Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)
Оценка 5

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
01.06.2017
Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)
На этом учебном занятии учащиеся познакомятся с особенностями поведения и жизнью диких животных зимой. Дети узнают, почему одни дикие животные на зиму засыпают, а другие и зимой ведут активный образ жизни. Данная разработка будет интересна учителям начальных классов и воспитателям.Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)
Жизнь животных зимой.docx
Тема: Жизнь животных зимой Цель:  знакомство   с   особенностями   поведения   и   жизнью   диких животных зимой. Задачи: - систематизировать знания детей о жизни диких животных;  - способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, мышления;  - содействовать обогащению словаря по теме; - воспитывать   чувство   сострадания   к   диким   животным,   желание помогать им. Ход учебного занятия I. Проверка домашнего задания ­ Сегодня мы отправимся с вами в  гости  к жителям зимнею леса. Но прежде, чем мы туда попадем, давайте вспомним, какие задания получили животные осенью. Чтение стихотворения В.Орлова «Осенние задания» (приложение 1) ­ Как животные готовятся к зиме? Животные ложатся в спячку (медведь, еж, муравьи, раки, насекомые), запасают пищу (белка), птицы улетают в теплые края. ­ Почему улетают птицы? ­ В как люди помогают птицам, которые остаются зимовать у нас? II. Чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке»  (книга «В гостях у природы», с. 245) (приложение 2) ­ А сейчас мы с вами побываем в лесу. (На доске ­ изображение зимней поляны) 1.Чтение рассказа ­ Почему тихо и пусто на поляне? ­ Почему пень назван теремком? ­ Какие животные спрятались от холода под корой пня? (После ответа на вопрос к картине крепятся изображения животных.) ­ КТО спит на краю поляны? ­ Кто злейший враг лягушек? (еж). Почему? Еще осенью еж подыскивает себе местечко для зимовки и носит туда опавшие листья, накалывая себе на иголки. 2.Индивидуальная   работа   (выбрать   из   конверта   карточки   с изображениями животных) ­ Каких животных еще мы не увидим зимой?  Физпауза «Кругом, кругом» (приложение 3) III. Как звери к зиме готовятся 1.Инсценировка  стихотворения   М.   Бурсова  «Как   звери   к  зиме готовятся» (приложение 4) ­ Кто из зверей уснул зимой? (медведь, еж, барсук) ­ Какая шуба у медведя?  ­ Чем питается? Живет зимой за счет накопленного за лето и осень жира (подкожно). У медведицы в феврале рождаются 2­3 медвежонка. По величине они не больше котят (500 г). Если бы детеныши рождались большими, медведица не смогла бы их выкормить. ­ Как готовиться к зиме животные, которые не впадают в спячку? Животные линяют: мех становится более  пушистым  и теплым (белки, зайцы, лисы, волки). ­ Как выглядит белка зимой? ­ Какие животные делают запасы корма? (белка, бобры) ­ Для чего запасается белка на зиму? ­ Что запасает? В сильные морозы белка совсем не  выходит  из  гнезда.  Обычно  же она выходит около 2­х часов. Потом снова прячется. В холодную погоде она спит 20­22 часа в сутки. Гнездо сделано из прутьев и мха, выстлано травой, мхом, шерстинками?  ­ Для чего белке пушистый хвост? (вместо парашюта) ­ Кто из животных меняет цвет шубки? ­ Какая шубка у зайца?  Заяц­беляк ­ лесной заяц (шубка чисто белая, только концы ушей черные). Днем  спит, ночью выходит на кормежку. Зимой  питается  корой  молодых осин,   ив,   берез.   Ноги   его   к   зиме   обрастают   шерстью,   даже   между пальцами. Заяц­русак  ­   живет   в   полях   и   степях.   Питается  озимыми, кочерыжками,  сеном,   корой  молодых  яблонь.   Днем  спит  в   ямке   или иногда под сугробом. Спинка и  бока  сероватые с  черным  оттенком, а брюшко белое. Спрячется ­ будто камень лежит или пенек. ­ Какие зайцы бывают? (русак, беляк) ­ Для чего меняет окраску? ­ Зачем длинные задние ноги? ­ Чем питается? (ветками, корой деревьев) ­ Какой вред приносит? ­ Кто наибольшая гроза зайца? (лиса, волк) ­ Кого напоминает лиса? (небольшую собаку, только нос короче)  ­ Опишите ее. У   лисы   острая   морда,   длинный   пушистый   хвост.   