Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).
Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
Учебно-исследовательская деятельность школьников.docx
Лялина Р.Н.
учитель МБОУ «ЗСОШ №3» г. Заинск
Учебноисследовательская деятельность школьников как один из
методов формирования ключевых компетенций
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
( Б.П. Никитин)
Методы творческого характера, такие как проблемные,
поисковые, проектные, исследовательские, эвристические в совокупности с
методами самостоятельной, групповой, коллективной работы играют
важнейшую роль в обучении и развитии интеллектуальноодарённых детей.
Проектноисследовательская деятельность даёт учащимся возможность
проявлять свои интересы и возможности, а это, в свою очередь, формирует
качества инициативы, любознательности, гибкости мышления, самоконтроля,
упорства в достижении цели и способствует развитию умения работать в
команде, уважая мнение каждого участника.
Проектный и исследовательский методы, по сути, являются близкими,
но не однозначными понятиями. «В исследовании обнаруживается то, что уже
есть, а в проекте создается то, чего еще нет». Отличие состоит, прежде всего,
в конечном продукте, т.е. результате деятельности. ПРОЕКТ направлен, в
первую очередь, на создание некоего нового для учащихся продукта
(театральный спектакль, тематическая выставка, стенгазета, информационный
сайт и т.п.). Ожидаемый продукт является близким к сфере интересов детей в
данный возрастной период, т.к. полученный результат проекта можно активно
использовать в повседневной школьной жизни. Поэтому для педагогов легче
сформировать интерес и активизировать мотивацию учащихся на данный вид
направлено на решение творческой
деятельности. Исследование
исследовательской задачи с заранее не известным результатом. Структуру исследовательской деятельности составляет следующая модель: постановка
проблемы, изучение теории исследуемого вопроса, выбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Результатом исследования является интеллектуальный продукт.
В основе исследовательской работы лежит творческое усвоение
школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут
выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д. Важно, что проектное
обучение является личностно ориентированным, а значит, позволяет
школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует
познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить
удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в
обучении. Деятельность учителя:
1 Информационноаналитическая. На основе опросов, наблюдений и
изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о
познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных
возможностей класса.
2 Мотивационноцелевая. Совместно с учащимися определяет цели
проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников
к работе по его созданию.
3 Плановопрогностическая. Совместно с учениками планирует пути и
способы достижения цели; составляет план график работы над проектом.
4 Организационноисполнительская.
Организует исполнение
намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует
учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.
5 Контрольнодиагностическая. Осуществляет текущий контроль
деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы.
6. Регулятивнокоррекционная. Корректирует деятельность учащихся,
регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит
рефлексию. Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы школьников будут рецензироваться, а их
выступление на защите проекта – оцениваться.
Исследовательскую деятельность на уроках необходимо начинать как
можно раньше, пусть даже используя только элементы, которые предполагают
В качестве домашних
тренировку применения отдельных навыков.
заданий ребятам предлагаю подготовку сообщений, поиск ответов на
различные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и
вопросов для одноклассников, рисунков, схем, создание презентаций.
Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной
работе с дополнительной литературой, с интернетресурсами. Внеурочная
исследовательская деятельность является логическим продолжением урочной
деятельности, но эту работу выполняют не все ученики, а только
заинтересованные, они нацелены на серьёзный конечный результатучастие в
конкурсах, конференциях и выполняют работу в более длительные сроки (24
месяца). Работа по развитию научноисследовательской деятельности даёт
не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и
пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы
учитель не только продвигается вперёд в своём педагогическом
развитии, но и для себя узнаёт много нового и интересного.
На
этапе,
когда
учащиеся
начинают
работать
над
исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы.
Необходимо учитывать как интересы, так и интеллектуальные и даже
материальные
Вот некоторые темы,
исследовательских работ учащихся «Новая Зеландия – одна из экологически
возможности
учащихся.
чистых стран мира», «Аббревиации в английском языке», «Есть ли польза от
компьютерных игр для изучения английского языка», «Заимствованные слова
в английском языке как способ пополнения словаря»,
Говорящая одежда» (о надписях на одежде), «Путешествие в будущее»,
«Осторожно!
«Использование сокращений в чатах», «Истории названий улиц города» «Репрезентация концепта MONEY средствами английской фразеологии»,
«Зоонимы в фразеологических единицах в английском и русском языках»,
«Валюты разных стран мира», «Глобализация английского языка и его влияние
на русский язык» и т.д.
Главная задача учителя при организации обучения школьников состоит,
прежде всего, в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к
учению, к познанию. Я уверена, что каждый учащийся должен иметь
возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в
самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и
склонностей.
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.