ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОУВПО «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет педагогического образования
Кафедра охраны здоровья
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданская оборона»
на тему: «Роль и действия педагогических работников по обеспечению выполнения требований норм Международного гуманитарного права и прав человека в современных условиях его реализации»
Подготовил:
Студент 5 курса, группы З-ДО 18/3-Б
Шибинской Надежды Анатьльевны
ФИО студента
Проверил: к. пед. н Кириченко А. В.
(ФИО преподавателя)
Оценка ______________________________
г. Донецк, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.1 Основные положения международного гуманитарного права. Категории вооруженных конфликтов……………………………………………………7
1.2 Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца……………………………………………………………………9
1.3 Основатели, роль и значение организаций Красного Креста и Красного Полумесяца…………………………………………………………….…….10
1.4 Основополагающие принципы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца………………………………………….…12
1.5 . Особенности ведения военных действий с учетом норм международного гуманитарного права ……………..................................................................13
1.6 Особенности ведения военных действий с учетом норм международного гуманитарного права ……………………………………………….........….15
Выводы к главе №1 ……………………………………………………………..20
ГЛАВА № 2 Основы педагогических знаний и методика проведения занятий по гражданской обороне на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях Подготовка на предприятиях, в учреждениях, организациях………………………………………….....………22
Выводы к главе №2 ………………………………………………………….…25
Выводы к двум главам………………………………………………………….26
Список используемых источников………………………………………….....27
Приложение …………………………………………………………..…………28
Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.
Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.
Много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.
Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.
Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн. чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.
В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.
Потрясенное последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.
Международное гуманитарное право (МГП) предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.
МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.
В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.
Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение:
во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания;
во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации;
в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав;
в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.
Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой зашиты.
В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин "международное гуманитарное право".
Использование слова "гуманитарное" согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ.
Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.
Международное гуманитарное право (МГП ) представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.
МГП (право вооруженных конфликтов, право войны) стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.
Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.
Понятие «международное гуманитарное право». Возникновение и развитие международного гуманитарного права. Основные источники международного гуманитарного права. Субъекты международного гуманитарного права. Объект (правового регулирования) в международном гуманитарном праве. История зарождения и развития международного гуманитарного права. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. Вооруженные конфликты международного характера. Вооруженные конфликты немеждународного характера. Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Некоторые наиболее вероятные проблемы международного гуманитарного права в XXI в. Международное гуманитарное право также является одной из достаточно ранних по времени своего возникновения отраслью современного международного права. Данная международно-правовая отрасль регулирует действия субъектов международного права в ходе и во время военных действий. Технически средства ведения войны, по-настоящему, систематически начали ограничиваться лишь к завершению периода Нового времени. При этом каких-либо универсальных политико-правовых и/или политико-этических международных документов, регулирующих выбор и применение средств ведения войны, вообще не существовало вплоть до XIX в.
1.1 Основные положения международного гуманитарного права. Категории вооруженных конфликтов. Основные положения международного гуманитарного права МГП признает две категории вооруженных конфликтов: а)международные; б)немеждународные. МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.Основные нормы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов: 1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера. 2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях. 3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться. 4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий, должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи. 5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению. 6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания. 7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов. МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображений. Право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве. Отдельные права, предусмотренные международным гуманитарным правом, усиливают некоторые права человека: - либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых может быть приостановлено в случае чрезвычайного положения (речь идет, например, о судебных гарантиях, которые, как таковые, не являются частью "неизменного ядра" прав человека); - либо в силу того, что нормы международного гуманитарного права идут дальше в плане защиты личности, чем соответствующие права человека (речь идет, например, о праве на жизнь лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права).
