Введение
Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование интеллектуальной и творческой личности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность темы исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие нового подхода к решению более сложных задач. В связи с этим возрастают потребности общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы.
Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании методики формирования опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся при обучении географии, а также установлении условий эффективности реализации данной методики.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся при обучении курса географии.
Предметом исследования является методика формирования опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся при обучении географии.
В соответствии с намеченной целью, были поставлены следующие задачи исследования:
- Проанализировать состояние проблемы формирования опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся в психолого-педагогической и методической литературе, практике школьного обучения.
- Выявить психолого-педагогические особенности и возможности формирования опыта интеллектуальной и творческой деятельности у подростков.
- Выделить систему компонентов опыта интеллектуальной и творческой деятельности, формируемых при обучении курсу географии.
- Разработать комплекс проблемных и творческих заданий, обеспечивающих усвоение опыта творчества.
- Разработать модель проектной деятельности учащихся, направленной на формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности.
- Разработать и теоретически обосновать методику формирования опыта интеллектуальной и творческой деятельности учащихся при обучении географии.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
теоретические: анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по начальному курсу географии;
эмпирические: систематические прямые и косвенные наблюдения в школе; интервьюирование, собеседование, анкетирование, опрос; педагогический эксперимент; обобщение передового педагогического опыта;
статистические: математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.
1. Интеллектуальная и творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.
Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.
Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников.
Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов).
1.1 Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыту творческой деятельности.
Творчество рассматривается как способ познания. Обучение же учащихся способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.
Отечественные дидакты рассматривают творчество как часть индивидуального социального опыта деятельности личности, который является специфичным для каждого ученика (опыт художественного, музыкального и других видов творчества). При обучении предметам естественнонаучного цикла можно выделить опыт учебного научного творчества.
Содержание начального курса возможностями обучения школьников измерения рейтинга школьного предмета «География» (6-11 класс) показали, что пик познавательного интереса приходится на 6 класс, начальный курс географии. Повышенный интерес учащихся к новому предмету вполне закономерен, он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего геопространства, совпадая по времени с началом подросткового периода, кроме того, во многих научных работах (И.П. Волков, Н.С. Лейтес, Ю.П. Саламатов и другие) отмечается, что от старшеклассников можно добиться высоких результатов в любой области деятельности только в том случае, если мы не позже 5-6 класса (младший подростковый возраст) сумеем заложить в формирование личности творческое начало. Многие психологи рассматривают возраст 12-13 лет как решающий в развитии личности в целом.
Изучение современного состояния преподавания географии в практике школы показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль развития интеллектуальных и творческих способностей недооценивается. Следовательно, имеет место противоречие между необходимостью формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения географии - с одной стороны, и состоянием проблемы в практике школьного обучения - с другой стороны.
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход, теория деятельности, теория развития познавательных процессов и способностей, труды классиков психологии и педагогики по проблеме развития творческих способностей учащихся и формированию творческой личности. Ведущими теоретическими положениями стали: теория личностно-деятельностного подхода к анализу исследуемой проблемы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина); теоретические представления о роли творчества в формировании и развитии личности (В.И. Андреев, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев); теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер); концептуальные идеи об опыте как результате практической деятельности, его органической связью с творчеством (И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин); синтез идей проблемно-развивающего обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Н.Е. Кузнецова и др.); положение о выделении в индивидуальном социальном опыте деятельности учащихся опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер), положение об индивидуализации формирования у учащихся опыта творческой деятельности (П.А. Оржековский, В.Г. Разумовский), концепции гуманизации и экологизации общего естественнонаучного образования (Н.М. Александрова, С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, П.В. Станкевич и др.).
В исследовании также учитывались дидактические и методические основы содержания и процесса обучения школьной географии (И.И. Баринова, С.В. Васильев, Т.П. Герасимова, А.В. Даринский, И.В. Душина, Т.С. Комиссарова, О.В. Крылова, Н.А. Максимов, Т.И. Немцева, В.В. Николина, Л.М. Панчешникова, Г.А. Понурова, В.Б. Пятунин, В.И. Сиротин, В.П. Сухов, В.Д. Сухорукое, Д.П. Финаров, ЕЛ. Чернихова, В.А. Щенев и др.).
