Учебно-исследовательская работа "Забытый мост"
Оценка 4.8

Учебно-исследовательская работа "Забытый мост"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл
23.11.2018
Учебно-исследовательская работа  "Забытый мост"
Мой дедушка аксакал нашего села. По его словам в нашей местности есть мост, который в народе называли «Екатеринский мост». В послевоенные время он был действующим. По дороге каждый овраг был намощен камнями. Эту дорогу называли почтовой. Такие же мосты встречаются по трассе Шарлык – Соль –Илецк.
Забытый мост.docx

«Средняя общеобразовательная школа с. Шатмантамак» – филиал

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

средняя общеобразовательная школа с. Зильдярово муниципального района

Миякинский район Республики Башкортостан».

 

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»

                                                                                        Номинация « Археология » .                                                                     

 

 

 

Тема работы
                             Забытый мост

 

учебно-исследовательская работа

 

                                                                          Подготовил:
                                                                          Минегулов Ризван Ринатович
                                                                          учащийся 10 класса
                                                                          СОШ с.Шатмантамак филиала

                                                                          МОБУ СОШ с.Зильдярово

                                                                          Руководитель:
                                                                          Раупова Зульфия Сагидуловна
                                                                          учитель математики

                                                                          СОШ с.Шатмантамак филиала
                                                                          МОБУ СОШ с.Зильдярово

 

 

Шатмантамак – 2018

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3 – 5

Поиск материалов об истории мостов времен Екатерины II .................5 

Исследование и изучение найденных материалов:  книги, газеты,

фотографии, информация из интернета   ............. ………………………6 – 9  

 

Выводы………………………………………………………………………9

Литература…………………………………………………………………..10

Приложения…………………………………………………………………..11 - 15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Интернет информация: «Знаменитые места района . Из истории мостов времен Екатерины II»

  «…По государственному тракту  во времена Екатерины II, имея на руках подорожную и меняя лошадей на почтовых станциях, можно было добраться практически до любой жилой точки империи.

   Через наш край традиционно проходили торговые пути, соединявшие Восточную Европу с Сибирью, Среднюю Азию с Китаем. 

  Наряду с транзитными существовали местные направления, проходившие по территориям башкирских племен и родов, местам их кочевок. В исторических документах их называют башкирскими дорогами, в том числе старинным башкирским трактом, китайской или же бурзянской дорогой. 

12 (22) ноября 1689 года вышел царский указ об учреждении пути, соединяющем Центральную Россию с Сибирью. В народе его называли по-разному: великий кандальный путь, государева дорога, Екатерининский тракт.    

     По тракту прошли и проехали тысячи осужденных каторжан в кандалах в сопровождении конвоиров, известные путешественники, государственные деятели (например, Александр I и Александр II), купцы с сибирскими и китайскими товарами.

      Его существование обеспечивало экономические преимущества городам и селам, располагавшимся вдоль него, потому они всячески поддерживали великую императорскую дорогу. Благодаря общим усилиям она постоянно расширялась. В XIX веке по тракту ежегодно проезжали до 200 тысяч человек, в том числе до 18 тысяч заключенных, перевозили более 10 миллионов пудов товара.

             Екатерининский мост (Приложение 1)

В 18 веке по всей России открывались новые торжки. Потоки товаров устремлялись из края в край. Большинство из них по-прежнему переводилось по рекам на баржах, которые тянули бурлаки. Правда, с 15 века существовал сибирский путь. Но постепенно строились и тракты – новые шоссейные дороги с канавой для отвода воды и покрытием из камня, с верстовыми столбами. Вдоль дорог высаживали березы, чтобы не сбиться с пути. Дороги получили название «Екатерининский тракт», березы - Екатерининскими. Крестьяне следили за выживанием берез, контролировали водосточные канавы, вносили денежную и натуральную плату.

В народе дороги еще называли «кандальными», «слезными», ибо по этим дорогам гнали в Сибирь колоннами по 100 и до 500 человек заключенных для каторжных работ. Арестанты пели унылые песни. Слово «Каторга» имеет греческое происхождение и означает галер, на которых использовались рабы-гребцы, прикованные к скамьям и веслам.

