УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»
Оценка 4.9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»
Дисциплина История Тема занятия «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок с элементами исследования Цели занятия учебная Ознакомить с битвой на Орловско-Курской дуге и ее значением Выяснить, как проходило укрепление антифашистской коалиции и решение проблемы. открытия второго фронта. Рассмотреть значение Тегеранской конференции для совместных действий союзников. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, память воспитательная Прививать любовь к Родине, развивать чувство патриотизма на примере героев Курской битвы.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»
история - 38.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 38 Дисциплина Тема занятия История                       «Орловско­Курская дуга. Завершение коренного  перелома  во Второй мировой войне» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок с элементами исследования я учебная                Ознакомить с битвой  на Орловско­Курской дуге и ее значением и т я н а з   и л е Ц ­ д е р п ж е М и з я в с   е ы н т е м Выяснить, как проходило укрепление антифашистской  коалиции и  решение проблемы. открытия второго фронта. Рассмотреть значение  Тегеранской  конференции для совместных  развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление действий союзников. воспитательная Прививать любовь к Родине, развивать чувство патриотизма студентов, память                                примере героев Курской битвы. на  обеспечивающие Литература , обществознание, география обеспечиваемые Литература, история Иркутской области Внутренние связи «Сталинградская битва ­ начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»   Обеспечение занятия А.Наглядные пособия Б. Раздаточный материал Атласы «Отечественная история. ХХ век» Таблица «Коренной перелом в ходе войны», Документ «Из оперативного приказа фюрера №6 о проведении операции В.Технические средства обучения Г. Место проведения Д. Литература: Основная «Цитадель» Аудитория  Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово ,  2006.                            Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа,  2002. Дополнительная Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.  История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов   В.В.     Отечественная   история   в  схемах   и   таблицах.   –  М.: Эксмо, 2005. План занятия 1.Организационный момент – 1 мин. 2.Мотивация – 3 мин. 3.Актуализация базовых данных – 15 мин. 4.Формирование новых знаний и представлений – 63 мин. 5. Контроль усвоения знаний – 5 мин.  6.Подведение итогов­ 2 мин. 7.Домашнее задание – 1 мин. Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. 1 мин. 3 мин. II Мотивация Проблемность изучения нового материала Эпиграф:                                           Сорок третий                                           Горечью полынной                                           На меня пахнул издалека –                                           Черною,                                           Обугленной равниной                                           Видится  мне Курская дуга.        В героической летописи Великой Отечественной войны особое место занимают события конца 1942г. и всего   1943г.,   вошедшие   в   историю   как   время коренного   перелома   в   войне.   Им   предшествовали грандиозные   сражения,   бушевавшие   до   этого   в течение   семнадцати   месяцев   на   огромных пространствах советско­германского фронта.        Наша страна и ее вооруженные силы за это время прошли   через   тяжелейшие   испытания.   Позади остались жестокие поражения первых месяцев войны, героическая   оборона   Ленинграда,   Киева,   Одессы, Севастополя,  затем  великая   победа  под  Москвой  и мощное наступление Красной Армии зимой 1941/42 гг.,   похоронившие   пресловутый   фашистский «блицкриг».              Однако   летом   1942г.   последовали   новые поражения   советских   войск,   поставившие   страну   в критическое   положение.   Враг   торжествовал.   Его военные успехи, казалось бы, достигли своего апогея. Немецкие армии оккупировали огромные территории. Гитлеровские   политики   и   военные   стратеги   не сомневались:   еще   одно   усилие   ­   и   сопротивление советских   войск   на   Восточном   фронте   будет окончательно сломлено. Чтобы  подойти к коренному перелому  в этой войне.   