1.2 Совместная интеллектуально-творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества - создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий.
При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые качества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и статуса в команде.
Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово-деятельностными). Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, самопонимание, тревожность и креативность лидера.
Тема направленного влияния на развитие творческих процессов привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых. В настоящее время «все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества».
Осуществляя задание творческой деятельности подростков в школе, предполагают формирование таких способностей, которые являются общими для различных предметных областей. Действительно, природа творческой деятельности, творчества, «креативности» «одинакова как для естественных, так и для гуманитарных направлений, что позволяет переносить творческие способности с одного материала на другой, в отличие от переноса способов исследования из одной предметной области в другую, поскольку материал различных наук будет сопротивляться. Естественнонаучные исследования, гуманитарные исследования, математические исследования имеют свою особую специфику. Также специфика исследований в науках, где объектом выступает некоторая норма деятельности или отношений, например, педагогическая наука, отлична от исследований вышеперечисленных наук: отношения в математике не тождественны отношениям в педагогике, хотя и имеют в определенном масштабе сходство.
Рассмотрим существенные характеристики творческой деятельности подростка, которые должны быть представлены в образовательном пространстве основной школы, и те способности, которые формируются в соответствии с той или иной характеристикой: Многообразие и «событийный» характер возникновения творческого действия подростка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других».
Особая эмоциональная атмосфера творчества в отношениях класса и наличие эмоциональной вовлеченности подростка в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в классе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена (1959),- «принятие подростками друг друга и стимулирование деятельности друг друга». Дальнейшие «исследования ученых показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения действительно блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. Открытие подростком чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, переоткрытие какого-либо знания самим подростком или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Подросток начинает ощущать себя «творцом, автором определенного открытия в предмете, что позволяет ему реализовать интерес в определенной предметной области, либо приобрести интерес к определенной предметной области. Творчество «случается», порой трудно обнаружить логическое обоснование причин возникновения творческого действия, творческое действие часто не имеет оснований.
Чтобы спровоцировать творческую деятельность у подростка, необходимо знать условия системы ее возникновения:
Открытость обучения предмету - понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Открытость обучения позволяет задать четвертую, выделенную нами, характеристику творческой деятельности, а именно возможность открытия подростком чего-то нового в освоении предмета, а также способствует формированию способности к осуществлению ответственного выбора подростка.
Определенная поляризация образовательного пространства класса - предполагающая наличие различных подпространств общения подростков с взрослым (как социального, так и предметного), позволяющем создать, с одной стороны, особую эмоциональную атмосферу (третья характеристика творчества) отношения к предметам в классе, с другой стороны, представляет различное предметное видение действительности разными взрослыми, например, ведущим предметного клуба, ученым - исследователем, учителем - предметником (четвертая характеристика творчества).
Построение подростком совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности - оставление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения подростком индивидуального маршрута. Демонстрация подростками продуктов собственной творческой деятельности.
Данное условие соответствует второй и первой характеристикам творческой деятельности (многообразие и событийный характер творческого действия и институционализированность).
Построение подростком индивидуальной образовательной траектории в процессе осуществления той или иной деятельности адекватно целям современной основной школы. В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов, то есть на репродуктивных способах деятельности учащихся.
Часто большинство учащихся классической системы образования, хорошо успевающие в школе, оказываются в ситуации растерянности и даже сопротивления, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей, предполагающих применение продуктивных, творческих способов деятельности.
Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие - процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.
Коллективная творческая деятельность. Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.
Технология коллективной интеллектуальной и творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).
В технологии коллективного творческого воспитания имеют значение такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.
Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств:
Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию - рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.
Вторая стадия - коллективное планирование.
Третья стадия - коллективная подготовка КТД.
Четвертая стадия - проведение коллективно-творческого дела.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов.
Шестая стадия - ближайшее последействие.
Рассмотрим подробнее общий алгоритм проведения КТД:
этап. Предварительная работа учителя.
На этом этапе определяются педагогические задачи (воспитательные, развивающие, образовательные) предстоящего КТД., его место в общей системе воспитательной работы с коллективом. Будет ли оно продолжением, завершением уже осуществляемого или положит начало решению новой педагогической задачи. Продумывается общая идея, замысел дела, различные варианты проведения КТД.