1.2. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца - это международное гуманитарное движение, в котором участвуют около 97 миллионов добровольцев во всем мире. Целью деятельности движения является защита человеческой жизни и здоровья, предотвращения человеческим страданием и их облегчение, независимо от расы, религиозных и политических взглядов. Составными частями движения являются: 1.Международный комитет Красного Креста (МККК) - частная организация, которая была основана в 1863 году в Женеве, Швейцария. Комитет, состоящий из 25 членов, имеет уникальные возможности, которые были предоставлены международным сообществом, чтобы защищать жизнь и достоинство жертв международных и внутренних вооруженных конфликтов. 2. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК и КП) -организация, основанная в Париже в 1919 году. Федерация занимается координацией всех национальных организации в рамках движения. В тесном сотрудничестве с национальными организациями она проводит международные гуманитарные операции, которые требуют значительных ресурсов. Международный секретариат Федерации находится в Женеве,Швейцария. 3. Национальные общества Красного Креста и Полумесяца, которые представлены национальными объединениями, признаны МККК и являются полноправными членами федерации. Каждый из них работает в своей стране в соответствии с принципами международного гуманитарного права и уставов движения. В зависимости от обстоятельств, национальные объединения могут выполнять дополнительные гуманитарные задачи, которые непосредственно не определяются международным законодательством или мандатами членов международного движения.
1.3. Основатели, роль и значение организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.
24 июня 1859 года возле селения Сольферино разразилась битва. Санитарные службы воюющих сторон не справлялись, раненые были обречены на страшные мучения. Свидетелем этой ужасающей картины стал молодой швейцарец-предприниматель Анри Дюнан. Он был поражен страданиями людей и обратился к жителям близлежащих селений с призывом помочь раненым, невзирая на то, какой те национальности, в какой армии воевали, на каком языке говорят. Призыв Дюнана был услышан, и местные жители принялись оказывать помощь раненым, повторяя вслед за Дюнаном "Все люди братья". В 1862 году была издана книга Анри Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино", где он описывает не подвиги солдат на войне, а их страдания. Книгу он разослал европейским монархам, политическим деятелям, военачальникам, своим друзьям. Успех оказался мгновенным и превзошел все ожидания. В своей книге Анри Дюнан высказал идеи о создании в европейских странах добровольных обществ для оказания помощи раненым и необходимости принять международное соглашение, которое гарантировало бы этим добровольцам признание и уважение. В 1863 году пять жителей Женевы сформировали Международный комитет помощи раненым. В состав комитета вошли: генерал Гийом Анри Дюфура, одержавшего победу над Зундербун-дом, почитаемый во всей Европе стратег; Анри Дюнан - самый молодой из присутствовавших; Гюстав Муанье, «профессиональный» филантроп, председатель женевского Общества поощрения общественного блага и множества других благотворительных комитетов; врач Луис Аппиа, увлеченный военной хирургией и врач Теодор Монуар, замечательный хирург. 17 17 февраля 1863 года состоялось его первое заседание, на котором генерал Дюфур был избран его президентом, а Дюнан - секретарем. Эта дата - день рождения Международного Комитета помощи раненым (с 1880 года - Международный Комитет Красного Креста - МККК). В октябре 1863 года в Женеве состоялась Международная конференция, в которой участвовали представители 14 стран и 4 благотворительных организаций. Она приняла ряд решений и рекомендаций, среди которых - создать в каждой стране добровольные комитеты по оказанию помощи раненым, предоставить статус нейтральности медицинскому и санитарному персоналу, действующему на официальной и добровольной основе. В 1896 году Анри Дюнан напишет председателю Главного управления Российского Общества Красного Креста М.П.Кауфману, что существованию Красного Креста «мы обязаны благородному примеру России в деле оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны». Каждые 4-5 лет проводятся Международные конференции Красного Креста, в которых принимают участие не только МККК, Федерация и национальные общества, но и государства, подписавшие Женевские конвенции. Конференция является высшим совещательным органом Движения. Она дает возможность всем участникам изложить свою точку зрения на проблемы и задачи, стоящие перед Движением, совместно определить основные направления развития международного гуманитарного права, делегирует полномочия МККК и МФОКК и КП. Каждый делегат Конференции обладает одним голосом, то есть каждое национальное общество имеет такие же права, как и МККК и МФ ОКК и КП. Участие представителей правительств не только помогает Красному Кресту быть в курсе событий международной жизни и ситуации в различных странах, но и придает определенный вес резолюциям, принятым конференциями, и мандатам, ими распределенным . Каждая составляющая Движения имеет свой устав, определяющий ее роль, обязанности, сферу деятельности. В структуру Движения входят также два дополнительных органа: Постоянная комиссия и Совет делегатов . Постоянная комиссия - это согласительный орган, в работе которой принимают 9 человек: 2 от МККК, 2 - от Федерации, 5 - от национальных обществ. На заседании комиссии координируются действия структур Движения, определяются направления их деятельности. Совет делегатов состоит из представителей всех трех основных составляющих частей Движения и проводит заседания один раз в два года, рассматривая вопросы, связанные с доктриной Красного Креста, регламентной работой. Постоянная комиссия обеспечивает непрерывность общего руководства Движением в промежутках между Международными конференциями, ведет переговоры с государствами. Деятельность Совета делегатов ограничивается рамками самого Движения.
