Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
28.11.2017
В целях создания системы исследовательской деятельности в 5-11 классах общеобразовательной школы и с целью формирования метапредметных знаний в школе был объявлен конкурс проектов. Разработка данного методичечского материала стала началом большого проекта по изучению и внедрению системы исследовательской деятельности, которая будет способствовать активизировать творческий потенциал всех участников образовательного процесса, создаст благоприятные условия для развития метапредметных знаний и умений, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.Учебный проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧАЛТЫРСКОЙ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ №3
Учебно-дидактический проект
Система исследовательской деятельности как
средство формирования метапредметных знаний
Автор: Хатлмаджиян Е.В.
2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема проекта
Цель проекта:
Задачи:
Гипотеза
проекта:
Этапы проекта:
Ресурсное
обеспечение
проекта
Предполагаемые
риски проекта
Система исследовательской деятельности как средство
формирования метапредметных знаний
Создание системы исследовательской деятельности в 5-
11 классах общеобразовательной школы с целью
формирования метапредметных знаний.
Создать команду единомышленников, способных
реализовать данный проект
Организовать работу постоянно действующего
семинара, направленного на повышение уровня
профессионализма педагогов, работающих в
рамках инновационного проекта
Разработать программы элективных курсов для
учащихся 5-11 классов
Разработать единые подходы, нормы и требования
к организации исследовательской деятельности в
школе
Создать систему мониторинга для отслеживания
уровня сформированности метапредметных
знаний.
Внедрение системы исследовательской деятельности
создаёт благоприятные условия для развития
метапредметных знаний и умений; самостоятельности,
инициативы, настойчивости в достижении цели;
Подготовительный: сентябрь 2014 февраль 2015
Проектировочный: март – август 2015
Реализационный: сентябрь 2015 – август 2017
Рефлексивный: сентябрь 2017
Материальные ресурсы:
1. Научно-методическая литература
2. Учебные кабинеты, компьютерный класс,
медиатека
3. Оргтехника.
Психологические особенности как ученика, так и
учителя-предметника
Формализация в работе
Неверно выбранные приоритеты в мотивации
участников проекта
Отсутствие качественной системы оценки
деятельности педагогов в новом для них
направлении деятельности
Недостаточное финансирование
2 «Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие
школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети
должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно
соответствовать обновленное содержание образования»
Д. А. Медведев
Актуальность
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа», успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной
сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники
экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою
конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие
качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения.
Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла
образовательных результатов, определенное в программе «Наша новая
школа», и формирует направления модернизации образования.
В эпоху быстрой смены технологий и в образовании мы говорим о
формировании принципиально новой системы изменения содержания
образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию
спроса на образовательные услуги и возможностей его удовлетворения.
Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только,
и не столько передача знаний и технологий, но, главное, формирование
творческих компетентностей, готовности к переобучению, умению выбирать и
обновлять свой профессиональный путь.
Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами.
Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный,
но и надпредметный, и личностный характер.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и
осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные
мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать
интересы и осознавать возможности», -
записано в Национальной
образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Данные положения
определяют актуальность этого проекта.
3 Цель проекта: создание системы исследовательской деятельности в 5-11
классах общеобразовательной школы с целью формирования метапредметных
знаний.
Задачи:
Создать команду единомышленников, способных реализовать данный
проект
Организовать работу постоянно действующего семинара,
направленного на повышение уровня профессионализма педагогов,
работающих в рамках инновационного проекта
Разработать программы элективных курсов для учащихся 5-11 классов
Разработать единые подходы, нормы и требования к организации
исследовательской деятельности в школе
Создать систему мониторинга для отслеживания уровня
сформированности метапредметных знаний.
Теоретическое обоснование разработки проекта
Выполняя научное исследование, любой человек
приобретает навыки самостоятельного творчества, которые
будут полезны в любой области
профессиональной деятельности, даже если это будет не наука.
Хуторской В.А.
Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют новых
способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным
развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть
открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения
4 в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной
деятельности.
К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями, выпускники
средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять
интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности
определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать
ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется
применение знаний из нескольких областей. У наших детей отсутствуют навыки
умственной рефлексии.
Современный выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру
изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от
второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные
способы решения проблемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений,
формулировать гипотезы и проверять их экспериментально.