Создается примерный "образ" будущего дела, продумываются все последующие организаторские действия.
этап. Коллективное планирование и выборы совета дела.
На этом этапе каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД. Коллективное планирование может состояться на общем собрании, сборе. Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в необходимости и пользе дела и взрослых, и воспитанников. Педагог сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи и критикует, ставит дополнительные задачи "на размышление". Выбирается Совет дела, определяются задания микрогруппам, отдельным учащимся.
Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.
этап. Коллективная подготовка.
Сообща составленный проект уточняется и конкретизируется сначала Советом дела вместе с педагогом, а затем передаётся на обсуждение в микрогруппы, которые планируют своё поручение и начинают работу по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А в целом получается общее дело.
Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.
Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая нужное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие- то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.
этап. Проведение КТД. ( Содержание и методика КТД зависят от темы, целей, его формы: деловая игра, трудовой десант, ярмарка солидарности и др.).
Стадия проведения КТД - это итог работы, проделанной при его подготовке. На этом этапе педагогу важно обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.
этап. Подведение итогов. Коллективный анализ дела.
Задача взрослого - помочь детям дать адекватную оценку проведённому КТД и самооценку. При этом педагог опирается на положительный опыт, который приобрели ребята в процессе подготовки и проведения КТД, вновь по-товарищески убеждает ребят в необходимости дальнейшей работы по улучшению их самих, школы, окружающей жизни.
Коллективно анализируя и оценивая сделанное, ребята приучаются выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Они учатся вырабатывать общественное мнение и создавать добрые традиции.
этап. Ближайшее последствие.
Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовки, проведении и обсуждении КТД.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества - создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий. Продуктом совместно творческой деятельности может быть уникальное событие сравнимое с матчем в футболе, действием в театре, совместной импровизацией в джазе, операциях в спецназе, деятельностью проектных команд и т.д.
При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые качества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и статуса в команде.
Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово - деятельностными). Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, самопонимание, тревожность и креативность лидера.
В человеческой практике совместная творческая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации ;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Творческой деятельности присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
наличие прямых или косвенных правил.
В структуру коллективной творческой деятельности органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений старших школьников в творческой деятельности ясно, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития личности. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников старшего школьного возраста.
Совместная творческая деятельность в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.
2. Методы и приемы формирования интеллектуально-творческих способностей у
обучающихся.
Как же организовать работу, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Вопрос, который задаёт себе каждый настоящий УЧИТЕЛЬ, учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.
В последнее время очень много говорится о том, каким должно быть современное обучение. Основная цель школы сегодня - обучение, ориентированное на развитие. А творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в ученике. К тому же обращение к творчеству является одним из способов найти себя.
Одна из основных проблем, возникающих в последнее время - часто встречающаяся неспособность ребенка самостоятельно заявить себя, и нередки случаи, когда способный ребенок остается в тени, а порой и потерянным в жизни. Тем более, что необходимо учесть и негативное влияние социума на образовательную ситуацию сегодня. Определяющую роль здесь играет в первую очередь низкий образовательный и культурный уровень значительной части населения, малообеспеченность многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания. Большая часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая это на школу. Тем большая часть ответственности за ребенка ложится на учителя. Именно он должен помочь найти ориентиры в жизни.
Обращение к творчеству помогает пробудить в детях в наше достаточно жесткое время добрые чувства, обратиться к общечеловеческим ценностям.
Педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер.
Деятельность людей в различных сферах духовного и материального производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий.
В воспроизводящей деятельности люди, как правило, ничего существенно нового в процесс создания ценностей не вносят, а лишь повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и образцам.
В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят качественные изменения, как в характере, так и в продукции труда.
Одно дело скопировать ту или иную картину, и другое – ее создать. Одно дело овладеть той или иной теорией и другое – внести в эту теорию что-то новое, в науке еще неизвестное.
Нечто подобное наблюдается и в обучении. Учащиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебнике. Пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые я им предлагаю, но могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных вопросов, приобщаться к простейшим исследованиям. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй – творческим.
Основное отличие интеллектуально-творческой деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их сужений, выводов и способов деятельности.
Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике.
Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом».
Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребенка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная личность. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность школьников.
