Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
МО «Развивающего цикла» возникло в 2007-2008 уч. году на базе
МОУ СОШ с Знаменка.
В МО развивающего цикла вошли предметы цикла-
ритмика, музыка, технология и трудовое обучение ,физкультура, ИЗО , МХК
,ОБЖ и театр. С учётом специфики разных предметов возникла необходимость их
объединения с применением методов интегрированного обучения на уроках
расширением творческих связей в обмен новыми идеями в области преподавания
предметов.
Использование технологий, построенных на
интегративной основе ведёт к повышению целостности педагогического процесса,
уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие, способствует
здоровьесбережению.
В связи с этим была выбрана тема работы
МО- «Интеграция предметов развивающего цикла как один из путей повышения
здоровьесберегающей направленности образовательного процесса».
Установленная органичная взаимосвязь предметов
развивающего цикла не только обогащает и углубляет знания школьников в разных
сферах, но и благотворно сказывается на формировании здоровой личности, т.е.
личности, сознающей смысл здорового образа жизни, значимости духовного развития
и физического здоровья.
Вопросы здоровьесбережения характерны для таких
дисциплин, как физкультура и ОБЖ, но, тем не менее, очевиден также
«здоровьесберегающий» характер занятий художественным творчеством.
Занятия искусством давно и с успехом применяются
как мощное терапевтическое средство: уже это одно гарантирует его благотворное
психологическое воздействие на здоровых детей. В учебных заведениях, где
художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный
тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация,
тревожность и утомляемость детей. Особо подчеркнём последнее обстоятельство:
занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Усталость детей
во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их
естественной потребностью. Исследования показывают, что занятия разными
видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность
детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным
предметам ( а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека;
развивают воображение , без чего не может быть речи о творчестве ни в какой
области человеческой деятельности.
Усиленные занятия художественным творчеством,
даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте со слабым контингентом
учащихся, приводят к личностному росту детей; эмоциональная сфера
обогащается ,растут самостоятельность и ответственность ребёнка- признаки
психологического здоровья.
Художественное творчество, существенное
расширение присутствия искусства в общеобразовательной школе за счёт введения
новых предметов и частичной переориентации уже существующих является
логичным дополнением здоровьесберегающей составляющей уроков физкультуры
и ОБЖ.
Известно, что эффективность образования детей в
школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во многом во
времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда
ребёнок волей неволей становится заложником быстро
развивающихся технических систем- всё это приводит к недостатку двигательной
активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Приходя в школу, ребёнок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с
нарушенной координацией. Необходимо создать условия для коррекции этих
недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им
специальные тренировочные упражнения. Ритмика способствует правильному
физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается
эстетический вкус, культура поведения и общения,
художественно-творческая и танцевальная способность.
ОБЖ- базовый предмет, который интегрирует
знания, полученные при изучении других дисциплин, играет главную
системообразующую роль в духовно-нравственном воспитании, формировании
качеств патриота и гражданина России, личности безопасного типа поведения.
Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в
учреждениях общего образования заключается в том, чтобы не только дать учащимся
знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и
сформировать у них практические умения безопасности поведения в повседневной
жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Практические умения и
навыки по ОБЖ формируются и совершенствуются на практических занятиях,
тренингах, в процессе изучения в реальной обстановке возможных в повседневной
жизни опасных ситуациях, в условиях туристических походов и слётов, в игровой
форме, военно-спортивных играх и т.д.
Деятельность преподавания уроков
физкультуры также направлена на разработку принципиально новых подходов в
решении многих образовательных задач с учётом состояния здоровья
учащихся.
Ценностные ориентации индивидуальной
физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепления
здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа
жизни; физическая подготовленность к воспроизведению и воспитанию
здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите
Отечества.
Умения и навыки детей, формируемые на уроках
физической культуры, способствуют контролю и физическими нагрузками во
время занятий, профессионально ориентированной и оздоровительной
направленности.
Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е.
терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным
методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся
в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя
школа должна всеми возможными средствами помочь
обществу решить эти проблемы. В этой связи прослеживаются уникальные
возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий
в школе.
После занятий вокалотерапией дыхание становится
более экономным, от этого напрямую зависит работоспособность человека.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более
качественное функционирование сердечно-сосудистой системы,
поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму,
межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит
массаж внутренних органов.
Музыкально - ритмические и ритмические
упражнения (ритмотерапия) выполняется релаксационную функцию, помогают добиться
эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Восприятие и понимание музыки
(музыкотерапия) заключается в ощущении её связками, мышцами,
движением, дыханием. Выполнение творческих задач (терапия творчеством) на
уроках музыки является одним из наиболее эффективных приёмов
оптимизации психического состояния младших школьников. К
здоровьесберегающим технологиям на уроках музыки относятся
педагогические приёмы , методы, технологии, использование которых в
образовательном процессе идёт на пользу здоровью учащихся и которые не
наносят прямого или косвенного вреда.
А программе предмета по театру в каждом классе
есть раздел - сценическая речь. Основа сценической речи - правильное
дыхание, тренинговые упражнения заменяют физкультминутки.
На уроках технологии своего рода релаксацией
являются уроки вязания и рукоделия. Здоровое питание пропагандируется на
уроках кулинарии, определяется качество продуктов (мясо,
раба), определяется калорийность продуктов. Здоровьесбережение направлено
на безопасность труда и санитарно-гигиенические требования.
Вывод- интегрирование предметов развивающего
(Физкультура, ОБЖ ,ИЗО, театр, музыка, ритмика, технология, трудовое
обучение, МХК) позволяет усилить здоровьесберегающую направленность учебного
процесса.
В рамках работы МО над темой МО-
Интеграция предметов развивающего цикла как один из путей повышения
здоровьесберегающей направленности образовательного процесса в школе» было
проведено три тематических заседания МО:
«Интеграция в учебном процессе»
Практикум «Разработка интегрированного
урока»
«Интегрированные внеклассные мероприятия».На
практике это воплотилось в интегрированные уроки, мероприятия,
проведённые или организованные учителями МО.
В течение прошлого года и в рамках проведения
недели предметов «Развивающего цикла» были проведены интегрированные и
открытые уроки:
Интегрированные мероприятия
Физкультура и ритмика- «Нет ,не перевелись ещё
богатыри земли Русской»
Театр +Музыка- общешкольный конкурс зримой
песни, посвящённой Дню Защитника Отечества «Песня солдатская моя».
Театр +Музыка- мероприятие для учащихся 5-11 кл.
« Театры разных эпох».
ИЗО + Музыка - «Богоматерь. Образ
Девы Марии в музыке и искусстве разных стран».
Открытое мероприятие по технологии и
трудовому обучению в 6 кл.- «Да здравствуют мастерицы и умельцы»
Мероприятие для жителей села – «Проводы Зимы» -
интеграция предметов МО развивающего цикла.
Физкультура + ОБЖ- мероприятие-конкурс по
ПДД для учащихся 2-8 кл. «Безопасное колесо»
Физкультура + ОБЖ- мероприятие для уч. 7
классов- «Безопасное поведение на
дорогах»
Интегрированные уроки:
Ритмика + Физкультуры- «Подвижные народные
игры» 6 кл.
Технология + Театр + Музыка- «Традиции моего
народа» 4 кл.
МХК + Музыка- «Александр Невский- патриот Земли
русской» 8 кл.
ИЗО + Театр + Музыка- «Моя будущая
профессия» 7 кл.
Урок музыки и ОБЖ в 3 кл. «Правила
дорожного движения».
Музыка + ИЗО- «Красота Земли Русской» 5
кл.