Советскому   Союзу   потребовалось   полтора года,   а   западным   странам   ­   около   трех   лет.   Сам коренной   перелом   в   войне   занял   более   года.   Он охватил весь второй период Великой Отечественной войны ­ самый напряженный и кровопролитный для обеих сторон.           Конечно, коренной перелом еще не означал, что фашистская Германия окончательно сломлена, что ее поражение предопределено. На деле у агрессора и в дальнейшем   оставалось   еще   достаточно   сил   для упорного сопротивления. Не исключено, что события могли получить и другой оборот, если бы со стороны Советского   Союза,   его   вооруженных   сил,   а   также западных   держав   и   их   армий   не   было   проявлено такого упорства, воли, настойчивости и искусства.       Во всяком случае, в 1943г. на советско­германском фронте немецко­фашистские войска по крайней мере еще трижды пытались взять реванш и снова захватить инициативу в свои руки.     Особо   большие   надежды   гитлеровское руководство   связывало   с   летним   наступлением   под Курском.              Цель данного урока – рассмотреть завершение коренного   перелома,   познакомиться   с   основными событиями   Курской   битвы,   сравнить   ее   со Сталинградом, определить значение. В ходе занятия нужно   заполнить   следующую   таблицу   «Коренной перелом в ходе войны»  Актуализация базовых знаний учащихся Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  1. Вопросы: ­ Назовите дату ВОВ. (22 июня 1941 – 9 мая 1945) ­ Назовите этапы войны. (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный этап; 19 ноября 1942 г. – конец  1943 г. – период коренного перелома; 1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий этап)  ­ Назовите основные события начального этапа.  (Стратегическая инициатива у немцев,  отступление советских войск, немцы заняли  Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за  Москву. Начало обороны Сталинграда) ­ Что такое коренной перелом в ходе войны?   (Переход стратегической инициативы от немецкой армии к советской) ­  Какие битвы явились результатом коренного  перелома?  (Сталинградская и Курская битвы) ­ Расскажите  о Сталинградской битве и ее значении.   2. Заполнить первую часть таблицы  ходе войны»     проверкой)  «Коренной перелом в  «Сталинградская   битва»(с   последующей III 15 мин. Опрос Письменное заполнение  таблицы IY Организация   и   управление   учебно­познавательной деятельностью студентов 63 мин. План 1. Совершенствование организации Красной Армии 2. Начало массового изгнания захватчиков с Родной  47 мин. земли 3. Битва на Курской дуге 4. Битва за Днепр. Итоги летне­осенней кампании 1943г. 5. Второй фронт. Конференция в Тегеране. 16 мин. Рассказ преподавателя,  сопровождающийся  беседой и записью  основного материала в  тетрадях, заполнением  таблицы, работой с  документом, атласом Самостоятельное  изучение вопроса по  учебнику (Загладин Н.В.  Истории Отечества ХХ­  начало ХХI вв. Стр. 230– 231, 241­ 242) 5 мин. Беседа  Y Контроль усвоения знаний  Вопросы,   направленные   на   проверку   восприятия изученного материала: ­   Что   такое   антигитлеровская   коалиция?   Как   она возникла? ­   Охарактеризуйте   роль   поставок     по   ленд­лизу   в СССР в 1942­1943гг. ­   Какие   решения   были   приняты   на   Тегеранской конференции?  ­   Оцените   эти   решения,   соотнесите   их   с   военно   – стратегической   ситуацией   того   времени   и   с интересами     ведущей     «тройки»   антигитлеровской коалиции. ­   Английский   историк   А.   Кларк   в   работе «Барбаросса»   писал:  «..немецкое   командование делало   ставку   на   молниеносный   удар   с   широким применением   новой   боевой   техники   –   юнкерсы, короткая   интенсивная   артподготовка,   тесное взаимодействие   массы   танков   и   пехоты…..   без должного   учета   изменившихся   условий   за исключением   арифметического увеличения соответствующих компонентов..»           Прокомментируйте   это   высказывание  (немцы использовали   старые   методы,   увеличивая количество новой боевой техники) ­   Что   можно   сказать   о   советском   командовании? (Новая стратегия  и тактика. Предложение Г.К. Жукова   –   активная   оборона,   изматывание противника и переход в наступление. Предложение Рокоссовского – упреждающий удар) простого   YI  Подведение итогов. 