Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".
Оценка 4.8

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
01.07.2019
Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".
Данное методическое пособие станет фундаментом для педагогов в работе над каждым произведением цикла в образно-эмоциональном плане, поможет разобраться в своеобразии формы и фразировки каждой пьесы, погрузиться в самобытный гармонический мир Свиридова, сплошь пронизанный народными мотивами. Цикл пьес для детей является замечательным материалом для развития метроритмических, технических, логико-смысловых и творческих сторон учеников. При анализе пьес разбираются трудные для юных музыкантов места и способы, которыми можно решить проблемы, возникающие при разучивании произведений. Пособие станет опорой для точного и полного раскрытия замысла композитора, сделает разучивание пьес лёгким, удобным и понятным для маленького музыканта.
Минеева И.Н.Учебно-методическое пособие.Свиридов .публикация.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города Сарова Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ  учебно­методическое пособие преподавателя МБУДО ДШИ Минеевой Ирины Николаевны  Саров, 2019г. СОДЕРЖАНИЕ Введение.....................................................................................................................3 Методический анализ пьес цикла «Альбом пьес для детей» Г.Свиридова...........3 Заключение...............................................................................................................20 Список источников и литературы...........................................................................22   2 Введение «Альбом пьес для детей» написан в 1957 г., в период творческой зрелости композитора. Что самое удивительное   ­ огромное место в наследии Георгия Васильевича занимают вокальные сочинения, так как только голос (по менее появляется   на   свет   самобытный,   сквозь   пронизанный   народными   мотивами фортепианный цикл для детей, посвящённый его сыну Георгию. К идее создания фортепианного Детского альбома обращались многие  этих   17­ти   пьесах,   кажется,   охватывается   целый   мир,   мир   природы, чувств, мир волшебной сказки, религии, даже слышится отзвук разных эпох и стилей. За небольшим количеством нот можно открыть и показать ребёнку так много.   Композитор   отлично   разбирался   и   в   литературе,   и   в   живописи.   На примере этих небольших пьес можно в этом убедиться.  Данное   методическое   пособие   станет   фундаментом   для   педагогов   в работе   над   каждым   произведением   цикла   в   образно­эмоциональном   плане, поможет   разобраться   в   своеобразии   формы   и   фразировки   каждой   пьесы, погрузиться   в   самобытный   гармонический   мир   Свиридова,   сплошь пронизанный   народными   мотивами.   Цикл   пьес   для   детей   является замечательным   материалом   для   развития   метроритмических,   технических, логико­смысловых   и   творческих   сторон   учеников.   При   анализе   пьес разбираются трудные для юных музыкантов места и способы, которыми можно решить   проблемы,   возникающие   при   разучивании   произведений.   Пособие станет опорой для точного и полного раскрытия замысла композитора, сделает разучивание пьес лёгким, удобным и понятным для маленького музыканта.            Методический анализ пьес цикла «Альбом пьес для детей»  Г.Свиридова. 1. Колыбельная песенка. 3 Открывается цикл очень символично – «Колыбельной песенкой». Самое первое, что слышит ребёнок в этом мире ­ это мамина колыбельная песня,  окутанная   теплотой   и   любовью,   успокаивающая,  умиротворяющая   и, наверное, запоминающаяся на всю жизнь. И композитор неслучайно начинает свой   цикл   таким   произведением,   словно   вводя   маленького   слушателя   и исполнителя в новый ещё незнакомый для него Мир Музыки.  