Для того чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить
ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитикосинтетические способности,
обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям,
высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением,
проявляющим умственную самостоятельность. И надо его этому учить.
Одним из наиболее эффективных методов развития и способов
реализации разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся
является исследовательская деятельность.
В процессе выполнения
исследования у школьников развиваются следующие умения и навыки:
самостоятельность, инициатива,
настойчивость в достижении цели;
формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность
к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Наиболее значимой в
данном процессе является креативность. Так, детям необходимо, определив
тему исследования, детально проработать целевые установки, методы,
средства и этапы выполнения работы. Качество выполняемого исследования
будет зависеть от множества составляющих: творческой активности
участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств
реализации проекта.
5 Гипотеза проекта:
Внедрение системы исследовательской деятельности создаёт
благоприятные условия для развития метапредметных знаний и умений;
самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;
Содержание проекта
На наш взгляд, исследовательская деятельность должна быть построена как
система, в основе которой заложены принципы метапредметности как условия целостности
познания и средства формирования надпредметных знаний.
Этапы проекта:
Подготовительный: сентябрь 2014 февраль 2015
Проектировочный: март – август 2015
Реализационный: сентябрь 2015 – август 2017
Рефлексивный: сентябрь 2017
План – график реализации проекта
Подготовительный: сентябрь 2014 февраль 2015
6
изучение научнометодической литературы по данному направлению, опыта работы
по ведению исследовательской деятельности в учебных заведениях страны
осмысление и принятие идеи внедрения системы исследовательской деятельности
коллективом участников инновационного проекта
предварительная диагностика потенциальных возможностей и условий для создания
системы исследовательской деятельности
обсуждение идеи на методическом совете школы
изучение нормативноправовой базы
Проектировочный: март – август 2015
Формирование рабочей команды проекта
Оформление приказа по школе об организации инновационного проекта и
распределении обязанностей ее участников
Составление программы инновационной деятельности на полтора года и
календарного плана реализации данного проекта
Составление плана работы творческой группы учителей, участников
инновационного проекта
Разработка программ семинаров и элективных курсов
Разработка системы мониторинга для отслеживания уровня
сформированности метапредметных знаний.
Реализационный: сентябрь 2015 – август 2017
Проведение семинаров, «круглых столов», научно-практической
конференции для преподавателей-участников проекта
Проведение ярмарки элективных курсов (выбор учащихся)
Организация и проведение элективных курсов по направлениям:
1. Гуманитарное «Человек и общество»
2. Естественно-математическое «Мир вокруг нас»
Проведение научно-практической конференции для учащихся
Публикации работ учащихся на школьном сайте
Мониторинг формирования метапредметных знаний
Рефлексивный: сентябрь 2017
Проанализировать выполнение целей и задач проекта
7 Определить причины «плюсов и минусов» проекта.
Анализ мониторинга
Программирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.
Ресурсное обеспечение проекта
Материальные ресурсы:
4. Научно-методическая литература
5. Учебные кабинеты, компьютерный класс, медиатека
6. Оргтехника.
Предполагаемые риски проекта
Недостатки в управлении проектом
Психологические особенности как ученика, так и учителя-
предметника
Формализация в работе
Неверно выбранные приоритеты в мотивации участников проекта
Недостаточная подготовленность специалистов, владеющих
методологической стороной проекта
Отсутствие качественной системы оценки деятельности
педагогов в новом для них направлении деятельности
Недостаточное финансирование
Список литературы
1. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся
старших классов. — М., 2001
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.:
2. Илюшин, Л. С. Система школьного образования в Великобритании
«Вербум-М.», 2001.
[Текст] / Л. С. Илюшин // Инновационные процессы в образовании. Ч. 1:
Образование за рубежом. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
— С. 38—73.
8 3. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-
исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное
образование» № 2 2004, с 12-18
4. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской
культуры школьников. ж «Практика административной работы в школе»
№1. 2004,
5. Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный
интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70
с. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного
обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному
обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.
7. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика.
Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия,
1998. — 266 с.
