Учебная рабочая программа 6 класс биология
Оценка 4.8

Учебная рабочая программа 6 класс биология

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
11.11.2018
Учебная рабочая программа 6 класс биология
Учебная рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, 1 сборник, - М.: ВЛАДОС, 2011г. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Обучение проводится по учебнику для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология. Неживая природа.» А.И. Никишев, с грифом «Допущено МО РФ», М.:Просвещение, 2011 г.
биология 6 класс 1 час.docx

                             Пояснительная записка.

   Учебная рабочая программа по биологии  для 6 класса  составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, 1 сборник, - М.: ВЛАДОС, 2011г. 

   Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Обучение  проводится по учебнику для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  «Биология. Неживая природа.» А.И. Никишев,  с  грифом «Допущено МО РФ», М.:Просвещение, 2011 г.

 Цель уроков биологии:

- изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о   неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.

Задачи:

-  сообщить  обучающимся знания об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

-  формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

- провести  экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;

- привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

          Преподавание биологии в 6 классе  направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с  неживой природой   необходимо развивать у обучающихся  наблюдательность,  речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на нее.

  В 6 классе учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды.

   Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней , воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

  Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

  Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

  Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Академический компонент редуцируется здесь до полезных обучающимся  академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития их жизненной компетенции за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

    Учащиеся  должны научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов. Овладевать знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Полученные  знания помогут учащимся лучше понимать  отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль биологии.

  Методы и формы организации учебного процесса:

    Индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы- подсказки.

     Особое внимание при изучении курса уделяется познавательной активности обучающихся, формированию мотивации к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: "А.И.Никишова, Н.И.Арсиневич "Естествознание. Неживая природа". В тетрадь включены вопросы и задания ориентированные на воспроизведение усвоенного материала.

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока-зачёта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, в том числе проведение практических работ; экскурсий.

      В содержание некоторых разделов программы включен региональный компонент. Для того, чтобы обучающиеся лучше знали особенности: природы, животных, культуры населения Кузбасса. Данной программой предусмотрено изучение материала краеведческой направленности. Изучение содержания краеведческой направленности осуществляется в рамках следующих тем:

      1. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Загрязнение воды в Кемеровской области.

      2. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Загрязнение воздуха в Кемеровской области.

     3. Полезные ископаемые и  их значение. Полезные ископаемые Кемеровской области.

      4. Основное свойство почвы – плодородие. Типы почв Кемеровской области: название и краткая характеристика.

      5. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы в Кемеровской области, и пути их решения.

    Номенклатура учебного оборудования по биологии определяется стандартами школьного биологического образования. Оснащенность учебного процесса, материально-техническая база кабинета биологии позволяет выполнять лабораторные и практические работы, предусмотренные данной программой.

      Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  практических работ, итоговый контроль по изученным темам осуществляется в форме тестирования в конце четверти, года.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по биологии

 

 

Наименование разделов и тем

 

Всего часов

В том числе

Экскурсии, практические работы, проведение опытов

Тестиро-    вание.

 

1.

 

 Введение

 

2

 

 

 

 

 

2.

 

Вода

 

7

Пр.р.№1 Пр.р.№2  Оп.№1, Оп.№2,Оп.№3, Оп.№4, Оп.№5

 

 

 

3.

Воздух

8

Пр.р.№3,  Оп.№1, Оп.№2, Оп.№3, Оп.№4, Оп.№5

 

4.

Полезные ископаемые

10

Оп.№1, Оп.№2, Пр.р.№4, Экс.№1, Экс.№2

 

5.

Почвы

5

Оп.№1, Оп.№2, Оп.№3, Оп.№4, Пр.р.№5,        Экс. №3

Тест№3

6.

 Практическая работа  на участке

1

Пр.р.№6.

 

7.

Повторение

1

 

 

 

итого

 

34

 

 


                   Календарно – тематическое планирование

по биологии 6 класс

 

 

Содержание учебного материала

Количество часов

Примерные сроки обучения

Коррекция 

I.

Введение

2

 

 

1.

1.Природа живая и неживая. Предмет и явления неживой природы, их изменения. Для чего нужно изучать неживую природу.

1

 

 

2.

 2. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей -  в газы.  Твердые тела, жидкости и газы.

1

 

 

II.

Вода

7

 

 

3.

1.Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Практическая работа 1: «Измерение температуры питьевой холодной, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей»

1

 

 

4.

2. Свойство воды: «Непостоянство формы и текучесть». Практическая работа 2: «Определение текучести воды».

1

 

 

5.

3. Свойство воды: «Расширение при нагревании и  сжатие при охлаждении».                      Демонстрация опыта №1. Свойство воды: «Расширение  при замерзании». Демонстрация опыта №2

1

 

 

6.

4 . Растворы в быту(стиральные , питьевые). Демонстрация опыта №3: «Растворение соли, сахара и марганцового калия в воде».

1

 

 

7.

5. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Демонстрация опыта

№ 4: «Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды»

1

 

 

8.

6. Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве. Использование воды в быту. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

1

 

 

9.

7. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Загрязнение воды в Кемеровской области.

