Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Оценка 4.7
Лекции +1
doc
музыка
Взрослым
18.07.2018
Методическая разработка содержит основные типы творческих работ обучающихся, знакомит с тезаурусом (специальной терминологией) по данной проблеме. Более подробно рассмотрен метод проектов: типология форм организации проектной деятельности по видам проектов, по результату, по содержанию, по количеству участников, по длительности (продолжительности) проекта, по дидактической цели. А также рассмотрены этапы проектирования. и исследовательской деятельности.Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
В работе раскрываются основные требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, к результату (продукту) проектной деятельности. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получения неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки.doc
Учебноисследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Основные типы творческих работ учащихся
Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких
литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и
представления максимально полной информации по избранной теме.
Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и
описанием определенного результата. Могут включать в себя этап
исследования как способа достижения конечного результата.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью научной
методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный
экспериментальный материал и собственные выводы о характере
исследуемого явления. (По А.В. Леонтовичу).
Тезаурус (специальная терминология)
Исследование – процесс поиска новых знаний, один их видов познавательной
деятельности.
Учебноисследовательская деятельность
– вид познавательной
деятельности, направленный на самостоятельное получение новых и
личностнозначимых для конкретного учащегося знаний с целью получения
образовательного результата, развития исследовательского типа мышления и
активизация личностной позиции учащегося в учебном процессе.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи
с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для
иллюстрации тех или иных законов природы).
Проект (лат. projegtus – брошенный вперед) – 1) какойлибо замысел и план
(Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном
образовании// Школьные технологии. – 2004. №4), 2) целенаправленное
управляемое изменение, фиксированное во времени (Поливанова К.Н.
Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011).
Проектная деятельность обучающихся — форма организации совместной
деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их
определенной последовательности,
направленной на достижение
поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для
обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. (Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа. – М.: Просвещение, 2011).
Метод проектов
Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления
учебнопознавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного
обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся. Отличительная черта проектной деятельности поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками
проектной группы.
Проект – замысел, план. Метод это система приёмов и способов овладения
определёнными практическими и теоретическими знаниями.
Метод проектов это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся
приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного
выполнения определённых практических заданий с обязательным
представлением результатов.
Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность
учащихся. Его применение предполагает:
Конструктивное влияние на социализацию личности.
Развитие самостоятельности в принятии решений.
Критический анализ информации, полученный при изучении научной,
искусствоведческой, публицистической, художественной литературы.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают:
Владение основными исследовательскими методами.
Компьютерную грамотность.
Умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой.
Умение применять знания для решения познавательных задач.
Проектная деятельность на уроках музыки позволяет:
Систематизировать и углубить полученные учащимися знания.
Обогатить художественные интересы учащихся
за счёт
самостоятельного поиска новой информации.
Расширить опыт музыкально – творческой деятельности.
Научить школьников применять интернет – ресурсы, музыкальные
словари для музыкального самообразования.
Главное в методе проектов является то, что в результате совместной
групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а
создают какойлибо учебный продукт, материал совместного труда. Работа
над проектом тщательно планируется и обсуждается с учащимися.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов)
Проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта
относится к какомулибо вопросу, актуальному для практической жизни, и,
требующему знаний не по одному предмету, а сразу из нескольких областей.
Поэтому учителю, планирующему такую работу, нужно знать типы проектов
по музыке.
По видам проектов:
1. Информационные (поисковые) проекты направлены на добывание
информации, её анализ и обобщение.
Результат:
создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по
творчеству композиторов, истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре
прошлого, настоящего, будущего.
2. Исследовательские
взятой для исследования темы,
исследования, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с
предполагают аргументацию актуальности
формулирование проблемы
последующей её проверкой. Обсуждение полученных результатов.
Результат:
интегрированные проекты в области исследования какого либо
направления искусства.
3. Творческие подразумевают разработку и представление творческого
продукта.
Результат:
фонохрестоматия музыкального материала;
видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по
выбранной теме.
4. Ролевые, игровые участники таких проектов принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Результат:
Музыкально – театральная постановка.
Литературно музыкальная гостиная.
5. Прикладные (практико
результат
деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные
интересы самих учащихся.
ориентированные)
Результат:
документ, созданный на основе полученных результатов исследования;
программа действий, справочный материал;
словарь.
6. Социальные
7. Инновационные
По основным видам деятельности детей при работе над проектами:
исследовательский, информационный, социальный, игровой, творческий.
По результату:
Проекты, нацеленные на разработку и создание изделий.
Проекты, нацеленные на создание информационной продукции.
Проекты, нацеленные на проведение мероприятий (в т.ч. проведение
игры, игровые проекты).
Проекты, нацеленные на решение проблем.
Проекты, нацеленные на самостоятельное обучение (учебные проекты).
Исследовательские проекты.
Социальные проекты.
