационную работу на присвоение соответствующего  разряда рабочего по профессии «художественная резьба по дереву».    Возрастной диапазон: 11­13 лет Срок реализации программы: 1 год Программа кружка «Художественная обработка древесины» ­ художественно ­ эстетического направления,   рассчитана   на   1   год,   которая   носит   индивидуальный   и   групповой   характер обучения. По виду – прикладной; По типу – модифицированный; По уровню освоения –  углубленный уровень. В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования. Актуальность ­ данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Новизна данной программы заключается в объединении традиций народа в изготовлении декоративно­прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого   обучающегося;   в   программе     рассмотрены   все   элементы   технологии   резьбы   по дереву, выжигания, начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках. Цель   данной   программы:  сформировать   устойчивую   мотивацию   к   познанию окружающего   мира   природы   с   помощью  обучения   детей   творческой,   вдумчивой   работе   с деревом   –   одним   из   самых   любимых,   распространенных   материалов   для   декоративно­ прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, 5 удовлетворение     потребности   в   практической   деятельности,   осуществляемых   по   законам красоты. Внесены   свои   разделы   с  учетом   интересов   детей   и   с     учетом   их  возраста.   Программа расширена  по своему творческому потенциалу,  включает  в себя  разнообразные разделы  в декоративно­ прикладном творчестве. Основные учебно – воспитательные задачи  дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины» Обучающие:  Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;   Научить   познавать   и   использовать   красоту   и   свойства   древесины   для   создания художественных образов и предметов быта;  Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;  Изучить  технологию работы лобзиком;  Изучить технологию работы прибором для выжигания;  Изучить технологию резьбы по дереву  Научить работать различными инструментами, приспособлениями; Развивающие:  Развивать художественно – творческие способности учащихся;  Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;  Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности; Воспитывающие:   Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;  Пробуждать   интерес   к   русскому   народному   творчеству   и   к   новым,   современным направлениям народного творчества;  Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;  Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. В реализации программы участвуют Дети в возрасте 11­14 лет. 6 Разработанная   программа   по   своему   тематическому   содержанию   применима   как   для учащихся среднего, так и для старшего звена Форма и режим занятий: Рассчитан   на   детей   11­14   лет   68   часа   в   год   +   0,5   часа   на   организацию   и   проведения выставок, конкурсов различных уровней, (2,5 часа в неделю). Форма занятий:  Беседы.  Объяснения  Рассказы  Практические работы  Выставки  Творческие отчеты Характеристика ожидаемых результатов  В результате прохождения данной программы дети  должны знать:  принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;   основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);   физико­механические,   технологические,   энергетические,   экологические   свойства материалов;    способы разметки по шаблону и чертежу;  принцип подбора столярного инструмента ­ по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;   назначение   и   устройство   станков   и   электрооборудования   (электровыжигателя, электродрели,   токарного   станка   по   обработке   древесины,   сверлильного   станка, электролобзика,  электрофрезера);   иметь понятие о конструировании и моделировании;  7  способы   отделки   древесины   ­   грунтовка,   шлифование,   окраска,   лакирование, полирование;   основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;   историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;    основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;  основные   приёмы   выжигания,   типовые   композиции   и   их   выполнение   на   различных видах изделий;   технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием; Должны уметь:            рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности; уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;  определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;  производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;  применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;  использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;  выполнять простейшие столярные операции;  производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;   самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;   экономно расходовать материалы и электроэнергию; Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие ­ навыки:  8  владения   основными   ручными   инструментами   по   обработке,   точению,   выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;       выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;  владения основными элементами графической грамотности;  выполнения плоскостной разметки;  разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;  выполнение декорирования изделий ­ выжиганием, различными видами резьбы;  Формы организации учебной деятельности:    индивидуальная;  коллективная (звеньевая).  