В России же каторжники заколачивали сваи в моря, наводили мосты через болота, в шахтах добывали руду. По царскому указу учредили вдоль дороги этапы, через каждые 20-30 км - пункты для ночевок и дневок арестантов.

При побеге каторжан конвоиры могли связать любого мужика. «Государева дорога» была достроена к середине 19 века, она дошла до китайской стены. По этим же дорогам перевозили почту, переселялись крестьяне и.т.д. Этот тракт разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. …»

   Актуальность:

Многие исторические объекты давно забыты, разрушены или остались под землей. Некоторые из них можно восстановить, возродить. Когда приближаешься к этому мосту, чувствуешь себя исследователем. Прошлая жизнь не так сильно спрятана от нас. Но она удаляется всё дальше. И если каменные мостики ещё есть, то деревянные давно сгнили и рухнули.  Говорят, об этих мостах знают даже в Китае.

Мы должны:

- помнить историю своего народа;

- знать исторические памятники малой Родины;

- гордиться своей историей;

- сохранить, восстановить исторические памятники для будущих поколении .

  Цель исследования:                                              

1.Найти места, где есть мосты, построенные во времена Екатерины II, после нее.

2. Изучить найденный материал.

3.Передать найденные документы в музей нашего села для будущего поколения и для изучения на уроках истории.

  Задачи исследовательской работы:

1. Найти мосты, построенные во времена Екатерины II в нашей местности

2.Изучить данные мосты

3. Привлечь внимание населения, родителей и учащихся к историческим объектам.

4.Беречь исторические памятники, передавать эту память следующим поколениям

Гипотеза исследования: предполагается, что старые мосты были построены во времена правления Екатерины II для почтовых и торговых связей.

Объект исследования: старинный мост.

Методы исследования:

1.     Поиск документов, газетных вырезок, книг,  самих мостов.

2.     Беседа с аксакалами села.

3.     Изучение и наполнение банка  данных об исторических объектах  нашего села.

Место и время исследования: с.Шатмантамак  Миякинского района РБ, 2017 -2018гг

1.     Поиск документов, газетных вырезок, самих мостов.

1)Нашел по интернету информацию о  таких мостах

2) Нашел газетные вырезки, книги

3) Встретился с аксакалами села
4)Сфотографировал  предполагаемый  мост

2.     Исследование и изучение найденных материалов

1). Интернет информация: Знаменитые места района . Из истории мостов времен Екатерины II

  «… На территории Бижбулякского района, по воспоминаниям старожилов, такие сооружения появились вблизи нескольких населенных пунктов, расположенных на Оренбургском тракте. До настоящего времени сохранился старинный мост лишь около с. Седякбаш :

  Наименование объекта: «Екатерининский мост». Местонахождение: около с. Седякбаш. Время создания: мост построен в конце XVIII века при царствовании Екатерины II. Сведения об архитекторах: неизвестны, строили местные жители под руководством русских мастеров. Материал: природный камень. Ширина моста примерно 5-6 метров, высота 3 метра, длина около 50 метров. Транспортная и пешеходная доступность: объект доступен как пешеходу, так и транспорту. Уникальность объекта:  является памятником истории.

Мосты в Сибири

   В пяти километрах от  деревни Аёшка, в стороне от больших дорог и постороннего взгляда находится это незаурядное даже по нынешним меркам инженерно-архитектурное сооружение.

   Сложенный без единой капли цементного раствора , из натурального, обтесанного руками мастеров 18 века, камня, этот мост, по утверждению директора местного краеведческого музея Михаила Пьянкова – редкость не только для Сибири, но и для всей России: «Ценность его заключается в том, что это единственное уникальное инженерное сооружение в России. Похожее есть в Новгородской области, но там больше руины, развалины. А для Сибири это вообще  уникальный памятник, сберечь который нас обязывает история».