По содержанию: монопредметные проект в рамках одного учебного предмета (урочная
деятельность)
межпредметные
проекты, объединяющие от двух и больше
предметных областей (внеурочная деятельность)
Метапредметные внепредметный проект, выполняется на стыках
областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется
в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер
исследования.
По количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5
человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках
школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой
(в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
По длительности (продолжительности) проекта:
Минипроекты укладываются в один урок.
Краткосрочные проекты по музыке занимают 36 уроков
Недельные проекты выполняются в группах, работа идёт под
руководством учителя, на их выполнение требуется 3040 учебных
часов, возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.
Многолетние проекты.
По дидактической цели:
Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной
деятельности.
Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
Поддержка мотивации в обучении.
Реализация потенциала личности.
Этапы проектирования:
1. Подготовительный этап. Анализ ситуации, относительно которой
появляется необходимость создать проект:
o постановка проблемы – обоснование актуальности заявленного проекта
(почему возникла необходимость создания нового проекта);
o конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
o определение задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов
деятельности;
o выдвижение гипотез решения проблемы;
o определение критериев результативности (по каким показателям можно
судить об успешности проекта);
o прогнозирование последствий (анализ положительных и (или)
отрицательных последствий, которые могут возникнуть для друних
характеристик объекта, окружающей среды, людей).
2. Второй этап. Выполнение (реализация проекта).
o разработка плана выполнения проекта; o подбор способов решения, методов, ресурсов, четкое определение
временных границ (по каждому пункту плана);
o реализация плана, при необходимости – его корректировка:
сбор и обработка информации, фиксация полученный
сведений;
анализ, сравнение, обобщение полученных данных (придать
собранным сведениям нужную структуру).
3. Этап подготовки итогового продукта.
o обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций,
защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
o подведение итогов, оформление результатов;
o представление проекта;
o оценка эффективности и результативности – общая оценка
достигнутого результата, его сравнение с первоначальным замыслом;
o оценка собственных достижений (Чему я научился? Что у меня
получилось хорошо и почему? Что у меня не получилось (получилось
плохо) почему? Что я должен сделать, чтобы у меня все получилось?).
Этапы исследовательской деятельности
1. Подготовка к проведению исследования.
o определить на материале какой науки будет проведено исследование
(предметная область исследования);
o актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление
будущего исследования);
o постановка цели исследования;
o выработка гипотезы;
o выбор методов и методик исследования;
o определение последовательности действий для проведения
исследования (планирование, постановка задач исследования).
2. Проведение исследования.
o сбор и обработка информации (проведение эксперимента), фиксация
полученных сведений;
o анализ, сравнение, обобщение полученных данных (придать собранным
сведениям нужную структуру);
o соотнесение гипотезы с полученными выводами.
3. Оформление результатов исследования.
o подготовка и защита результатов (сообщение, доклад, макет);
o оценка собственных достижений (Чему я научился? Что у меня
получилось хорошо и почему? Что у меня не получилось (получилось
плохо) почему? Что я должен сделать, чтобы у меня все получилось?).
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые
разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них
форме.
Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить
приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Целью современного образования становится общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую
ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения
музыке является формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Один из способов решения этой проблемы использование проектной
деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности,
который способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную,
предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность,
тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции,
повышая интерес учащихся к учению.
Приоритетным в проектной технологии является процесс познания,
чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания,
умело применять их на практике, для решения возникающих проблем.
преимущества
мотивация,
Высокая
связь
заинтересованность детей,
полученных знаний с реальной
жизнью,
научной
пытливости, самоконтроль.
развитие
недостатки
Большие затраты времени на
достижение
запроектированных
целей, невозможность уложить все
требуемые учебные знания в проект.
Итоговый индивидуальный проект
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности и способствовать проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную,
конструкторскую,
иную).
(Примерная
основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011).
художественнотворческую,
социальную,
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
его невыполнение равноценно получения
каждого обучающегося,
неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В соответствии с целями подготовки проекта, для каждого
обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта,
которые включают требования по следующим рубрикам: организация
проектной деятельности; содержание и направленность проекта; защита
проекта; критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности включают
положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и
руководителя проекта; тема должна быть утверждена методическим советом
школы; план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с
руководителем проекта.
Требования к содержанию и направленности проекта предполагают,
что результат проектной деятельности обязательно должен иметь
практическую направленность, и определяют: а) возможные типы работ и
формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть
подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая
из следующих работ:
a)
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад
и др.);
b)
художественная творческая работа (в области литературы,
музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в
виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
c) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
d) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут
включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
выносимый на защиту
продукт проектной деятельности,
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1)
представленный в одной из описанных форм;
подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к
2)
проекту (объемом не более одной машинописной страницы) с указанием для
всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого
описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка
использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную
записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских
решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от
реализации проекта;
краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику
3)
работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику
отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При
наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может
быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений,
актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Критерии оценки индивидуального проекта
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения,
обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого
решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий,
проявляющаяся в
умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При этом в соответствии с принятой системой оценки выделены два
уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и
повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени
самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому
выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен
выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта,
являются основной задачей оценочной деятельности.