Физкультура + ОБЖ- «Закрепление практических
элементов подготовки по основам военной
службы»
11 кл.Интегрированное обучение связано с планированием, организацией и
проведением специальных уроков по теме, общей для нескольких
предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главным
в интегрированном обучении является выделение общей перспективной цели развития
учащихся одной возрастной группы, направленной на формирование
или совершенствование каких-либо качеств (способностей, умений), а
также планирование общих учебных задач для педагогов разных
предметов.
Интеграция позволяет перестраивать, расширять,
углублять содержание образования, приводит к конструктивным
изменениям в методике работы и создаёт новые обучающие технологии.
Она обеспечивает совершенно новый психологический климат на занятии, как для
ученика, так и для учителя.
Внедрение в практику школы
интегрированного обучения связано с желанием педагогов изменять своё отношение
к организации учебного процесса, но требует нестандартного расписания и
дополнительных занятий.
Это нужно для того, чтобы учителя могли
проводить совместные занятия, посещать уроки друг друга и тем самым
взаимообучаться. Кроме того, появляется определённый стимул для разработки
своих методов и приёмов , авторских программ и педагогических
технологий. Из этого следует, что интегрированное преподавание
является фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего
педагогического коллектива.
В любом случае, задача учителей,
формирующих интеграционные предметные блоки- найти пути изменения
некоторых разделов содержания и структуры учебных дисциплин для объединения их
в общий блок занятий. (или специальный курс)
Одному учителю справиться с такими
задачами трудно, особенно если другие педагоги не включают этот вид работы в
свою практику.
Сказанное является условием совместной работы по
выделению в программах по каждому предмету сходных тем, нахождению общего
и различного в раскрытии тем, что требует сопоставления, обсуждения и
анализа. Отсюда вытекает цель интегрированного обучения -
научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты,
явления в разных ситуациях, системах и направлениях, опираясь на динамику
и логику рассуждений.
Наиболее полно проявляется интеграция предметов
в том случае, когда между учебными программами установлено смысловое
соответствие, когда существует центральная идея, объединяющая весь комплекс тем
и проблем, рассматриваемых в рамках двух или нескольких предметов.
На заседании МО была проведена сверка программ
всех предметов, с целью определения тем, имеющих общие точки
соприкосновения. Было решено, что при необходимости можно изменять
названия тем, сделать их общими или сквозными для всех предметов. В этом
случае каждый отдельный предмет приобретает большую широту, смысловую и
информационную насыщенность.
Подходы и задачи.
Задачами интегрированного преподавания
предметов развивающего цикла являются следующие:
Выход за рамки одного предмета. Отказ от
традиционных форм, методов работы с детьми. Привлечение разных видов
творческой деятельности , информации из различных областей знаний.
Связь с развитием культуры в широком смысле
слова: мысль-наука -техника- технология (трудовое обучение)- духовные,
культурные, нравственные, традиции- искусство.
Обращение к региональной (близкой) культуре.
Непрерывность и
преемственность.Следует отличать интегрированный подход к обучению
от межпредметных связей. В практике обучения межпредметные связи
чаще всего сведены к взаимному иллюстрированию одного искусства другим.
Например, на уроке Изо детям читают стихи по схожему сюжету,
настроению, теме, характеру героя и так далее. Или на уроке литературы
показывают картину художника, помогающую лучше понять литературное
произведение, представить конкретного героя, пейзаж ,
манеру одеваться и.т.д. Этот первичный уровень можно назвать
эмоциональной поддержкой, иллюстрацией определённого настроения,
состояния природы. Он самый распространённый и применяется одинаково свободно
всеми педагогами в разных возрастных группах.
Для создания
оригинального продукта.
Стержневыми понятиями интегрированного
направления являются:
а) «полихудожественный» комплексный подход
к освоению искусства;
б) акцент на самостоятельное творчество детей:
активное действие в пространстве и в среде;
использование традиций, региональных и
национальных черт во взаимодействии предметов развивающего цикла;
д) развивающее, охраняющее здоровье, оберегающее
детей обучение.