1.4. Основополагающие принципы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Гуманность. Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами. Беспристрастность. Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается. Нейтральность. Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера. Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста. Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды. Единство. В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны. Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу. Основополагающие принципы были провозглашены на ХХ Международной конференцией Красного Креста в Вене в 1965 году. Настоящий пересмотренный текст входит в Устав Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, принятого на XXV Международной конференции Красного Креста, состоявшейся в Женеве в 1986 году. Международный Комитет Красного Креста на протяжении всего своего существования, с момента создания и до наших дней, осуществляет деятельность по оказанию помощи жертвам различных конфликтов. Начиная с практической деятельности, то есть непосредственно лечение пострадавших, доставка продуктов и медикаментов и т.п. и заканчивая теоретическими разработками документов, имеющих международное значение, а также принятием мер по ограничению распространения оружия, причиняющего излишние страдания, и бесчеловечных методов ведения войн.
1.5 Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права: -жертвы вооруженных конфликтов; -медицинский и духовный персонал; -парламентеры и сопровождающие их лица; -персонал гражданской обороны; - персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей; -персонал, участвующий в гуманитарных акциях. Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права: -медицинские формирования; -санитарно-транспортные средства; -гражданские объекты; -культурные ценности; - особо опасные объекты; -объекты гражданской обороны; -санитарные и безопасные зоны; -необороняемые местности и демилитаризованные зоны. Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом. Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы. В соответствии с этим принципом международное гуманитарное право требует: - не применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью; - всегда обращаться гуманно с военнопленными; - обеспечивать раненым и больным необходимый уход; - ограждать их от ограбления и дурного обращения; - способствовать смягчению страданий, порождаемых войной; - ограничивать в выборе средств нанесения вреда неприятелю (к запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи, зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде). - запрещать некоторые методы ведения войны (предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно, сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, и знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т. е. заставить Противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права). Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны. 1.6 Особенности ведения военных действий с учетом норм международного гуманитарного права Международное гуманитарное право занимает особое место в современной системе права. Оно регулирует порядок ведения боевых действий, международно-правовую защиту жертв вооруженных конфликтов, а также вопросы международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности индивидов за нарушение норм права вооруженных конфликтов. Международно-правовое регулирование порядка ведения боевых действий не стремится превратить войну в престижный вид деятельности. Цель такого регулирования состоит в том, чтобы удерживать стороны вооруженного конфликта от бессмысленной жестокости, а также обеспечить защиту тем, кто непосредственно подвержен воздействию войны. Право вооруженных конфликтов как отрасль международного права складывается из конкретных норм, групп норм, отдельных принципов и институтов. Принципы права вооруженных конфликтов являются той правовой основой, на которой базируются конкретные нормы. Принципы права вооруженных конфликтов действуют во всякое время, повсеместно и при любых обстоятельствах. Принципы право вооруженных конфликтов были сформулированы впервые в 1966 году. Они основываются на Женевских конференциях 1949 года. Можно сформулировать ряд основных принципов международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов). Прежде всего – это принцип Гуманности. Военная необходимость и поддержание общественного порядка должны сочетаться с уважением к человеку. Из этого принципа следует принцип Соразмерности. Воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника. Принцип международно-правовой защиты жертв вооруженных конфликтов. Лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение. Принцип Ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения боевых действий. Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения военных действий не является ограниченным. Вышеперечисленные основные принципы являются базой для других принципов. 1.Принцип Неприкосновенности. Каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности. 2.Принцип Безопасности личности предполагает, что каждый имеет право и на личную безопасность. Существует также группа принципов, относящихся к международноправовой защите жертв вооруженных конфликтов. - принцип нейтральности. Он имеет свои особенности применения. Так, всегда находятся под защитой медицинские работники. В ответ на гарантированную неприкосновенность медицинский персонал должен воздерживаться от любых враждебных действий по отношению к противнику. Ни одно лицо, выполняющее медицинские функции, не может принуждаться к предоставлению кому бы то ни было информации относительно больных и раненых, которые находились или находятся на его попечении, если такая информация причинит вред указанным пациентам или их семье. Никто не должен также подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. - принцип международно-правовой защиты военнопленных. Он предполагает, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в плену. Государство несет ответственность за лиц, захваченных им в плен, а также за поддержание общественного порядка и функционирование общественных служб на оккупированной территории. Жертвы конфликтов должны быть обеспечены международной защитой, так как они лишены естественной защиты. Помимо перечисленных выше, существуют также принципы, относящиеся к выбору средств и методов ведения войны. - Принцип ограничения по лицам. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. «Право Гааги» основано на строгом различении между комбатантами и некомбатантами. В то время как первые по своему характеру являются объектами войны, вторые не должны быть вовлечены в военные действия и даже не имеют права принимать в них участие. Применение этого принципа требует учитывать следующее: 1 1.Стороны, находящиеся в конфликте, всегда должны проводить различие между гражданским населением и комбат антами, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. 2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений даже в порядке репрессий. 3. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющим основной целью терроризировать гражданское население. 4. Стороны, находящиеся в конфликте, принимают все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население или, по крайней мере, по возможности избежать случайных потерь среди гражданского населения и случайного ущерба. 5. Только лица, входящие в состав вооружённых сил, имеют право нападать на противника и оказывать ему сопротивление. Принцип ограничения по объектам нападения. Он предусматривает запрет на: нападение на не обороняемые местности; совершен6ие каких-либо враждебных актов, направленных против зданий, где расположены благотворительные учреждения, и тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; нападе6ние на установки и сооружения, если оно может вызвать высвобождение опасных для гражданского населения сил; грабежи. - Принцип ограничения средств и методов ведения военных действий предполагает запрещение на использование против кого бы то ни было оружия или методов ведения военных действий, способных причинить излишний вред или чрезмерные страдания. Таковы в наиболее общем виде основные особенности международноправового регулирования вооружённых конфликтов. Другим аспектом международно-правового урегулирования вооружённых конфликтов в настоящее время являются так называемые операции по поддержанию мира, или миротворческие операции. Они способствуют прекращению вооружённых конфликтов, снижению числа жертв и разрушений в ходе вооружённых столкновений, как между государствами, так и во внутренних вооружённых конфликтах. В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере чётко разграничена. Генеральная Ассамблея может обсуждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности является единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН. Устав ООН устанавливает, что такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе, как в общих интересах», в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу ООН. 9 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей была одобрена важная Декларация об установлении фактов Организацией Объединённых Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Декларация исходит из того, что при выполнении своих функций, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее необходимо иметь подробную информацию в отношении любого спора и ситуации.
Выводы к главе №1
Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла отражение в одобренной Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира». Программа исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миро строительства. Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны. Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала, как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира. Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. Квалификации Совета Безопасности являются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав ООН даёт право Совету прибегнуть к временным мерам, предусмотренным статьёй 40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. К временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д Операции ООН по поддержанию мира обычно делятся на две категории: миссии военных наблюдателей, состоящие из невооружённых офицеров, — «голубые береты», и силы по поддержанию мира, включающие национальные контингенты войск, имеющие лёгкое стрелковое оружие, используемое только для самообороны - «голубые каски» В конце 80-х годов появилось ещё одно качественное изменение характера операций по поддержанию мира. Теперь многофункциональные операции учреждаются после завершения переговоров с целью помочь сторонам выполнить условия всестороннего урегулирования. В большинстве случаев операции ООН по поддержанию мира воспрепятствовали эскалации региональных конфликтов и внесли элемент стабильности в опасные ситуации во многих регионах. Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.
Обучение работников организации осуществляется путем:
- курсового обучения, которое предусматривает формирование учебных групп и осуществляется в учебных классах или на основе учебно-производственной базы организации;
- индивидуального обучения, которое предусматривает изучение теоретического материала самостоятельно или в форме консультаций с руководителями учебных групп или другими ответственными лицами.
Для обеспечения должного проведения занятий по программам подготовки работников на предприятиях, в учреждениях и организациях приказом (распоряжением) руководителя объекта все работники распределяются по учебным группам, которые создаются в структурных подразделениях объектов и созданных ими невоенизированных формирований ГО.
