В данном учебном пособии рассматриваются практические вопросы начала игры в шахматы: как начинать партию, какими фигурами ходить в начале, какие фигуры не рекомендутся выводить в начале игры, как раположить правиль шахматную доску до начала игры, что такае шахматный дебют, основные принципы дебютного развития
как начинать шахматную партию.doc
Учебное пособие
"Как начинать первое шахматное сражение"
Ты уже знаешь как ходят шахматные фигуры, что такое шах и мат. Сегодня,
наконецто, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай
подготовим шахматную доску к бою. Расставим фигуры на будущем поле сражения.
Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми
фигурами.
Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску.
Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения
чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от
короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – называются ЦЕНТРОМ.
Запомни воюют не числом, а умением!
Начало шахматной партии называется дебютом. Шахматный дебют первая
стадия игры (1015 ходов). Он, как правило, заканчивается рокировкой короля. За ней
следуют еще две стадии: миттельшпиль, этап решительных комбинационный
действий, и эндшпиль конец игры. Начало шахматной партии определяет
дальнейшую игру. На этой стадии формируется характер борьбы, и если вы плохо
разыграли дебют, то, вполне вероятно, проиграете всю партию. Чтобы избежать
этого, нужно знать об основных принципах дебютного развития:
Главная цель шахматного дебюта – быстрая мобилизация, т.е. выведение фигур на
самые сильные позиции. Важнейшим принципом мобилизации является системность.
Все ваши фигуры должны развиваться, как единое целое. Никогда не играйте
1 только одной фигурой. Помните золотое правило военного времени: любая атака,
не прикрытая с тыла, обречена на провал.
2
В начале шахматной партии никогда не играйте ферзем. Ферзь – самая дорогая
фигура. Он стоит девяти пешек. Действуя в одиночку, ферзь станет легкой мишенью.
В то время как противник развивается, ваш ферзь будет бегать по доске, спасаясь от
атак. Вы потеряете темпы развития и проиграете партию.
Экономьте темпы развития. Никогда не ходите одной фигурой дважды теряете
3
темп. Избегайте ситуаций, когда ваша фигура вынуждена делать лишний ход. Ваша
задача, как игрока, выбрать из множества ходов наилучший.
4
Как говорил великий шахматист Филидор: «Пешки – душа шахмат». Выстраивайте
сильную пешечную цепь, не давайте противнику рубить пешки
безнаказанно. Правильно выстроенные, они воспрепятствуют легким фигурам
противника. Враг не сможет «на полном скаку» ворваться в ваш лагерь. Пешки же, в
свою очередь, хорошо прикроют вашу атаку.
Быстро захватывайте сильные позиции. Самая сильная позиция любой фигуры –
центр доски. Чем ближе фигура к центру, тем больше ее маневренность, влияние.
Если вам удастся захватить центр доски, вы получите тактическое преимущество,
5
которое, возможно, приведет вас к победе.
6
Защищайте короля. Он, как самая уязвимая фигура, должен быть надежно
защищен. Единственный способ защитить короля – сделать рокировку с учетом
расположения фигур противника, чтобы укрепление не оказалось под прямой атакой.
Не пытайтесь сразу же, в начале шахматной партии, атаковать вражеского
короля. Создайте стратегический план. Направьте атаку на слабые позиции
7
противника.
8
Вторая стадия игры, миттельшпиль, считается стадией активных комбинационных
действий. Простор тактических маневров в миттельшпиле зависит от игры в начале
шахматной партии. Разыгрывая дебют, старайтесь предвидеть в какой позиции
окажетесь по окончании.
Берегите пешку! Только в начале шахматной партии кажется, что она ничего не
значит, но на третьей стадии игры, в эндшпиле, пешки решают исход борьбы.
Обратите внимание
Обычно самыми уязвимыми местами являются фланговые пешки, которые стоят на
Полезный совет
второй линии после коней и слонов.
ИТАК, ЕЩЁ РАЗ: В начале партии, после хода одной из центральных пешек «d» или «e», следует
максимально быстро развивать легкие фигуры по направлению к центру. Фигуры
должны действовать дружно, не мешая друг другу. Повторного хода одной и той же
фигурой надо избегать. После того как легкие фигуры развиты, полезно сделать
рокировку. Король спрячется за свои пешки и будет в безопасности. И только поле
этого следует вводить в бой тяжелые фигуры – ферзя и ладьи.
Почему именно в такой последовательности: сначала легкие фигуры, затем тяжелые?
Дело в том, что тяжелым фигурам требуется простор – открытые вертикали и
горизонтали. В начале же партии при полной доске фигур ферзю и ладьям тесно, они
легко могут быть атакованы более маневренными легкими фигурами.
Итак, еще раз: ход центральной пешкой, развитие легких фигур к центру,
рокировка.
Представим на диаграмме правильное развитие в дебюте за белых.
Чтобы научиться предвидеть исход дебютной борьбы, необходимо изучать Теорию
Дебютов.
Учебное пособие "Начинаем игру в шахматы"
Учебное пособие "Начинаем игру в шахматы"
Учебное пособие "Начинаем игру в шахматы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.