Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)
Оценка 5

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
биология +1
5 кл—7 кл
13.01.2017
Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)
Молоко - важнейший продукт питания живых организмов, в том числе человека. Задумывались ли Вы над тем, чем отличается молоко коровье, например, от молока других млекопитающих. Мы попытались не только проанализировать состав молока разных пород млекопитающих, но и исследовать коровье молоко от разных производителей, которые были определены как наиболее часто покупаемые потребителями на основе анкетирования и опроса продавцов супермаркетов нашего города. В работе представлены методики проведения исследований состава различных сортов молока с использованием малого количества реактивов. Приведены фотографии поэтапного проведения эксперимента, сделаны выводы на каждом этапе и в целом по работе. На взгляд автора, приведенные исследования могут быть использованы педагогами естественнонаучного цикла во время проведения предметных недель.
Лаборатория на кухне. Молоко..docx
Управление образования Администрации  г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов  г. Екатеринбурга Лаборатория на кухне.  Молоко.  Исполнитель: Домнина Дарья Александровна, ученица 6 А класса Руководитель: Матвеева Ирина Альбертовна,  Магистр педагогики, учитель химии высшей квалификационной категории                Екатеринбург, 2015 1 научно-исследовательский проект СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. Молоко и его свойства…………………………….3 2. Лаборатория на кухне. Исследуем молоко (опыты 1­7)…….4 3. Результаты исследования и их описание…………………11­12 4. Ответы на вопросы…………………………………………….14 5. Заключение……………………………………………………..16 6. Используемая литература………………………………………. ………………16 2 научно-исследовательский проект Введение. Молоко и его свойства Молоко   –   это   жидкость,   вырабатываемая   молочными   железами   человеком   и   млекопитающих животных. Оно содержит большое количество полезных веществ необходимых для роста и развития организма.   В   молоко   входят   жиры,   белки,   витамины   и   микроэлементы.   Цвет   молока   может варьироваться от белого до желто­голубого. Это зависит от его жирности. За счет содержания лактозы оно   обладает   легким   сладковатым   вкусом.   Молоко   включает   в   своем   составе   более   100   полезных компонентов, из них около 20 сбалансированных и жирных аминокислот, лактоза, минеральные вещества. Молоко   один   из   первых   продуктов,   которое   начали   добывать   древние   поселения   людей   после одомашнивания животных. Полезные свойства молока Лечебные   свойства   молока   известны   с   давних   времен.   Его   использовали   для   выхаживания ослабленных   и   истощенных   больных,   а   также   в   комплексе   лечебных   мероприятий   при   легочных заболеваниях, туберкулезе и бронхитах. Молоко   –   это   уникальный   продукт,   в   котором   содержится   большое   разнообразие   витаминов, микроэлементов, белков, ферментов, молочных кислот. Содержащиеся в молоке, глобулины, казеин и альбумин   относятся   антибиотическим   веществам,   поэтому   молоко   обладает   бактерицидными свойствами, предотвращает развитие инфекций в организме, укрепляют иммунитет. Микроэлементы   отвечают   за   нормальное   развитие   всех   клеток   в   организме,   особенно   это отражается на здоровье волос, зубов, ногтей и кожи. Насыщенные кислоты регулируют деятельность нервной системы. В особенности молоко имеет успокаивающее действие и его рекомендуют пить перед сном в качестве профилактики бессонницы и проявлений депрессии. Лактоза отвечает за правильную работу   кишечника,   препятствует   процессам   гниения,   росту   вредной   микрофлоры.   Также   лактоза помогает лучшему усвоению кальция. Молоко   за   счет   большого   содержание   жира   и   белка   прекрасно   восстанавливает   силы   после физических   и   умственных   нагрузок. Калий, кальций и витамин   В12 благоприятно   воздействует   на деятельность   сердечно­сосудистой   системы   и   регулирует   обменные   процессы.   Заваренные   на   основе молока   лекарственные   травы   лучше   отдают   свои   полезные   вещества   и   легче   усваиваются.   