Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"
Оценка 4.6

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
история
8 кл
07.05.2018
Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"
Сборник содержит шесть методических работ по истории Казахстана из опыта работы учителей гимназии№6 города Семей. Материал поможет учителю историку в организации самостоятельной работы на уроке, в организации письменного контроля и анализа письменных работ учащихся. Также есть конкретные приемы организации работы с исторической датой на уроке истории.сборник статей по истории
Статья КЛИО.doc
Оглавление Оглавление..............................................................................3 Работа с датами на уроках истории Казахстана..................4 Повышение учебной мотивации учащихся на уроках  истории посредством организации работы в группе.........10 Самостоятельная работа ученика на уроке истории.........15 Виды самостоятельных работ по картам исторических  атласов...................................................................................20 Анализ учебно­интеллектуальных умений учащихся при  выполнении письменных работ в форме тестов................23  Формирование учебно­информационных умений  посредством работы ученика 9 класса с картами  исторического атласа...........................................................33 Работа с датами на уроках истории Казахстана. Помозова Е.Н. Урок истории не возможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты это то, что   устанавливает   ход   и   картину   событий,   их   причины   и последствия.   Лишь   выяснив   время   свершения   события   можно определить   его   связь   с   предшествующими   и   последующими событиями.   Педагогическая   наука   определила   роль   хронологии   так,   «это вспомогательная   историческая   дисциплина,   изучающая   системы летоисчисления и календари разных народов и государств». Можно дополнить   эту   характеристику,   следующими   выводами,   без хронологии   невозможно   выявить   длительность   исторических явлений,   периодизацию   исторических   процессов,   время   создания исторических источников, в целом создать общую картину развития той или иной страны, народа. ­ Цель   изучения   хронологии   в   школе     показать последовательность   исторических   событий   и   явлений, протяженность   их   во   времени,   подвести   учеников   к   пониманию измерения   времени,   научить   определять   место   конкретного исторического события на «линии времени». Цель определяет задачи: 1.обеспечить   в   сознании   учеников   правильное   отражение исторического времени 2.способствовать развитию их временных представлений 3.помочь осознать формулировку «без даты – нет истории» 4.помочь   научиться   осваивать   и   запоминать   важнейшие   даты,   а также временные категории – год, век, тысячелетие, эра. В   исторической   науке   даты   условно   подразделяются   на основные и опорные. Основные даты  – это те, которые определяют место   исторического   события   в   исторической   периодизации. 4 Например: Эпоха Тюркского каганата­ 552­603гг; Правление хана Тауке   1680­1715гг;     Восстание   Сырыма   Датова   –   1783­1797гг; Реформа в Казахстане­ 1867­1868гг; НЭП – 1921­1928гг и др. Опорные   даты   способствую   более   четкому   пониманию   события,   помогают   определить конкретного   исторического   характер,   значимость   изучаемого   исторического   события, раскрывают сложное и объемное его содержание, иногда одна дата может заменить целый рассказ, для учащихся с высокой учебной мотивацией. Приведем примеры опорных дат: 552г – каган Бумынь совершил поход   против   Жужанского   каганата,     1785г   –   Сырым   Датов организовал съезд старшин и отстранил Нуралы от власти, 1865г ­ организована «Степная комиссия», без работы которой не было бы реформы 1867­1868гг. Теоретическое содержание  данной темы, вопросов не вызывает, в настоящее время практически все учителя истории сталкиваются с   проблемой   запоминания   и   удержания   в   памяти   учениками основных и опорных исторических дат. Каждый 2­ой вопрос ЕНТ, ВОУД   связан   напрямую   или   косвенно   со   знание   хронологии конкретного исторического события. Анализ пробного ЕНТ, ВОУД показывает, что большинство ошибок учащиеся делают по датам, а учителям задают вопросы, как можно запомнить столько дат? Какие  формы  работы  для  усвоения  исторических  дат  можно предложить? Самая   распространенная   форма   «исторические   диктанты», часто   это   просто   механическое   заучивание   дат.   Но   без   них   на уроках истории не обойтись. «Исторические   диктанты»   можно   разнообразить.   Сделать   эту форму   работы   более   интересной   и   полезной,   требующей   от учащегося не просто зрительно запомнить дату, но и попробовать ее осознать. Пример№1 5 Тема   «Восстание   Сырыма   Датова».  Предлагаются   даты: параграф №11 \ 8 класс\ 1785, 1790, 1791­1794, 1778, 1783, 1789, 1794­1797, 1802, 1786.   Задания:   даты   расставь №1.Перечисленные хронологической последоватьности   №2.Определи содержание каждой даты №3.Выдели 3 даты, главные на твой взгляд. Свой выбор объясни.   правильной в     1761г,   1716­1720гг,   1718г,1635г,1722г, Пример№2 Тема: «Казахско­джунгарские войны».   Параграфы № 2,3,4.\ 8 класс\ «Исторический диктант» Даты:   1643г,1723­ 1727гг,1724­1725гг,1726г,1730г,   1741­1742гг,   1756­1758гг,   1710г, 1680­1715гг, Задания: №1   Из   предложенных   дат   выбери   только   те,   которые   связаны   с личностью хана Тауке. №2     Найди   даты   крупных   Казахско­джунгарских   битв.   Дай   им названия. №3  Из предложенных дат, выбери те, которые связаны с историей Джунгарии. Объясни их. Пример№3 Тема:   «Национально­освободительное   движение   в   первой половине 19 века» 11 класс параграфы №5,6,7,8. «Исторический диктант» проводиться после изучения  нескольких тем \ №6,7,8,9,10\. 1.Предложенные   даты   распредели   по   историческим   событиям, заполняя таблицу: Восстание Ж.Тленшиева Восстание Кенесары  Касымова Восстание Букеевской Орде в   6 Даты: 12 июля 1838г,1825г, 1810­1822гг, 1824г,1827г,1836г, 1841г, 1836­1838гг, 1837г, 1822­1825гг,1802г, 1844г, 1801г, 1833­1836гг, апрель 1847г, 1846г, октябрь 1837г, 1811г. 2.Какая связь существует между этими историческими событиями? 3.Можно ли оценить характер этих событий, как антиколониальный и антифеодальный? На   уроках   истории   эффективно   заполнять   «хронологические таблицы»,   что   тоже   способствует   работе   над   запоминанием   и усвоением хронологии события. Они позволяют учителю: 1. проверить усвоение выученных дат 2. определить   пробелы   в   знаниях   тем,   или   отдельных составляющих этих тем 3. научить   учащегося   соотносить   дату   с   историческим событием, исторической личностью 4. научить учащегося запоминать не только отдельную дату, но и последовательность исторических событий Пример№1 «Хронологическая таблица» Тема: «Государства 6­9 вв в Казахстане» Название Территория государства: государства : Тюркский каганат Дата существования :   От   Алтая   до Каспийского моря Ставка : Правители : нет Бумын Мукан Западно­ Тюркский  каганат Тюргешский каганат   603­704гг г. Суяб Тардуш 756­940гг  Суяб Кунгит Суяб Семиречье От Джунгарског о   Алатау   до Бильге Кул Кадыр­хан 7 среднего течения Сырдарьи Задание: №1 Заполни пустующие ячейки таблицы. Задание: №2 Ответь на вопросы: Какие государства существовали в Казахстане в 6­9 вв? Пример№2 «Хронологическая таблица»  Тема: «Тюркский период в истории Казахстана. 6­нач.13вв» Задание: В данной таблице допущены ошибки. Найди и исправь их. № Название Исправленная ошибка:  10. Государство карахитаев В данной работе следует прилагать алгоритм выполнения, который поможет учащемуся справиться с этой работой, т.к. в 7 классе ее можно провести после изучения 2­х разделов, в конце 1­ой четверти. Алгоритм выполнения: 1.