Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу
Н.Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Цель: выявление процесса эволюции главного героя рассказа, восстановление им связей со сверстниками, обретение счастья.
Задачи: развивать умение вычитывать текст, обращать внимание на детали; формировать умение определять тему частей текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; формировать интерпретационные умения через анализ сюжета, героев, пейзажа, эпизодов, художественных деталей; показать роль метафоры и сравнения в построении рассказа; формировать умение работать в группе; развивать речь обучающихся.
Ход урока
I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы проанализируем произведение Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях. Мы будем учиться думать, рассуждать, выдвигать и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в группе.
II. Актуализация знаний
-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?
-Назовите героев произведения Ю.Нагибина.
III. Первичное чтение. Работа в паре по определению тем частей текста
Комментированное чтение рассказа учителем.
У вас на парте лежат карточки, на которых написана тема каждой части. Определите порядок тем в этом рассказе. Предлагаю работать в паре.
- Назовите тему 1 части, 2 части, 3 части и 4 части.
- Сколько времени, по мнению Анны Васильевны, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?
- Кем работала мама Савушкина?
Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)
Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)
- Какие черты характера героев вы выделите?
- Как разговор Анны Васильевны и Савушкина характеризует каждого из них?
- А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?
-Каким мы видим Савушкина?
Возможные наводящие вопросы: «— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?
-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки?
«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ?
-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?
Физкультминутка Просмотр худ.фильма « Зимний дуб» режиссера М.Кожина
Савушкин показал учительнице сказочно красивый зимний дуб, А.В. по- своему увидела красоту этого стража леса; по этому произведению режиссер М.Кожин снял художественный фильм, посмотрите, как он представил себе дуб.
IV. Организация групповой исследовательской деятельности по элементам текста.
-А у вас совпало мнение с автором Ю.Нагибиным и режиссером Михаилом Кожиным?
Каким вы представили зимний лес, зимний дуб?
1.Опишите зимний лес в этом отрывке.
2.Опишите зимний дуб, используя авторские средства выразительности.
3.Расскажите о жителях дуба. Старых знакомых мальчика.
V. Закрепление знаний. Предъявление результатов исследований
Основные выводы по группам:
- Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?
- Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ?
- Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?
- Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?
- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
-Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
-Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?
-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?
-Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?
-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?
-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?
-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?
-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?
-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?
- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней
Итог подводит учитель:
- Вернёмся к названию рассказа. Почему рассказ называется «Зимний дуб»?
(Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном. Природа меняет человека, делает его лучше, добрее, помогает задуматься., что человек-это песчинка во всей Вселенной. Наша задача беречь и охранять эту красоту, родную природу)
VI. Рефлексивный этап. Оценка трудностей, результатов работы.
VII. Оценивание работы обучающихся учителем.
VIII. Домашнее задание: Ю.Нагибин вот так описывает зимний дуб, режиссер фильма представил свой вариант. А вы дома, внимательно перечитав отрывок, нарисуете свой зимний дуб.
По выбору, разноуровневое д.з.
1.Читать и пересказывать.
2.Читать , пересказывать, нарисовать рисунок.
3.Читать, пересказывать и подготовить проект «Сказочная красота зимнего дерева»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.