Вся пьеса построена на непрерывном повторении плавной убаюкивающей мелодии,   которая   по   звучанию   не   выходит   за   пределы  piano.   Начинается колыбельная с одноголосного проведения темы, которая длится классические 4 такта и состоит из 2­х фраз. Основной лейтмотив проходит 2 раза в правой руке, потом переходит в левую и опять возвращается обратно в правую руку, где звучит 3 раза. Интересно, что первые 3 проведения темы полифоничны и аккомпанемент,   появляющийся   с   5   такта,   больше   напоминает   2­ой   голос, который присоединяется к 1­ому и нисколько не уступает ему по значению: Что   же   касается   последних   2­х   проведений   ­   здесь   уже   явно прослеживаются мелодия и аккомпанемент: Неслучайно   начало   именно   этого   раздела   выделено   автором   как   самое громкое место в пьесе ­ mp. И с него начинается постепенно угасание до pp и растворение в ritenuto. , пропевания каждого звука. Ученику следует внимательно слушать, как одна   нота   переходит   в   другую   и   они   вместе   стремятся   к   главной   ноте. Мелодия   течёт   непрерывно   подобно   реке.   Верно   продуманная   фразировка поможет ученику создать нужный образ. Промежуточные кульминации темы приходятся на 2­ой и 4­ый такты. Затем присоединяется партия левой руки, и здесь важно вести и слушать 2 голоса. С 5­го по 16­тый такт можно проучить следующим   способом   ­   играть   один   голос,   а   второй   петь,   потом   поменять 4 местами. Таким образом, ученик научится слышать не только главную тему, но и сопровождение. Несмотря на негромкую основную динамику пьесы,  piano должно   быть   звучащим   и   глубоким.   Здесь   вырабатывается   настоящее качественное legato у ученика, умение петь на рояле. В кульминации мелодии аккомпанирует интервальное и аккордовое сопровождение., напоминающее хор ангелов, который постепенно удаляется и уводит малыша в сладкий и добрый сон. В последних 2­х тактах используется педаль, важно не только плавно и чисто её менять, но и не забыть про равномерное постепенное ritenuto. Таким   образом,   в   пьесе   решаются   задачи   грамотного   звукоизвлечения, полифонического исполнения, владения педалью и чувством ритма. 2. Попрыгунья. Следующая пьеса в цикле «Попрыгунья» ярко рисует картину девочки, прыгающей на одной ножке. Вот она разбегается на 32­х­прыжок, второй,  на  «рассыпающихся   бисером» 32­х.  На   смену   стремительному   пассажу идут   острые   8­е,   на   которых   ребёнок   может   стряхнуть   напряжение   и освободить руки. Обязательно нужно осмыслить все паузы, они тоже должны быть живыми и являть собой продолжение звукового образа, в них не должно теряться напряжение, созданное в самом начале. Наличие большого количества пауз провоцирует на распад пьесы по кусочкам, поэтому задача ученика от первой до последней ноты находиться в нужном характере, продолжать жить в паузах и думать вперёд. 3. Ласковая просьба. На   смену   «Попрыгунье»   приходит   пьеса   под   названием   «Ласковая просьба». Нежное,   светлое   произведение   отличается   необычными   красочными гармониями. Из начального Ре мажора композитор приводит нас к тональности 5 2­ой   ступени,   и   заканчивает   пьесу   в   Ми   Миноре.   Создав   общее   начальное настроение   «Ласковой   просьбы»,   дальше   Свиридов   позволяет   каждому исполнителю   проявить   себя   настоящим   художником,  разбудить   фантазию   и услышать   что­то   для   себя   родное   и   близкое.   Услышать   каждый   пьесе. Произведение   необходимо  исполнять   красивым,  мягким  и глубоким  легато. При этом мерная повторяющаяся левая рука не должна перебивать длинные ноты в мелодии правой руки: Научить ребёнка ощущать свои руки по­разному ­ глубокую, но не грубую правую и лёгкую левую – непростая задача педагога. В этом произведении есть опасность, что юный пианист будет играть по такту,  Небыстрый темп, прямое взятие педали практически на всём протяжении произведения   (только   последние   2   такта   запаздывающая)   позволяют рассматривать   эту   пьесу   в   качестве   обучающего   материала   для   знакомства ученика с педалью. 