УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ ДЛЯ ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ С ДЕТЬМИ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
Разделы Проекта «Учебно- методический комплекс в схемах и таблицах для тех, кто работает с детьми с недостатками слуха.» ( Потапова Т.В., Тесленко А.Г.)
1 раздел
1.Значение устной речи.
2. Звуковая природа устной речи.
3. Фонетическая система русского языка.
4. Речевой аппарат.
5. Дыхательный аппарат.
6. Строение уха.
7. Звуки и система фонем русского языка.
8. Задачи обучение детей с нарушением слуха произношению.
9. Содержание обучения произношению.
10.Методологтические основы формирования произношения.
11. Постановка дыхания, голоса и звуков. Способы.
12. Система упражнения работы над голосом.
13. Система упражнений работы над дыханием.
14. Основные дефекты голоса.
15. Профили звуков.
16. Дефекты произношения гласных звуков и их устранение.
17. Дефекты произношения твердых согласных и их устранение.
18. Дефекты произношения дифтонгов и их устранение.
19. Дефекты произношения глухих фрикативных и их устранение.
20. Дефекты произношения аффрикат и их устранение.
21. Дефекты произношения звуков М и Н и их устранение.
22. Дефекты произношения звука Л и их устранение.
23. Дефекты произношения звука Р и их устранение.
24. Дефекты произношения з0внких взрывных Б, д, Г и их устранение.
25.Дефекты произношения звонких согласных З, Ж и их устранение.
26. Работа над сочетанием звуков.
27. Главная задача работы нал словом.
28. Главная задача работы над фразой.
29 .Структура индивидуального занятия.
30. Организация работы сурдопедагога.
31. Классификация детей с нарушением слуха.
32. Особенности детей с кохлеарным имплантом.
33. Общие тенденции и закономерности образования слуховых представлений.
34. Цели и задачи слуховой работы.
35. Организация и требования к занятиям по формированию слуховой функции речи.
36. Требования к подбору речевого материала.
37 . Планирование работы в слуховом кабинете.
38 Принципы построения Программы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в соответствии с ФГОС .
29. Работа с текстом.
40. Организация работы с родителями.
2 раздел. Практический материал. ( Приложение)
1. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 1- класса
2. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 2 класса.
3. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 3- класса
4. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 4 класса.
5. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 5- класса
6. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 6- класса
7. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 7 класса.
8. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 8- класса
9. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 9- класса.
10. Тексты и диалоги для развития слухового восприятия учащихся 10- класса
РАЗДЕЛ 8
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Общение людей посредством устной речи происходит, по крайней мере, при наличии двух партнёров, один из которых говорит, а второй –слушает. Благодаря наличию у нас органов речи и слуха мы обладаем способностью говорить. Говоря о разговоре двух лиц, один из которых, например, имеет нарушение слуховой функции, возникают проблемы, связанные, как с пониманием речи, так и её воспроизведением.
Для того, чтобы чётко представлять себе, как надо построить процесс обучения таких детей, необходимо знать особенности их развития, определить задачи обучения.
Задачи обучения детей с недостатками слуховой функции можно разделить на две группы:
- задачи обучения детей с недостатками слуха произношению;
- задачи обучения детей с недостатками слуха восприятия речи
( формирование слуховых представлений или развитие слухового восприятия).
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА ПРОИЗНОШЕНИЮ
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА обеспечение достаточной внятности речи
Качество фонетического оформления- Приближение звучания речи к
база овладения языком. обычному произношению нормально
слышащих людей.
выполняет роль орудия мышления голос качество
звучания фонем ударение
интонация
+ необходимость обеспечения членораздельности речи
ВТОРАЯ ЗАДАЧА
Достижение максимальной членораздельности речи , позволяющей
Наиболее дифференцированно и полно отобразить фонетические средства
беглое произношение артикуляция темп речи, ударение,
орфоэпия
Так как у детей с недостатками слуха письменная речь существует наряду с устной, то между ними устанавливается необходимое взаимодействие. В итоге такого взаимодействия как письмо, так и чтение ребенка с недостатками слуха испытывает определенное влияние со стороны произношения.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Характер формирования слуховых представлений
Формирование слуховых представлений у детей с нарушением слуховой функции – процесс длительный и кропотливый. Он осуществляется поэтапно. Для того, чтобы ребенок успешно реагировал на слуховые представления учителю необходимо знать характер формирования таких представлений, которые складываются из определенных ступеней в развитии речевого слуха:
►НУЛЕВАЯ СТУПЕНЬ – отсутствие слуховых представлений;
►ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ – наличие реакции на слово, фразу;
►ВТОРАЯ СТУПЕНЬ – обоснованные замены, не точная дифференциация слова, звуков;
►ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ - точные слуховые представления, полное соответствие предъявляемому материалу.
Для всех ступеней характерным является проведение определенных упражнений для формирования слуховых представлений у ребенка. Следует обратить внимание, что скорость овладения слуховыми представлениями у всех детей разная. Переходы могут быть плавными, так и скачкообразными. Чем лучше слух, тем выше и адекватнее идет формирование слуховой функции. Возможны и обратные проявления
►ВЫВОД: формирование слуховых представлений зависит от состояния слуха, уровня развития речи и индивидуальных особенностей ребенка.
Обучающий процесс, направленный на использование остаточного слуха , способствует улучшению слухового восприятия, произношения, развитию речи.
Эти возможности усиливаются при использовании различного рода звукоусиливающей аппаратуры. Поэтому задача школы способствовать максимальному развитию слухового восприятия с целью расширения и укрепления слухо-зрительной основы восприятия устной речи, наиболее интенсивного включения слуха в формирование произносительной стороны речи, развития слухового самоконтроля, максимального использования слуха при формировании и коррекции звукопроизношения(выразительность, интонация, ритм, темп) и создания на этих условиях возможности наиболее полной реабилитации детей с недостатками слуха в социуме .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.