УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
информатика
Взрослым
07.10.2019
Проектирование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в средних профессиональных учебных учреждениях связано с идеей целостного системного подхода к каждому компоненту учебно-воспитательного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов, позволяющих оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
В современной педагогике под комплексным учебно-методическим обеспечением понимается планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых программой подготовки специалистов среднего звена.
умк - статья.docx
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования (ФГОС СПО) предъявляют особые требования
к качеству подготовки будущих специалистов, что активизировало поиск путей
повышения эффективности образовательного процесса и совершенствования его
составных элементов.
Эффективность реализации программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ) в значительной степени обусловлена
качеством учебнометодического обеспечения. В соответствии с ФГОС СПО
п.7.16 «ППССЗ должна обеспечиваться учебнометодической документацией по
всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям
ППССЗ» [1]. В связи с чем проблема комплексного учебнометодического
обеспечения образовательного процесса имеет особую актуальность и
значимость в системе СПО. Для решения этой проблемы учебные заведения
СПО постоянно обновляют содержание профессионального обучения,
совершенствуют подходы к формированию и оценке общих и профессиональных
компетенций, организации учебной и производственной практик, разрабатывают
новые формы учебнометодического обеспечения образовательного процесса.
Проектирование комплексного учебнометодического обеспечения
образовательного процесса в средних профессиональных учебных учреждениях
связано с идеей целостного системного подхода к каждому компоненту учебно
воспитательного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и
студентов, позволяющих оптимизировать учебновоспитательный процесс.
В современной педагогике под комплексным учебнометодическим
обеспечением понимается планирование, разработка и создание оптимальной
системы (комплекса) учебнометодической документации и средств обучения,
необходимых для эффективной организации образовательного процесса в
рамках времени и содержания, определяемых программой подготовки
специалистов среднего звена [2].
Учебнометодический комплекс (УМК) является составной частью
комплексного учебнометодического обеспечения образовательного процесса.
По мнению Е.Ю.Сизгановой, УМК следует рассматривать как совокупность
учебнометодических документов, представляющих собой проект процесса
обучения, который впоследствии будет реализован на практике [3].
Сегодня мы определяем интересующее нас понятие УМК как систему
нормативной и учебнометодической документации, средств обучения и
контроля, дидактических средств обучения по конкретным учебным
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям,
необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану,
создаваемую в целях достижения требований ФГОС СПО [4].
УМК обеспечивает двустороннюю деятельность
преподавателя и
обучающихся, включает компоненты для обеспечения процессов преподавания и
учения в их единстве. В образовательных организациях СПО УМК является
обязательным элементом документационного обеспечения образовательного
процесса и закрепляется локальным нормативным актом.
Рассмотрим организацию разработки УМК учебной дисциплины,
профессионального модуля, требования к его составу и содержанию на примере
ГБПОУ РО «КТСиА». В ГБПОУ РО «КТСиА» ответственность за разработку
УМК по учебным дисциплинам,
профессиональным модулям несут
преподаватели, реализующие данные дисциплины, профессиональные модули.
Комплексы разрабатываются на основе ФГОС СПО и Положения об учебно
методическом
учебной
дисциплине/профессиональному модулю,
рассматриваются на заседании
предметноцикловой комиссии и утверждаются руководителем
образовательного учреждения. Подготовка УМК и обеспечение его составных
компонентов включается в индивидуальный план работы педагога на учебный
год. УМК находится у преподавателя, в учебнометодическом кабинете и на
электронных носителях в библиотеке учебного заведения и доступны для
обучающихся.
документации
комплексе
по
Основной целью разработки УМК является систематизация учебных,
учебнометодических, нормативнометодических, методических материалов,
обеспечивающих качественное преподавание учебной дисциплины,
профессионального модуля. Разработка и использование УМК в учебном
процессе нацелено на решение следующих основных задач:
методическое сопровождение и консультационная поддержка учебной
деятельности студентов по всем формам обучения;
нормативнометодическое
деятельности
преподавательского состава при реализации конкретной учебной дисциплины,
профессионального модуля;
обеспечение
обеспечение целостности учебного процесса и интегративного подхода к
его организации при реализации ФГОС СПО по специальности;
обеспечение требований к методическому сопровождению учебного
процесса.