Одним из примеров развития интереса к уроку географии и творческого подхода к выполнению проектной работы я предлагаю следующий материал.
2.1 Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта интеллектуально-творческой деятельности учащихся.
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения можно использовать в изучении предмета, и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)
Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).
По доминирующей деятельности:
информационно- познавательные,
игровые,
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные (прикладные).
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
2.1.1 Учебные проекты по географии.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно.
Умение сотрудничать и работать в группе и другие, все это в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся. Вот уже на протяжении нескольких лет в МБОУ Луговской ООШ используется в работе проектный метод обучения на уроках. Я тоже уже не первый год широко применяю метод проектов на своих уроках. За это время сложилась некая система работы в проекте.
Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности, например краеведческий проект «Село мое родное», приуроченный к 350-летию села Луговое. В процессе работы учащиеся школы выполняют все виды проектов, но некоторые виды проектов учащимися выбираются редко, например – ролевые. Отчасти это происходит из-за того, что такие проекты затратные по времени, а отчасти из-за того, что такой проект под силу достаточно большой по численности группе (5-7 человек) и организовать совместную работу ребятам сложно, особенно в старших классах, хотя такой серьезный проект как раз ориентирован в большей степени именно на старшеклассников. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов и предлагается им сделать творческий проект - например, написать сказку “Путешествие маленькой капельки” о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их.
Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической и краеведческой направленностями.
Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди открывали мир" для 7 класса; выполнен совместный проект с учениками 9 класса "Типы сельского расселение населения", «Население Поволжья» для 8 класса.
Опыт показывает, что постоянно выполняя учебные проекты группами в 5-6 классах, к 7-8- му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над персональными проектами. Здесь учитель выполняет роль консультанта, источника информации, вдохновителя.
Исследовательские проекты.
Создание картографического проекта на основе художественного описания.
Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без учета фактора искусства, особенно литературы. Появляются работы, анализирующие русскую и иностранную литературу с географической точки зрения. Какие же произведения попадают в поле зрения географов? В первую очередь формирующие наши географические чувства и представления или картины мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.
Пример 1. "По следам доктора Айболита", "В поисках капитана Гранта". На основе сюжета сказки К.И. Чуковского мы ограничились решением частной задачи - реконструкцией маршрута Айболита. В ходе анализа, синтеза романа Ж. Верна - составить маршрут кругосветного путешествия. В 7 классе на основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изучался маршрут поэта. А.С.Пушкин в 1833 году отправился по местам народного восстания в Поволжье и Оренбуржье. Задачами проектов было определить начальный и конечный пункты маршрутов. Обосновать свой выбор. Затем определить порядок прохождения отобранных объектов. Дать географический образ территории; рассчитать расстояние, время путешествия. После этого необходимо представить маршруты графически: нанести на карту маршрут. Продумать, как можно презентовать маршрут.
Пример 2. Проекты по географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером.
В 6 классе детям интересен проект на основе сюжета сказки «Гуси – лебеди». Составляют план местности, в которой происходило действие сказки. Вспомните, какие сказочные объекты встретила на своем пути за братом сестрица Аленушка? Наносят их на план условными знаками в той последовательности, в которой они представлены в сказке. Наносят на план все объекты, которые могли окружать Аленушку – для этого необходимо вспомнить, по какой местности шла Аленушка, пересекала ли она лес, реку и т.д. План необходимо сориентировать по сторонам горизонта и выполнить в масштабе, определив при этом длину пути Аленушки и азимуты ее движения.
Также в 6 классе предлагаю на выбор на основе сюжета сказки «Три поросенка» составить план местности, в которой происходило действие сказки. Для этого вспомнить, из каких материалов поросята строили свои домики? Можно ли предположить, что домик, построенный из веток находился в лесу, а домик из соломы – в поле? Изображают на плане возможное расположение домиков поросят и окружающей их местности. План необходимо сориентировать по сторонам горизонта и выполнить в масштабе, определив при этом расстояния между домиками и азимуты движения от домика из соломы к домику из веток и от домика из веток к домику из камней.
Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации. Проект в 9 классе, при изучении темы «Поволжье». Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача – разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту.