определи в первую очередь государства 6­ 9вв. 8 государства: Тюргешский каганат Западно­тюркский каганат Карлукский каганат Тюркский каганат 3. 4. 5. Огузское государство Государство кипчаков Государство караханидов Кимакский каганат Государства найманов и кереитов 1. 2. 6. 7. 8. 9. Время существования: 502­603гг 756­940гг 704­756гг 603­704гг 9­нач.11вв 9­нач.11вв 1128­1212гг нач.11вв­1219г 10­12вв 942­1212гг 2.определи государства, существующие в одно и тоже время, но на разных территориях 3.определи   государства   созданные   на   территории   Казахстана монгольскими племенами 4.найди государство, в котором активно шел процесс формирования единой народности, но он не был завершен нашествием монголо­ татар. Пример№3 Тема: «Национально­освободительное движение в Казахстане в 18­19вв» Цель:   упорядочить   знания   по   восстаниям,   которые   изучаются   в курсе   истории   Казахстана   за   8   класс,   повторяются   в   курсе   11 класса.  Решая   тесты, последовательности восстаний, определении дат.  «Хронологическая таблица» Задание:   №   Напиши   названия   восстаний,   опираясь   на   даты   и опорные понятия № Название   учащиеся   9­11   классов   путаются   в Дата: Опорное   понятие, название:   имя, восстания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Джут Тентек торе Роды табын и тама 1773­1775 Манифесты 1783­1797  1821 1822­1825 1836­1838 Махамбет Утемисов 1837­1847 1843­1857 1858 1868,1869  Внук Абылая  Крепость на р.Куандарья Новый налог ­3руб.50 коп. Уральская   и   Тургайская области Рабочие   рыбопромысловых приисков. 1870 9 Запоминание   дат   основано   на   смысловых   связях   и   связях   с событием, когда дата заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась   в   памяти   ученик,   должен   хорошо   знать   факты   и причинно­следственные   связи,   изучаемого   события,   и   должен понимать, что знание временного периода определяет в целом его понимание   исторического   курса.   Учитель   должен   разнообразить формы работы с датами, на каждом уроке выделять время на эту работу. Повышение учебной мотивации учащихся на уроках истории посредством организации работы в группе. Помозова Е.Н., Кожамкулова Р.К., Даутбаев Р.Р.   Для создания здорового психологического климата на уроках истории,   повышения   интереса   к   предмету,   важно   использовать различные   виды   деятельности,   применять   методы,   которые активизируют   инициативу   и   творческое   самовыражение обучающихся.   Сложной   и   одновременно   действенной   формой обучения является работа в группах. Это один из лучших способов вовлечения   в   учебный   процесс   всех   учащихся,   это   эффективный способ   развития   речи   учащихся,   способ,   дающий   возможность научиться   правильно,   общаться,   проявляя   свою   активную жизненную позиции и самостоятельность в принятии решения. Из   своего   педагогического   опыта  я   знаю,   что   ученик   охотно включается в работу на уроке, когда видит, что в его мыслях и выводах   есть   потребность,   когда   изучаемый   материал   ему интересен,   а   предложенные   формы   работы   на   уроке   для   него доступны.   Групповая   форма   работы,   где   ученик   может   себя чувствовать   свободно   одна   из   удачных   форм   в   педагогике,   где повышается учебная мотивация каждого ученика в соответствии с его возможностями. 10 Роль учителя на уроке существенно меняется: не уменьшается, а,   наоборот,   возрастает.   При   подготовке   урока,   где   учащиеся работают, в динамических группах учитель тратит больше времени, чем   на   подготовку   этого   же   урока,   но   в   традиционной   форме. Организуя   работу   динамических   групп,   учитель   находиться   в постоянном   поиске   новых   форм,   методов,   приемов   обучения, которые способствуют вовлечению учащихся в   активную учебно­ познавательную   деятельность.   Трудность   заключается   в   том,   что состав   групп   меняется,   учащиеся,   работающие   в   них   разные   по учебной мотивации, поэтому, составленные  задания должны быть такими,   чтобы     с   ними   могли   работать   ученики   разного   уровня возможностей обучения. На уроках истории Казахстана в 8 классе я часто использую работу   в   группах,   парах     или   элементы   такой   работы.   Поэтому приведу   пример   одного   из   таких   уроков,   где   учащиеся   8   класса изучают, новую тему опираясь на знания предыдущего материала в динамических группах. Тема: «Аграрная переселенческая политика царской власти в Казахстане» Урок№44; п.31 Цель: Учащиеся смогут, работая в группах  разобрать учебный материал  новой темы,  выделить  главное в  каждом разделе  темы, сделать   вывод   о   последствиях   переселенческой   политики   для Казахстана. Задачи: Образовательная.  Учащиеся   смогут   самостоятельно разобраться   в   содержании   темы   урока,   используя   раздаточный тематический   материал,   пополнят   свои   знания   по   вопросу переселения   людей   из   различных   районов   царской   России   в Казахстан, сделают вывод о последствиях этого процесса. Развивающая.  Учащиеся   смогут   продолжить   развитие   своего аналитического   мышления.   Закрепят   навыки   работы   с   учебным текстом и компетентностно­ориентированными заданиями, работая 11 в   группе, поставленному на начало урока.   заполнят   таблицу   по   проблемному   вопросу, Воспитательная.  Способствуем   формированию   интереса   к вопросам многонациональной истории Казахстана. Учим работать в группах, высказывать свое мнение и слушать мнения других. Тип урока: Урок изучения новых знаний Обеспечение урока: Учебник по истории Казахстана 8 класс, Кабульдинов.З.Е, Кайыпбаев.А.Т. параграф № 31  Набор   заданий   по   теме   домашнего   задания   «Реформа   1867­ 1868гг.»  Уроки№42,43   а)  «историческое  лото»;   б)  карты­ответов компетентностно   ­ориентированных   заданий   по   теме   «Реформа 1867­1868гг» (4 варианта по 5 заданий ) Раздаточный материал для работы в группах: 4 комплекта по 6 заданий.   Задания составлены на основе учебного текста параграф №31 стр.180­184.Пункты№1,2,3,5 Содержание урока: 1.Оргмомент.  2.Работа по домашнему заданию. а)  «Историческое   лото»    Комплект  на группу.  (4 группы  по 4­5 человек) Форма работы: групповая работа б) Задания «Исправь ошибку в тексте». Каждому ученику задание. Каждой   группе  свой   вариант  по  определенному  разделу   из   темы «Реформа   1867­1868гг».   Задания   составлены   в   форме компетентностно­ориентированных,   поэтому   учащиеся   поучают карты ­ ответов для заполнения. Форма работы: Индивидуальная работа, с коллективной проверкой. 3.Изучение нового материала. Побуждение.   Задаем   проблемный   вопрос:   «Переселенческая политика дала Казахстану больше + или ­  ??? Просим ответить на вопрос в конце урока.   Учитель к уроку готовит 4 листа в форме таблицы: Положительные стороны аграрной   переселенческой   Отрицательные аграрной     стороны переселенческой 12 политики: 1. 2. политики: 1. 2. Заполняться они будут после изучения всех частей учебного текста п31 Форма ответа: Заполните в группе таблицу «+ и – переселенческой политики». (групповая работа) Реализация:  Работа в группах. Группа№1 работает с текстом «Причины переселения крестьян на территорию   Казахстана».   Читают,   выделяют   главное   в   тексте самостоятельно. Консультант: модератор группы.    Группа№2  «Начало крестьянского переселения» Читают, выделяют главное в тексте самостоятельно. Консультант: модератор группы. Группа№3   «   Усиление   темпов   переселения   крестьян»   Читают, выделяют   главное   в   тексте   самостоятельно.     Консультант: модератор группы. Группа№4   «Ухудшение   положения   местного   населения»   Читают, выделяют   главное   в   тексте   самостоятельно.   