4. Упрямец Упрямство   ­   неоднозначная   черта   характера.   Оно   бывает   и   полезным, когда нужно стоять на своём, отстоять чьи­либо интересы или просто идти до конца   в   каком­либо   деле.   Здесь   композитор   изображает   как   раз   другое Упрямство. Бессмысленное и вредное, когда на все уговоры малыш отвечает­ В   пьесе   необычный   сложный   ритм,   который   нужно   будет   не   просто просчитать   с   учеником,   но   и   постараться   прочувствовать.   Следует   также обратить   внимание   на   частую   смену   образных   элементов,   на   частое переключение с  F  на  mp, с акцентов на лёгкое стаккато. На второй странице появляется так называемая «ручная педаль», ре нужно будет взять так, чтобы её звучания хватило на 2 такта: 6 Последняя строчка напоминает всхлипывания, появление педали, приём legato,   динамика  piano  говорят   нам   о   том,   что   упрямец   смирился,   а   пьеса закончилась и привела нас к следующей пьесе. 5. «Звонили звоны» Как уже говорилось выше творчество Г. Свиридова очень тесно связано с народным творчеством. И в основе следующей пьесы лежит Русская Народная Песня «Звонили  Звоны». Отсюда  и  необычность  построения  основной  темы 2+2+5.   Проведения   мелодии   звучат   и   по   очереди   в   каждой   руке,   и наслаиваются друг на друга, обрастают новыми подголосками, переходят из одного голоса в другой, мелькают то в интервалах, то в аккордах и, наконец, проводятся   Свиридовым   мощным   и   величественным   каноном   к   концу   на   2 Forte: и ещё и вот он мощный торжественный перезвон, слышен на весь город, на всю страну. При   работе   над   этим   произведением,   следует   обратить   внимание   на повторяющиеся ноты ­ они не должны быть одинаковыми, их следует  Пьеса сложна не только в полифоническом отношении, но и в звуковом. В мощных,   глубоких   аккордах   обязательно   следует   выделить   верхний   голос, создать эффект объёмного звучания. 6. Музыкальный ящик Величественный колокольный звон сменяется звоном лёгким, игрушечным в пьесе «Музыкальный ящик». 7 Незамысловатая   мелодия   с   одним   и   тем   же   аккомпанементом,   будто пришла к нам из сказок. Необыкновенно поэтичная и чарующая пьеса навевает воспоминания   о   «Музыкальной   табакерке»   Лядова,   изображает   шарманку, ящичек с простым механизмом внутри.  Лёгкие Быстрые пассажи, высокий регистр, острые стаккато на длинной  сбои и мелодию заедает. Вот остались только первые 2 элемента, затем 3 раза проходит проведение 1­го и уже остался только 2­ой кусочек лейтмотива на протяжении 8 тактов: Постепенно   завод   заканчивается,  слабо   и   тихо   проходит   1­ый   элемент темы, а вместе с ним замедляется и уходит игрушечная мелодия: В этой пьесе большое значение имеет грамотное построение по форме, а также качественное проигрывание быстрых и лёгких 32­х. Требуется хорошая мелкая   техника,   следует   найти   подходящее   звучание,  каждую   нотку   нужно успеть   прослушать.   Педагогу   стоит   подобрать   удобную   и   подходящую   для ученика   аппликатуру,   позволяющую   сыграть   ровным,   словно   игрушечным звуком. 7. Старинный танец Следующая   пьеса   альбома   переносит   нас   в   давние   галантные   времена доблестных рыцарей и прекрасных дам. Написанная в характере грациозного менуэта пьеса ярко рисует эпоху 17 века. Вот слышится звон кольчуги и мечей в острых аккордах на стаккато, а вот ­ мягкие поклоны обворожительных дам в четвертях и восьмых на legato: 8 Эти 2 элемента то звучат по очереди, словно разговаривая, то меняются местами, то сливаются в одном едином танце: Быстрая   смена   образов   и   приёмов   звукоизвлечения   требуют   немалой музыкальности   от   ученика   и   умения   владения   своим   аппаратом.   