Учебно-методический материал"Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
01.04.2019
Для раскрытия ,совершенствования индивидуальных способностей каждого ученика на уроках русского языка необходимо использовать личностно-ориентированный подход.Для этого выбираю активные и интерактивные методы и формы обучения:самостоятельный подбор дидактического материала учащимися,подбор дополнительных заданий к упражнению,создание проблемной ситуации,поисково-исследовательский метод,творческие задания,задания ориентирующие на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий.
Личностно.docx
Личностноориентированный подход на уроках русского языка.
Рациональная организация учебной деятельности по ФГОС предполагает
личностноориентированный подход к учащимся. Понимая это, я на своих
уроках создаю оптимальные условия для раскрытия, совершенствования
индивидуальных способностей каждого ребёнка. Выбираю активные и
интерактивные методы и формы обучения.
Включаю в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых
нужен более высокий интеллектуальный уровень, умение свободно
оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.
1.Самостоятельный подбор дидактического материала учащимися .
Например, пятиклассники при изучении темы «Антонимы» должны вставить
подходящие по смыслу словаантонимы в пословицы. Учащиеся с более
высоким уровнем подготовки сами подбирают пословицы с данными словами:
Летом – зимой.
Ученье неученье
Больше – меньше.
При работе над орфограммами одни учащиеся вставляют пропущенные
буквыорфограммы в слова, а другие подбирают слова с аналогичными
орфограммами и составляют предложение.
2.Подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению.
Это может быть морфологический разбор какойто части речи,
синтаксический разбор предложения, фонетический разбор. Если это текст
определить стиль речи, тип речи, проблему текста. Уже в 5 классе знакомлю
учащихся с термином проблема текста. В старших классах в основном
работаю с текстами. Анализируем тексты художественного,
публицистического стилей, задания к ним сильные учащиеся подбирают
дома, исходя из структуры тестов ОГЭ, ЕГЭ. В работе над параграфом учебника сильные учащиеся (6класс) составляют
вопросы, ответы на которые в теоретическом материале не сформулированы,
но логически вытекают из его содержания. Приведу несколько примеров:
Почему возвратное местоимение не может быть подлежащим?
Почему неопределённое местоимение некто не может быть дополнением?
Почему отрицательное местоимение может писаться то в одно слово, то в
три, а отрицательное наречие в одно слово?
Составление подобных заданий, вопросов мотивирует учащихся, развивает
их мышление, готовит к более сложной практической работе в старших
классах.
3.Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов
выполнения условия
Например, при изучении в 5 классе темы «Однозначные и многозначные
слова» в упражнении по условию нужно определить, какие из слов
однозначные, какие многозначные. Я задаю вопрос:
По каким признакам ещё можно сгруппировать слова ? (Айсберг,
дополнение, реять, свирепый, число, коралловый, ежовый, ударить )
5.Создание проблемной ситуации.
Даю задания в опережающем плане. При встрече с незнакомыми
орфограммами при выполнении различных заданий учащимся даю задание
самостоятельно найти ответ на вопрос, пользуясь учебником или интернет –
ресурсами. Затем учащиеся выступают на уроках с сообщениями .
Например, в 6 классе при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных» предлагаю учащимся объяснить написание н и нн в словах:
кожаный, соломенный, оплаченный, туманный, станционный. Учащиеся
классифицируют все слова как прилагательные и объясняют написание двух н
в слове оплаченный наличием суффикса енн. Исправляю ошибку и даю задание узнать, какой частью речи является это слово. На следующем уроке
заслушивается индивидуальное сообщение ученика о причастии.
6.Поисковоисследовательский метод. В 8 классе при изучении темы
«Простое глагольное сказуемое» учащиеся в группах анализируют два текста,
делают вывод о роли простого глагольного сказуемого в речи: простое
глагольное сказуемое в речи может использоваться в повествовании для
изображения динамики событий (начала действия, его развития,
продолжения) и для описания действий предмета речи.
6.Творческие задания. Любой ребёнок стремится к творческой деятельности.
На уроках большое внимание уделяю развитию творческих способностей
детей. Начальным этапом может стать составление словосочетаний, затем
предложений. Практикую составление предложений по схемам на
определённую тему. В процессе работы над развитием речи учащихся в
качестве дидактического материала использую отрывки из художественных
текстов. Например, изучая тему «Прямое и переносное значением слов»,
анализируем предложение:
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Учащиеся характеризуют предложение, объясняют знак препинания, находят
орфограммы, метафору. Затем детям предлагаю дать описание явления,
события используя аналогичное средство художественной изобразительности.
Следующий этап – создание сочинений миниатюр. Например, в 6 классе
детям , имеющим более высокий уровень подготовки, даю задание написать
текст по открытке, картине или же составить диалог. Например:
«Опишите состояние переживания одинокой сосны» (По картине Шишкина
«На севере диком»). Используйте слова с чередующимися гласными в корне.
Даю также творческие задания, которые ориентируют учащихся на
самостоятельное высказывание: «Если бы я был героем..».( Условное
наклонение), «Мне больно, когда…»(СПП) В тексты учащиеся включают слова на определённые орфограммы,
предложения определённой структуры, включают изучаемую часть речи,
определяют ее морфологические признаки. Подбор грамматических заданий
зависит от изучаемой темы.
В 9 классе при изучении сложного предложения даю задание дописать
начатые предложения, чтобы получились СПП, определить вид придаточных
предложений.
1.Счастье достаётся тому , кто…
2.Если вы пришли в гости,…
3.Где чтут богатство,…
4..Пока люди любят,…
После работы с текстом китайского мыслителя Конфуция сильным
учащимся предлагаю написать сочинениеминиатюру, используя СПП.
«Что значит «почитать родителей»? Другие учащиеся дают несколько советов
своим сверстникам о том, как нужно относиться к родителям, используя
также СПП, определяют вид придаточных.
Почитайте родителей.
Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди
содержат так ( же )собак ,кошек, лошадей. Если родителей( не) почитать, то
чем будет отличат?ся отношение к ним от отношения к собакам и
лошадям? Нельзя считать почтительностью только то, что дети работают за
родителей.
Применение полученных знаний на практике.
При проведении работы над ошибками, допущенными в письменных работах,
использую работу в парах. Мотивированные учащиеся помогают слабым
детям классифицировать ошибки, объясняют орфограммы. Сильным
учащимся ошибки не исправляю, выношу на поля, затем они сами находят на
строке допущенную ошибку. Дети подбирают материал для различных типов диктантов, составляют карточки для индивидуальной работы со
слабоуспевающими. Карточки и диктанты предварительно редактирую.
Таким образом, я на своих уроках использую различные формы и методы
работы, развивающие самостоятельность мышления, побуждающие к
творческому выполнению заданий. В итоге повышается интерес к изучению
предмета не только у одарённых детей. Такая работа оказывает благотворное
воздействие на класс в целом.
Учебно-методический материал"Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
Учебно-методический материал"Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
Учебно-методический материал"Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
Учебно-методический материал"Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
Учебно-методический материал"Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.