Критерий
Самостоятельное
приобретение
знаний и решение
проблем
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить пути ее
решения;
продемонстрирована
способность приобретать новые
знаний и/или осваивать новое способы
действий, достигать более глубокого
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути ее решения;
продемонстрировано
свободное
владение логическими операциями,
навыками критического мышления,
умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована
способность понимания изученного.
Знание предмета
Регулятивные
действия
Коммуникативные
действия
понимание
Продемонстрировано
содержания выполненной работы. В
работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки.
Продемонстрированы
навыки
определения темы и планирования
работы. Работа доведена до конца и
представлена комиссии; некоторые
этапы выполнялись под контролем и
при поддержке руководителя. При
этом проявляются отдельные
элементы
и
самооценки
самоконтроля обучающегося.
навыки
Продемонстрированы
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы.
приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий,
достигать более глубокого понимания
проблемы.
свободное
Продемонстрировано
владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют.
Работа тщательно спланирована и
реализована,
последовательно
своевременно
все
необходимые этапы обсуждения и
представления. Контроль и коррекция
осуществлялась самостоятельно.
пройдены
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение
хорошо
структуированы. Все мысли выражены
ясно,
последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы.
логично,
Решение о том, что проект выполнен на базовом или повышенном
уровнях, принимается при условии, что такая оценка выставлена комиссией
по каждому из предъявляемых критериев.
Источник: Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011
Требования к устной презентации работы:
Докладчик выступает по предварительно сформулированной
теме;
Докладчик придерживается определенного заранее регламента
выступления (максимально 10 минут). В пределах регламента реплики и
вопросы не допускаются. Председательствующий следит за соблюдением
регламента, в случае его превышения просит выступающего завершить доклад
в течение одной минуты;
После выступления слушатели задают вопросы. Каждый вопрос
должен быть четко и до конца сформулирован. Смысл вопросов – разобраться
в точке зрения автора, обратить внимание на непонятные или спорные
моменты доклада. Неэтичны вопросы, непосредственно направленные на
выяснение знания автором тех или иных фактов;
После окончания вопросов слушатели могут высказать свое
мнение по поводу информации, содержащейся в докладе. Мнения не могут
иметь оценочного характера. Этично, если высказывания начинаются словами
«С моей точки зрения…»;
Председатель подводит итог обсуждению, фиксируя наиболее
значимые прозвучавшие в ходе дискуссии мнения. После этого переходят в
следующему докладу.
Критерии оценки устного выступления:
Логика изложения доклада;
Компетентность в проблеме исследования;
Качество аргументации в ответах на вопросы;
Качество наглядных материалов;
Язык и стиль изложения.
Требования к компьютерной презентации
1. Презентация создается в программе PowerPoint.
2. Презентация предназначена
для иллюстрации
выступления
продолжительность не более 10 минут.
3. Презентация записывается на СDдиск или USBдиск.
4. Презентация состоит примерно из 812 слайдов.
5. Текст слайдов выполняется прямым шрифтом (например,
Arial),
соотношение текстовой, графической, табличной и фото информации
сравнимо друг с другом, размер шрифта – не менее 24.
6. Докладчик во время доклада излагает его содержание своими словами (а не
зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению.
7. Примерный состав слайдов презентации:
а) название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название
организации;
б) цели и задачи работы;
в) блоксхема выполнения работы;
демонстрация хода и объектов исследований;
г) таблица полученных данных;
выводы (текст – 35 пунктов).
8. Слайды не должны быть перегружены информацией, применение анимации
– минимальное, только в самых необходимых случаях.
9. В случае необходимости, презентация может включать фрагменты медиа
продуктов (фильмов, слайдфильмов, аудиозаписей и т.д.).
Требования к оформлению текста работы
Работа представляется на бумажном (формат А4) и электронном
носителе. Объем работы не должен превышать 1520 страниц. Основной текст
набирается строчными буквами, выравнивание по ширине, межстрочный
интервал полуторный, абзацный отступ 1, 25, шрифт Times New Roman 14.
Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1/1,5 см. Нумерация страниц проставляется внизу по центру. Текст печатается на одной стороне
страницы. Каждый новый раздел (элемент структуры) начинается с новой
страницы. Заголовок раздела располагается посередине строки, точку в конце
заголовка не ставят. Приложения располагаются после списка литературы и
не включаются в общий объем работы.
Образец оформления содержания работы
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Название главы…………………………………………..4
Название раздела…………………………………..5
Название раздела…………………………………12
1.1.
1.2.
Глава 2. и т.д.
Заключение………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………19
Приложения………………………………………………………20
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.