Приложение
Элективные курсы для учащихся
Обязательный курс:
«Основы исследовательской деятельности» 5 7 классы
«Учебноисследовательская деятельность» 8 11е классы
Элективные курсы по выбору
Гуманитарный цикл «Человек и общество»:
«Основы ономастики» 5классы
«С чего начинается Родина?» 6 классы
«Речевой этикет» 7е классы
«Доброречие» 8классы
«Страницы истории XVIII – XIX» 8е классы
«Альтернативные вопросы в истории России» 11е кл
«Граждановедение» 10е кл
«Права человека» 9е классы
9 «Музыка и литература» 9 классы
Естественноматематический цикл: «Окружающий мир»
«Фитодизайн» 7 классы
«Вода: жизнь или смерть?» 6 классы
«Глубина информационного океана» 8 классы
«Живая и неживая природа» 5 классы
«Творческая и проектная деятельность учащихся по математике» 5е классы
«Процентные расчёты на каждый день» 8е классы
«Химия в повседневной жизни» 9е кл
«Глобальная география» 11е классы
«Создание мультимедийных проектов» 5е классы
«Физика вокруг нас» 9е классы
«Язык программирования» 10е классы
Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для
школьников, так и для тех, кто руководит ими. В школе уже в текущем году разработан и
ведётся спецкурс «Учебноисследовательская деятельность», который является составной
частью дополнительного образовательного компонента в учебном плане 9–11 классов. В
рамках проекта предполагается вести подобный курс с 5 класса. В зависимости от
подготовки учеников программа спецкурса может сокращаться или увеличиваться, а также
может меняться количество времени на отдельные виды работ. Работа начинается с
выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской
деятельностью. Большую роль в этом играют учителяпредметники и родители, которые
лучше, чем ктолибо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им
советом и делом.
В рамках элективных курсов формируются творческие команды, определяются
темы исследовательских работ.
Образовательные продукты
10 а) внешние:
б) внутренние:
организационно-деятельностные
умения;
способы познавательной
деятельности;
коммуникативные навыки;
творческие способности.
исследовательские
работы;
рефераты;
книжки;
макеты;
задачники;
презентации;
карты;
сценические
постановки;
поделки и т.п.
Календарнотематическое планирование курса «Учебноисследовательская деятельность»
№
п/п
Введение (2 часа)
Тема занятия
Количество часов
всего теория практика
Наука. Классификация наук. Её роль в жизни людей
1
1
0
11 Виды исследовательских работ.
Методология научного творчества (2 часа)
Общая методология научного творчества.
Общая схема хода научного исследования. Научная
терминология
Работа над основной частью исследования (5 часов)
Выбор темы и обоснование ее актуальности. Структура НИР.
Составление индивидуального рабочего плана.
Библиографический поиск литературных источников. Изучение
литературы и отбор фактического материала
Как составить анкету, провести беседу.
Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному
разделу работы.
Оформление исследовательской работы (4 часа)
Распределение наработанного материала по главам и
рубрикам. Композиция НИР.
Компьютерная вёрстка НИР.
Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации.
Общие правила оформления текста работы: Формат, объем,
шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки.
Представление результатов научноисследовательской работы (4 часа)
Составление тезисов. Требования
Создание презентация научноисследовательской работы.
Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение
правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы,
заключительное слово.
Научнопрактическая конференция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,7
0,3
0,7
1
0,3
0,2
0,3
0,3
0,4
0,3
0
0,7
0,8
0,7
0,7
0,6
0,2
0,8
0,5
0,4
0,2
0,5
0,4
0,4
0,5
0,6
0,8
0,5
0,6
0,6
0
1
12 Итого:
17
7,5
9,5
Задачи курса:
• научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее
объект и предмет;
заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой,
схемами, справочниками, архивными документами;
•
• научить выбирать адекватные задачам методы исследования;
• научить формулировать выводы по результатам исследования;
• научить основам оформления и защиты работы;
•
способствовать формированию общей культуры учащихся и
гуманитаризации их образования.
На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается понятие учебного
исследования, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с
научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также
методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работы.
Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал,
проводить эксперимент, выступать с докладом и оппонировать.
Критерии оценки исследовательских работ учащихся
Секции: математика, физика, техносфера, медицина, биология, экология,
химия, география, история, краеведение, правоведение, социология,
экономика, культурология, программное обеспечение и компьютерная
техника.
13 №
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Критерии оценки
Актуальность поставленной задачи
Новизна полученных результатов
Уровень проработанности исследования
Достижения автора
Владение автором научным аппаратом
Научное и практическое значение
результатов работы
Оформление исследовательской работы
Умение представить свою работу и защитить
её перед жюри
Макс.
балл
5
5
5
5
5
5
5
5
Итого:
40
14
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.