«Екатерининским» мост  называют в народе. Официальное название памятника гораздо проще – Каменный.  Построенный во времена правления Екатерины    

   Второй, этот мост - уцелевшая часть тракта, соединявшего  Ачинский острог с Ирбинским железоделательным заводом. Дорога эта, связывая запад и юг Енисейской губернии , имела очень большое значение. К слову, именно по этому тракту проезжал,  возвращаясь из сибирской ссылки,  вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Строился мост  двадцать лет: с 1776 по 1796 год,  под руководством ссыльного польского инженера (имя которого остается, к сожалению, неизвестным),   особым способом. «Это античная технология, - комментирует Михаил Анатольевич. - Создан мост без какого-либо раствора, камни подгонялись, обтесывались, а центральный, так называемый «замковый» камень обеспечивает устойчивость всей конструкции. Получается, что мост сам себя держит и  стоит уже больше двухсот лет, несмотря на то, что по нему, в свое время, ходила тяжелая техника …».

Датой строительства моста считается 1762 год. Эта дата значилась на сооружении до его реставрации. Мост через небольшой овражек был частью знаменитой Екатерининской дороги. Правда, до сих пор не доказано, проезжала ли Екатерина Великая по этому мосту или нет. В областной реестр памятников истории мост-памятник не включен, но на районом уровне он до сих пор считается одной из основных достопримечательностей.  …

…  О том, что этот мост и кандальная дорога одно целое свидетельствует очень многое. Взглянем вглубь истории деревни Старокуктово. 1795 год, деревня находилась у столбовой дороги, соединяющий Бирск с Мензелинском. Здесь была почтовая станция. (А.З.Асфандияров  «История сел и деревень Башкортостана». Четвертая книга 119 с.) В этой же деревне («Иске авыл»да) были найдены и кандалы. Дома «ристан» находились еще в д.Лаяшты Илишевского района, д.Байсарово (р.Татарстан). В дер.Баисарово до сих пор находятся торговые лавки купцов. Видимо, дорога проходила чуть поодаль данной трассы, через д.Исаметово на Чишмабаш-Байсарово. Об этом свидетельствует разрушенный арочный мост «Кыргыз купере» через «Ямансаз» чуть выше д.Зейлово. Лаяшты, с.Куктово, Байсар. Эти три деревни как раз находятся в 25 км друг от друга. В истории д.Аккузево тоже говорится Московской дороге, которая шла в Сибирь и она огибала «Чагылтау» и назывался «Караван юлы», которая говорит о торговых связях с востоком….»

 Оренбургская область:

  Екатерининский мост или, как некоторые его называют, -  Аничкин, который находится в Оренбургском районе, не доезжая до пос. Экспериментальный,

на трассе «Оренбург - Соль-Илецк» в 100 метрах от придорожное кафе«Екатерина».

   Мост является памятником, истории и архитектуры поэтому охраняется законом. Мост был восстановлен при съемках кинофильма «Русский бунт» в 90 годах прошлого века. На сайте поселка Донгуза написано: "по приданию Екатерина Вторая якобы проезжала по этому мосту". Однако, это сомнительно, так как постройка моста велась с 1820 по 1825, а это более 20 лет после смерти Императрицы. Также известно, что мост был создан при строительстве дороги для вывоза соли из рудника. Выполнен мост из бутового камня карьера Маячный, о чем свидетельствует табличка.

Таких мостов по России -  сотни, тысячи. Они были построены по указу царицы о строительстве арочных мостов. Конструкция этих мостов проста, а в во крепость пошла на века.

2) Газетная вырезка: Такие же мост в 17 веке был построен в Буздякском районе около деревни Арсланово. По газете «Омет» №83, 25 октября , 2014 год. Статья Ришата Хужжатова «Забытые исторические памятники»

 (Приложение2)

3) Книга  А.З.Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» «Путешественники по ханской дороге» книг Николая Фомина «Ханская дорога через Акчарлак», «Деревенька моя деревенька, Базгыя»

3.     Беседа с аксакалами села.

    Мой дедушка аксакал нашего села. По его словам  что действительно тот мост называли «Екатерина купере», в послевоенные время он был действующим. По дороге каждый овраг был намощен камнями. Эту дорогу называли почтовой. Такие же мосты встречаются по трассе Шарлык – Соль –Илецк. От нашего села до границы  Оренбургской области всего 10 километров. Раньше наши прадедушки за солью отправлялись в Соль – Илецк  через Ключовку (Оренбургской области), Шарлык.