Молоко зачастую используют как диетический продукт в составе диет, в частности молочной. В не зависимости от вида молока его используют при лечении простудных заболеваний, гриппа и ангины. Аминокислота лизоцим в составе молока имеет заживляющие свойства, поэтому показан при заболеваниях   ЖКТ.   Также   молоко   назначают   при   повышенной   кислотности   желудка   и   хронической изжоге. Молоко часто используют в приготовлении различного рода масок для лица. Оно питает кожу, снимает воспаление и раздражения. В кулинарии молоко используется для приготовления соусов, каш, выпечки, маринадов, коктейлей, напитков с кофе и прочих блюд. Опасные свойства молока У некоторых людей есть специфическая непереносимость лактозы и казеина. Кроме того молоко может вызвать сильнейшие аллергические реакции: зуд, сыпь, отек гортани, тошноту, вздутие живота и рвоту.  В своей работе мне бы хотелось узнать, что входит в состав молока, узнать для чего это и какую пользу (или вред) несет человеку. 3 научно-исследовательский проект Лаборатория на кухне. Исследуем молоко (опыты 1­6) Необходимые материалы: 3образца молока, пробирки, уксусная кислота(CH3COOH), медный купорос (CuSO4), раствор щелочи (NaOH),  пипетки, спиртовка, фильтрованная бумага, фильтры,  марлевые салфетки, стеклянные и  бумажные стаканы, колбы,. 1. 2. 3. Образцы молока: Кунгурское молоко 3,2% Детское молоко Тема 3,2%  Полевской фермер 3,2% 4 научно-исследовательский проект 5 научно-исследовательский проект Опыт 1. Определение жира в молоке. Проведение   опыта:  На   фильтровальную   бумагу   надо   нанести   по   капле   каждого   образца молока. Когда они подсохнут, измерить линейкой диаметр каждого пятна.       6 Получен результат: Образец 1 – 24мл Образец 2 – 20мл Образец 3 – 24мл научно-исследовательский проект Опыт 2. Обнаружение белка в молоке   Проведение опыта:  В пробирку   надо налить несколько мл (миллилитров)    молока и осторожно по стенкам добавить равный объем слабого раствора медного купороса (бледно­голубого цвета) и немного раствора щелочи и перемешать. Получен результат: Образец 1 – появление фиолетового цвета Образец 2 – отсутствие фиолетового цвета Образец 3 – незначительные вкрапления фиолетового цвета 7 научно-исследовательский проект Опыт  3. Определение наличия казеина в молоке. Проведение опыта:  Налить в стаканчик молока добавить  уксусной кислоты (9%),  или несколько  капель уксусной эссенции, перемешать. Получен результат: Образец 1 – виден отчетливо, крупными хлопьями Образец 2 – частично виден Образец 3 – виден отчетливо, крупными хлопьями 8 научно-исследовательский проект 9 научно-исследовательский проект Опыт 4. Получение молочной сыворотки. Проведение опыта:  Когда образуется осадок казеина, то в жидкой части – сыворотке остаются другие белки   и   лактоза.   Чтобы   получить   сыворотку   надо   отфильтровать   осадок.   Для   этого   надо   взять маленький стакан. Поместить в него воронку. В нее положить фильтр из нескольких слоев марли или бинта и вылить на воронку молоко с образовавшимся творогом. Творог (казеин) останется на фильтре, а сыворотка в стакане. Получен результат: Образец 1 – белая, прозрачная сыворотка Образец 2 – мутноватая сыворотка Образец 3 – белая сыворотка, неоднородного цвета 10 научно-исследовательский проект Опыт 5. Обнаружение белка в сыворотке. Проведение  опыта:   К   нескольким   мл   сыворотки   добавить   раствор   медного   купороса   и   щелочь   и перемешать. Получен результат: Образец 1 – слабо фиолетовый цвет сыворотки Образец 2 – бирюзовый цвет сыворотки Образец 3 – бирюзовая сыворотка с мелкими вкраплениями фиолетового цвета 11 научно-исследовательский проект Опыт 6 . Обнаружение углеводов в молоке. Проведение опыта:  Немного сыворотки надо налить в чашку или блюдечко, которое можно нагревать на   огне,   и   выпарить   жидкость.   После   испарения   жидкости   сыворотка   обугливается   и   появляется сладкий запах, похожий на запах жженого сахара.  