Консультант: модератор группы. Координирует   работы   группы   один   учащийся,   который   получает задание   от   учителя   предварительно   тему   причитать   и   даже подготовить дополнительный материал.    Работая   в   группе,   каждый   ученик   работает   с   текстом самостоятельно,   ему   определяется   задача   выделить   главное   в данном учебном материале, запомнить данные материал, передать информацию другим учащимся в классе так, чтобы они поняли в целом   содержание   темы.     Подчеркнуть   главное.     (Отрабатываем умение находить главное в тексте, выделять главное) Рассмотрев   свой   текст,   группа   его   презентует,   предварительно обсудив выступление и выбрав спикера. Рефлексия.  Заполнение   таблицы.   По   проблеме,   поставленной   на начало изучения нового материала. Таблица заполняется в группе. Сдается в конце урока. Следующий урок начнется с анализа данных таблиц 4­х групп. 13 Дом.задание: п.31. п№1,2,3,5. Для   составления   заданий   к   «Историческому   лото»   и   «Исправь ошибку   в   тексте»   предлагаю   набор   тестовых   заданий   по   теме «Реформа 1867­1868гг» Вариант работы для группы: 1.проведение   реформы   1867­1868гг   в   Казахстане   связано   с:   1.с отменой   крепостного   права   в   России   2.с   ликвидацией   ханской власти 3. с пожеланиями местного населения. 2.для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 году был   \а\     создан\а\:   1.пограничная   комиссия   2.азиатский   комитет 3.степная комиссия 3.комиссию возглавил:1.А.Гирс 2.Александ 2 3.И.Бутков 4.по   реформе   1867­1868гг   вся   военная   и   гражданская   власть сосредотачивалась   в   руках:   1.генерал­губернатора   2.областного правления 3.вице­губернатора 5.по   реформе   1867­1868гг   Акмолинская   и   Семипалатинская области вошли в: 1.Оренбургское г­г 2.Туркестанское г­г 3.Западно­ Сибирское г­г 6.султаны­чингизиды обеспечивались:   1.пенсией 2. освобождались от налогов и повинностей 3.пенсией пожизненно и освобождались от налогов. 7.казахские земли по реформе 1867­1868гг стали собственностью: 1. России 2.местной знати 3.народа 8.военный   губернатор   на   территории   области   являлся: 1.полицейским   2.наказным   атаманом   казачьих   войск 3.делопроизводителем. 9.при военных губернаторах для ведения дел создавались 1.областные правления 2. хозяйственные отделы 3.комиссии 10.   Выборными   были   должности:     1.   Генерал­губернатора   и военного губернатора 2. уездного начальника и аульного старшины 3. аульного старшины и волостного управителя. 11. Врачи появились в: 1. в областях и аулах 2. уездах и волостях 3. областях и уездах 14 12.   Центром   Туркестанского   г­г   стал   город:   1.   Ташкент   2. Туркестан. 3. Тараз. Самостоятельная работа ученика на уроке истории. Помозова Е.Н.     цикла   В современной педагогической науке самостоятельной работе на уроках истории отводится не мало места. Изучение предметов гуманитарного самостоятельную мыслительную   деятельность   учеников.   Объем   современного учебного параграфа  к конкретной теме урока,  таков, что просто пересказать   его   на   уроке   невозможно,   поэтому   нужно   учителю уметь   организовать   в   процессе   урока   самостоятельное   изучение материала учеником. предполагает,   Исходным термином понятия самостоятельная работа является слово   «самостоятельный»,   то   есть   «осуществляемый   своими собственными силами» учебный процесс человек. По мнению современных педагогов, «самостоятельная учебная работа   –   такой   вид   учебной   деятельности,   при   котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во   всех     структурных   компонентах     процесса   обучения   –   от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекционной   работы.   что самостоятельная   работа   помогает     усложнять   процесс   получения знаний,   осуществляя   переход   от   выполнения   простейших   видов работы   к   более   сложным,   носящим   поисковый   и   обобщающий характер.    Необходимо   учитывать,   Формирование познавательной самостоятельности и активности сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением   объема   научной   информации   и   процессом   быстрого «старения»   знаний,   а   также   заинтересованностью   современного 15 ученика   информационной   техникой   и   технологиями.   Этим современный учитель должен пользоваться.   На   уроках   гуманитарного   цикла   необходимо   формировать умения   и   навыки   самообразования   учащихся,   развивать   у   них способности самостоятельно приобретать новые знания.  Самостоятельная   работа   на   уроке   и   дома   ­   это   не   только средство формирования познавательных способностей учащихся, но и их направленность на организацию самообразования человека в будущем.  Главное внимание в работе учителя истории должно уделяется организации и методам самостоятельной работы учащихся на уроке и в часы самостоятельной подготовки вне школы. В традиционной методике организация самостоятельной работы в   течение   урока   занимает,   как   правило,   от   7   до   10   минут.   И сводится к работе по «образцу», т.е. повтори то, что запомнил на уроке  из рассказа учителя, или из прочитанного в учебнике текста, опиши   иллюстрацию,   дай   комментарий   к   ней,     прокомментируй текст домашнего задания. Для современного поколения этого уже мало,   необходимо   предлагать   новые   формы   самостоятельной работы ученика.   Например:  подготовь презентацию по теме или отдельному вопросу темы; создай группу из 3­4 человек и подготовь дополнительную информацию из других исторических источников по данной теме. Учащиеся старших классов могут выступать в роли корректора, когда читают домашний параграф, и делают пометки, что можно убрать из учебного текста, и наоборот добавить.  История – это гуманитарный предмет, особенность которого, изучение   исторических   источников,   исторической   литературы, исторического документа и.др. Качество самостоятельной работы с историческим   источником   зависит   от   решения   учителем   двух проблем: 1.   Какие   и   сколько   источники   рекомендовать   для   изучения ученикам?     Учитель   должен   сам   хорошо   ориентироваться   в   содержании источников,   хорошо   знать   учебные   возможности   классных 16 коллективов, большое количество источников, может не помочь в изучении темы, а навредить, поэтому если в теме много спорных вопросов, то источники для изучения должны быть разные. Если по теме   историки   имеют   практически   одно   мнение,   то   источник должен   обладать   хорошим   качеством   изложения   учебного материала соответствующим возрасту ученика. 2.Как организовать  самостоятельную работу в классе и дома?  Эта   задача   решается   учителем   с   приобретением   педагогического опыта. На уроке чаще необходимо практиковать работу по рядам, в малых   группах,   в   парах,   индивидуальную.   Давать   возможность учащимся высказывать свое мнение. Традиционными должны быть вопросы:   Как   вы   думаете?   Какое   решение   вы   видите   в   данном случае? Как вы оцениваете личность? Почему данное событие стало историческим?   и   др.   Когда   учащиеся   думают   на   уроке,   учатся высказывать   свое   мнение,   слушают   одноклассников     то,   работая индивидуально   с   текстом   дома,   учащийся   также   его   будет пропускать, через подобные вопросы, обращенные к себе. Если учитель истории с первых уроков научит ученика работать с   текстом,   исторической   картой,   исторической   датой,   то   нет необходимости на уроке заниматься полным пересказом учебного текста,   учащиеся   его   смогут   освоить   самостоятельно.   Задача учителя преподнести учебный материал так, чтобы ученику было интересно продолжить его изучать самостоятельно.  Поставим   еще   раз   вопрос:   что   же   такое   самостоятельная работа?  