1

 

 

III.

Воздух

8

 

 

10.

1.Что такое воздух? Его свойства. Прозрачный, бесцветный. Демонстрация опыта №1.   

Свойства воздуха: занимает место. Демонстрация опыта №2 «Обнаружение воздуха в пористых телах»

1

 

 

11.

2. Свойство воздуха: Упругость. Использование упругости воздуха. Демонстрация опыта №3

1

 

 

12.

3. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Демонстрация опыта № 4.

1

 

 

13.

4. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый – холодный опускается вниз. Практическая работа3. Движение воздуха. Практическая работа:

« Наблюдение за отклонением пламени свечи»

1

 

 

14.

5. Состав воздуха. Кислород, углекислый газ, азот. Кислород и его свойства поддерживать горение. 

1

 

 

15.

 

6. Углекислый газ и его свойства не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

1

 

 

16.

7. Значение кислорода для дыхания растений, животных, человека. Применение кислорода в медицине.

1

 

 

17.

8. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Загрязнение воздуха в Кемеровской области.

1

 

 

IV

Полезные ископаемые

10

 

 

18.

 1.Полезные ископаемые и  их значение. Полезные ископаемые Кемеровской области.

1

 

 

19.

2.Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит, известняк, песок, глина.

1

 

 

20.

3. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства. Образование торфа, добыча и использование.

1

 

 

21.

4. Каменный уголь. Внешний вид и свойства цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость.  Добыча и использование. Демонстрация опыта №1: «Определение хрупкости каменного угля»

1

 

 

22.

5. Нефть. Внешний вид и свойства цвет, запах, текучесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти. Природный газ. Свойства газа, бесцветный, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

1

 

 

23.

6. Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений.

1

 

 

24.

7. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железные и медные руды и др.), их внешний вид и свойства.

1

 

 

25.

8. Железная руда. Внешний вид и свойства.

1

 

 

26.

9. Медная и алюминиевая руды. Внешний вид и свойства. Медь, олово, алюминий. Практическая работа4 «Распознавание цветных и черных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов».

1

 

 

27.

10. Черные металлы. Их свойства и получение. Чугун. Сталь. Изделия из этих металлов.

1

 

 

  V.

Почва.

5

 

 

28.

1.Почва – верхний плодородный слой земли. Как образуется почва.  Состав почвы. Демонстрация опыта №1.

1

 

 

29.

2.Минеральная и органическая часть почвы. Перегной-органическая часть почвы.

1

 

 

30.

3.Глина, песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. Демонстрация опыта № 2,3 Практическая работа5 «Различение песчаных и глинистых почв».

1

 

 

31.

4. Основное свойство почвы – плодородие. Типы почв Кемеровской области: название и краткая характеристика.

1

 

 

32.

5. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы в Кемеровской области, и пути их решения.

1

 

 

VI.

Практические работы

1

 

 

33.

Практические работы «Обработка почвы на пришкольном участке».

1

 

 

VII.

Повторение.

1

 

 

34

Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва.

1

 

 


Содержание курса биологии в 6  классе

Введение (2 ч)

Природа

  Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при роды, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода (7 ч)

  Вода в природе.  Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры- градус.

Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзание. Учет и использование этих свойств воды человеком. 

 Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода.  Очистка мутной воды. Питьевая вода.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

Растворение соли, сахара в воде.

Очистка мутной воды.

Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практическая работа:

Определение текучести воды.

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух (8 ч.)

  Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.

  Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

   Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

   Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

   Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

    Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

 Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

 Объем воздуха в какой-либо емкости.

Упругость воздуха.

Воздух — плохой проводник тепла.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).    Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемы (10 ч)

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие  полезные  ископаемые

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов.

 Железная и медная руды . Их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

Определение растворимости калийной соли.

Определение некоторых свойств  черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Почва (5 ч)

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Виды почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы; пути их решения.

Демонстрация опытов:

Выделение воздуха и воды из почвы.

Обнаружение в почве песка и глины.

Выпаривание минеральных  веществ из водной вытяжки.

Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы:

Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на

школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование

лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и

кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Повторение.(1ч)

 

Межпредметные связи:  география, ОБЖ.

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию

Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока-зачёта

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока-зачёта

Тематическое планирование по биологии №

Тематическое планирование по биологии №

Календарно – тематическое планирование по биологии 6 класс №

Календарно – тематическое планирование по биологии 6 класс №

Свойство воды: «Расширение при замерзании»

Свойство воды: «Расширение при замерзании»

Свойство воздуха: Упругость. Использование упругости воздуха

Свойство воздуха: Упругость. Использование упругости воздуха

Загрязнение воздуха в Кемеровской области

Загрязнение воздуха в Кемеровской области

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железные и медные руды и др

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железные и медные руды и др

Основное свойство почвы – плодородие

Основное свойство почвы – плодородие

Содержание курса биологии в 6 классе

Содержание курса биологии в 6 классе

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва)

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва)

Почва (5 ч) Почва — верхний и плодородный слой земли

Почва (5 ч) Почва — верхний и плодородный слой земли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018