Стоит обратить   внимание   на   места,   где   в   правой   руке   мелодия   идёт   к   концу (затихает), а в партии левой одновременно звучит промежуточная главная нота. Грамотно выстроить  фразировку в практически равнозначных мелодических линиях, звучащих одновременно­ одна из задач педагога и ученика. вверх   и  верхний   голос  аккордов   в  партии   правой   руки,  спускающийся вниз. Как будто вот­вот сейчас встретят дамы своих кавалеров: В   репризе   ведущая   роль   отдаётся   лейт­теме   прекрасных   дам,   они окружают всё вокруг себя строгой нежностью: Танец постепенно затихает, видение старины растворяется, и композитор снова переносит нас в родные края. 8. Перед сном Следующие 2 произведения носят народный характер. Спокойная, нежная пьеса «Перед сном» убаюкивает и расслабляет. Здесь слышна Русская лирическая песня с характерным для неё многоголосием и необычной организацией ритмического рисунка .1­ое предложение делится как обычно на 4+4,  9 Ребёнку будет непросто почувствовать и понять такой ритм.  В первых человека, мысли которого путаются, снова возникают и уходят в забвение.   Дальше   идёт   гармоничная   по   строению   серединка   4+4,   тоже состоящая из повторов. Здесь 2 главных элемента проходят по 2 раза: Мастер   звукописи   Свиридов   потрясающе   точно   изображает погружающегося в сон человека: вот у него уже уходят куда­то далеко все мысли,   проблемы   и   задачи   забываются,   постепенно   закрываются   веки   и приходит спокойный сон. Следует   поработать   и   над   хорошим   слушанием   полифонии.   Проучить каждый   голос   отдельно   и   пропеть   в   паре   с   другим.   Хорошее   легато,   ясно продуманная   фразировка   помогут   создать   неповторимый   чарующий   образ народной песни. 9. Парень с гармошкой Совсем   другой  характер  следующего  произведения,  в котором  слышны отзвуки   известной   «Камаринской»   П.И.   Чайковского.   Звонкие   заливистые звуки гармошки так и подмывают пуститься в пляс. Быстрый темп, упругий ритм, мажорная тональность, акценты, основная динамика Forte, ­ так и рисуют удалого мужичка с выкаблучиванием и протаптыванием.  10 Красочность   пьесы   будет   близка   ребёнку,   но   сложность   вызовут технические моменты: координация левой и правой рук в основной теме,  Следует  отдельно поучить  правую руку,  привыкнуть   к её правильному снятию, понять где можно делать вдох, а где нет, где берётся острое стаккато, а где звуки соединяются в легато. Стоит   обратить   внимание   на   красивое   мощное   взятие   аккордов   с высветвлением крайних нот (нижнего тона в левой руке и верхнего в правой): Частое   повторение   одного   и   тог   же   материала   может   наскучить   и превратить пьесу в однообразное произведение. Поэтому точное соблюдение динамических   оттенков,   обозначенных   композитором,   должно   быть   строго соблюдено. На смену лихому танцу приходит не менее задорный Марш. 10.Весёлый марш. Парадное праздничное шествие изображает следующая пьеса альбома. Но шествие   необычное,   как   будто   игрушечное,   словно   малыш   выстроил   в   ряд своих   солдатиков,   и   они   весело   маршируют   во   главе   со   своим   главным командиром. Необычно построена и главная тема: начинаясь в правой руке, она подхватывается   левой,   потом   целиком   переносится   в   левую   руку   и   снова подхватывается правой, словно солдатики красуются перед нами эффектными манёврами, перестраиваясь в разные ряды и колонны: 11 Прослеживается не только удивительная графичность произведения, но и потрясающая звуковая изобразительность­ то слышны чёткий ритмичный шаг солдат, то возгласы труб, то дробь барабана: При   разучивании   этой   пьесы   нужно   помнить   