Это­   форма   познания,   форма   организации   получения   знаний, это метод обучения современного человека чему­либо. Организуя самостоятельную работу учащихся, учитель должен   три   этапа: знать,   что   эта   работа   включает   в   себя   1.подготовительный;2. Исполнительный;3. оценочный На каком этапе главную роль должен играть сам учитель? Этап№1   –   подготовительный.   Учитель   должен   правильно подобрать тему, где учащиеся действительно могут получить знания самостоятельно. Правильно составить задания для самостоятельной 17 работы, четко их сформулировать, задание должно соответствовать уровню   интеллектуальных   возможностей   учеников,   необходимо предвидеть итог деятельности учащихся в заданном направлении, возможно по ходу урока, что­то корректировать. На   втором   этапе   учитель   должен   выступать   в   роли координатора   деятельности   учащихся,   если   класс   только   стал вовлекаться   в   такую   учебную   деятельность   как   самостоятельная работа, и в роли наблюдателя, если учащиеся имеют большой опыт самостоятельной работы, класс систематически делится на рабочие группы и в каждой есть координатор. Оценка – тоже должна быть продумана учителем изначально. Когда работает много учащихся одновременно, необходимо умело организовать   контроль   над   деятельностью   каждого   ученика,   для того,   чтобы   объективно   оценить   его   труд.   Если   использовать самооценку, то она должна быть тоже объективной и правильной. Самый удобный вариант в этом случае это «суммирование» оценки учителя,   оценки   самого   учащегося   и   оценки   других   учеников класса. К чему должен стремиться учитель, организуя самостоятельную работу на уроке? Когда в учебном процессе можно осуществить полную учебную самостоятельность. Это   ­   когда   ученик   обладает   видением   и   умением формулирования   проблемы   заданной   ситуации,   может   выдвинуть гипотезу   и   предложить   решение   проблемы,   может   составить программу   реализации   своего   решения,   сделает   вывод   по   теме, осуществит рефлексию своей деятельности. Процесс   обучения   предполагает   постепенное   развитие   и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности. Учитель   должен   применять   самостоятельную   работу   на   разных этапах урока: ­ при подготовке к восприятию нового материала; ­при изучении новых знаний; ­при формировании определенных навыков и умений; 18 ­при обобщении и систематизации знаний. Можно предложить следующие виды самостоятельной работы на разных этапах урока истории: Этап урока: 1.Побуждение.  Подготовка   восприятию учебного материала к 2.Изучение   новых знаний   Применений 3. знаний Виды самостоятельной деятельности: Просмотр   иллюстрации,   схемы,   таблицы, прочтение   текста,   просмотр   презентации, просмотр видеоматериала. Все   это   сопровождается   вопросом,   или вопросами учителя. Учащиеся продумывают ответы на них. Если   материал,   доступен   пониманию учащихся   возможно   применение   следующих видов   учебной   деятельности:   составление плана   к   теме,   составление   тезисного конспекта,   прочтение   текста   учебника   и выделение   главного,   работа   с   новыми понятиями,   работа   с   картой,   составление вопросов     к   тексту   учебного   материала, заполнений таблицы. Если тема сложная, то предпочтительно использовать такую форму урока,   как   «лекция   с   остановкой»,   где деятельность   учителя   и   учащихся переплетается. Учащиеся задания   репродуктивного и продуктивного характера. Первый   уровень   заданий   «задания   по образцу».   Например:   Заполнение   контурной карты   по   атласу,   работа   с   датами   и понятиями   по   «словарю   дат»,   «словарю терминов» учебного пособия. Второй   уровень:   напиши   эссе,   сочинение­ размышление,   историческое   изложение, подготовь презентацию. выполняют   19 4.Обобщение систематизация знаний и 5.Проверка   знаний, умений и навыков Составление   тематической   таблицы,   схемы по изученной теме, воспроизведение карты по памяти, исторического документа   с   использование   исторической фактологии, составление текста ­ вывода по изученной теме.  значения Определение данного материала: выводы автора учебника и соотнесение их со своими рассуждениями. Итоговая работа по теме в форме тестов или занятия требующего дополнительных   знаний   и   систематизации полученных знаний.   исторического   семинара,     составление     Результаты   самостоятельной   работы   учащихся   должны   быть показаны в ходе урока. Если учащиеся получают задание на дом самостоятельно   изучить   тему,   то   на   следующем   уроке   разумно организовать   такую   форму   работы,   где   бы   учащиеся   могли поделиться,   тем,   что   они   поняли,   узнали,   что   им   понравилось   в данной теме, какие вопросы у них возникли при изучении нового материала.   В   этом   случае   удобно   использовать   работу   в   парах, группах, общеклассную фронтальную дискуссию. Организация   самостоятельной   деятельности   учащихся   –   это одна   из   важнейших   обязанностей   современного   учителя.   Знания можно предложить человеку, показать, где их «взять», но овладеть знаниями человек может только самостоятельно, а учитель может научить, как это сделать.  Виды самостоятельных работ по картам исторических атласов. Помозова Е.Н. Самостоятельная работа по теме: «Бронзовый век». 20 Задание: Рассмотри содержание атласа стр.10­11,  карту стр.11. Ответь на вопрос, выполни предложенные задания: 1. Что найдено археологами в центральном Казахстане, на западе и севере Казахстана?  2. Что такое петроглифы?  Нарисуй, как они обозначаются на карте. Где ученые нашли петроглифы, какие? 3.Какие   археологические   объекты   эпохи   бронзы   найдены   еще   в Казахстане? Как они обозначены на карте? 4. Почему  найденная  бронзовая коса  свидетельствует   о развитии земледелия? 5. Что такое митра? Нарисуй изображение митры. 6.Кто такой В.Алексеев, что он изучал, какие выводы сделал? Самостоятельная работа. Тема:  «Сакские племена. Центральный Казахстан в раннем железном веке». Задание№1 Стр.90 учебник.  А) Рассмотри карту, нанеси на карту в тетради сакские племена, укажи моря, крупные озера и реки. Б)   Объясни,   где   жили  крупные   племенные   союзы.   Как   ученые объясняют происхождение их названий? Задание№2 Стр. 110­112 учебник. А)   Прочитай   текст   «Памятники   раннего   железного   века»,   найди описание 4­х видов «усатых курганов». Б)   В   тетрадь   выпиши   описание   кургана   и  к   нему   нарисуй   вид кургана с «усами».  Самостоятельная работа. Тема:    1)На   территории   Казахстана   отметь,   где   жили   уйсуни.   Подпиши названия древнейших государств, которые окружали уйсунов. 2)Нанеси на карту ставку, поселения, могильники уйсунов.  «Уйсуны».                3)Что такое Каргалинская диадема? Как она выглядела? Что она значила   для   уйсунов?   4)   Какими   были   уйсуни   по   описанию китайцев? На каком языке  говорили?  Кто создал внешний  облик уйсуна? 5) О чем писал Ю.Зуев? Он кто?   Самостоятельная работа:     «Кангюи». 21 Что произошло? 1)Нанеси на карту территорию кангюев. Подпиши соседние древние государства. 2)Отметь   все   археологические   культуры   кангюев   на   карте   и   в легенде карты. 3) Составь словарь дат в виде таблицы: Дата: 46­36гг. д.н.э 2 век до н.э 3­4 вв. н.э. Первая половина 1 тыс. н.э. 2006 год 4) Чем занималась Е. Веселовская, изучая кангюев? 5)   Чем   отличается   государство   кангюев   в   отличие   от   других древних государств Казахстана? Самостоятельная   работа.   Тема:  «Хозяйство   и   быт   кангюев». Учебник. Заполни таблицу:  № Вопрос: Ответ: 1. 1. Вопросы: 1.   Какие   земледельческие   культуры   выращивали   кангюи?   Что строили для полива?   2.   Что   такое   кетмень?       3.   Что   такое   хумы?   4.   Какой   скот разводили?  5.Где,   на   каких   пастбищах   выпасали?   6.   Что   такое   Шаш­Илак? 7.