Получен результат: Образец 1 – углеводы обнаружены 12 научно-исследовательский проект Образец 2 – углеводы обнаружены Образец 3 – углеводы обнаружены Результаты исследования и их описание Сводная таблица по результатам опытов (1­6) Цвет молока Запах молока Образец №1 желтоватый Образец №2 Образец №3 белый Светло­кремовый свеженький кисловатый Запах свежескошенного сена Вкус молока Вкус теплого молока сладковатый солоновато­терпкий 24 мл 20мл 24 мл  Диаметр пятна   жира Цвет при реакции  на белок Удалось ли  получить осадок  казеина Цвет сыворотки Удалось ли  обнаружить  углеводы Удалось ли  обнаружить белок в сыворотке. Да (слабо­ фиолетовый оттенок) Фиолетовое Бирюзовый да частично Белый и прозрачный мутноватый да Да цвет жжённого сахара более насыщенного по сравнению с другими  образцами нет Бирюзовый с вкраплениями фиолетового да Белый неоднородный да Нет (бирюзовый с мелкими вкраплениями) 13 научно-исследовательский проект Результат опыта 7. Симпатические чернила ­ жидкости, которые при написании не оставляют на бумаге   никакого   цветного   следа.   Текст   можно   будет   прочитать   только   после   особой   обработки   – нагрева  или смачивания определенным веществом.     14 научно-исследовательский проект Описание полученных результатов по опытам 1­7. Опыт 1.  Получен результат: Образец 1 – 24м, Образец 2 – 20мл, Образец 3 – 24мл.  Жир молока усваивается организмом человека на 96­97%. В его состав входит более 20 жирных кислот,   в   том   числе   и   незаменимые.   В   коровьем   молоке   обычно   содержится   3­4   %   жира.   Жир   не смешивается с водой, а в молоке этот жир не отделяется  сразу от воды, его можно увидеть, только, если молоко   долго   постоит.   Тогда   жир   всплывет   на   поверхность.   Это   и   будут   сливки.   В   молоке   жир представлен в виде жировых шариков, каждый из которых окружен белковой оболочкой, поэтому не слипаются друг с другом при столкновении. В 1 мл молока содержится 2­6 млн. жировых шариков. При приготовлении сливочного масла оболочка жировых шариков разрушается.  Жиры, содержащиеся в молоке, считаются концентрированным источником энергии. Нередко их называют основным источником энергии для организма человека в периоды физической активности. Безусловная польза       жиров заключается в том, что они обволакивают органы во время движения. ВЫВОД: По условию образцы молока содержат одинаковое количество жиров, но в ходе опыта я выяснила, что в образце №2 жиров меньше, чем в образцах №1 и №3. Опыт 2.    Получен результат: Образец 1 – появление фиолетового цвета, Образец 2 – отсутствие фиолетового цвета, Образец 3 – незначительные вкрапления фиолетового цвета, еле заметные. В молоке содержится несколько видов белков. Основной белок  ­  это казеин. Именно  из казеина образуется творог. Когда молоко свежее, все белки находятся в растворенном виде. Но если молоко прокисло, вы замечаете,  что оно стало более густым – превратилось в простоквашу. Если  ее нагреть, то выпадает осадок белка. Именно так готовят творог.  В молоке содержится три полноценных белка: казеин ­ 2,7%, альбумин ­ 0,5 и глобулин ­ 0,1%. Содержащиеся в молоке, глобулины, казеин и альбумин относятся антибиотическим веществам, поэтому молоко   обладает   бактерицидными   свойствами,   предотвращает   развитие   инфекций   в   организме, укрепляют иммунитет. ВЫВОД: Появление фиолетового цвета означает, что белки в образцах молока присутствуют. В моих образцах белок присутствовал в образцах №1 и №3. В образце №2 белок отсутствует, так как цвет остался бирюзовым. В образце №3 белок в незначительном количестве. Опыт 3.   Получен результат: Образец 1 – виден отчетливо,  крупными хлопьями,   Образец  2 – частично виден, Образец 3 – виден отчетливо, крупными хлопьями Казеин (казеиноген) является одним из основных белков молока, сыров, творога и других молочных продуктов наряду с сывороточными белками (альбумины и др.). Содержание в коровьем молоке ­ 78­ 87 % от всех белков.  ВЫВОД: В ходе опытов казеин выявился во всех образцах молока. В образце №3 казеин было видно плохо, он был мелкий. Следовательно, в образце №2 казеина незначительно. Опыт 4.   Получен результат: Образец 1 – белая, прозрачная сыворотка, Образец 2 – мутноватая сыворотка, Образец 3 – белая сыворотка, неоднородного цвета 15 научно-исследовательский проект Молочная сыворотка является побочным продуктом при производстве сыров, творога, пищевого и технического   казеина.   