1  . Дается краткое резюме:       Победоносное наступление советских войск в 1943 г. в корне изменило стратегическую обстановку на советско­ германском   фронте,   оказало   решающее   влияние   на дальнейший  ход  всей  второй  мировой  войны,   приведя к 2 мин. развалу фашистский блок. После поражений, понесенных на   Востоке,   гитлеровская   Германия   была   вынуждена перейти к стратегической обороне на всех фронтах. Противник попытался перехватить инициативу и   на   Африканском   театре  военных   действий,   где   в феврале 1943 г. был нанесен сильный контрудар по действовавшей   в   Южном   Тунисе   экспедиционной группировке американско­английских войск, а также на   Тихом   океане,   где   японцы   намеревались организовать операции по овладению Соломоновыми островами и Новой Гвинеей.  Все   эти   операции   тщательно   готовились. Нередко такие попытки ставили советские и союзные войска   в   опасное   положение,   создавая   временный кризис   на   отдельных   направлениях.   Однако   в изменившейся обстановке ни одна из них не принесла агрессору   ожидаемых   результатов.   В   конце   концов все   они   провалились.   Причем   в   итоге   немецкие   и союзные   им   войска   обычно   попадали   в   еще   более трудное   положение.   Эта   закономерность   никогда раньше не проявлялась с таким постоянством.  Домашнее задание Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI  вв.­ с. 237­245. Составить связный рассказ «Курская дуга» 1  мин. YII Таблица Коренной перелом в ходе войны  Линии сравнения  Сталинградская битва Курская битва Дата Название операции Цели Подготовленность Используемая техника Значение                         Заполнение первой части таблицы  «Сталинградская битва» Дата Название операции Цель Подготовленность Используемая техника Итог Значение 17 июня 1942 – 2 февраля 1943 год.  «Уран», «Кольцо» Захватить важный стратегический пункт. Отрезать транспортные  пути, кавказскую нефть, марганцевую руду. В начале битвы советские войска не готовы, не ожидали  наступления на данном направлении, к ноябрю 1942 г. обстановка  стабилизировалась, перевес на стороне СССР. Танки, штурмовые орудия, самолеты. Победа советской армии. 330 тысяч немецких солдат взяты в плен. Начало коренного перелома, победа стала началом массового  изгнания немцев с советской земли. Дисциплина: «История» Занятие  38 Тема: «Орловско­Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне» I. Операция «Цитадель» II. Курская битва III. Значение победы под Курском План Содержание занятия I. Операция «Цитадель» После   Сталинграда   Гитлер   решил   взять   реванш,   была   проведена   «тотальная» мобилизация, на Восточный фронт были переброшены немецкие дивизии из стран Европы, (всего 50 дивизий). Разработан план наступления.   Работа с документом.  Прочитайте документ и ответьте на вопросы.  Из оперативного приказа фюрера №6  о проведении операции “Цитадель”  15 апреля 1943 г. Я   решил:   как   только   позволят   погодные   условия,   провести   в   качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”.  Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки.  В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.  Для этого приказываю: 1.   Цель   наступления   –   посредством   массированного,   беспощадного   и   быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее   Орла   окружить   находящиеся   в   районе   Курска   силы   противника   и концентрированным наступлением уничтожить их….  2. Необходимо: а)   как   можно   надежнее   обеспечить   внезапность   и,   прежде   всего,   оставить противника в неведении относительно дня наступления.  б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы   использовать   превосходство   в   отдельных   пунктах   всех   наступательных   средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его…. в)   провести   наступление   столь   быстро,   чтобы   противник   не   смог   ни   уйти   от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов…     (?)   ­   Почему   немецкое   командование   придавало   этой   операции   решающее значение?    (?)  ­   На  какие  факторы   при  разработке  этой   операции   были   сделаны  ставки? (Факторы выписать в тетрадь).   Факторы: 1. Внезапность.  2.   Удар   нанести   на   узком   участке   фронта,   сосредоточив   огромное   количество техники.  3. Быстрота.  II. Курская битва Для   осуществления   операции   немцы   сконцентрировали   свыше   900   тыс.   человек, около   100   тыс.   