о   длинной   фразировке, думать вперёд и ни в коем случае не играть по одному такту. Может вызвать трудности движение параллельных аккордов: Стоит обратить внимание на достаточно сложный ритм 12/8. Для того, чтобы ученику было проще его понять, можно подобрать подходящие слова или придумать песенку, тогда ребёнку будет проще почувствовать движение. Не забудьте про паузы, в них должно оставаться напряжение и не теряться характер. Не потерять мелодическую линию. Можно проучить играя мелодию на легато, чтобы понять фразировку: Но вот барабанная дробь затихла и перед нами сказочная пьеса «Колдун! 11.Колдун Своим   началом   напоминает   нам   «Бабу­ягу»   из   Детского   альбома Чаковского. Всё произведение написано в низком регистре. Мрачный колорит создают   уже   первые   ноты   в   басовом   ключе,   напоминающие   бормотание старика, словно шепчущего себе под нос заклинания. Бормотания переходят из одной руки в другую, перекрещиваются в каноне, создавая зловещий клубок 12 магических заклятий. В середине колдун подобно Бабе Яге садится в ступу и несётся   над   полями   и   лесами,  сея   вокруг   себя   ужас   и  страх.  И   вот   опять возвращается в своё подземелье. Яркий сказочный образ будет близок ребёнку: Сложности  возникнут  при   пересечении  тем  в  правой   и левой  руках.  В правой тема заканчивается, а в левой наоборот идёт к главной ноте: Неудобны   и   скачки   в   середине   (т.23­34),   в   которых   есть   большая вероятность   зажима   руки   у   ребёнка.   Стоит   проучить   отдельно   это   место, стараясь брать каждую ноту с полным весом руки, не утяжеляя кисть: 12.Грустная песня Одна   из   самых   поэтичных   и   красивых   пьес   цикла  ­ «Грустная   песня». Словно под гитарный аккомпанемент льётся песня девушки: Пьеса   имеет   3­х   частную   форму   с   «мужественной»   серединкой,   будто вступающей   в   диалог   с   главной   героиней.   Стоит   обратить   внимание   на необычность   репризы: При  повторе   мелодия  переносится   на  октаву   ниже,  а аккомпанемент   охватывает   почти   4   октавы   с   переносом   левой   руки   через правую во вторую октаву: 13 При таком аккомпанементе следует уделить особое внимание мелодии, сопровождение не должно мешать голосоведению правой руки и, конечно же, должно быть тише и легче темы. Важное значение в крайних разделах имеет педаль. Она практически везде запаздывающая, обязательно должна захватывать бас и чисто меняться. Средняя часть проходит необычно: из основной тональности ре минор мы попадаем в си минор. Насыщенная красочными и колоритными гармониями середина   переносит   нас   в   совершенно   другой   мир.   Мир   рыцарских   войн   и поединков. Маршевая поступь ритмического рисунка, общая динамика  Forte, аккордовое проведение тематического материала  Здесь   важно   услышать   мелодическую   линию   в   аккордах,   проучить отдельно   верхний   голос,   выстроить   грамотно   фразировку.   Строение 2+2+6.Основной   лейтмотив   серединки   проводится   композитором   3   раза. Промежуточные   кульминации   в 2­х   первых   проведениях   приходятся   на  2­е такты: Последнее   проведение   темы   расширяется,   и   кульминационный   момент проводится 3 раза, усиливаясь с каждым проведением и приходя к наивысшей точке напряжения в 5­ом такте: 14 После такой значительной середины, всплеска эмоций и напряжения, как бы неуверенно и робко проходит реприза, её аккомпанемент становится проще и прозрачнее и совсем затихает к концу. 13.Токката Если заглянуть в словарь мы без труда найдём определение токкаты ­ это быстрая,   трудная   для   исполнения   пьеса,   выдержанная   в   быстром,   ровном, чётком движении. Характерная черта токкат состоит в том, что это быстрое  Не   обойтись   здесь   без   тщательного   продумывания   грамотной аппликатуры, которая позволит выполнить поставленные композитором задачи без излишней перегрузки аппарата. Часто   токкаты   писались   как   вступительные   части   к   циклам.   