Молочная   сыворотка   отделяется   после   свёртывания   молока   (точнее   сказать молочного белка ­ казеина) в результате снижения pHдо 4,6 ед. под воздействием молочной кислоты, образуемой   микроорганизмами,   либо   внесённой   искусственно   любой   кислотой,   или   в   результате воздействия протеолитическими ферментами. ВЫВОД:  Под воздействием уксусной кислоты, была получена сыворотка во всех образцах молока. Различалась по цвету и объему. Опыт   5.   Получен   результат:   Образец   1   –   слабо   фиолетовый   цвет   сыворотки,   Образец   2   – бирюзовый   цвет   сыворотки,   Образец   3   –   бирюзовая   сыворотка   с   мелкими   вкраплениями фиолетового цвета Белки молочной сыворотки ­ это глобулярные белки, которые выделяют из цельной сыворотки.  биологическую   доступность,   чем   белки Считается,   что   белки   молочной   сыворотки   имеют   б льшую куриных яиц. оо ВЫВОД: Здесь я получила следующие данные: сыворотка образца №1 содержит в себе белки в незначительном количестве. В образце №2 белка не наблюдалось, в образце №3 белок был еле заметен. Опыт 6.  Получен результат: Образец 1 – углеводы обнаружены, Образец 2 – углеводы обнаружены, Образец 3 – углеводы обнаружены Углеводы   в   молоке   представлены   молочным   сахаром   ­   лактозой,   которая   хорошо   усваивается организмом, придает молоку сладковатый вкус. Углеводы в молоке – продукт глюкозы. ВЫВОД: Тут   мы доказали, что в каждом из образцов содержатся углеводы в большом количестве. Об этом говорит насыщенный цвет образцов. В образце №2 углеводов больше, чем в №1 и №3, потому что у него был самый яркий и насыщенный цвет. Опыт 7.  Результат в виде тайного письма был получен. Чернила из молока проявились только под горячим утюгом.  При  нагреве на листке проявляются углеводы, содержащиеся в молоке. А из предыдущего опыта видно, что  они имеют коричневый цвет.  ВЫВОД: Это доказывает, что молока может использоваться для тайнописи. 16 научно-исследовательский проект Ответы на вопросы 1.   Чье молоко  более питательно – собаки или коровы и почему?   ОТВЕТ: Из таблицы видно, что молоко собаки содержит белков, жиров и питательных веществ (кальций, фосфор) больше, чем молоко коровы. Также молоко собаки по энергетической ценности  превышает коровье в 2 раза!!! Из этого  следует   вывод,   что  коровье  молоко   менее  ценно  и  питательно,   чем собачье. Собака Корова Состав Влажность, %  77,2 Сухое вещество, %  22,8 8,1  Белки, % 9,8  Жиры, % 4,9  Зола,%  Лактоза, %  3,5  0,28  Кальций, %  Фосфор, %  0,22  Энергия, кДж/100 г  565   87,6 12,4  3,3  3,8  5,3  4,7  0,12  0,10  276  Мне стало интересно, и я сравнила и молоко других видов   животных,   а   также   человека.   В   таблице представлена   ценность   различных   видов   молока.   По белкам     самым   ценным   является   молоко   самки северного оленя, а также овцы. По другим белкам – также   оленя.   По   насыщенности   жирами   –   оленя, буйволицы, овцы. По углеводам (лактозе)  ­ кобылицы, человека.   По   минералам   –   оленя.   Следовательно,   из представленных   видов   молока   самым   питательным является молоко самки северного оленя, менее ценным и полезным – овцы и буйволицы. 2.  Почему  самое жирное молоко (до 40% жира)   у китов и дельфинов ОТВЕТ: Потому что им нужен подкожный жирный слой достаточный для того, чтобы они могли плавать в холодном океане. Поэтому их молоко так насыщено питательными элементами. Детеныш очень быстро растет с таким молоком и копит жировой слой, необходимый для жизни в океане. 3. Дети часто спрашивают: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву?» Попробуй ответить  на этот вопрос. ОТВЕТ:   Все   составные   части   молока   поступают   в   организм   коровы   с   кормами.  Отсутствие   или недостаток   в   кормах   жиров,   белков,   углеводов,   минеральных   веществ   и   витаминов   снижает   их содержание в молоке и тем самым изменяет его химический состав. На цвет же корма не влияют, Цвет определяется содержанием в молоке белков – казеина и бетта­каротина. Они белого цвета и молоко тоже.   Зато   корм,   который   ест   корова   может   влиять   на   вкус   молока.   /Оно   может   приобретать горьковатый, солоноватый вкус. 4. Из всех ли образцов молока удалось получить осадок казеина,  то есть   творог?   