Следует выделить также главные факторы
развития- воображение и фантазия.
Система работы должна осуществляться
таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы правое и левое
полушарие. Но эта способность мозга , к сожалению, часто не учитывается на
уроках в школе, особенно это касается предметов естественно-научного
цикла. Школа больше озабочена развитием интеллектуальной сферы и
недооценивает активную творческую деятельность.
Усоловия организации интегрированного
занятия.
Для того, чтобы на занятии возникла атмосфера
творчества, сотрудничества, сотворчества учеников и учителя, можно предложить
создать своеобразную схему оргапнизации интегрированного занятия.
В виде краткого плана она может выглядеть следующим
образом:
1. Активизация разных форм художественного
мышления учащихся через образы (зрительные, музыкальные, двигательные, слуховые
и т.д) Это даёт возможность почувствовать мир во всём его многообразии,
посмотреть на него с разных сторон, тем самым у ребёнка возникают
различные ассоциации, пробуждается интуиция, чувство, ощущение света,
звука, движения.
2. Важно вызывать у детей интерес к
выполненной работе. Для этого желательно общаться с классом, с группой, с
отдельным учеником на «одной волне» постараться почувствовать настроение
класса, каждого ребёнка и опираться в работе на него. Всё это возможно при
условии создания доброжелательного климата на уроке.
3. Активизировать внимание легче, когда урок
начинается необычно, когда предложенная тема неожиданна, когда с первых минут
школьники получают какое-то яркое впечатление. Необходимо постараться найти
такие виды работ, такие упражнения для разминки, которые бы подготовили ребёнка
к прыжку, к полёту фантазии. Для примера можно предложить начать
урок не со «своего предмета», а с постороннего на первый взгляд материала,
опираясь на знания и умения, полученные на других занятиях ,у других
педагогов.
4. Учитель контролирует ситуацию с помощью
подготовленного плана урока, но при этом совершенно не обязательно слепо
следовать ему. В зависимости от ситуации можно изменять что-то,
дополнить, сменить темп. Важно всегда помнить, чем необходимо начать
урок, постараться завершить его совместным обсуждением проделанной
работы.
5. В завершении урока - подведение итогов,
акцентирование внимания на тех открытиях, которые были сделаны, тех идеях,
которые были созданы, сочинены, изображены конкретными учениками.
Систематизированные интегрированные занятия
могут быть организованы в школе в рамках как урочной, так и внеурочной
деятельности. В зависимости от условий школы и желания педагогов к работе могут
подключаться несколько учителей. При этом, чем охотнее в
процесс будут включаться педагоги, тем продуктивнее будет
проходить взаимодействие учителей внутри коллектива. Для успешной
работы общение, контакт, сотворчество коллег просто обязательны, в противном
случае, говорить об интеграции нет смысла. Насилие в этом виде
деятельности не может принести никаких положительных результатов. Всё
должно строиться на желании и взаимном интересе.
Для эффективности применения технологии
интегрированного обучения на уроках развивающего цикла были проведены обучающие
семинары учителей, на которых рассматривались теоретические основы технологии,
а также тренинги по планированию интегрированных уроков двух и более предметов.
Было решено , что все открытые уроки, которые будут даны учителями развивающего
цикла , должны быть интегрированными. На заседаниях МО
учителя-предметники поделились новинками методической литературы по
своим дисциплинам, в которых рассматривается тема интеграции.
Работа, проделанная на протяжении
трёх лет, показала актуальность выбранной темы и подтвердила
необходимость продолжать начать дело.
Используемая литература.
Т. Гуняшова. «Взаимосвязь музыки с
предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов» Журнал
№ 1 «Музыка в школе» Москва. 2003 г.
Т.Е. Заводова «Музыка и воспитание» Издательство
ООО «Красико- Принт». 2005.г.
Е. Трацевская. статья «Система интегрированных
уроков».
Журнал № 1 «Искусство в школе» Москва 2008 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.