орудий   и   минометов,   2700   танков   и   штурмовых   орудий,   более   2   тыс. самолетов. Пополнения войск удалось достичь за счет тотальной мобилизации. Для работы в промышленности   и   сельском   хозяйстве   насильно   было   привлечено   более   6   млн.   иностранных рабочих и военнопленных. Опираясь на экономические и военные ресурсы почти  всей Западной Европы, Германия к этому времени примерно вдвое увеличила годовой выпуск военной техники и вооружения. К лету 1943 г. фашистскому командованию в значительной степени удалось восстановить свои танковые войска.   В   них   стали   поступать   средние   танки   «пантера»,   тяжелые   танки   «тигр»   и   штурмовые орудия «Фердинанд». Все они отличались лучшей, чем прежние, броневой защитой и более мощным вооружением. Военно­воздушные силы получили новые самолеты «Фокке­Вульф 190А», «Хеншель­ 129». Битва на Курской дуге – одна из величайших во второй мировой войне. В течение 50 дней на сравнительно  небольшом  участке  советско­германского  фронта  шли беспримерные  по своей ожесточенности и упорству бои.  На этот раз советское командование своевременно разгадало вражеский замысел и разработало ответный план, рассчитанный на то, чтобы сначала обескровить врага в оборонительных боях, затем перейти в контрнаступление.  Важные   сведения   о   готовившейся   «Цитадели»   были   получены   из   Британии. Английские криптографы в июле 1941 г. разгадали код немецкой шифровальной машины «Энигма» («Загадка»), используемый на Восточном фронте. К 1943 г. советская сторона имела   возможность   не   раз   убедиться   в   достоверности   сведений   английской   разведки. Расшифрованная «Энигма» позволяла следить за «Цитаделью» начиная с 15 апреля. Сыграли   свою  роль   и  сведения,  поступавшие   от  агентурной   группы  лондонской резидентуры   советской   разведки,   известной   как   «Кембриджская   пятерка».  Д. Кернкросс, один из членов пятерки, накануне Курской битвы сообщил о дислокации на этом направлении 17 немецких аэродромов. Советская авиация уничтожила на них 500 самолетов.  Ни   к   одной   операции   немецко­фашистская   армия   не   готовилась   так   всесторонне   и тщательно,   как   к   «Цитадели».   Ее   план   много   раз   обсуждался   и   уточнялся.   Неоднократно переносились сроки начала операции. Лишь 1 июля Гитлер объявил свое окончательное решение начать наступление  5 июля. В приказе, отданном в ночь на 5 июля, Гитлер писал:  «Солдаты! С сегодняшнего дня вы начинаете большое наступление, исход которого может иметь решающее значение для войны. Ваша победа должна еще больше, чем раньше, укрепить во всем мире уверенность в том, что оказывать какое бы то ни было сопротивление немецкой армии в конечном итоге бесполезно… Колоссальный удар, который сегодня утром поразит советские армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от успеха этого сражения может зависеть все». Плененные немецкие солдаты указали дату и время операции.  Таким образом, удалось   уточнить   сведения   о   начале   наступления,   которое   ранее   неоднократно переносилось. (?)   ­   Какой   из   факторов   планируемых   Гитлером   не   мог   быть   выполнен? (Внезапность удара) Было  решено   готовиться   к   обороне   в   строгом   секрете,   при   этом   посылать немцам дезинформацию о готовящемся ударе на другом участке фронта. Было   выработано   предварительное   решение:  отразить   наступление   вермахта преднамеренно   занятой,   глубоко   эшелонированной,   хорошо   организованной   обороной.  В   ходе оборонительного   сражения  предполагалось   измотать   и   обескровить   мощные   танковые группировки   врага,   затем   перейти   в   контрнаступление   и   завершить   ее   разгром.  Произошел редчайший в истории случай: сильнейшая сторона преднамеренно перешла к обороне. 5   июля   1943г.   немецкие   войска   перешли   в   наступление   с   целью   окружения советских   частей   в   районе   Курска.   Командующие   фронтов   К.   К.   Рокоссовский (Центральный)   и   Н.   Ф.   Ватутин   (Воронежский)   приказали   упредить   наступление артиллерийской контрподготовкой. Противнику удалось вклиниться в нашу оборону на отдельных участках до 10­35 км. На северном крыле курского выступа немцы к 7 июля продвинулись к населенному пункту  Поныри,   который   стал,   как   отметил   один   из   германских   участников   событий, «Сталинградом Курской битвы».  