Чтобы использование комплексного учебнометодического обеспечения
было эффективным, при моделировании структуры и содержания УМК, он
должен удовлетворять требованиям дидактических принципов:
целостности многокомпонентной системы, отражающей научные и
методические взгляды автора;
комплексности процесса освоения содержания, обеспечивающей все
виды учебной деятельности;
системности методического обеспечения,
подразумевающей
соотношение элементов различного порядка, т.е. включение УМК учебной
дисциплины, профессионального модуля в УМК ППССЗ;
соответствия федеральным государственным требованиям к результату и
уровню подготовки выпускников по специальности (профессии);
гибкости элементов, составляющих УМК, предполагающей возможность
комплектования новых пакетов документов;
достаточности для обеспечения освоения обучающимися всех видов
деятельности на требуемом уровне качества.
Только соблюдая вышеперечисленные принципы, можно создать
качественный УМК.
Существует несколько мнений относительно его состава. Сегодня УМК
по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебники,
задачники, книги для чтения, хрестоматия, рабочие тетради, методических
пособий для преподавателя, электронных учебников и т.п. Состав УМК
определяется содержанием утвержденной рабочей программы по
соответствующей дисциплине, профессиональному модулю.
При разработке УМК учебной дисциплины, профессионального модуля
преподавательский состав КФ МГГЭУ согласно Положения об учебно
методическом
учебной
дисциплине/профессиональному модулю придерживается следующей
структуры:
документации
комплексе
по
1. Нормативная и учебнопрограммная документация:
Выписка из ФГОС СПО (по учебной дисциплине/профессиональному
модулю).
Типовая программа учебной дисциплины, профессионального модуля
(при наличии).
Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля (с
внутренней и внешней рецензиями).
Календарнотематический план учебной дисциплины, профессионального
модуля.
Поурочные планы (технологические карты) учебных занятий.
2. Учебнометодическая документация:
Комплекты заданий для практических работ и/или лабораторных работ,
методические рекомендации по их выполнению.
Тематика самостоятельной работы, методические рекомендации по ее
выполнению.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (инструкции, памятки,
рабочие тетради и т.п.), методические рекомендации по ее выполнению.
Тематика курсовых работ (проектов) и выпускных квалифицированных
работ, методические рекомендации по их выполнению согласно требованиям
ФГОС СПО.
Материалы к семинарам, круглым столам и т.п. по учебной дисциплине, профессиональному модулю, методические указания к ним.
Консультативный материал по особо сложным вопросам учебной
дисциплины, профессионального модуля.
Индивидуальные методические материалы.
Методический комплект по всем видам практик, определяемым ФГОС
СПО: рабочие программы практик, методические рекомендации и требования к
форме и содержанию отчетности студентов по практикам.
3. Комплект контрольнооценочных материалов по учебной дисциплине,
профессиональному модулю:
Контрольнооценочные средства для текущего контроля знаний и умений
студентов.
Контрольнооценочные средства для промежуточной аттестации
обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу(ам), учебной
и производственной практикам.
Контрольнооценочные средства для экзамена квалификационного по
профессиональному модулю.
Контрольноизмерительные материалы.
Сертификационные измерительные материалы.
Контрольнооценочные средства для Государственной итоговой
аттестации.
4. Средства обучения:
Список основной и дополнительной литературы.
Учебник (учебные пособия) или конспект лекций (в т.ч. в электронном
виде).
Электронные образовательные ресурсы, интернетресурсы.
по
Лицензионное
обучение
программное
дисциплине/профессиональному модулю.
учебной
Комплекты дифференцированных заданий различного уровня сложности.
Перечень оборудования кабинета или лаборатории.
Компьютерные контролирующие программы, тренажеры.
Наглядные средства обучения.
Технические средства обучения.
Структура УМК может и должна трансформироваться в соответствии с
конкретными условиями: личностью преподавателя, возрастным цензом учебной
группы, количеством учебных часов, объемом самостоятельной подготовки по
дисциплине, профессиональному модулю и т.д.