И   здесь токката воспринимается как вступление к следующей пьесе «Зима». 14.Зима Голые   ветви   деревьев,   скованные   холодом   и   льдом.   Суровая   красота бескрайних   снежных   полей,   глубоких   сугробов.   Всё   это   воспевается Свиридовым и звучит как гимн Природе, которую так любит сам композитор. Суровая мерная поступь басовых звуков в унисон сменяется торжественным хором, переходит в верхний регистр и опять спускается в басовый ключ: Полифоничность, многоголосие рисуют всю многогранность холодной  15 В этой пьесе Свиридов переносит опять нас к жанру Русской лирической песни,   с   характерными   для   неё   колоритными   гармониями   и   неровным ритмическим рисунком. Здесь композитор использует приём изменения метра с 4­х   на   3­х   дольный   и   обратно,   что   будет   достаточно   непросто   понять   и почувствовать ученику: 15.Дождь А рядом совсем другая картина природы ­ Летний дождь. Косые струйки дождя   заполнили   всё   кругом   и   сделали   очертания   предметов   нечёткими   и размытыми.   Вот   уже   бурным   потоком   полились   ручейки,   весело   и стремительно понеслись потоки воды по дорогам. Где­то вдалеке прогрохотал  Классическая 3­х частная форма помогает композитору передать, начало Дождя,   Ливень   и   завершение.   Начинаясь   одноголосно   с   неуверенных шестнадцатых   на  piano  в   правой   руке,   тема   Дождика   обрастает   сначала прозрачным   монотонным   аккомпанементом   в   левой   руке,   потом   более уверенными   аккордами   и   вот,   топчущаяся   на   месте   мелодия,   наконец, выливается в бурный стремительный поток воды: А вот и гром, и гроза в кульминации: 16 И   снова   мелодический   материал   возвращается   к   своей   первоначальной монотонности,   последние   капельки   капают   с   крыш,   последние   ручейки заканчивают свой бег. Стоит   помочь   ученику   с   правильно   организованной   аппликатурой, позволяющей   хрустально   сыграть   лёгкие   прозрачные   пассажи.   Композитор обозначает акцентами места, где исполнитель сможет «отдохнуть» и сбросить напряжение рук: 16.Марш на т.Глинки В этой пьесе содержание определяет стихотворение, выписанное самим автором. По склону вверх король повёл Полки своих стрелков. По склону вниз король сошёл Но только…без полков… Как   точно   композитор   рисует   Величавого   доблестного   короля, торжественно ведущего в бой свои полки, а вслед за этим короля, павшего духом,   удручённого   своим   поражением,   одинокого   и   покинутого.   Мощные величественные аккорды должны звучать широко и массивно, для этого нужно обратить внимание на верхний голос в правой руке и на нижний в левой, чтобы создать объём и мощь: Кроме этого продумать голосоведение и выстроить фразировку не только в правой руке, но и в левой. Интересно, что Свиридов обращается к имитации канона   в   главной   теме:   в   левой   руке   практически   точно   воспроизводится мелодия   правой   только   позже   на   3   доли.,   поэтому   создаётся   2   смысловых вершины: в партии правой руки во 2­ом такте, а левой соответственно в 3­ем. 17 Дальше   идёт   изображение   боя,   сложные   гармонические   сочетания   в аккордах   темы   вступают   в   поединок   с   безжалостной   неукоснительной поступью октав сопровождения.  Невольно   вспоминается   педагог   композитора   и   ярко   видно   влияние Д.Шостаковича: Красочно изображается нерадостный итог сражения. Реприза проходит в динамике  Piano,   фактура   становится   прозрачной,   и   лишённой   воли,   и стремления. Неожиданно первая смысловая вершинка звучит на 4­ю долю, как будто всё в душе оборвалось и сердце упало вместе с ней: Дальше идёт диалог двух рук, они подхватывают друг друга, дополняют и переплетаются мелодически: Здесь важно слушать длинные ноты, ни в коем случае не играть по такту и объединять фразы в длинные предложения. 