Здесь произошло мощное сражение между ударными частями трех немецких танковых дивизий и советскими войсками. Потеряв до 50 тыс. человек убитыми и около 400 танков, противник вынужден был прекратить наступление. На южном фланге курского выступа кульминация битвы пришлась на седьмой день немецкого наступления. На рассвете 12 июля в расположении войск Воронежского фронта, у деревни Прохоровка, на поле примерно 7 на 5 км началось сражение,  в котором во встречном   бою   сошлись   до   1200   советских   и   немецких   танков   и   самоходных   орудий. Невиданная битва продолжалась 18 ч кряду и затихла далеко за полночь. На поле остались остовы 300 немецких танков из 400 участвовавших в наступлении. Среди них 70 новых «Тигров».   Советские   войска   потеряли   в   этом   сражении   500   из   800   танков.   Битва   не закончилась   в   один   день,   хотя   потери   немцев   были   такими,   что   уже   нельзя   было рассчитывать на решающий прорыв. Тем не менее, три последующих дня они бросались на Прохоровку, но пробиться ни через нее, ни в обход не смогли. Всевластие вермахта на полях сражений кончилось. Элитную танковую дивизию «Мертвая голова» немцы были вынуждены вывести из фронтовой полосы.  Танковая армия   Г.   Гота   потеряла   половину   личного   состава   и   машин.   Тяжелые   потери   понесли советская   5­я   гвардейская   танковая   армия   (генерал­лейтенант   П.   А.   Ротмистров),   два танковых корпуса и пехотинцы 5­й гвардейской армии (генерал­лейтенант А. С. Жадов). 15   июля   операция   «Цитадель»   была   прекращена,   немцы   перешли   к   обороне. Командующий   группой   армий   «Юг»   генерал­фельдмаршал   Э.   Манштейн   и   его   штаб полагали,  что для активных действий  у советской стороны сил  не осталось.  Это было ошибкой: Г. К. Жуков и А. М. Василевский уже приступили к реализации второй части плана.  12   июля   войска   Брянского   (командующий   М.   М.   Попов),   Центрального   (К.   К. Рокоссовский) и части Западного (В. Д. Соколовский) фронтов перешли в наступление на орловскую группировку противника (операция «Кутузов»), первым крупным результатом которого было освобождение Орла (5 августа).  В   августа   началось   осуществление   белгородско­харьковской   наступательной операции «Румянцев». 5 августа был освобожден Белгород, 23 августа — Харьков.  5   августа   впервые   за   годы   войны   Москва   салютовала   122   пушками   в   честь освобождения   Орла   и   Белгорода.  Этот   салют   звучал   и   в   память   70   тыс.   человек, полегших в боях на Курской  дуге. А всего пали смертью храбрых при осуществлении операций «Кутузов» и «Румянцев» 183 тыс. наших воинов. Великая   победа   под   Курском   достигнута   меньшей,   чем   прежние,   кровью. Сталинград унес жизни 470 тыс. наших солдат и офицером.  Все более ощутимыми становились и потери германской стороны. По ее данным, с начала войны по 31 августа 1943 г. вермахт потерял на Восточном фронте 548,5 тыс. солдат и офицеров убитыми и более 2 млн ранеными. Увеличивалось число военнопленных противника:   в 1941г. ­ 10,6 тыс., в 1942г. ­ 178,8 тыс., в 1943г. ­ 442,6 тыс. человек. Восполнить трудно. Советская сторона располагала возможностями возместить относительно большие потери своих войск и наращивать их превосходство. оказалось Германии очень потери       эти Освободив   Орел,   Белгород,   Харьков,   советские   войска   перешли   в   общее стратегическое наступление по фронту в 2 тыс. км. Коренной перелом в войне, начатый под Сталинградом, завершился битвой за Днепр.  6 ноября освобождена столица Украины. От врагов очищены ряд областей РСФСР, Левобережная   Украина,   Донбасс,   захвачены   плацдармы   под   Новороссийском   («Малая земля») и в Крыму (на северо­восточной окраине Керчи и южнее города). С ноября 1942 по декабрь 1943 г. было освобождено 46,2% захваченной ранее советской территории, а с учетом территории, освобожденной до ноября 1942г., — 53% (до войны здесь     живали почти 46 млн человек).  К 1944 г. разгромлена половина дивизий противника, начался распад фашистского блока. Из войны была выведена Италия. Разгром итальянских войск под Сталинградом и высадка англо­американских войск на Сицилии  (9 июля 1943 г.) привели  к смещению королем 25 июля с поста премьер­ министра и аресту Б. Муссолини. Однако он был освобожден немцами и создал под их защитой «республику Сало». 8 сентября 1943 г. север и центр Италии были оккупированы Германией.   Фашисты   держались   здесь   до   конца   войны,   ведя   борьбу   с   партизанскими отрядами итальянского Сопротивления.   