Учебная рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, 1 сборник, - М: ВЛАДОС, 2011г.
Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю. Обучение проводится по учебнику для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.А.Клепина Биология. Растения, бактерии, грибы, с грифом «Допущено МО РФ», М.:Просвещение, 2006 г.
биология 7 класс 1 час.docx
Пояснительная записка.
Учебная рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида/ под редакцией В.В. Воронковой, 1 сборник, М: ВЛАДОС, 2011г.
Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю. Обучение
проводится по учебнику для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида З.А.Клепина Биология. Растения,
бактерии, грибы, с грифом «Допущено МО РФ», М.:Просвещение, 2006 г.
Цель уроков биологии:
изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о
растениях, бактериях, грибах, формирование представления о мире, который
окружает человека.
Задачи:
сообщить учащимся знания о строении и жизни растений,
формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь,
снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений.
провести экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как
комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного
отношения к природе;
первоначально ознакомить с приемами выращивания некоторых растений
(комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья
человека.
Преподавание биологии в 7 классе направлено на коррекцию недостатков
интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с растениями,
бактериями, грибами необходимо развивать у обучающихся наблюдательность,
речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинноследственные связи,
взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на нее.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со
знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими
знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и , на
которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем
живым организмам. Затем можно изучить бактерии и закончить курс 7 класса
знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями
усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы,
классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение
наиболее распространенных и большей частью уже
известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких
признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать .
Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней , воспитывают
отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.
Учебная программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей
познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному
развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта
для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной
программы.
Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом
уровне и содержании образования обусловливает важность разработки
дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который
даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ;
гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей.
Учащиеся должны научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и
обобщать, устанавливать несложные причинноследственные связи в природе и
взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет
большое значение для коррекции недостатков психофизического развития
школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.
Полученные знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к
природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и
стремиться охранять. Овладевать знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,
значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это
обусловит значительную воспитательную роль биологии.
Методы и формы организации учебного процесса:
Индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации,
практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету
поразному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные
средства обучения, таблицы подсказки. Особое внимание при изучении курса
уделяется познавательной активности обучающихся, формированию мотивации
к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно
познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной
основе: "З.А.Клепинина, В.С. Капралова Рабочая тетрадь по естествознанию". В тетрадь включены вопросы и задания ориентированные на воспроизведение
усвоенного материала.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих
уроков, урока – экскурсии, уроказачёта. Используется фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах, в том числе проведение практических
работ; экскурсий.
В содержание некоторых разделов программы включен региональный
компонент. Для того, чтобы обучающиеся лучше знали особенности: природы,
животных, культуры населения Кузбасса. Данной программой предусмотрено
изучение материала краеведческой направленности. Изучение содержания
краеведческой направленности осуществляется в рамках следующих тем:
1.Пшеница. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве Кемеровской области.
2. Рожь. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве Кемеровской области.
3. Ячмень. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве Кемеровской области.
4.Овес. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве Кемеровской области.
5.Кукуруза. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве Кемеровской области.
6. Вишня. Особенности размножения. Созревание плодов и ягод, их уборка и
использование. Использование вишни в городе Осинники.
7.Агротехническое выращивания подсолнечника в Кемеровской области.
Использование человеком.
8. Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания
папоротника в Кемеровской области.
9. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов в
Кемеровской области. Торфяной мох и образование торфа.
10.Охрана растительного мира в Кемеровской области.
Номенклатура учебного оборудования по биологии определяется
стандартами школьного биологического образования. Оснащенность учебного
процесса, материальнотехническая база кабинета биологии позволяет
выполнять лабораторные и практические работы, предусмотренные данной
программой. Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в
форме устного опроса, практических работ, итоговый контроль по изученным
темам осуществляется в форме тестирования в конце четверти, года. Тематическое планирование
по биологии
№
I
II
Наименование
разделов и тем
Введение
Общее знакомство с цветковыми
растениями.
Подземные и наземные органы
цветкового растения.
Корни и корневые системы.
Стебель.
Лист.
Цветок.
Строение семени.
Растение – целостный организм.
III Многообразие цветковых растений
(покрытосеменных).
Однодольные.
Злаки.
Лилейные.
Практическая работа.
Двудольные.
Пасленовые.
Бобовые.
Розоцветные.
Сложноцветные.
Практическая работа
Кол
ичес
тво
часо
в
1
8
1
1
1
2
1
1
1
15
3
2
1
3
2
2
3
1
В том числе
Тестиро
вание.
Экскурсии,
практически
е работы,
проведение
опытов
Пр.р.№1
Тест№1
Оп.№1, Оп.
№2,
Оп.№3,
Пр.р №2
Пр.р.№3,
Пр.р.№4,
Пр.р.№5
Тест№2
Пр.р.№6
Пр.р.№7
Пр.р.№8
Тест№3
Пр.р.№9 IV Многообразие бесцветковых растений.
Голосеменные.
Папоротники.
Мхи.
Охрана растительного мира.
Бактерии.
Грибы.
V
VI
VII. Практические работы.
VIII Экскурсия.
IX
Повторение.
итого
4
1
1
1
1
1
2
1
1
1
34
Пр.р.№ 10,
Пр.р.№ 11,
Пр.р.№ 12,
Тест№4 Календарно – тематическое планирование
по биологии
№
Содержание учебного материала
Количе
ство
часов
Корр
екци
я
Прим
ерные
сроки
обуче
ния
Введение
I.
1. Цветковые и бесцветковые растения.
Значение растений в природе.
