Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Оценка 4.7

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
28.11.2017
Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
В целях создания системы исследовательской деятельности в 5-11 классах общеобразовательной школы и с целью формирования метапредметных знаний в школе был объявлен конкурс проектов. Разработка данного методичечского материала стала началом большого проекта по изучению и внедрению системы исследовательской деятельности, которая будет способствовать активизировать творческий потенциал всех участников образовательного процесса, создаст благоприятные условия для развития метапредметных знаний и умений, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.Учебный проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧАЛТЫРСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №3 Учебно-дидактический проект Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний Автор: Хатлмаджиян Е.В. 2017 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема проекта Цель проекта: Задачи: Гипотеза проекта: Этапы проекта: Ресурсное обеспечение проекта Предполагаемые  риски проекта Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний Создание системы исследовательской деятельности в 5- 11 классах общеобразовательной школы с целью формирования метапредметных знаний.  Создать команду единомышленников, способных реализовать данный проект   Организовать работу постоянно действующего семинара, направленного на повышение уровня профессионализма педагогов, работающих в рамках инновационного проекта Разработать программы элективных курсов для учащихся 5-11 классов Разработать единые подходы, нормы и требования к организации исследовательской деятельности в школе  Создать систему мониторинга для отслеживания уровня сформированности метапредметных знаний.  Внедрение системы исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития метапредметных знаний и умений; самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели; Подготовительный: сентябрь 2014 ­ февраль 2015 Проектировочный: март – август 2015 Реализационный: сентябрь 2015 – август 2017 Рефлексивный: сентябрь 2017  Материальные ресурсы: 1. Научно-методическая литература 2. Учебные кабинеты, компьютерный класс, медиатека 3. Оргтехника.  Психологические особенности как ученика, так и учителя-предметника  Формализация в работе  Неверно выбранные приоритеты в мотивации участников проекта  Отсутствие качественной системы оценки деятельности педагогов в новом для них направлении деятельности  Недостаточное финансирование 2 «Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования» Д. А. Медведев Актуальность Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов, определенное в программе «Наша новая школа», и формирует направления модернизации образования. В эпоху быстрой смены технологий и в образовании мы говорим о формировании принципиально новой системы изменения содержания образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса на образовательные услуги и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только, и не столько передача знаний и технологий, но, главное, формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, умению выбирать и обновлять свой профессиональный путь. Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер.  «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», - записано в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Данные положения определяют актуальность этого проекта. 3 Цель проекта: создание системы исследовательской деятельности в 5-11 классах общеобразовательной школы с целью формирования метапредметных знаний. Задачи:  Создать команду единомышленников, способных реализовать данный проект  Организовать работу постоянно действующего семинара, направленного на повышение уровня профессионализма педагогов, работающих в рамках инновационного проекта Разработать программы элективных курсов для учащихся 5-11 классов Разработать единые подходы, нормы и требования к организации исследовательской деятельности в школе  Создать систему мониторинга для отслеживания уровня   сформированности метапредметных знаний. Теоретическое обоснование разработки проекта Выполняя научное исследование, любой человек приобретает навыки самостоятельного творчества, которые будут полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука. Хуторской В.А. Происходящие   изменения   в современной   общественной   жизни   требуют     новых способов   образования,   педагогических   технологий,   имеющих   дело   с индивидуальным развитием   личности.   Акцент   переносится   на воспитание   подлинно   свободной   личности, формирование   у детей   способности   самостоятельно   мыслить,   добывать   и применять знания,   тщательно   обдумывать   принимаемые   решения   и чётко   планировать   действия, эффективно   сотрудничать   в разнообразных   по составу   и профилю   группах,   быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения 4 в образовательный   процесс   альтернативных   форм   и способов   ведения   образовательной деятельности. К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями,  выпускники средней   школы   не   умеют   анализировать   информацию   целостно,   не   умеют   выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение   знаний   из   нескольких   областей.   