Что такое Кулат? 8. Что использовали, для плавки метала? 9. С какими странами торговали кангюи? 10. Что привозили из­за границы? Примеры.     где Страница, ответ найден. 1.   22 Анализ учебно-интеллектуальных умений учащихся при выполнении письменных работ в форме тестов. Кожамкулова Р.К., Помозова Е.Н. Варианты   письменной   проверочной   работы   в   форме   тестов   по истории древнего Казахстана. Вариант содержит 12 заданий с одним правильным ответом. Вариант№1   материал   дает   информацию 1.Какого   вида   археологический   ученым, о древнейшем человеке? А) гончарные изделия В) изделия из бронзы С) останки человека и животного D)   каменные   орудия   труда   Е)   изделия,   изготовленные   из   костей животных. 2.Какой хронологический период охватывает неолит? A)  5 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э. B) 12 – 10 тыс. лет н.э. C) 5 – 10 тыс. лет до н.э. D) 12 – 10 тыс. лет до н.э. E) 2 – 7 тыс. лет н.э. 3. Лук и стрелы были изобретены в эпоху: A)  мезолита В) неолита C) верхнего палеолита D) нижнего палеолита E) железного века. 4.Какая из перечисленных эпох не существует? А) эпоха камня В) эпоха освоения степных и горных пространств С) эпоха бронзы D) эпоха железа Е) эпоха средневековья. 5.Как называется   культура поздней бронзы? A) Тасмолинская B) Бегазы­Дандыбаевская   C)   Нуринская   D)   Семиреченская   E) Атасуйская.   6.Основные виды хозяйственной деятельности   людей бронзового века: A)   земледелие   и   ремесло   B)     скотоводство   и   земледелие   C) рыболовство   и   пастушеское   животноводство   D)   садоводство   и земледелие E) охота и собирательство. 7.В результате сплава, каких металлов получается бронза? А)  медь и олово В) медь и железо С) цинк и свинец D) железо и свинец Е) свинец и олово. 23 8.На какие три группы делись саков? А) вожди, беки, общинники В) воины, жрецы, общинники С) цари, эмиры, общинники D) вожди, крестьяне, общинники 9. В период существования саков идет распад первобытного строя формируется:   А)     республика     B)     военная   демократия   С)     монархия   D) патриархат  Е) матриархат 10.В каком регионе Казахстана находится энеолитическая стоянка Шебир: А)  в Мангыстау B) в долине Иртыша С) в Прииртышье  D) в Каратау  Е) на севере Казахстана. 11. Тонкие каменные пластины длинной 1­2 см. А) макролиты    В) микролиты С) наконечник D) скребок   Е) игла 12. Когда началось таяние ледников? А)15 тыс. лет назад  В) 17 тыс. лет назад  С) 10 тыс. лет назад  D)  13 тыс. лет назад  Е) 12 тыс. лет назад    Вариант№2 1.К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории   Казахстана?   А)   железный   век   В)   бронзовый   век   С) неолит D) среднекаменный век Е) древнекаменный век. 2.Первобытные   люди   объединялись   в   стадо   в  основном   для:     А) изготовления оружия В) сохранения семьи С) совместного изготовления орудий труда D) совместной пахоты Е) совместной защиты от нападения и охоты. 3.Наука,   изучающая   историческое   прошлое   человечества   по вещественным источникам: А) антропология В) астрономия С)  археология D) этнография  Е) этнология. 4.Добывать   огонь   человек   научился   в   эпоху:   А)   мезолита   В) позднего палеолита С) энеолита D)  среднего палеолита (мустье) Е) раннего палеолита. 24 5.Хронологические рамки эпохи бронзы:   А) нач. XVIII – VIIІ вв. В) XVIII – начало VIIІ вв. до н.э. С) Х­ІХ вв. до н.э. D) VIIІ в. – VII в. Е) ІХ­Х вв.  6.В результате сплава, каких металлов получается бронза? А) медь и олово В) медь и железо С) цинк и свинец D) железо и свинец Е) свинец и олово. 7.Солнцеголовое божество у андроновцев: А) Индра В) Ахура С) Веритрагна D) Йиме Е)  Митра. 8.В каких годах осуществил свой поход на саков Дарий 1? А) 330­ 327 гг. до н.э.  В)  519­518 гг. до н.э. С) 530­522 гг. до н.э. Д) 519­ 518 гг. н.э. Е) 540­560 гг. н.э. 9.Кто возглавил борьбу саков против персидского царя Кира? А) Герадот  В) Страбон С) Арриан  D) Ширак  Е)  Томирис 10.Ученый­академик, исследовавший рудники бронзового века: А) А.Маргулан В) К. Сатпаев  С) Ч.Валиханов    D) К.Акишев Е) А.Толеубаев  11.Название   общности   близких   родственников:   А)   человеческое стадо  В)  родовая община С) племя  D) союз   Е) семья 12.Современный животный мир сформировался: А) в палеолите    В) энеолите  С) неолите D) мезолите  Е) бронзовом веке Вариант№3 1.Наиболее благоприятными местами для поселения древних людей в Казахстане  были предгорья:   А) Баянаул  В)  Каратау   С) Алатау  D) Тянь­Шань  Е) Мугоджары. 2.Какой самый продолжительный период в истории человечества? А) бронзовый век  В) ледниковый период  С) меднокаменный век   D)  каменный век Е) железный век. 25 3.Из какого материала человек сделал первые орудия труда?  А) железо  В)  камень С) дерево  D) бронза  Е) глина. 4.Хронологические рамки палеолита:  А) 12­10 тыс. лет. до н.э.­ 5 тыс. лет до н.э. В) 2,6 млн. лет до н.э. – 12­10 тыс. лет до н.э.  С) 50­40 тыс. лет назад ­ 12­10 тыс. лет до н.э.  D) 2,6 тыс. лет до н.э. ­ 12­10 тыс. лет н.э.  Е) 15 тыс. лет до н.э. ­  5 тыс. лет до н.э. 5.Как называются наскальные рисунки древнего человека?  А) петроглифы В) иероглифы.  С) фрески  D) монограммы   Е) письмена. 6.Регионы   Казахстана   –   очаги   интенсивного   развития   древней металлургии в период бронзового века:  А) Семиречье  В) Южный Казахстан  С) Западный Казахстан D)  Центральный и Восточный Казахстан  Е) Северный Казахстан. 7.В каком веке Александр Македонский воевал с саками?  А) VII век. до н.э.   В) VI век. до н.э.  С)  1V век. до н.э.  D) I век. до н.э.  Е) II век. до н.э. 8.Азиатскими скифами называют племена:  А) кипчаков   В)  саков   26 С) монголов  D) тюрков  Е) усуней. 9.   Сакский   воин,   который   во   время   вторжения   Дария   совершил подвиг:  А) Рустем   В) Эсхат    С) Камбиз   D) Ширак  Е) Фадлан 10. Прототипом казахской юрты считают:  А)  шатер   В) шалаш    С) сибирский чум   D) круглое жилище андроновцев  Е) пещеру 11.Место находки кроманьонского человека:  А) Англия   В) Франция  С) Казахстан   D) Германия   Е) Африка 12. Эпоха, когда зародилось скотоводство?  А) в палеолите     В) энеолите   С) неолите  D)  мезолите   Е) бронзовом веке  Вариант№4 1.В  сакском   обществе   женщины   пользовались:   А)   ограниченными правами  В) отдельными правами по воспитанию детей  С)   равными правами с мужчинами  27 В) D)   не   имели   прав   Е)   стояли   выше   по   своему   положению,   чем мужчины. 2.Какие   письменные   источники   называли   саков   скифами?   А) Персидские источники   Китайские   источники   С) Древнегреческие источники D) Русские летописи Е) Библия. 3.Какой вид хозяйства характерен для людей каменного века? А) собирательство В) земледелие С) скотоводство D) рыболовство Е) ремесло. 4. Люди научились шлифовать, сверлить и пилить камень в эпоху: А) позднего палеолита В) мезолита С) среднего палеолита D)  неолита Е) энеолита. 5.В   период   мезолита   родовая   община   представляла   собой:   А) соседскую общину В)     матриархат С) патриархат D) смешанную общину Е) большую общину 6.Тип   жилища   у   андроновцев:   А)   пещера   В)   глинобитный дом D) шалаш Е) палатка. 7.Из   какого   материала   человек   сделал   первые   орудия   труда?   А) железо В) камень С) дерево D) бронза Е) глина. 8.Каких   саков   называют   «носящие   остроконечные   шапки»?   А) саков парасогда B)   саков тиграхауда С) саков хаомоварга D) саков аримаспов   Е) саков массагетов. 9.   Кто   из   древних   историков   описал   войну   саков   против   армии А.Македонского?   А) Помпей Трог  В) Герадот    С)  Арриан  D) Полиэн Е) Фидий 10. Частная собственность появилась: А) в энеолите   В) в мезолите С)  в бронзовом век  D) в палеолите   Е) в неолите 11.  Ручное   рубило,   и   скребло   были   изобретены:   А)  1,5   млн.  лет назад  В) 1 млн. лет назад С) 800 тыс. лет назад D) 30 тыс.лет назад Е) 60 тыс. лет назад 12.   