Передние   и   задние лапы одинаковые. ­ Какая  шуба у  лисы? (густая, пушистая шуба, ноги обрастают густой шерстью)  ­ В какой хвост? Для чего он служит? (вместо руля) ­ А чем полезна? (поедает грызунов, ценится мех) ­ Какой вред приносит? (поедает выводки птиц, зверей)  ­ Кто самый злой и опасный хищник наших лесов? (волк) Про него говорят «волка ноги кормят». Зимой почти всегда голодный. Живут стаями по10­12 волков. ­ Чем питается? (едят зверей, яйца птенцов, птиц, иногда забегают в деревни) Физпауза «Снежинки» (приложение 5) IV. Работа в парах ­ Какая главная примета зимы? (снег) ­ Что можно увидеть на cнегy? (следы) А  вот  какие   следы   можно   увидеть,   мы   узнаем   из   стихотворения   С. Маршака «Снежная страница». (приложение 6) У   каждого   животного   свой   след.   Давайте   попробуем   отгадать   их, соединив   карточки   со   следами   животных   с   карточками   с   изображением животного. ­ Какую роль играет снег к жизни животных? Снег укрывает землю и растения от мороза. Некоторые птицы и звери прячутся в снег от холода, особенно по ночам. Ho  снег   и   мешает.   Особенно   трудно   животным   в   конце   зимы,  когда частые оттепели сменяются морозами, и на поверхности снега образуется ледяная корка ­ наст. ­ Как мешает наст животным? Затрудняет   наст   добычу   пищи.  Животные   (косули,   лоси)   не   могут передвигаться на большие расстояния: ранят ноги об острые края ледяной корки. А на небольших участках корма не хватает. V. Как человек помогает лесным животным ­ Как помочь лесным жителям?   Косулям, оленям, лосям ­ сено, ветки осины, ивы, березы, черемухи, желуди. Зайцам ­ ветки осины. Белкам ­ сухари, желуди, семечки. Кабанам ­ картошка. VI. Итог урока Игра «Угадай лесного жителя». (приложение 7) VII. Рефлексия Расположить на картине зимнего леса снежинки. - Если вы активно работали, расположите снежинки высоко. - Если вы работали не в полную силу ­ ниже. - Если вам нужно еще поработать ­ совсем низко. Приложение 1 Осенние задания  С утра в лесу  Над нитью серебристой  Хлопочут паучки —  Телефонисты.  И вот уже от ёлки  До осинки,  Как провода,  Сверкают паутинки.  Звенят звонки:  — Внимание! Внимание!  Прослушайте  Осенние задания!  — Алло, медведь!  Вы слышите?  — Да, да!  — Уже не за горами  Холода!  Пока зима не подошла  К порогу,  Вам нужно срочно  Подыскать берлогу!  Звенят звонки  У белок и ежей —  От верхних  И до нижних этажей:  — Проверьте поскорей  Свои кладовки —  Хватает ли припасов;  Для зимовки?  Звенят звонки У старого болота:  — У цапель всё готово  Для отлёта?  — К отлёту всё готово!  — В добрый час!  В апреле снова  Ожидаем вас!  — Алло, зайчата! —  Слышится из трубки.—  Идёт зима,  Скорей меняйте шубки!  Звенят звонки  У липы и у клёна:  — Алло, скажите,  Кто у телефона?  — Алло, у телефона  Муравьи.  — Закройте;  Муравейники свои!  — Скажите, это речка?  — Речка, речка!  — А почему для раков  Нет местечка?  И речка отвечает:  — Это враки!  Я покажу вам,  Где зимуют раки!  — Алло, ребята!  Добрый день, ребята!  На улице уже холодновато!  Пора для птиц  Вывешивать кормушки —  На окнах, на балконах,  На опушке!  Ведь птицы —  Наши добрые друзья,  А про друзей нам  Забывать нельзя! Владимир Орлов На лесной полянке Зима Приложение 2 Зима.  Лесная   полянка  покрыта   белым   пушистым   снегом.  Теперь   на  ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется ­ зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется. Возле куста из­под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем­теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей. Под корой запрятались  от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усатый жук­дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму. ... На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто   под   толстым   одеялом,  спят   лягушки.  Спят   и   не   знают,  что   тут   же неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг ­ ёжик. Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц, или дятел, усевшись на дереве, начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, станет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит.  Г.Скребицкий Приложение 3 Кругом,  кругом Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Словно зайки на лужайке, Мы попрыгаем вокруг. (Дети прыгают как зайчики) Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Как лисички, как сестрички, Мы побегаем вокруг. (Дети бегают как лисички). Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Словно птички­невелички, Полетаем мы вокруг. (Летают как птички). Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Словно волки возле ёлки, Мы потопаем вокруг. (Топают как волки). Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Тише, тише, словно мыши, Мы побегаем вокруг. (Бегают как мышки). Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Возле ёлочки нарядной Мы попляшем все вокруг. Приложение 4 Как звери к зиме готовятся Продувает лес ветрами, ходят по лесу дожди. Значит, снег не за горами, от зимы добра не жди. Как завьюжит непогода, как завоет в белой тьме!.. У зверей сейчас забота – все готовятся к зиме. На весь бор, на весь бор день и ночь стучит топор. Это Мишка понемногу стелет пол в своей берлоге, Мастерит в углу кровать, чтоб удобней было спать. Подойдёт зима к порогу, Мишка – раз! – в свою берлогу И уляжется впотьмах, скрипнут половицы… Пусть ему в медвежьих снах только лето снится! А Лиса, а Лиса исходила все леса, Отыскала норку, делает уборку: Чистит, моет, печь кладёт, белит стены, пол метёт, Застилает пухом, водит чётким ухом –  Не подкрался б волк снаружи Да не съел её на ужин. Белка в ёлке новый дом вырубила топором. А теперь она пешком да с кленовым посошком От рассвета допоздна ходит по лесу одна. Собирает сыроежки, шишки, жёлуди, орешки. Вот наполнит закрома – и закроется сама рубленым засовом. Что ей сделает зима в домике тесовом? Зайка серый – он не глуп, к холодам пошил тулуп, Шапку, рукавицы, – скоро пригодится… А теперь сидит косой на пенёчке маленьком И еловою иглой подшивает валенки. А у бедного ежа – ни пилы и ни ножа! Но не зря же ёжик колок! У него полно иголок. Он берёт их по порядку и, усевшись под кустом,  Торопливо шьёт палатку – для него и это дом. Лишь у волка все без толку. Днями бродит по болоту. Неохота злому волку приниматься за работу. В шубе теплой, меховой волку летом жарко  Пусть попрыгает зимой. Нам его не жалко. Тот, кто думает о деле, коль работа на уме, Тот сумеет до метели подготовиться к зиме. И. Бурсов Мы снежинки, мы пушинки...  Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки­балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок ­ Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. М. Лесна­Раунио Белая страница Это ­ снежная страница. Вот прошла по ней лисица, Заметая след хвостом. Тут вприпрыжку по странице В ясный день гуляли птицы, Оставляя след крестом. Здесь проехали полозья ­ И сверкает на морозе Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Серебристый гладкий след. Там на утренней пороше Отпечатались калоши, ­ Это бродят внук и дед. Цепь следов на снежной глади Остается, как строка В чистой, новенькой тетради Первого ученика. С. Маршак загадки Косолапый великан, Чтобы не попасть в капкан, Спит всю зиму напролет, Лапу сладостно сосет. (Медведь)   На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк)    Какой зверь опасный В шубе прекрасной На двор проникает, Кур там хватает? (Лиса)    Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц)   Далеко до холодов, Но не для потехи Я несу к себе в дупло Ягоды, орехи. Чтоб зимой холодной Мне не быть голодной. (Белка) Он осеннею порой В лес отправился густой. Прямо скажем, не гулять, А грибочки собирать. Чтоб зимой в мороз и стужу  Был всегда обед и ужин. (Ежик)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)

Учебное занятие по предмету "Человек и мир" на тему "Жизнь животных зимой" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017