Прежде всего необходимо выбрать объекты, которые Вы хотите показать в процессе экскурсии (были выбраны: памятник герою Советского союза М.П. Хваткову, школьный музей, заново построенная часовня на месте разрушенной церкви), определить начальный и конечный пункты маршрута. Ребята обосновали свой выбор. Затем определили порядок прохождения отобранных объектов. Используя план своего населенного пункта, необходимо определили направления и расстояния между пунктами маршрута.
После этого необходимо представили маршрут графически: нанесли на бумагу маршрут, соблюдая направления и расстояния между пунктами. Объекты экскурсии показали с помощью условных знаков. Подготовили описание маршрута.
Далее нужно продумать, как можно презентовать выбранный маршрут. Возможно Вы подготовите рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута и его схематическое изображение. Вполне возможно, что Вы сможете представить свой проект иначе – ведь от того насколько интересно и необычно Вы презентуете свой маршрут, зависит успех Вашей работы!
Пример 3. "Географические центры Азии". Индивидуальный проект ученика 7 класса. Цель - определить географические центры Европы, Азии; варианты проведения границы между Европой и Азией. Используя математические методы рассчитать географический центр г. Нытва. Работа используется при изучении материка Евразия.
Пример 4. Практико-ориентированный проект. "Построение карт. Картографические проекции". Какие математические проекции применяются при построении карт? Как отобразить на плоскости земной шар? Как построить сферическую модель земного шара?
Пример5. Информационные, познавательные проекты.
В 8 классе можно проводить конкурс презентаций по теме "Жемчужина Восточной Сибири - озеро Байкал". Перед учащимися ставится проблема: выяснить, в чем уникальность озера Байкал? Одновременно в ходе добычи, обработки информации учащиеся осваивали познавательные компоненты. Над проектом дети могут работать в группах и в одиночку. Результаты были удивительны.
Пример 6. Творческие, игровые проекты.
Традиционно в 7 классе можно проводить творческий отчет по теме "По странам Европы". Предполагаю свободную форму работы над проектами. Вариативность представления результатов различна: просмотр танцев, пробуем блюда национальной кухни, путешествуем по интересным местам. Для учащихся начальной школы 7-классники проводят увлекательную игру - путешествие "Орел и решка". Представленные проекты различаются по степени сложности, объему, могут применяться на уроках географии и во внеурочной работе. Многие из предложенных проектов полифункциональны, что позволяет их использовать в различных учебных ситуациях, при работе с различными возрастными категориями учащихся. Сами же представленные проекты могут быть использованы в процессе обучения географии.
Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
2.
2. Формирование интеллектуальных и творческих способностей через игровую деятельность.
Для формирования и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит лицеистам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Функции игровых технологий:
1. Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
3. Толерантное отношение к окружающим.
4. Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры
• Функция социализации.
Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
• Функция межнациональной коммуникации.
Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
• Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».
• Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
Используя игровые технологии в практике я:
- создаю комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками;
- создаю условия для воспитания детского коллектива;
- развиваю коммуникативные качества учащихся;
- формирую навыки коллективной работы, способствую внедрению в практику педагогики сотрудничества;
- исключаю неудовлетворительные оценки по предмету;
- расширяю кругозор, интеллектуальную и творческую деятельность;
- формирую определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
- воспитываю самостоятельность;
- развиваю внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
- развиваю воображение, фантазию, творческие способности;
- развиваю мотивацию учебной деятельности.
Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования ( кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. “В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли” ( А. С . Макаренко).
В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.
Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.
Цель географических игр прежде всего- учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.
Спектр целевых ориентаций игр:
1. Дидактические: расширение кругозора,
познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых
навыков.
2. Воспитывающие: воспитание
самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций,
нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
3. Развивающие: развитие внимания,
памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии,
воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения
находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
4. Социализирующие: приобщение к нормам и
ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,
саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Особенностью игровых технологий является то, что
вслед за дошкольным возрастом, где игровая деятельность является ведущей, все
следующие возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший
школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная,
старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют
игру, а продолжают включать ее в процесс.
В тоже время нужно учитывать, что в подростковом
возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного
мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии,
появление стихийных групповых игр; в старшем школьном возрасте является
нацеленность на самоутверждение перед обществом, эмоциональная окраска,
стремление к веселому в игре, ориентация на речевую деятельность.