Эпоха,   когда   зародилось   земледелие?   А)   в   палеолите         В) энеолите  С) неолите D) мезолите  Е) бронзовом веке Вариант№5   землянка   С) 28 1.Имущественное неравенство среди людей зародилось в эпоху: А) неолита В) среднего палеолита С) мезолита D) раннего палеолита Е)  бронзового века. 2.Кто   был   распорядителем   культовых   обрядов   и   хранителем древних традиций и обрядов у андроновцев? А) вожди В) воины С) жрецы D) общинники Е) старейшины. 3. Какой орнамент преобладает   на керамических изделиях эпохи неолита и  бронзы?  А) точечный В) цветочный С) звериный стиль D)  геометрический Е) округлой формы. 4.На какой территории Казахстана в VII ­ Ш вв. до н.э. сложилась так   называемая   тасмалинская     археологическая   культура?   А) Западный Казахстан  В) Семиречье С)   Центральный Казахстан Д) Южный Казахстан Е) Междуречье Амударьи и Сырдарьи. 5.Хронологические рамки палеолита: А) 12­10 тыс. лет. до н.э.­ 5 тыс. лет до н.э. В)   2,6 млн. лет до н.э. – 12­10 тыс. лет до н.э. С) 50­40 тыс. лет назад ­ 12­10 тыс. лет до н.э. D) 2,6 тыс. лет до н.э. ­ 12­10 тыс. лет н.э. Е) 15 тыс. лет до н.э. ­  5 тыс. лет до н.э. 6.В результате сплава, каких металлов получается бронза? А)  медь и олово В) медь и железо С) цинк и свинец D) железо и свинец Е) свинец и олово. 7. На какие три группы делилось общество саков? А) вожди, беки, общинники В)   воины,   жрецы, общинники     С)   цари, эмиры, общинники   D) вожди, крестьяне, общинники Е) цари, жрицы, общинники. 8.С кем в союзе и против кого воевали саки в Марафонской битве в 490 г. до н.э.? A) с греками против персов B) с гуннами против китайцев С) с китайцами против греков D)  с персами против греков   E) с китайцами против гуннов. 9. Древнее  городище саков,  где обнаружены  следы оросительных каналов:  29 древний   письменный   источник, А)  Чирик­Рабат  В) Кызылсу С) Иссык  Д) Шабакты  Е) Бориказган 10. Где формировалась кочевая культура? А)  в степи   В) в горах С) в городе  Д) в пустыни   Е) везде 11.   Метод,   применяемый   для   заострения   орудия   труда:   А) стесывание  В) ретушь С) резка D) обстругивание  Е) отбивка 12.Одно   из   главных   занятий   неолита:   А)   ремесло       В)   охота   С) собирательство  D) скотоводство  Е) торговля   Вариант№6  1.На какой территории Казахстана расселялись саки­исседоны? А) Западный Казахстан  B) Семиречье С)  Центральный Казахстан D) Южный Казахстан Е) Междуречье Амударьи и Сырдарьи. 2.Как   называется   свидетельствующий о саках? А)   Санскрит B)     Авеста С) Руника D) Кабэ   Е) Сокровищница даосских писаний. 3.Тип   жилища   у   андроновцев:   А)   пещера   В)   глинобитный дом D) шалаш Е) палатка. 4. Кто использовал в быту жилище куйме? А) питекантропы В)  саки С)  австралопитеки D)  неандертальцы Е)  современный человек 5.Хронологические рамки эпохи бронзы:   А) нач. XVIII – VIIІ вв. В) XVIII – начало VIIІ вв. до н.э. С) Х­ІХ вв. до н.э. D) VIIІ в. – VII в. Е) ІХ­Х вв.  6.Наука,   изучающая   историческое   прошлое   человечества   по вещественным источникам: А) антропология В) астрономия С)   археология D) этнография  Е) этнология.   7.Какие   письменные   источники   называли   саков   скифами?     А) Персидские источники В) Китайские источники С)  Древнегреческие источники D) Русские летописи Е) Библия. 8.Какой вид хозяйства характерен для людей каменного века?   землянка   С) 30 А)   охота   В)   земледелие   С)   скотоводство   D)   рыболовство   Е) ремесло. 9.   Одежду   белого   цвета   носили   у   саков:   А)   скотоводы   В) земледельцы С) войны D)  жрецы Е) вожди 10.Как называется основа юрты? А) уык В)  кереге С) шанырак  D) деревянный остов  Е) кошма 11. Когда появились первые люди на территории Казахстана? А)  2 мнл. лет назад В) 1 мнл. лет назад С) 4 млн. лет назад  D) 1,5 мнл. лет назад Е) 3 мнл. лет назад 12. «Эпохой глиняных горшков» обычно называют: А)  палеолит   В) энеолит  С)  мезолит D) неолит  Е) железный век. Ответы по вариантам. в 4 1 2 3 1 2 3 4 5 6 д е в с е с а е д с с в а с в а д в в д в д с в 5 в в а в в в 6 в а д в а с 7 а е с в в с 8 в в в в д а 9 в е д с а д 10 11 12 а а д с а в в в в в в в д д д д д д Оформление результатов работы: Дата проведения:  ___________ Форма контроля:_______ Класс:________ Учитель: _____________ Присутствовало: ______ Отсутствовало: ____ Причина:________________   Учащимся     предложено   в   течение   12­15   минут   решить   тесты   по Вариантам №1, №2, №3, №4, №5, №6 по 12 заданий. Решая тест, учащийся дает один ответ, оценка ­ 1 балл. Задания     составлены   в   соответствии   с   учебной   программой,   на основе   учебного   пособия   ________________,   автор   31 Вариант№2            Вариант№3           Вариант№1            ___________Разделы№ ______ Темы:_____________________________________________________ ________ Распределение вопросов по темам в вариантах: Тема:         Цель:    Проверить   уровень   усвоения   учебного   материала,   умения учащихся   применять   полученные   знания   при   решении   тестовых заданий. Результаты учащихся ______  Количество работ:         Общий результат: Минимальный балл ________ Максимальный балл ________      Причины ниже среднего результата ____________________ Анализ ошибок: Вариант№:         Работа над ошибками. Дата:_________ Форма работы:____________    Ошибки:         % выполнения         Темы:           32 Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа. Помозова Е.Н. Одна   из   главных   задач   исторического   образования   – формирование   пространственного   представления   учащимися исторических   событий.   Каждое   событие,   изучаемое   на   уроке должно,   быть   представлено,   не   только   во   времени,   но   и   в пространстве.   Этому   способствует   организация   системы   работы учащихся   с   исторической   картой.   Учащийся   должен   научиться читать   легенду   карты,   правильно   заполнять   контурную   карту, анализировать историческое событие по исторической карте, а для этого нужно с картой работать систематически, т.е. каждый урок. Приемы, формы работы с картой зависят от возраста учащихся. Учитель должен знать, что цели и задачи, а значит и формы работы, по формированию пространственного исторического мышления не могут   быть   одинаковыми   для   учащегося   5   класса   и   ученика   9 класса.   Если   в  5   классе   ученик   должен   познакомиться   с   видами исторических   карт,   научится   находить   информацию   в   легенде, показывать   границы,   направления   походов,   географические объекты, то требования в старших классах другие.  Что должен уметь ученик 9 класса?   Проводить поиск необходимой информации на основе одной­ двух   карт,   анализировать   и   систематизировать   их   данные. Применять при рассказе и характеристике исторических событий, процессов (о социально­экономическом развитии стран, о внешней политике  и т.д.), данные  карты. Сравнивать  данные разных карт, выявляя   сходство   и   различия,   делать   выводы.   В   своей   работе   я предлагаю   учащимся   9­х   классов     задания,   которые   можно выполнить, используя атлас «История Казахстана. Начало 20 века ­ настоящее время. Авторы: О.Ю.Пак, С.В.Кругликова. Эти задания применимы во время уроков изучения нового материала, а также во 33 время   повторение,   обобщения;   как   контрольно­измерительный материал могут использоваться учителем. Тема: «Национально­освободительное движение 1916 года». По программе   9   класса,   изучается   2   часа.   Урок№2   «Национально­ освободительное   движение   1916   года»   п.3,   урок№3   «Лидеры движения. Историческое значение движения» п.3,4. Задания по Атласу: 1.   Рассмотри   карту   на   стр.2­3   «Национально­освободительное движение 1916 года». Ознакомься с содержанием легенды карты. 