Существует прямая связь
организации материалов УМК с реализацией его дидактических функций и его
структурой. Каждый способ организации материалов комплекса дает
возможность реализовать большинство его дидактических функций, обеспечить
управляемость познавательной деятельностью студентов.
В целях повышения качества и результативности образовательного
процесса преподаватели ГБПОУ РО «КТСиА» целенаправленно
совершенствуют содержание УМК по всем его составным компонентам, включая нормативную и учебнометодическую документацию, средства
обучения и средства контроля.
В связи с этим УМК дисциплины, профессионального модуля и его
компоненты:
учитывают общую идеологию федеральной и региональной политики,
содействуют развитию региональной системы среднего профессионального
образования;
предусматривают логически последовательное изложение учебного
материала;
используют современные методы и технические средства
интенсификации учебного процесса, позволяющие студентам глубоко осваивать
учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
соответствуют современным научным представлениям в предметной
области;
обеспечивают межпредметные связи;
обеспечивают простоту использования для преподавателей и студентов;
обеспечивают тесную связь изучаемого материала с будущей
профессиональной деятельностью студентов.
Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
разработка рабочей программы по дисциплине, профессионального
модуля входящей в учебный план;
разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций,
контрольных заданий по каждому тематическому блоку;
разработка структуры и содержания практических, лабораторных и
семинарских занятий;
разработка методических рекомендаций по самостоятельной работе
студента и самостоятельному изучению дисциплины, профессионального
модуля;
разработка тестовых заданий по всему курсу дисциплины,
профессионального модуля;
оформление документации по УМК;
согласование и утверждение УМК;
апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе.
Педагогическая практика показала,
что создание оптимального
комплексного учебнометодического обеспечения образовательного процесса
весьма сложная и трудоемкая задача. В то же время преподаватель, работая над
созданием УМК, совершенствует методику обучения, свои знания, приводит их
в систему, использует различные информационные технологии, таким образом,
развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную
культуру студентов.
Контроль содержания и качества разработки УМК в ГБПОУ РО «КТСиА»
возлагается на научнометодический совет. При апробации УМК в учебном
процессе администрация образовательного учреждения и председатель предметноцикловой комиссии проводят контрольные посещения занятий с
целью оценки преподавательского мастерства преподавателя, соответствия
излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного
материала обучаемыми. Результаты контрольных занятий обсуждаются с
преподавателем, проводившим занятие, делаются основные выводы и даются
рекомендации по совершенствованию УМК.
Рассматривая проблему комплексного учебнометодического обеспечения
мы выявили, что внедрение УМК, разработанных в рамках реализации ФГОС
СПО позволяют адаптировать учебный процесс под индивидуальные
возможности обучающихся и требования работодателей (социальных
партнёров), повысить мотивацию студентов к изучению дисциплин,
профессиональных модулей, реализовать их интеллектуальный потенциал,
овладеть общими и профессиональными компетенциями на высоком уровне.
Подводя итоги, считаем необходимым отметить, что применение в
образовательном процессе качественного УМК, разработанного в соответствии с
требованиями ФГОС СПО позволяет улучшить эффективность и качество
образования среднего профессионального образования.
Список литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования. Федеральный портал: Российское образование.
http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.
2. Фоминых И. В. Роль учебнометодического комплекса в обеспечении
качества образования // Теория и практика образования в современном мире:
материалы VI Международной научной конференции (г. СанктПетербург,
декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 307309.
наук.
_2006/
Sizganova
. ru / Aref
Оренбург,
_2006.
_ E _ Yu
пед.
. gnpbu
:// irbis
3. Сизганова Е.Ю.Реализация учебнометодического комплекса в процессе
подготовки студентов к социальнопедагогической деятельности: автореф. дис.
канд.
URL:
http
4. Положение об учебнометодическом комплексе документации по
учебной дисциплине/профессиональному модулю филиала ФГБОУИ ВО
«Московский государственный гуманитарноэкономический университет».
URL:
http://kfilial.mggeu.ru/wpcontent/uploads/2016/03/Polozhenieobuchebno
metod.kompleksedoktsiiprof.modulyu.pdf.
2007.
pdf.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.