Критерии и показатели оценки знаний воспитанников. Прямые:    теоретический уровень знаний;  степень   овладения   рабочими   приёмами   при   работе   с   инструментами   и приспособлениями;       применение полученных знаний на практике;  соблюдение технических и технологических требований;  качество изготовления изделия ­ по внешнему виду готового изделия;  изготовление изделия в установленные нормы времени;  соблюдение   правил   техники   безопасности,   пожарной   и   электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.  9 Косвенные:       экономия материалов;  желание трудиться;  познавательная активность и творческий подход;  самостоятельность;  партнёрские отношения при совместной работе.  Методы обучения 1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение; 2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации; 3. Практические: практические занятия; 4. Репродуктивные, проблемно­поисковые: повторение, конструирование 5. Эвристический: продумывание будущей работы. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. 1. Выставки детского творчества 2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно­прикладного творчества, конкурсах различного уровня. Тематический план 1 год обучения 68 часа №п/п Содержание темы Количество часов Всего Теория Практически е работы  Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (23 часа) 10 1.1 Охрана труда, электро и пожарная  безопасность  при производстве художественных изделий. Основы материаловедения. Материалы, инструменты и приспособления.   Применение ажурной резьбы.   Орнаменты   для прорезной   –   ажурной резьбы. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Технические   приёмы выпиливания орнамента. Сборочные и отделочные работы. Художественно­ эстетические   основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией изделия. Построение орнамента. Отделка изделия. Изготовление изделия. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1 1 2 2 1 3 2 1 2 3 2 3 23 Раздел II.  Художественное  выжигание (20 часов) 2.1 1   и для Инструменты приспособления   2.2 2.3 2.4 выполнения   работ   по выжиганию. Декорирование   изделий выжиганием. Основы композиции. Подготовка   заготовок   к работе. 1 2 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 9 1 1 1 1 1 2 1 1 3 2 3 14 ­ 1 1 2.5 Технология декорирования художественных   изделий выжиганием. Основные выжигания.   приёмы Технология   выполнения приёмов выжигания Отделка изделия. Изготовление   изделий   и их декорирование   2.6 2.7 2.8 2.9 выжиганием. Раздел III.  Резьба по дереву (26 часов) 3.1 Организация   рабочего места.   Безопасные   приёмы работы. Инструмент   резчика по дереву. Инструменты   и материалы. выбора   Критерии Виды   резьбы   по   дереву. Применение. Особенности геометрической   резьбы   по дереву. Орнамент   и   орнаментная композиция. несложных   Копирование авторских   композиций. Составление собственных   орнаментов. Подготовка   основы   к резьбе. Приёмы   резьбы   простых элементов. Приёмы резьбы розетт. 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 1 ­ 4 1 1 1 1 1 1 3 2 2 2 5 19 2 2 2 2 4 4 2 2 12 2 2 2 2 5 15 1 1 1 1 3 3 2 2 Особенности   резьбы розетт. 3.9 Приёмы   резьбы 4 1 усложнённых орнаментов. Безопасные   приёмы работы. 3.10 Отработка   навыков 2 резных   работ.   Сравнение   с образцами. Всего часов итого 26 68 7 20 Содержание программы 3 2 18 48 Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (23часов) Тема   1.1.   Охрана   труда,   электро   и   пожарная   безопасность   при   производстве художественных изделий. Теория.   Введение   (1   час).   ТБ,   электро   и   пожарная   безопасность   при   производстве художественных изделий. Начальная диагностика. Тема 1.2. Основы материаловедения  Теория (1 час).  Основы материаловедения. Знакомство с учебно­тематическим планом по выполнению   изделий   из   древесины.   Рабочее   место   и   гигиена   труда.   Древесина:   основные свойства   и   пороки;   характеристика   пород;   фанера,   шпон,   нетрадиционные   и   отделочные материалы и клеи. Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления  Теория   (1   час).   Материалы,   инструменты   и   приспособления.   Основные   свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки. Тема 1.4. Виды  резьбы  по  дереву.  Теория (1 час).   Народные художественные традиции; Виды     и особенности резьбы   по дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание  Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (2часа). Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность  оформления изделия. 13 Теория   (1   часа).   Технология   выпиливания   лобзиком   как   разновидность   оформления изделия. Особенности работы лобзиком Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) (1 час). Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента. Теория   (1   час)   Технология   выпиливания   орнамента.   Виды   орнамента   применяемые   в работах   лобзиком.   Фурнитура.   Конструкция,   форма   изделия.   Подготовка   материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.  Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет(2 часа) Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ. Теория  (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей. Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (2 часа). Тема 1.8 Художественно­эстетические основы выпиливания лобзиком. Теория  (1 час) Художественно­эстетические основы выпиливания лобзиком. ­ Назначение и виды орнамента; ­ симметрия; ­ орнаментальные розетты и полосы; ­ сетчатый орнамент. Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия. Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.  ­ Плоские, объёмные изделия; ­ изделия округлой формы; ­ изделия со сложным орнаментом. Практическая работа:  сборка корзиночки для конфет (2 часа) Тема 1.10. Построение орнамента. Практическая работа: перевод рисунка   и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)  ­Плоские, объёмные изделия; ­ изделия округлой формы; ­ изделия со сложным орнаментом. Тема 1.11. Отделка изделия. Практическая работа: отделка изделия. (2 часа) ­ Отделочные материалы; 14 ­ нетрадиционные материалы; ­ облицовывание шпоном; ­ циклование и шлифование; ­ устранение дефектов; ­ прозрачная отделка. Тема 1.12.  Изготовление изделия. Практическая работа: выполнение настенного панно ( 3часа)  Раздел II.  Художественное  выжигание (20часов) Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Теория ( 1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем Правила: ­ поведения и техники безопасности; ­ пожарной и электробезопасности; ­ пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.  Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием . ­ Подготовка материалов; ­ перевод рисунка; ­ приёмы выжигания. Тема 2.3. Основы композиции. Теория (1 час)  Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. ­ Основные принципы композиции; ­ форма и конструкция изделия. Тема 2.4.Подготовка заготовок к работе. Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине ­ Основные требования к инструменту; ­ уход за инструментом..(1 час) Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.  ­ Подготовка материалов; ­ перевод рисунка; ­ приёмы выжигания; 15 ­ способы соединения деталей; ­ сборка изделия; ­ устранение дефектов; ­ прозрачная отделка. Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания( 2 часа) Тема 2.6. Основные приёмы выжигания. Теория ( 1 час) Технология  основных приёмов выжигания. Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания. (2 часа) Тема 2.7. Технология  выполнения приёмов выжигания   Практическая   работа:  совершенствование   приёмов   выжигания.   Освоение   приёмов выжигания. Выполнение настенного панно   ( 2 часа)  Тема 2.8. Отделка изделия. Практическая работа: выполнение настенного панно  (2 часа) ­ Отделочные материалы; ­ нетрадиционные материалы; ­ устранение дефектов; ­ прозрачная отделка. Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Практическая работа: выполнение настенного панно   ­ Форма и конструкция изделия; ­ назначение и виды орнамента; ­ симметрия; ­ изделия со сложным орнаментом.  (5часов) Раздел III.  Резьба по дереву (26 часов) Тема 3.1  Организация рабочего места (2 часа) Теория: Организация рабочего места. Безопасные приёмы работы (1 час) Практическая   работа:   организация   рабочего   места,   знакомство   с   инструментом   и оборудованием резчика по дереву (1 часа)  Тема 3.2 Инструменты и материалы. Критерии выбора Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами(1 час) Практическая работа: варка прута и снятие коры (1 час) Тема 3.3. Виды резьбы по дереву. Применение. Теория: виды резьбы и применение  (1 часа) 16 Практическая   работа:   распознавание   видов   резьбы.   особенности   каждого   вида   и применение (1 часов) Тема 3.4 Особенности геометрической резьбы по дереву(2часа) Теория:   геометрические   орнаменты.   Замкнуты,   незамкнутые.   Виды   геометрических орнаментов, применение. Рассматривание готовых авторских орнаментных композиций(1час) Практическая работа: составление геометрических орнментов из отдельных элементов. ( 1 часа) Тема   3.5.   Орнамент   и   орнаментная   композиция.   