2. Ответь на вопросы:  А)   какие   районы   Казахстана   были   охвачены   национально­ освободительным движением? Б)   почему  охваченные  национально­освободительным  движением районы по­разному окрашены и заштрихованы? С)   как   можно   оценить   временные   рамки   движения   по   данным карты? 3. Пользуясь картой, и знаниями темы составьте, рассказ о крупных центрах 1) Семиреченской  центр;  2) Тургайский   центр.  Какие  дополнения  к материалам учебника, можно сделать по карте, составляя описание крупных   очагов   национально­освободительного   движения   1916 года? 4.Каковы результаты национально­освободительного движения 1916 года? Можно ли найти по карте причины поражения? Какие? 5. Работа по контурной карте: А).   Нанесите   границы   Российской   империи,   границы   губерний   и областей, границу  Республики Казахстан. Б).   Выделите   районы   восстания.   Укажите,   где   были   стачки   и забастовки? С).   Укажите   направления   движения   карательных   отрядов, населенные пункты, захваченные повстанцами. Д)   Укажите   места   крупных   столкновений   и   боев   повстанцев   с карательными отрядами. национально­освободительного     движения:   34 Тема: «Казахстан в 1917­1918гг».  Уроки: №4 «Казахстан между революциями 1917 года», (п5,6) №7   «Установление   Советской   власти»,   (п9)   №9   «Национальные автономии в Казахстане». (п7­8) Задания по Атласу: 1. Рассмотри карту  стр.4­5 «Февральская революция. Установление Советской власти в Казахстане. Автономия Алаш». Ознакомься с содержанием легенды карты. 2. Ответь на вопросы: А) Какие изменения произошли в Казахстане в период Февральской революции? Как эти изменения встретила казахская национальная интеллигенция? Что ожидало население Казахстана от результатов Февральской революции?  Б)   Почему   произошли   новые   революционные   события   в   октябре 1917 года? Какие последствия этих событий мы видим на карте?  С) Разделите условно  территорию  Казахстана на север, юг, запад и восток.   Сделайте   вывод   о   результатах   установления   Советской власти в разных районах Казахстана? По карте определите, в каких городах Советы пришли к власти раньше, в каких позже? Почему? Д) Что такое «Алаш»? Когда и где принято решение о создании автономии   «Алаш»?   Соотнесите   границы   автономии   «Алаш»   с территорией современного Казахстана? Вывод. 3.Пользуясь   знаниями   тем,   и   картой   составьте   рассказы:   а) Февральская   революция   в   Казахстане;   б)   Пути   установления Советской   власти   в   Казахстане;   с)   Решения   второго Общеказахского съезда в Оренбурге. 4. Работа по контурной карте: А)   Нанесите   границы   Российской   империи,   границы   губерний   и областей,   границу     Республики   Казахстан.   Приблизительные границы проекта автономии Алаш. Б)   Нанесите   города   с   указанием   даты   установления   Советской власти. С) Укажите, в каких городах существовали Казахские национальные комитеты? 35 Д)   Укажите   места,   где   в   период   с   1917   по   1918гг.,   были демонстрации, митинги, волнения крестьян. Выделите города, где Советы поддержали местные гарнизоны. Тема: «Военные действия в Казахстане в период гражданской войны и иностранной интервенции». Уроки№10,11 (п.10­11) Задания по Атласу: 1. Рассмотри карты  стр.6­7 «Казахстан в годы гражданской войны и иностранной   интервенции   1918­1920гг.»,   стр.   8­9   «Ликвидация фронтов   на   территории   Казахстана».   Ознакомься   с   содержанием легенды карт.  Ответь на вопросы: 1.Какая   территория   Казахстана   и   Средней   Азии   находилась   под контролем советской власти? Какую информацию дают карты по вопросу иностранной интервенции? 2. В каких районах видны активные действия партизан? Почему во время гражданской войны в Казахстане сильным было партизанское движение? 3.Найдите на карте район, где действовала «Черкасская оборона»? В чем историческое значение этого события? 4.Где   на   территории   Казахстана   особо   сильным   было контрреволюционное   движение?   Почему?   Какие   казачьи   атаманы действовали на территории Казахстана?  5.Кто такой А.Джангильдин, В.Чапаев, М.Фрунзе? 6. На какой территории Казахстана ситуация была особо сложной? На основе чего можно сделать такие выводы? 7. Перечислите фронты военных действий в Казахстане и Средней Азии. Опишите действия Красной армии  осенью 1919 года, в марте 1920 года, в июне 1920 года. Работа по контурной карте:   А)   Нанесите   границы   Российской   империи,   границу   Республики Казахстан.    Б) Укажите районы действия красных партизан. Места крупных сражений. 36 С) Выделите границы фронтов. Населенные пункты, за которые шли тяжелые бои.  Д) Укажите места формирования казахских национальных отрядов. Тема: «Образование Казахской советской государственности». Уроки №14,15 п.12 Задания по Атласу: 1. Рассмотри карту стр.10­11 «Киргизская (Казахская) автономия в составе РСФСР (1920­1925гг.)». Ознакомься с содержанием легенды карты.  2.   Рассмотри   карту   стр.   12­13   «Национально­государственное размежевание.   Воссоединение   казахских   земель.   (1920­1929гг.)». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: А) Что такое автономия? Как произошло образование Киргизской (Казахской) автономии? Б)   Какие   территории   вошли   в   состав   Киргизской   (Казахской) автономии первоначально?  Какие территории вызывали  серьезные споры? Как решился вопрос со спорными территориями? С) Из каких губерний состояла Киргизской (Казахской) автономии первоначально? Найди на карте, назови их, покажи на современной карте   Казахстана.   После   разрешения   спорных   вопросов,   какие территории   добавились   с   состав   КАССР?   Назови   их,   покажи   на современной карте Казахстана. Д)   Какие   территории   были   выделены   из   КАССР   в   1925,1929гг.? Назови их, покажи на современной карте Казахстана.   Е)   Найди   на   карте   города­столицы   Казахстана,   назови   годы существования их как столиц республики. Работа по контурной карте: 1.Нанеси   границы   КАССР   периода   1920­1925гг.   Нанеси   границы КАССР после территориальных изменений. 2.Укажи столицы КАССР с 1920 по 1929гг. Нанеси города центры губерний и уездов. 3.Выдели цветом территории, которые были выделены из КАССР в 1925году, 1929году. 37 4.   Отметь   на   карте   продвижение   «Красного   каравана» А.Джангильдина.   Выдели   города,   в   которых   был   «Красный караван». 5. Укажи государства, которые окружали территорию КАССР после 1929 года.  Тема:   «Индустриализация   в   Казахстане».   Уроки№17,18,19. п.14,15,16.   «Коллективизация   сельского   хозяйства   в Казахстане». Уроки№19, 20,21,22. п.17­18. Задания по Атласу:   Рассмотри   карту   стр.14­15   «Индустриализация   и 1. коллективизация в Казахстане». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1.   Что   такое   индустриализация?   Что   такое   коллективизация? Почему эти разные процессы представлены на одной исторической карте атласа? 2. По представленной карте выбери, те объекты, которые относятся к индустриализации. Назови их. 3. По представленной карте выбери, те объекты, которые относятся к коллективизации. Назови их. 4.   Почему   данная   карта   имеет   информацию   об   уходе   коренного населения за пределы Казахстана? Назови территории, куда уходило коренное население в конце 20­х годов, почему? 5.На данной карте есть обозначения полезных ископаемых, таких как   нефть,   уголь,   руды.   Почему?   Как   связано,   начало индустриализации в Казахстане с полезными ископаемыми? 6. Районы крестьянских восстаний в Казахстане, какие территории охватили? Чем недовольны были крестьяне? 7. По карте сделайте вывод о том, какие изменения произошли в промышленности Казахстана за годы первых пятилеток?  Оцените эти изменения. 8. По карте сделайте вывод о том, какие изменения произошли на селе к началу 30­х годов 20 века? Оцените эти изменения. Работа по контурной карте: 38 Заполняем 2 карты. 