В старшем школьном возрасте чаще используется -
«деловая игра» для решения комплексных задач усвоения нового материала,
закрепления материала, развития творческих способностей, формирования
общеучебных умений, такая игра дает возможность учащимся понять и изучить
учебный материал с различных позиций. Деловые игры можно подразделить на категории:
имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, «деловая драма». В
деловой игре присутствует этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры:
выступления «экспертов», обмен мнениями, защита учащимися своих решений и
выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает
ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на
сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального
лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
География как школьный предмет открывает учителю
широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета
позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная
от 6 класса и заканчивая 9 классом. Игры можно включать и в
урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на
экскурсиях в природу, школьных переменах.
Приведем некоторые примеры чаще всего
используемых географических игр:
1. «Географическая эстафета» - игра применяется
при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята,
отвечая, передают глобус или указку следующему для ответа ученику в своем ряду.
Таким образом, можно устроить соревнование между тремя рядами в классе.
2. «Третий лишний» - игра предусматривает
тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять
причины такого выделения. Пример: тайга, тундра, чернозем, степь. Лишнее слово
– чернозем, т.к. остальные – означают природные зоны.
3. «Найди географическую ошибку» - учитель
составляет подборку географических объектов, у которых неправильно указывает их
географическое значение, которое должны определить дети, написав затем
правильную версию объекта. Пример: озеро Эфиопия, Онежское море, горы Малая
Азия – правильно: Страна Эфиопия, Онежское озеро, полуостров Малая Азия. Работа
может проводиться с картой и без карты. Другой вариант такой игры – это
специально допущенная ошибка в тексте описания какого- то явления, только что
изученного учащимися. Пример: «Топливно-энергетический комплекс включает в себя
добывающие топливо отрасли: нефтяную, газовую, угольную, металлургическую +
электроэнергетику, линии электропередач, трубопроводов». Неправильно приведено
в списке слово «металлургическую» - такая отрасль не добывает топливо, а
потребляет его.
4. «Географическая почта» - игра на
распределение объектов, написанных на карточках (или на листе интерактивной
доски, передвигаемых световым пером) по материкам, странам и т.д.
5. «Логическая цепочка» - игра на определение
логики в продолжение предложенного ряда. Пример: Лондон – Темза, Санкт-
Петербург – Нева, Рим – Тибр, Берлин -…?
6. «Что не принадлежит России (Европе, Океану и
т.д.)» - игра тренирует память и зрительное восприятие карты, позволяет
выделить объекты, не находящиеся в данном географическом регионе, может легко
проводиться в соревновании между группами.
7. Игра – урок. Пример: экспедиция, заочное
путешествие, конференция, виртуальная лаборатория и т.д.
8. «Кто быстрее». Игра может проводиться при
работе с картой, когда учащиеся показывают указанные на карточке объекты, а
«хронометрист»- другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного
показа объектов в группе учащихся.
9. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо
подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся видя их
расшифровку продолжают фразы указанием термина.
10. «Географическое лото» - популярная игра,
которая построена по принципу детского лото, когда нужно выстроить карточки
(например, условные знаки линейные, площадные, внемасштабные) в определенном
порядке и с определенными адресами.
11. «Географический бой» - хорошо применяется
при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос
учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д.
Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.
12. «Угадай контур» - игра, тренирующая умение
работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для
интерактивной доски.
13. «Собери карту» - игра, позволяющая проводить
соревнования между группами в классе и одновременно тренировать умение работы с
географической номенклатурой.
14. «Узнай страну (объект, регион) по описанию»
- игра, тренирующая память и внимание и одновременно проверяющая знания
учащихся об особенностях изучаемых объектов. Подобного типа игру можно создать
о путешественниках и назвать ее «Знаменитые путешественники и географы».
15. «Занимательная география» - кроссворды,
чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и
массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся
своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и
темпа работы и с удовольствием выполняют задания. [
Пример:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут. (Ком - пас +
компас )
……………………………………………….
Два слога первые - цветок,
В "лохань" попал мой третий
слог.
А вместе если их прочтёте,
То в волжский город попадёте. (Астра -
хань)
В 6 классе, при изучении тем: «Географическая широта», Географическая долгота», «Географические координаты», я провожу игру “Широта и долгота”
Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.