Копирование   несложных   авторских композиций(4 часа) Теория: Технология создания композиции. Принципы построения. (1 час). Практическая  работа: построение несложных орнмаентов и композиций для украшения столярного изделия (3часов) Тема 3.6. Составление собственных орнаментов. Подготовка основы к резьбе (4 часа) Теория:   правила   составления   собственных   композиций,   приёмы   работы,   инструменты (1час) Практика: составление композиций, орнаментов (3часа) Тема 3.7 Приёмы резьбы простых элементов (2часа) Практика: правила резьбы, основные приёмы резных работ по дереву. Безопасные приёмы работы (2 часа) Тема 3.8 Приёмы резьбы розетт. Особенности резьбы розетт (2 часа) Практика:   розетты,   применение   в   оформлении   изделий.   Приёмы   построения   розетт. Деление окружности на равные части. Особенности резьбы розетт (2 часа) Тема 3.9 Приёмы резьбы усложнённых орнаментов. Безопасные приёмы работы (4 часа) Теория: приёмы чтения усложнённых орнаментов. Место в композиции (1 час) Практика: отработка навыков резьбы (3 часа) Тема 3.10 Отработка навыков резных работ. Сравнение с образцами (2 часа) Практика: отработка навыков резьбы. Алгоритм самоконтроля по образцам (2 часа) 17 Библиографический список для учеников: 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ ­ М.: Траст пресс, 1999. 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. ­ М.: Экология, 1996. 3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 ­ 9. ­ М.: Просвещение, 1995. 4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. ­ С­Пб.: Корона принт, 1999. 5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. ­ Екатеринбург.: 2000. 18 6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. ­ Минск.: Полымя, 1990. 7. Справочник по трудовому обучению 5 ­ 7 /Под ред. Карабанова И.А./.­ М.: Просвещение, 1993. 8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. ­ М.: Просвещение, 1999. 9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.­ М.: Винтана ­ Граф, 1997. 10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.­ М.: Винтана ­ Граф, 1997. 11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.­ М.: Винтана ­ Граф, 1997. 12.   Художественная   резьба   и   мозаика   по   дереву.   /Сост.   Дымковский   И.П./.   ­Минск.: Элайда, 1999. для учителя: 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.­ М.: Высшая школа, 1978 2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.­ М.: Легпромбытиздат, 1997. 3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.­ М.: Культура и традиции, 1999. 4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. ­ М.: Просвещение, 1988. 5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ ­ М.: Просвещение, 1981. 6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ ­М.: Рипол классик, 2004. 7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. ­ М.: Лукоморье, 2000. 8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. ­ М.: Высшая школа, 1986. 9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). ­ М.: Народное творчество, 2001. 19 10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). ­ М.: Народное творчество, 2001. 11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. ­ М.: Высшая школа, 1993. 12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. ­ М.: Мир, 1993. 13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). ­ Екатеренбург, 1995. 14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. ­ Ростов ­ на ­ Дону.: Феникс, 2000. 15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. ­ М.: Просвещение, 1984. 16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. ­ Минск.: Современное слово, 1998. 17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). ­ Минск.: Современное слово, 2000. 18. Тымкив Б.М. Программа  профессионального обучения учащихся  VIII ­ IX  классов средней   образовательной   школы.   Профиль   ­   художественная   обработка   дерева.   ­   М.: Просвещение, 1989. 19. Хворостов А.С. Декоративно ­ прикладное искусство в школе.­ М.: Просвещение, 1981. 20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. ­ М.: Легпромбытиздат, 1992. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом – косяком (резцом) Приложение 1 До работы: 1. Проверить наличие спец – одежды. 2. Проверить наличие необходимого оборудования и материалов к работе. 3. Проверить исправность инструмента. Во время работы: 1. Работать только исправным инструментом. 2. Не вырезать навису и на коленях. 20 3. Не проверять заточку ножа пальцем. 4. Не резать по направлению к себе. 5. Левую руку (правую ­ леворукие) не держать на линии реза. 6. Нож переносить только в чехле. 7. Не резать ножом посторонние предметы, не затачивать ножом карандаши. 8. Передавать нож крайне осторожно ручкой от себя. 9. Работать хорошо заточенным инструментом (при резании тупым инструментом  прилагается больше усилий и возможность пореза увеличивается). 10. После работы прибрать рабочее место. Приложение 2 Контрено – измерительные материалы Вопросы для контроля и проверки уровня освоения материала.     Тестовые вопросы по технологии. «Художественная обработка древесины». Материаловедение. Лесопиломатериалы. 21 1.Назовите свойства древесины. 2.