1. По индустриализации: Нанести   на   карту:   Границы   КАССР,   месторождения   нефти,   руд, угля;   первые   предприятия   тяжелой   промышленности, электростанции,   промышленные   города,   Турксиб,   места   добычи сырья для химической промышленности. 2. По коллективизации: Нанести   на   карту:   Районы   крестьянских   восстаний,   районы массового   голода,   направления   оттока   коренных   жителей, территорию, охваченную колхозами к 1930 году. Тема: «Общественно­политические процессы в Казахстане в 20­ 30­е гг.20 века». Уроки№23,24,33.п.19,20,21,30. Задания по Атласу: 1.   Рассмотри   карту   стр.16­17   «СССР   в   1928­1940гг.   Депортация народов.   Советские   «исправительно­трудовые»   концентрационные лагеря». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1.Какая политическая система складывается в стране в период 20­ 30­х гг.? 2.Назови признаки этой системы? Выдели главные. 3.Что такое репрессии? Что такое депортация? Какую информацию об этих процессах дает нам данная карта атласа? 4.Вспомни   и   назови   временные   рамки   депортации   народов   в Казахстан. По карте перечисли народы, подвергшиеся депортации, укажи направления их перемещения. 5.Найди   на   карте   центры   исправительно­трудовых   лагерей   по территории СССР. Где такие лагеря были в Казахстане? 6.Какой   лагерь   на   территории   Казахстана   был   самым   крупным? Когда он был создан? 7. Что такое АЛЖИР? По карте назови место его расположения? 8.Что такое ГУЛАГ? Почему на карте нет данного обозначения? 9.Что   такое   реабилитация?   Когда   она   проводилась   в   отношении политзаключенных? Работа по контурной карте: 39 1.   Нанести   на   карту   границы   СССР.   Нанести   на   карту   границы КССР. 2.   Отметить   направления   депортации   народов.   На   территории Казахстана выделить районы размещения депортированных народов. 3.Закрасить территорию КАРЛАГА.  4.Нанести   обозначения   основных   исправительных   лагерей   на территории   СССР.   Указать,   где   на   территории   Казахстана находились СТЕПЛАГ и АЛЖИР. Тема:   «Казахстан   в   период   Великой   Отечественной   войны». Уроки№29,30,31,32.п.26­30 Задания по Атласу: Рассмотри   карту   стр.18­19   «Казахстан   в   годы   Великой Отечественной войны (1941­1945) ». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1.Назовите отрасли промышленности КССР перешедшие во время войны на выпуск продукции для нужд фронта. 2.Что   такое   эвакуация?   Найдите   на   карте   города,   куда   были эвакуированы   из   центральных   районов   страны   промышленные предприятия и учреждения. 3.Какие   месторождения   КССР   имели   особое   значение   для   нужд фронта? Где они находились? 4.Какие   объекты   были   построены   на   территории   Казахстана   в период   с   1941   по   1945гг?   Найдите   их   на   современной   карте Казахстана. 5.Рассмотрите железнодорожные линии на территории республики? Какой вывод можно сделать из содержания легенды карты? 6.Рассмотрите   территорию   западного   Казахстана.   Опишите ситуацию, сложившуюся в этом регионе Казахстана во время войны. Работа по контурной карте: А) Нанесите границу КССР. Укажите союзные республики и другие пограничные государства. Б) Нанесите на карту города Казахстана, где были эвакуированные предприятия, которые были во время войны «арсеналом фронта». 40 С) Нанесите железные дороги, построенные до 1941 года и после 1941 года.  Д)   Отметьте,   где   высадился   немецкий   десант,   территорию, подвергшуюся бомбардировки.  Тема: «Казахстан в 1946­1991гг.» Уроки№35­49. п.32­47  Задания по Атласу: Рассмотри карту стр.20­21 «Казахстан в 50­80­ е годы». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1. О каких событиях в советской истории Казахстана ты можешь сказать? 2.Найди   примеры   послевоенного   развития   КССР,   по   плану четвертой   пятилетки.   Покажи   предприятия,   построенные   в   50­е годы. 3.   Чем   в   историю   страны   вошел   1954   год?   Как   это   событие представлено на данной карте? 4.   Чем   в   историю   страны   вошел   1965   год?   Как   это   событие представлено на данной карте? 5.   Что   такое   Байконур?   Какая   связь   между   Байконуром   и событиями 1957 года, 1961 года? Покажи Байконур на современной карте Казахстана. 6.Что на карте отмечено цифрами 1 и 2? Что ты можешь рассказать о данных объектах? 7.По   легенде   карты   определи,   какие   направления   в   экономике Казахстана   получили   развитие   в   50­80­е   гг.?   Почему?   Как   это сказалось в целом на состоянии республики? Задание: А) Рассмотри карту атласа на стр.28 «Экологические проблемы в Казахстане». Б) Изучи легенду этой карты, составь рассказ о состоянии экологии КССР.   Назови   территории   в   Казахстане,   которые   на   карте отмечены, как «Опасный» и «Чрезвычайно опасный». С)   Найди   связь   между   материалом   2­х   карт   атласа   стр.20­21 «Казахстан в 50­80­е годы» и   стр.28 «Экологические проблемы в Казахстане».  41 «Становление   и   укрепление   государственной Д)   Сделай   вывод   как   развитие   добывающей   промышленности, военно­промышленного   комплекса,   освоение   целины,   развитие сельского хозяйства Средней Азии, освоение космоса повлияли на экологическое состояние КССР? Работа по контурной карте: 1. Нанеси границы КССР. Укажи пограничные территории. 2. Отметь крупные месторождения послевоенного времени, крупные предприятия тяжелой промышленности. 3. Нанеси месторасположения полигонов и Байконура. 4.Выдели районы целины. 5. Отметь новые города Казахстана, появившиеся в 60­80­е гг. Тема:  независимости Казахстана». Уроки№53­60. п.48­59. Задания   по   Атласу:  Рассмотри   карты   стр.22­23   №1«Политико­ административная  карта  Казахстана».   Ознакомься  с  содержанием легенды   карты.   Стр.24­25   №2«Политическая   карта   содружества независимых   государств».   Ознакомься   с   содержанием   легенды карты Ответь на вопросы: 1.Что   такое   командно­административная   система?   Приведи примеры ее проявления. На каких картах атласа ты можешь найти подтверждение названым событиям или фактам? 2.По   карте   «Политико­административная   карта   Казахстана»,   что можно   сказать   о   КССР   в   60­80гг.?   Кто   был   руководителем республики?   Какими   были   государственные   символы   КССР?   На какие территориальные единицы делилась республика?  3.Пользуясь картой «Политическая карта содружества независимых государств» охарактеризуй изменения в СССР в начале 90­х годов? В чем причины распада СССР? 4.Рассмотри государства, вошедшие в состав СНГ. Их  символику, дату ратификации Устава СНГ. О чем эти данные говорят? Задание: Нанеси   на   контурную   карту   границы   Республики   Казахстан, государства граничащие с РК. 42 стр.   26­27   «Провозглашение   независимого Задание: Рассмотри   карту   Казахстана».  Ответь на вопросы: 1.Какое значение для РК имеет дата 16 декабря 1991 года? 2. Когда были приняты государственные символы РК? Опиши флаг, герб Казахстана. 3.Когда   столицей   страны   стала   Астана?   Какие   памятники, интересные объекты города ты можешь назвать? 4. Что такое национально­культурные центры? Ассамблея Народа Казахстана? Ее роль жизни государства? Задание: На контурной карте нанести: 1. Границы современного Казахстана. 2. Территориально­административное деление. 3. Столицу, города областные центры. 4. Соседние государства. Литература, использованная при составлении работы: 1.   М.К.Козыбаев,   К.Н.Нурпеис,   К.М.   Жукешев.   «История Казахстана   (с   начала   20   века   по   настоящее   время)».   Алматы «Мектеп» 2013 2.О.Ю.Пак, С.В.Кругликова История Казахстана (начало 20 века – настоящее   время):   Атлас.   Учебное   пособие   для   9   класса общеобразовательной школы. Алматы,2014 43

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"

Учебно-методический сборник по истории "КЛИО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018