Дата Название операции Цель Подготовленность Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 года «Цитадель» Взять реванш за проигрыш под Сталинградом Огромная   подготовка   к   операции, превосходство в живой силе и технике.    разработаны   планы, Используемая техника Танки, самолеты, САУ (самоходная артиллерийская установка) Значение Стратегическая   инициатива   окончательно   перешла   в   руки советской армии. Поднят боевой дух солдат. Началось массовое изгнание немцев. Вырос авторитет СССР. (?) ­ Сравнените Сталинградскую и Курскую битвы.  После   победы   Советская   армия   перешла   в   наступление.   5   августа   освобождены Белгород и Орел. В Москве был произведен первый в истории ВОВ победный салют. В короткий срок освободили Харьков, Донбасс, Брянск, Смоленск. III. Значение победы под Курском Победы,   одержанные   Советской   Армией   зимой   1942/43   года   потрясли   немецко­ фашистскую   армию   и   положили   начало   коренному   перелому   не   только   в   ходе   Великой Отечественной войны, но и во всей второй мировой войне. Буквально в течение одной недели военно­политические планы нацистской Германии были перечеркнуты.   «Последнее   сражение   за   победу   Германии»,   как   называли   эту   битву     сами гитлеровцы, они проиграли  На Курской дуге был окончательно развеян созданный геббельсовской пропагандой миф о том, что лето – время наступления и побед германской  армии и что Советская Армия может наступать   только   зимой.   Наши   Вооруженные   Силы   блестяще   продемонстрировали   полное превосходство   советской   военной   стратегии,   оперативного   искусства   и   тактики   над   военным искусством фашистской армии. Помимо военно­политического значения, великая битва на Курской дуге имела важное значение и для развития военного искусства. Боевой опыт, приобретенный в этот период, прочно вошел в практику наших войск и в немалой степени способствовал окончательному разгрому врага. Военная   промышленность,   преодолев   огромные   трудности,   не   только   резко   увеличила производство военной продукции, но и перешла к изготовлению боевой техники и вооружения, более совершенных образцов. В ходе Курской битвы советским войскам не удалось, как под Сталинградом, окружить и полностью уничтожить группировку противника, то есть воплотить на практике высшую форму военного искусства. Благоприятные условия для этого имелись на обоих фасах Курского выступа. Однако Ставка решила не тратить времени на перегруппировку войск и начать наступление как можно   быстрее,   пока   враг   не   усилил   свою   оборону.   Кроме   того,   предусматривалось   скорее освободить оккупированные врагом районы и не допустить угона советских людей в фашистское рабство. Таблица Коренной перелом в ходе войны  Линии сравнения  Сталинградская битва Курская битва Дата Название операции Цели Подготовленность Используемая техника Значение                         Документ Из оперативного приказа фюрера №6  о проведении операции “Цитадель”  15 апреля 1943 г. Я   решил:   как   только   позволят   погодные   условия,   провести   в   качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”.  Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки.  В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.  Для этого приказываю: 1.   Цель   наступления   –   посредством   массированного,   беспощадного   и   быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее   Орла   окружить   находящиеся   в   районе   Курска   силы   противника   и концентрированным наступлением уничтожить их….  2. Необходимо: а)   как   можно   надежнее   обеспечить   внезапность   и,   прежде   всего,   оставить противника в неведении относительно дня наступления.  б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы   использовать   превосходство   в   отдельных   пунктах   всех   наступательных   средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его…. в)   провести   наступление   столь   быстро,   чтобы   противник   не   смог   ни   уйти   от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов… Вопросы:  1. Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?  2. На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки? (Факторы выписать в тетрадь).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома во Второй мировой войне»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой войне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017