Перечисли признаки, по которым выбирают древесину для резных работ. 3.Каким образом производят сушку древесины? 4.Дайте определение текстуры древесины. 5.Что можно узнать по поперечному спилу древесины? 6.Перечисли виды разрезов ствола. 7.Перечисли виды пороков древесины. 8.Какие породы древесины предпочтительнее для резных работ и почему? 9.Перечисли лесопиломатериалы. 10.Из какого материала изготавливают фанеру? Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла, оценка по сумме баллов.    Тестовые задания по теме «Отделка и защита резных изделий» Цели и задачи: создать условия для проверки степени усвоения материала по данной теме,  создать условия для самоконтроля и самоанализа собственных знаний и умений. 1. Что называют отделкой древесины? (выбрать верный ответ) А) Отделка изделия – это нанесение на поверхность изделия рисунка, служащего украшением. Б) Отделка изделия – это сборка и подгон всех его частей. В) Отделка изделия – это окончательная доработка с целью придания красивого внешнего  вида. 2. Перечислите виды отделки изделий из древесины. 3. Что называют морением?  4. С какой целью выполняют лакирование изделий из древесины? 5. Назови приёмы защиты резных изделий. 6. С какой целью для шлифования используют абразивные материалы? 7. Выбрать факторы, влияющие на выбор вида отделки: А) Материал Б) Назначение изделия В) форма изделия Г) Текстура Д) пожелания потребителя Е) количество деталей в изделии Ж) среда использования 22 8. Перечислите мероприятия по обеспечению безопасности при лакировании.    Тестовые задания по теме  «Орнамент и его виды. Построение геометрических орнаментов» 1. Дать определение орнамента (выбрать верный ответ). А) Рисунок для украшения изделия. Б)   Узор,   состоящий   из   повторяющихся   ритмически   упорядоченных   элементов   и предназначенный для украшения различных изделий.    В) Узор, состоящий из одинаковых элементов, предназначенный для украшения различных изделий. 2. Назовите виды орнамента. 3. Для украшения каких изделий можно использовать: А) растительный орнамент Б) геометрический орнамент В) зооморфный орнамент 4. Из предложенного элемента построить собственный орнамент: А) замкнутый Б) незамкнутый 5. Выбрать из предложенных орнаментов  орнамент «розетту». 6. Рассмотри орнаменты и перечисли, какие орнаменты представлены. 1. 2. 23 3. 4. 5. 6.        7.  Оценивание:  Оценка «5»  даны ответы полностью на все вопросы, ответы раскрыты полностью,  содержательно Оценка «4» полностью даны ответы на  7 вопросов, есть неточности в изложении материала. Оценка «3» нет ответов на 2­4 вопроса, имеются неточности в изложении материала. 24 Оценка «2» нет ответов более чем на 4 вопроса, не умеет пользоваться терминологией, нет  чёткого и системного изложения материала. Практическое задание Построить композицию, исходя из условий, что композиция должна быть: Занимать по объёму формат А4  Симметрична  Использование розетт для оформления центра композиции   Содержать орнамент в полосе  Выдержана по всем правилам гармоничной композиции  Использование преимущественно одностороннего сияния  Практическое задание 1. Построить шестилепестковую розетту. 2. Оформить геометрическим орнаментом крышку шкатулки. Тестовые задания по теме  «Промыслы родного края. Резьба как народный промысел». 1. Перечисли виды резьбы по дереву. 2. Назови особенности резьбы родного края. 3. Перечисли характерные особенности геометрической резьбы. 4. Перечисли виды народных промыслов, существовавших на Ямале. Какие из них  существую на данный момент? 5. Почему резьба является видом народного промысла? 6. Считаете ли вы, что резьба как род занятия популярна и в настоящее время? Почему? 7. Тестовые задания по теме «Организация рабочего места резчика по дереву». 1. Перечислите инструмент резчика по дереву. 2. Перечисли, чем должно быть оборудовано рабочее место резчика по дереву. 3. Практическое задание: выполнить правку ножа – косяка. 4. Рассказать безопасные приёмы работы с режущим инструментом, продемонстрировать  на заготовке. 5. Как вы считаете, от чего зависит угол заточки ножа – косяка? Задания по материаловедению 25 1.Назови породы древесины: хвойные                                                    лиственные 2. Из чего состоит дерево? (видно при разрезе ствола). 3. Что можно узнать по годичным кольцам ствола? 4. Перечисли разрезы ствола: а).                                                     б).                                                     в). 5. Продолжи фразу:  «Текстура древесины ­ это….» 6. Перечисли пороки древесины.          Алгоритм для самоконтроля 1. Глубина резных элементов должна быть одинакова. 2. Не должно быть зарезов. 26 Приложение 3 3. Не должно быть сколов. 4. Срез должен быть гладким и ровным. 5. Резные элементы не должны выходить за границы рисунка. 27

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)

Учебная программа кружковой работы по курсу  « Художественная обработка древесины» (по ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017