У   наших   детей   отсутствуют   навыки умственной рефлексии. Современный выпускник школы  должен обладать способностью видеть структуру изучаемого   материала,   ставить   проблемы   и   разрешать   их,   быстро   отделяя   главное   от второстепенного,   свободно   выходить   за   рамки   усвоенного,   выявляя   при   этом   разные способы   решения   проблемы,   уметь   делать   обобщения   на   основе   наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Для того чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко,   неординарно,   иметь   хорошо   развитые   аналитико­синтетические   способности, обладать   гибкостью   мышления,   способностью   к   пространственным   представлениям, высоким   уровнем   обобщения   и   логизации,   развитым   продуктивным   мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. И надо его этому учить. Одним из наиболее эффективных методов развития и способов реализации разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся является исследовательская деятельность. В процессе выполнения исследования у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Наиболее значимой в данном процессе является креативность. Так, детям необходимо, определив тему исследования, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы. Качество выполняемого исследования будет зависеть от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта. 5 Гипотеза проекта: Внедрение системы исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития метапредметных знаний и умений; самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели; Содержание проекта На   наш   взгляд,   исследовательская   деятельность   должна   быть   построена   как система, в основе которой заложены принципы метапредметности как условия целостности познания и  средства формирования надпредметных знаний.    Этапы проекта: Подготовительный: сентябрь 2014 ­ февраль 2015 Проектировочный: март – август 2015 Реализационный: сентябрь 2015 – август 2017 Рефлексивный: сентябрь 2017  План – график реализации проекта Подготовительный: сентябрь 2014 ­ февраль 2015 6      изучение научно­методической литературы по данному направлению, опыта работы  по ведению исследовательской деятельности в учебных заведениях страны  осмысление и принятие идеи  внедрения системы исследовательской деятельности  коллективом участников инновационного проекта предварительная диагностика потенциальных возможностей и условий для создания системы исследовательской деятельности обсуждение идеи на методическом совете школы изучение нормативно­правовой базы  Проектировочный: март – август 2015  Формирование рабочей команды проекта   Оформление приказа по школе об организации инновационного проекта и  распределении обязанностей ее участников  Составление программы инновационной деятельности на полтора года и  календарного плана реализации данного проекта  Составление плана работы творческой группы учителей, участников  инновационного проекта   Разработка программ семинаров и элективных курсов  Разработка системы мониторинга для отслеживания уровня сформированности метапредметных знаний. Реализационный: сентябрь 2015 – август 2017  Проведение семинаров, «круглых столов», научно-практической конференции для преподавателей-участников проекта  Проведение ярмарки элективных курсов (выбор учащихся)  Организация и проведение элективных курсов по направлениям: 1. Гуманитарное «Человек и общество» 2. Естественно-математическое «Мир вокруг нас»  Проведение научно-практической конференции для учащихся  Публикации работ учащихся на школьном сайте  Мониторинг формирования метапредметных знаний Рефлексивный: сентябрь 2017  Проанализировать выполнение целей и задач проекта 7  Определить причины «плюсов и минусов» проекта.  Анализ мониторинга  Программирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов. Ресурсное обеспечение проекта Материальные ресурсы: 4. Научно-методическая литература 5. Учебные кабинеты, компьютерный класс, медиатека 6. Оргтехника. Предполагаемые риски проекта  Недостатки в управлении проектом  Психологические особенности как ученика, так и учителя- предметника  Формализация в работе  Неверно выбранные приоритеты в мотивации участников проекта Недостаточная подготовленность специалистов, владеющих  методологической стороной проекта  Отсутствие качественной системы оценки деятельности педагогов в новом для них направлении деятельности  Недостаточное финансирование Список литературы 1. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001 1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: 2. Илюшин, Л. С. Система школьного образования в Великобритании «Вербум-М.», 2001. [Текст] / Л. С. Илюшин // Инновационные процессы в образовании. Ч. 1: Образование за рубежом. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 38—73. 8 3. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно- исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18 4. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, 5. Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская). 6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с. 7. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с. Приложение Элективные курсы для учащихся Обязательный курс:   «Основы исследовательской деятельности» 5 ­7 классы  «Учебно­исследовательская деятельность» 8 ­11­е классы  Элективные курсы по выбору Гуманитарный цикл «Человек и общество»: «Основы ономастики» 5­классы  «С чего начинается Родина?» 