4.     Изучение и наполнение банка  данных об исторических объектах  нашего села.

       Одна из этих ветвей этих дорог проходила через с.Шатмантамак. Об этом свидетельствует, прежде всего, каменный мост, построенный через реку Шатмантамак (в последствии разобран  в 1967 – 1968гг), и мост при въезде в село по старой дороге. Такой же мост, по словам очевидцев,  был по дороге из села Яшель – Куль в Исламгулово. По легендам они был построены во времена Екатерины II и по разговорам старцев деревни, до сих пор носит название «Эби патша купере» и «Екатерина купере».

       В настоящее время на нашей местности сохранился мост при въезде в село по старой дороге. ( Приложение 3) Каменный мост, построенный через реку Шатмантамак был разобран, и построен новый.

По книге А.З.Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана»(2009г.,стр 437 ) башкиры припущенники из Мензелинского уезда  деревни Саклавбаш  Сарали – Минской волости поселились в здешние места в 1765 – 1770 гг. Год обоснования с. Шатмантамак считается 1765 год, что соответствует   годам  правления Екатерины II (1762 – 1796гг.)   Возможно этот мост тоже один из многочисленных мостов построенных во время правления Екатерины II .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Я нашел этот мост, сфотографировал его, он построен по той же технологии, что и «Екатеринские моста».

Вывод:

1.     «Эби патша купере» был построен во времена правления Екатерины II (может немного позже) для почтовых и торговых связей.

2.     Весной необходимо заниматься  благоустроительными работами  близлежащей к памятнику территории:  выкосить бурьян, обрезать кусты вдоль каменной кладки, установить охранные знаки и выкопать канавы

3.     Привлечь внимание населения, родителей и учащихся к историческим  

     объектам.

   4.Беречь исторические памятники, передавать эту память следующим    

    поколениям

4.     Передать найденный материал в школьный музей.

Литература:

1. Интернет материал «Знаменитые места района . Из истории мостов времен Екатерины II»

 

2. Газетная вырезка: Статья Ришата Хужжатова  «Забытые исторические памятники»

3. Книга  А.З.Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана»

4. Местный материал.

 

 

 

 

 

 



                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 «Екатеринский мост»


https://bizhbulyak.bashkortostan.ru/upload/iblock/cbe/p1120444.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2 Статья Ришата Хужжатова «Забытые исторические памятники»

 

Приложение 3 «Эби патша купере» с. Шатмантамак

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                                  


 

Средняя общеобразовательная школа с

Средняя общеобразовательная школа с

Содержание Введение…………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………

Введение: Интернет информация: «

Введение: Интернет информация: «

Вдоль дорог высаживали березы, чтобы не сбиться с пути

Вдоль дорог высаживали березы, чтобы не сбиться с пути

Найти места, где есть мосты, построенные во времена

Найти места, где есть мосты, построенные во времена

На территории Бижбулякского района, по воспоминаниям старожилов, такие сооружения появились вблизи нескольких населенных пунктов, расположенных на

На территории Бижбулякского района, по воспоминаниям старожилов, такие сооружения появились вблизи нескольких населенных пунктов, расположенных на

Это античная технология, - комментирует

Это античная технология, - комментирует

Оренбург - Соль-Илецк» в 100 метрах от придорожное кафе«Екатерина»

Оренбург - Соль-Илецк» в 100 метрах от придорожное кафе«Екатерина»

Одна из этих ветвей этих дорог проходила через с

Одна из этих ветвей этих дорог проходила через с

Литература: 1. Интернет материал «Знаменитые места района

Литература: 1. Интернет материал «Знаменитые места района

Приложение 1 «Екатеринский мост»

Приложение 1 «Екатеринский мост»

Приложение 2 Статья Ришата Хужжатова «Забытые исторические памятники»

Приложение 2 Статья Ришата Хужжатова «Забытые исторические памятники»

Учебно-исследовательская работа "Забытый мост"

Учебно-исследовательская работа  "Забытый мост"

Приложение 3 «Эби патша купере» с

Приложение 3 «Эби патша купере» с

Учебно-исследовательская работа "Забытый мост"

Учебно-исследовательская работа  "Забытый мост"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018