17.Музыкальный момент Заключительной   пьесой   цикла   является   «Музыкальный   момент».   Жанр зародился в 30­40­х годах 19 в. Эта небольшая пьеса, родственная экспромту уносит нас во времена Шуберта, напоминает его муз момент f moll. Г. Свиридов: 18 Ф.Шуберт: Лёгкая, грациозная музыка.Простая 3­хчастная форма с чертами рондо­ сонаты.   Примечательно,   что   репризу   3­я   часть   композитор   проводит   в одноимённой мажорной тональности. (1 ч. Ля минор, 3 –ля мажор). Интересно построена 1 часть. Она состоит из 2­х разделов. Главная тема 1­го раздела расширена композитором, и классические 8 тактов превращаются в 10 благодаря 3­х кратному повторению посл. Элемента: Композитор   как   будто   не   хочет   расставаться   с   ним   и   старается подчеркнуть красоту найденного мелодического и гармонического рисунка. Острые   повторяющиеся   интервалы   аккомпанемента,   как   и   у   Шуберта, создают   ровный   чёткий   пульс   пьесы   и   сохраняются   на   всём   протяжении произведения.   Стоит   обратить   внимание   на   партию   левой   руки   и   поучить отдельно, чтобы не отвлекаться на неё при исполнении. 2­ой   раздел   сложен   качественным   лёгким   и   точным   исполнением повторяющихся аккордов: Причём смысловые акценты, ведущие ко 2­ым тактам темы, оспариваются аккордами с Tenuto. 19 Проведение   длинных   интервалов   уводит   нас   от   2­ой   главной   темы   к репризе 1­ой и к скерцозной серединке, соединяющее в себе черты обеих тем: И вот как будто пластинку с музыкой заело и 8 тактов на  diminuendo звучит один и тот же мотив и возвращает нас к репризе в A dur: Яркая   интересная   мелодия   словно   общается   в   последний   раз   со слушателем и рассказывает ему свою историю: Заключение Таким образом, мы подошли к концу нашего разбора этого удивительного, богатого красками и содержанием, цикла пьес для Детей. Проследили вместе с композитором   за   многообразием   и   красотой   разных   стилей,   эпох   и   жанров («Токката», «Музыкальный момент», «Марш»), эмоций («Упрямец», «Грустная песня»,   «Весёлый   марш»).   Затронули   неповторимое   своеобразие   природы («Зима», «Дождик») и народного творчества («Звонили звоны», «Перед сном», «Парень   с   гармошкой»).   Окунулись   в   мир   красочной   изобразительности («Музыкальный   ящик»,   «Колдун»,   «Попрыгунья»).   Познакомились   с 20 произведениями   со   сложной   ритмической   организацией   («Токката», «Упрямец», «Перед сном»). Рассмотрели особенности формы и фразировки каждой   пьесы,   проследили   за   проблемными   для   маленького   исполнителя местами в Альбоме, и предложили способы, благодаря которым разучивание этих замечательных произведений станет не только лёгким и удобным, но и поможет глубже и полнее раскрыть замысел композитора. Методическое   пособие   позволит   преподавателям   дополнительного образования   развить   не   только   технические   и   художественно­эстетические навыки   учеников,   но   и   станет   хорошим   фундаментом   для   становления образного мышления юных музыкантов. 21 Список источников и литературы 1. «Альбом пьес для детей» Свиридов Г.В., ред. Н. Копчевский, изд. «Музыка», Москва, 1987г.(ноты). 2. «Альбом пьес для детей» Свиридов Г.В., ред. А. Ваулин, изд. «Музыка», Москва, 1976г.(ноты). 3. Г.Свиридов. «Альбом пьес для детей». Играет и рассказывает Дмитрий Благой.  Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия». СМ 02435­02436.1971 г. 22

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".

Учебно-методическое пособие. Тема: "Г.СВИРИДОВ «АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ» «ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ  И СЛОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ".
Скачать файл