Обучение осуществляется на объекте, исходя из рекомендуемой тематики. Конкретные темы и количество часов на их изучение, метод проведения занятий определяет начальник ГО объекта с учётом метода проведения занятия, специфики производства и степени усвоения изученного материала.
Подготовка в учебных группах работников предприятий, учреждений, организаций и заведений образования, которые не вошли в состав формирований ГО, определяется программой общей подготовки населения к действиям в ЧС по 12 -часовой программе.
Храбрость
всегда вызывает восхищение и уважение. Когда жизнь ставит перед ужасным выбором
- спастись или спасти других – именно храбрость определяет выбор человека. Эти
учителя ни секунды не задумывались. Они отдали свою жизнь, защищая своих
учеников. Конечно, это малая часть учителей, которые
совершили благородные поступки. Но о них нужно знать.
Лидия Александровна ЦалиеваДиректор
школы №1 в Беслане. Когда 1 сентября 2004 года учебное заведение захватили
террористы, только она могла успокоить детей. Даже после получения ранения, она
направляла детей к выходу. Татьяна Дарсал Кемерово,
трагедия в ТЦ «Зимняя вишня». Она помогла десяткам детей выбраться из горящего
зрительного зала, но сама погибла, отравившись угарным газом.
Татьяна Дарсали 37-летняя преподавательница
английского из гимназии №17 г. Кемерово оказалась в кинозале торгового зала
“Зимняя вишня”, сгоревшего 25 марта этого года. Она помогла десяткам детей
выйти из горящего зрительного зала, сама же не смогла покинуть здание из-за
отравления угарным газом.
Учитель физкультуры Янис Константинович
Каниди все три страшных дня плена стоял, уступая место на полу детям.
Бандиты предложили ему свободу как самому старому заложнику — учителю было уже
74 года. Он отказался. Когда террористы направляли на детей оружие, Иван
Константинович заслонял их собой. Учитель был убит при попытке обезвредить
бандитов, решивших расстрелять заложников. За защиту детей от пуль в первые же
минуты захвата был расстрелян “трудовик” Александр Михайлович Михайлов. Погибла
и Алена Дзуцева, ей было всего 28 лет. Страшные три дня она провела на
подоконнике. Во время штурма ее взрывной волной вынесло из помещения, но она
вернулась к ученикам, отказавшись бежать без детей. Учительница помогла
ученикам покинуть здание, но ей самой спастись не удалось. Ее ровесница Наталья
Руденок, преподаватель рисования, в условиях нечеловеческого кошмара
успокаивала детей. Как и еще 12 педагогов, она погибла в результате теракта.
Закончим наш рассказ историей, произошедшей
совсем недавно, 10 мая 2018 года. В этот день преподаватель новосибирского
колледжа Иван Козлов спас студентов от смерти. Когда первокурсник И.
вошел в кабинет и открыл по студентам огонь из ружья, преподаватель крикнул
студентам, чтобы они легли на пол, затем перевел в подсобное помещение.
Агрессор покончил с собой, жизнь студентов была сохранена.
Выводы к главе №2
Выводы к двум главам
Делая вывод, что Международное гуманитарное право является одной из достаточно ранних по времени своего возникновения отраслью современного международного права. Данная международно-правовая отрасль регулирует действия субъектов международного права в ходе и во время военных действий. Технически средства ведения войны, по-настоящему, систематически начали ограничиваться лишь к завершению периода Нового времени. Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла отражение в одобренной Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира». Программа исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миро строительства. МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображенийВ большинстве случаев операции ООН по поддержанию мира воспрепятствовали эскалации региональных конфликтов и внесли элемент стабильности в опасные ситуации во многих регионах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Кириченко А.В. Гражданская оборона : учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2020. – 273 с
2. https://gazeta-pedagogov.ru/uchitelya-geroi/ gazeta-pedagogov.ru
3. https://gazeta-pedagogov.ru/uchitelya-geroi/ gazeta-pedagogov.ru
4. https://gazeta-pedagogov.ru/uchitelya-geroi/ gazeta-pedagogov.ru
5.https://gazeta-pedagogov.ru/uchitelya-geroi/gazeta-pedagogov.ru
6.https://gazeta-pedagogov.ru/uchitelya-geroi/ gazeta-pedagogov.ru
Татьяна Дарсалия,
Янис Константинович Каниди
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.