Начиная с 6 класса и по 9 класс провожу игру “Слова в словах”. Она простая и в нее можно поиграть даже на перемене. Задание, конечно, выбираю по возрасту. Пишу на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.
2.
2. Исследовательский метод в обучении географии, развивающий интеллектуальные и творческие способности.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:
1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
2. учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
3. омогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.
Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.
К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.
Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой -последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.
Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их-правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:
- Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)
- Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки
- Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.
Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения.Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.
Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, поликультурности, ненасилия.
Развитию интеллектуально-творческих навыков в исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.
Заключение
Теоретический анализ научной и методической литературы позволил определить современные подходы к изучению курса физической географии в школе, направленные на создание условий для творческого развития учащихся. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что особенности психологического развития детей 12 - 13 лет (младший подростковый возраст) позволяют учителям широко использовать в учебном процессе творческие методы обучения (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), направленные на формирование опыта творческой деятельности. Мышление учащихся настолько привычно к штампам, что любое задание, рассчитанное на нестандартное решение ставит их в тупик и требует больших затрат времени. Развитие интеллектуальных и творческих способностей поможет школьникам в дальнейшем сделать свою жизнь интересней и многогранной; стать интересным и полезным для окружающих человеком, стать успешным во всех сферах своей жизни. Неосознанность опыта творческой деятельности как элемента содержания образования приводит к тому, что в процессе обучения недостаточно запрограммирована творческая деятельность учащихся.
Формирование опыта творческой деятельности при изучении курса географии предполагает целенаправленное формирование его ведущих компонентов: мотивации творчества, способности творчески мыслить, способности к творческому сотрудничеству, способности использования географических знаний и умений при выполнении творческих заданий и решении географических проблем.
Выявились широкие возможности использования метода проектов. Реализация разработанной модели проектной деятельности учащихся способствует формированию основных компонентов и процессуальных черт опыта творческой деятельности. На основе системного и личностно-деятельного подходов разработана методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса географии. Данная методика представляет собой взаимосвязь целевого, содержательного, процессуального, мотивационного и результативного компонентов.
В результате моей работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Свои уроки и внеклассные занятия надо так выстроить, чтобы процесс обучения и воспитания раскрыл творческий потенциал ребенка, научил его мыслить, привил навыки практической деятельности. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии.
Литература
1. Агеева А.И., Новоселова В.П. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод.рек. Кемерово: КОИУУ, 2001.-63 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманнистическая основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 1990. - 560 с.
3. Бычков A.B. Метод проектов в современной школе. - М.: Изд. Моск. Унта, 2000. 47 с.
4. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 150 с.
5. Диагностика обученности. Диагностические контрольные работы. География. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Дормидоновой Т.И. -СПб., 2002. 52 с.
6. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед.ин-тов и ун-тов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ». - 2002. -203 с.
7. Евстифеева О., Кучменко Н. Метод проектов среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. // Директор школы. - 2003. -№6. - С.53-58.
8. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. // География в школе. 2000. - №2. - С.67-71.
9. Иванова О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале деятельности учреждений дополнительного образования): Автореф.дисс. на соик.учен.степ.к.п.н. Саратов, 2003. - 13 с.
10. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение. - 2000. - 95 с.
11. Майданов A.C. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ. - М.: Едиториал УРСС, 2003. 205 с.
12. Мищенко Е.А. Технология: метод проектов. - М.: НЦС и МО, 2003. - 262 с.
13. Панчешникова JI.M. Новый подход к анализу содержания школьной географии. // География в школе. - 1988. №1. - С. 28-34.
14. Панчешникова Л.М. Теория дидактики - учителю и методисту. // География в школе. 1990. - №3. - С.24-32.
15. Педагогические технологии: Учебное пособие. / Под общей ред. B.C. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.
16. Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии: 6 кл.: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение: Учеблит., 1997. - 192 с.
17. Сиденко A.C. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. -2003. №6. - С.96-111.
18. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков /Сост. И.И. Баринова. - М.: Школьная Пресса, 2008 128 с.
19. Формирование творческой самостоятельности учащихся: Сборник научно-методических работ под ред. В.З. Юсупова. Киров: Изд-во ВГГГУ, 1997.-53 с.
20. Чернова H.A., Чибизова A.M. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся: Учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.-105 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.