II. Общее знакомство с цветковыми
растениями.
2. Общее понятие об органах цветкового
растения (на примере растения, цветущего
осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Практическая работа № 1 :«Органы
цветкового растения».
Подземные и надземные органы
цветкового растения.
Корни и корневые системы.
Разнообразие корней. Корневые системы
(стержневая и мочковатая). Строение корня.
Корневые волоски. Значение корня в жизни
растения. Видоизменения корней (корнеплод
и корнеклубень).
Стебель.
Строение стебля на примере липы.
Передвижение в стебле воды и минеральных
солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля
в жизни растения.
Лист.
Внешнее строение листа (листовая пластинка,
черешок). Жилкование. Листья простые и
сложные.
Дыхание растений. Листопад и его значение.
Значение листьев в жизни растений.
Цветок.
Строение цветка (на примере цветка вишни).
Практическая работа: «Строение цветка».
3.
4.
5.
6.
7.
1
1
8
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1 Понятие о соцветиях (зонтик, колос,
корзинка). Опыление цветков.
Оплодотворение. Образование плодов и
семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Строение семени.
Строение семени (на примере фасоли и
пшеницы). Практическая работа:
«Определение строение семени с двумя
семядолями (фасоль)», «определение семени
с одной семядолей (пшеница)».
Распространение семян.
Растение – целостный организм.
Растение – целостный организм (взаимосвязь
всех органов и всего растительного организма
со средой обитания).
8.
9.
III. Многообразие цветковых растений
(покрытосеменных).
Однодольные растения.
Злаки.
10. Пшеница. Особенности внешнего строения
11.
(корневая система, стебель, листья, соцветия).
Выращивание: посев, уход, уборка.
Использование в народном хозяйстве
Кемеровской области.
Рожь. Ячмень. Особенности внешнего
строения (корневая система, стебель, листья,
соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка.
Использование в народном хозяйстве
Кемеровской области.
12. Овес. Кукуруза. Особенности внешнего
строения (корневая система, стебель, листья,
соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка.
Использование в народном хозяйстве
Кемеровской области.
Лилейные.
13. Лук. Чеснок. Общая характеристика (цветок,
лист, луковица, корневище). Выращивание:
посев, уход, уборка. Использование
человеком.
Практическая работа: «Перевалка и
пересадка комнатных растений».
14.
1
1
1
1
15
3
1
1
1
2
1
1 Двудольные растения.
Пасленовые.
15. Картофель. Практическая работа: «Строение
клубня картофеля».
16. Томатпомидор.
17. Петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые.
Горох. Бобы.
18.
19. Клевер, люпин – кормовые травы.
Розоцветные.
20. Яблоня. Груша. Особенности размножения.
Созревание плодов и ягод, их уборка и
использование.
21. Вишня. Малина.Особенности размножения.
Созревание плодов и ягод, их уборка и
использование. Использование вишни в городе
Осинники.
Сложноцветные.
22. Подсолнечник. Особенности внешнего
строения сложноцветных.
23. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные
растения. Маргаритка. Георгин.
24. Практическая работа: «Выращивание
рассады».
IV. Многообразие бесцветковых растений.
Голосеменные.
25. Сосна – хвойное дерево. Ель хвойное дерево.
Отличие от лиственных деревьев.
Особенности ее размножения.
Папоротники.
26. Папоротники. Многолетние травянистые
растения. Места произрастания папоротника
в Кемеровской области.
Мхи.
27. Понятие о мхе как многолетнем растении.
Места произрастания мхов в Кемеровской
области. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
28. Охрана растительного мира. Охрана
растительного мира в Кемеровской области.
V. Бактерии.
3
1
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1 29. Бактерии. Общее понятие. Значение в
природе и жизни человека.
VI. Грибы.
30. Строение шляпочного гриба: плодовое тело,
31.
грибница.
Грибы съедобные и ядовитые, их
распознавание. Правила сбора и обработки
съедобных грибов.
VII. Практические работы.
32. Практическая работа «Уборка прошлогодней
листвы».
VIII. Экскурсия.
33. Экскурсия «Весенняя работа в
саду».
IX. Повторение.
34. Повторение.
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1 Содержание курса «Биология» 7 класс
Введение (1ч.)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения.
Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями. (8 ч)
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения,
цветущего осенью): Цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы
(стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение
корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и
минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование.
Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа
органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды
листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его
значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях
(зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование
плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Распространения семян.
Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести
семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего
растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов: 1. Испарение воды листьями.
2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение
углекислого газа в темноте).
З. Образование крахмала в листьях на свету.
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
5. Условия, необходимые для прорастания семян.
Практические работы:
Лабораторные работы.
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
З. определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).
4. Строение семени с одной семядолей (пшеница).
5.Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (15 ч).
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и
двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян,
корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза Особенности внешнего
строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве.
Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика
(цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход,
уборка. Использование человеком.
Цветочнодекоративные лилейные открытого и закрытого грунтов
(хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
1.Перевалка и пересадка комнатных растений.
2.Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томатпомидор (баклажан, перец — для южных
районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин —
кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника
(персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения
яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их
уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние
цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин —
многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных.
Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
1. Строение клубня картофеля.
2. Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений. (4 ч.)
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных
деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания
папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов.
Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии (1 ч)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2 ч).
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы (1 ч):
1. Вскапывание приствольных кругов на школьном учебноопытном участке ;
2. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
3. Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия (1ч):
Весенние работы в саду.
Повторение (1ч)
Межпредметные связи: география, сбо.
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Учебная рабочая программа 7 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.