«Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся»
Оценка 4.9

«Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся»

Оценка 4.9
Документация
docx
математика
5 кл—9 кл
30.09.2022
«Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся»
Доклад на заседании мо математики и естественно научного цикла Подготовила руководитель мо Болчанова О.А. «Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся» «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным» Б.Паскаль Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. В связи с этим я веду поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль обучающихся, понуждали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый обучающийся работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Очень важная роль здесь отводиться игровым моментам на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, хорошей формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, ученики не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из обучающихся включаются в игру с желанием, прилагая усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры учащиеся, внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо», но дает возможность проводить уроки более эмоционально и непринужденно. Легких путей в науку нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы обучающиеся учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Использование дидактической игры в системе обучения математике в V-XI классах является важным средством активизации учебной деятельности обучающихся, осуществляя преемственность между обучением в начальной школе и средних классах. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые ведут к учебному процессу, направляя активность учащихся в определенное русло. Возьмем, к примеру, известную игру “Морской бой”. Даже в этой элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры дети лучше и быстрее усваивают понятия декартовых координат, убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух ее координат (а не одной или трех). Они приходят к выводу, что если бы “корабль был в движении”, то его движение можно было бы описать изменениями значений координат. Реализация игровых приемов в урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: • Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; • Учебная деятельность обучающихся подчиняется правилам игры; • Учебный материал используется в качестве средства игры; • В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; Обыкновенный устный счет не вызывает должного интереса, поэтому здесь можно использовать игру «Домино». Игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения. Например, игра «Кошки-мышки». Для проведения игры класс делится на две команды (можно по вариантам). У каждой команды свой «кот». за правильный ответ команда получает «мышку». Чья кошка поймает больше мышек, та команда и выигрывает. Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. «Смотри не ошибись». На доске записываются 6-10 примеров и примеров по любой теме. Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания предлагается всем внимательно посмотреть и проверить записи. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, и надо искать возможности применения ее в подготовке обучающихся к усвоению важных математических задач, то есть обучение математики через игру. «Магические квадраты» - квадратная таблица, построенная из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, каждом столбце, в каждой диагонали равны одному и тому же числу (выражению), называемому «магической» суммой. Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. Викторины можно проводить в начале урока – при проверке д.з и отработке навыков устных вычислений, в середине урока – при проверке усвоения нового материала, в конце урока – при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке. Например: Викторина по теме «Действия с натуральными числами» Индивидуальное лото. В конверте каждому учащемуся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки кладутся лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель легко определяет результаты работы. Индивидуальное лото. В конверте каждому учащемуся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки кладутся лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных Кодированные упражнения. Выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив задание, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Соревнование художников. На доске записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Обучающимся эта игра очень нравится. Можно предложить обратное задание: нарисовать любой рисунок и записать координаты. Математическая эстафета. Кто быстрее достигнет флажка. Из каждой команды вызывается по одному человеку, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх Кроссворды. При создании кроссворда по математической тематике необязательно добиваться симметрии в размещении клеточек для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Угадай слово. Тема: «Решение уравнений» На доске написаны уравнения, а отдельно ответы и напротив буквы. Нужно решить уравнение, найти ответ и записать соответствующую ему букву. Из букв должно получиться слово. Создание игровых ситуаций на уроках математики значительно повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Обучающиеся в игровой форме запоминают и решают те же примеры и задачи. «Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся»
«Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся».docx

Доклад на заседании мо математики и естественно научного цикла

Подготовила руководитель мо Болчанова О.А.

«Учебно-дидактические игры – средство развития познавательной компетенции учащихся»

 

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»

Б.Паскаль

 

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. В связи с этим я веду поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль обучающихся, понуждали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый обучающийся работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.

Очень важная роль здесь отводиться игровым моментам на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве.

  Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, хорошей формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, интереса.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, ученики не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Даже самые пассивные из обучающихся включаются в игру с желанием, прилагая усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры учащиеся, внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Включение в урок игровых моментов делает процесс   обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо», но дает возможность проводить уроки более эмоционально и непринужденно. Легких путей в науку нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы обучающиеся учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Использование дидактической игры в системе обучения математике в V-XI классах является важным средством активизации учебной деятельности обучающихся, осуществляя преемственность между обучением в начальной школе и средних классах.

Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые ведут к учебному процессу, направляя активность учащихся в определенное русло.

Возьмем, к примеру, известную игру “Морской бой”. Даже в этой элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры дети лучше и быстрее усваивают понятия декартовых координат, убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух ее координат (а не одной или трех). Они приходят к выводу, что если бы “корабль был в движении”, то его движение можно было бы описать изменениями значений координат.

Реализация игровых приемов в урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

·        Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

·        Учебная деятельность обучающихся подчиняется правилам игры;

·        Учебный материал используется в качестве средства игры;

·        В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

Обыкновенный устный счет не вызывает должного интереса, поэтому здесь можно использовать игру «Домино».

Игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

  Например, игра «Кошки-мышки».

Для проведения игры класс делится на две команды (можно по вариантам). У каждой команды свой «кот». за правильный ответ команда получает «мышку». Чья кошка поймает больше мышек, та команда и выигрывает.

  Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им.

  «Смотри не ошибись».

На доске записываются 6-10 примеров и примеров по любой теме.

Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания предлагается всем внимательно посмотреть и проверить записи.

  Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, и надо искать возможности применения ее в подготовке обучающихся к усвоению важных математических задач, то есть обучение математики через игру.

«Магические квадраты» - квадратная таблица, построенная из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, каждом столбце, в каждой диагонали равны одному и тому же числу (выражению), называемому «магической» суммой.

Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. Викторины можно проводить в начале урока – при проверке д.з и отработке навыков устных вычислений, в середине урока – при проверке усвоения нового материала, в конце урока – при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.

Например: Викторина по теме «Действия с натуральными числами»

Индивидуальное лото

В конверте каждому учащемуся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки кладутся лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель легко определяет результаты работы.

Индивидуальное лото

В конверте каждому учащемуся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки кладутся лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных

Кодированные упражнения.

Выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив задание, ученик подает учителю работу с кодированным ответом.

Соревнование художников.

На доске записаны координаты точек.

Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок.

Обучающимся эта игра очень нравится. Можно предложить обратное задание: нарисовать любой рисунок и записать координаты.

Математическая эстафета. Кто быстрее достигнет флажка.

Из каждой команды вызывается по одному человеку, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх

Кроссворды.

При создании кроссворда по математической тематике необязательно добиваться симметрии в размещении клеточек для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность.

 Угадай слово. Тема: «Решение уравнений»

На доске написаны уравнения, а отдельно ответы и напротив буквы. Нужно решить уравнение, найти ответ и записать соответствующую ему букву. Из букв должно получиться слово.

Создание игровых ситуаций на уроках математики значительно повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Обучающиеся в игровой форме запоминают и решают те же примеры и задачи.

 


 

Доклад на заседании мо математики и естественно научного цикла

Доклад на заседании мо математики и естественно научного цикла

Игра должна рассматриваться как незаменимый рычаг умственного развития ребенка

Игра должна рассматриваться как незаменимый рычаг умственного развития ребенка

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят

Соревнование художников . На доске записаны координаты точек

Соревнование художников . На доске записаны координаты точек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.