6 классы «Речевой этикет» 7­е классы  «Доброречие» 8­классы  «Страницы истории XVIII – XIX» 8­е классы  «Альтернативные вопросы в истории России» 11­е кл  «Граждановедение» 10­е кл  «Права человека» 9­е классы  9 «Музыка и литература» 9 классы Естественно­математический цикл: «Окружающий мир» «Фитодизайн» 7 классы «Вода: жизнь или смерть?» 6 классы «Глубина информационного океана» 8 классы «Живая и неживая природа» 5 классы «Творческая и проектная деятельность учащихся по математике» 5­е классы  «Процентные расчёты на каждый день» 8­е классы  «Химия в повседневной жизни» 9­е кл «Глобальная география» 11­е классы  «Создание мультимедийных проектов» 5­е классы  «Физика вокруг нас» 9­е классы  «Язык программирования» 10­е классы  Исследовательские   проекты   –   довольно   сложный   вид   деятельности   как   для школьников, так и для тех, кто руководит ими. В школе уже в текущем году разработан и ведётся спецкурс «Учебно­исследовательская деятельность», который является составной частью дополнительного образовательного компонента в учебном плане 9–11 классов. В рамках   проекта   предполагается   вести   подобный   курс   с   5   класса.   В   зависимости   от подготовки учеников программа спецкурса может сокращаться или увеличиваться, а также может   меняться   количество   времени   на   отдельные   виды   работ.  Работа   начинается   с выявления   учащихся,   имеющих   склонность   и   желание   заниматься   исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют учителя­предметники и родители, которые лучше,   чем   кто­либо,   знают   возможности   и   стремления   учащихся   и   могут   помочь   им советом и делом.  В   рамках   элективных   курсов   формируются   творческие   команды,   определяются темы исследовательских работ. Образовательные продукты  10 а) внешние: б) внутренние:     организационно-деятельностные умения; способы познавательной деятельности; коммуникативные навыки; творческие способности.  исследовательские работы;  рефераты;  книжки;  макеты;  задачники;  презентации;   карты; сценические постановки;  поделки и т.п. Календарно­тематическое планирование курса «Учебно­исследовательская деятельность» № п/п Введение (2 часа) Тема занятия Количество часов всего теория практика   Наука. Классификация наук. Её роль в жизни людей  1 1 0 11 Виды исследовательских работ.  Методология научного творчества (2 часа)     Общая методология научного творчества. Общая схема хода научного исследования. Научная  терминология  Работа над основной частью исследования (5 часов)           Выбор темы и обоснование ее актуальности. Структура НИР. Составление индивидуального рабочего плана.  Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала Как составить анкету, провести беседу. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы.  Оформление исследовательской работы (4 часа)         Распределение наработанного материала по главам и  рубрикам. Композиция НИР. Компьютерная вёрстка НИР.  Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации.  Общие правила оформления текста работы: Формат, объем,  шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки.  Представление результатов научно­исследовательской работы (4 часа)         Составление тезисов. Требования  Создание презентация научно­исследовательской работы.  Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение  правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы,  заключительное слово.  Научно­практическая конференция. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,7 0,3 0,7 1 0,3 0,2 0,3 0,3 0,4 0,3 0 0,7 0,8 0,7 0,7 0,6 0,2 0,8 0,5 0,4 0,2 0,5 0,4 0,4 0,5 0,6 0,8 0,5 0,6 0,6 0 1 12 Итого: 17 7,5 9,5 Задачи курса: • научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет; заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами; • • научить выбирать адекватные задачам методы исследования; • научить формулировать выводы по результатам исследования; • научить основам оформления и защиты работы; • способствовать формированию общей культуры учащихся и гуманитаризации их образования. На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается понятие учебного исследования,   а   также   творческой   работы   в   форме   реферата.   Учащиеся   знакомятся   с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работы. Учатся   составлять   библиографию,   план   исследования,   собирать   и   обобщать   материал, проводить эксперимент, выступать с докладом и оппонировать.   Критерии оценки исследовательских работ учащихся Секции: математика, физика, техносфера, медицина, биология, экология, химия, география, история, краеведение, правоведение, социология, экономика, культурология, программное обеспечение и компьютерная техника. 13 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Критерии оценки Актуальность поставленной задачи Новизна полученных результатов Уровень проработанности исследования Достижения автора Владение автором научным аппаратом Научное и практическое значение результатов работы Оформление исследовательской работы Умение представить свою работу и защитить её перед жюри Макс. балл 5 5 5 5 5 5 5 5 Итого: 40 14

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"

Учебно-дидактический проект "Система исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017