ОТВЕТ: Да, все образцы дали осадок в виде казеина. 17 научно-исследовательский проект 5.  Какие еще белки есть в молоке кроме казеина? ОТВЕТ: В молоке содержится три полноценных белка: казеин ­ 2,7%, альбумин ­ 0,5 и глобулин ­ 0,1%. 6.  Почему  многие люди, став взрослыми, не  могут   употреблять  молоко, так как оно вызывает у них  расстройство пищеварения? Найди ответ на это вопрос в  книгах или интернете. ОТВЕТ:   Углеводы   в   молоке –   продукт   глюкозы,   однако,   для   того,   чтобы   организм   их   усвоил,   они должны   быть переработаны тонкой кишкой. Люди, страдающие нарушением функций тонкой кишки, подвержены непереносимости лактозы. Этим людям противопоказано потребление молока и молочных продуктов. 7. Какие продукты получают из молока? ОТВЕТ: Простокваша, ряженка, кефир, сметана, масло, сыр, творог, йогурт 8. Почему симпатические чернила из молока проявляются после нагревания? ОТВЕТ: При  нагреве на листке проявляются углеводы, содержащиеся в молоке. А из опыта 7 я знаю, что они имеют коричневый цвет. 9.  Найди несколько пословиц о молоке и объясни их смысл. ОТВЕТ:  Молоко на губах не обсохло. Вот диво: черная коровка, белое молочко. Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду. 10.  Какие породы молочного скота  распространены в России? ОТВЕТ: В нашей стране разводится много пород крупного рогатого скота. По характеру преобладающей продуктивности   все   породы   крупного   рогатого   скота   делят   на   три   основные   группы. Молочные породы: холмогорская, тагильская, ярославская, бурая латвийская, украинская белоголовая, красная степная, кавказский горный скот, сибирский скот, бушуевская, аулиеатинская, остфризская, черно­пестрая др. Мясные   породы:   астраханская,   казахская,   белоголовая   казахская,   шортгорнская,   герефордская, абердин­апгусская. Смешанные­комбинированные   породы:   костромская,   бестужевская,   симментальская,   швицкая, красная   горбатовская,   юрниская,   курганская,   лебедннская,   красная   тамбовская,   серая   украинская, алатаусская, бурый карпатский скот н др. н     18 научно-исследовательский проект Заключение Итак, молоко ­ уникальный по пищевой ценности и значению для организма природный продукт, непревзойденный по своей усвояемости и полезности, содержащий почти все необходимые вещества. Проведя опыты, я по­настоящему убедилась в том, что молоко – полезный и питательный продукт. В его состав входят полезные вещества, такие как казеин, жиры, углеводы, белки, лактоза. Да и просто на вкус оно очень приятное. В результате проведенных опытов я могу сделать вывод, что молоко образца №1 – самое   питательное   и   ценное.   Это   Кунгурское   молоко.   Образец   №2   оказался   самым   плохим   из представленных,   так   как   содержит   много   углеводов   и   мало   белков,   жиров.   Но   когда   я   сравнивала ценности различных видов молока, я смотрела состав женского молока и оно также содержит много углеводов   и   гораздо   меньше  белков   и   жиров.   Значит,  молоко   образца  №2   наиболее   приближено   по составу к молоку женскому, а не к коровьему. Это детское молоко Тема. Образец № 3 разочаровал. Это молоко фермерского хозяйства и я надеялась получить настоящее коровье молоко, но оно содержит гораздо меньше питательных ценностей, чем Кунгурское. Мне было приятно почувствовать себя настоящим химиком, который работает в лаборатории. От проведения опытов я получила большое удовольствие. Во мне проснулся еще больший интерес к химии. Большое спасибо моей учительнице Ирине Альбертовне! Используемая литература: 1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественнонаучные предметы.  Естествознание. Физика. Химия. 5—6 классы. Учебник. 2. Ольга Таглина: Чудесные превращения. Увлекательные опыты по химии для детей, их родителей  и воспитателей 3. http://litrus.net/ 4. https://ru.wikipedia.org 5. http://zhivotnovodstvo.net.ru/ 6. http://www.edka.ru/food 7. http://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/sostav­moloka.html 19 научно-исследовательский проект

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)

Учебно-исследовательский проект "Лаборатория на кухне. Молоко" (5-7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017