Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н.Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Оценка 4.8

Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н.Ю. Нагибина «Зимний дуб»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
09.03.2022
Учебное занятие  внеклассного чтения в 5 классе по рассказу  Н.Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н.Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Урок Нигибин Зимний дуб .doc

Учебное занятие  внеклассного чтения в 5 классе по рассказу

Н.Ю. Нагибина «Зимний дуб»

 

Цель: выявление процесса эволюции главного героя рассказа, восстановление им связей со сверстниками, обретение счастья.

Задачи: развивать  умение вычитывать текст, обращать внимание на детали; формировать умение определять тему частей текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;  формировать интерпретационные умения через анализ сюжета, героев, пейзажа, эпизодов, художественных деталей; показать роль метафоры и сравнения  в построении рассказа; формировать умение работать в группе; развивать речь обучающихся.

 

                                                               Ход урока

I.                   Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

       Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы проанализируем произведение Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях.  Мы будем учиться думать, рассуждать, выдвигать и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в группе.

II. Актуализация знаний

-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

-Назовите героев произведения Ю.Нагибина.

III. Первичное чтение. Работа в паре по определению тем частей текста

Комментированное чтение рассказа учителем.

У вас на парте лежат карточки, на которых написана тема каждой части. Определите порядок тем в этом рассказе. Предлагаю работать в паре.

- Назовите тему 1 части, 2 части, 3 части и 4 части.

- Сколько времени, по мнению Анны Васильевны, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?

- Кем работала мама Савушкина?

Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)

- Какие черты характера героев вы выделите?

- Как разговор Анны  Васильевны   и Савушкина характеризует каждого из них?

-  А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?

-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы: «— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?

-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки?

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ?

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

Физкультминутка Просмотр худ.фильма « Зимний дуб» режиссера М.Кожина

Савушкин показал учительнице сказочно красивый  зимний дуб, А.В. по- своему увидела красоту этого стража леса; по этому произведению режиссер М.Кожин  снял художественный фильм, посмотрите, как он  представил себе дуб.

IV. Организация групповой исследовательской деятельности по элементам текста.

-А у вас совпало мнение с автором Ю.Нагибиным  и режиссером Михаилом Кожиным?

Каким вы представили зимний лес, зимний дуб?

1.Опишите зимний лес в этом отрывке.

2.Опишите зимний дуб, используя авторские средства выразительности.

3.Расскажите о жителях дуба. Старых знакомых мальчика.

V. Закрепление знаний. Предъявление результатов исследований

Основные выводы по группам:

- Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?

- Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ?

- Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

- Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

-Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

-Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?

-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?

-Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?

-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?

-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?

-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?

-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?

- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней

Итог подводит учитель:

- Вернёмся к названию рассказа. Почему рассказ называется «Зимний дуб»?

(Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном. Природа меняет человека, делает его лучше, добрее, помогает задуматься., что человек-это песчинка во всей Вселенной. Наша задача беречь и охранять эту красоту, родную природу)

 

VI. Рефлексивный этап. Оценка трудностей, результатов работы.

VII. Оценивание работы обучающихся учителем.

VIII. Домашнее задание:  Ю.Нагибин вот так описывает зимний дуб, режиссер фильма представил свой вариант. А вы дома, внимательно перечитав отрывок, нарисуете свой  зимний дуб.

По выбору, разноуровневое д.з.

1.Читать и пересказывать.

2.Читать , пересказывать, нарисовать рисунок.

3.Читать, пересказывать и подготовить проект «Сказочная красота зимнего дерева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу

Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу

А у вас совпало мнение с автором

А у вас совпало мнение с автором

VI . Рефлексивный этап . Оценка трудностей, результатов работы

VI . Рефлексивный этап . Оценка трудностей, результатов работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022