Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 6 класса
Личностные
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные
Содержание курса
Из истории русского языка (4часа)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса. Защита проектов.
«Вначале было слово…» (7 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи».
«Слово – понятие, слово – творчество» (8 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Защита проекта «Напиши письмо Маме».
Секреты морфологии и синтаксиса (4 часа).
Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач.
Речевой этикет (4 часа).
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Общие правила телефонного разговора.
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Защита проекта «Строим диалог».
Качества хорошей речи (7 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Проект «Типы речевых ошибок школьников».
Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
|
Из истории русского языка. |
4 |
1. |
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. |
1 |
2. |
Первоучители словенские. Славянская азбука. |
1 |
3. |
История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. |
1 |
4. |
Защита проектов. |
1 |
|
«Вначале было слово…» |
7 |
5. |
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. |
1 |
6. |
Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. |
1 |
7. |
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. |
1 |
8. |
Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. |
1 |
9. |
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? |
1 |
10. |
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. |
1 |
11 |
Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи». |
1 |
|
«Слово – понятие, слово – творчество» |
8 |
12. |
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. |
1 |
13. |
Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. |
1 |
14. |
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. |
1 |
15. |
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. |
1 |
16. |
Богатство русского языка (синонимы, антонимы). |
1 |
17. |
Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. |
1 |
18. |
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? |
1 |
19. |
Защита проекта «Напиши письмо Маме». |
1 |
|
Секреты морфологии и синтаксиса. |
4 |
20. |
История образования и правописания числительных. |
1 |
21. |
Склонение числительных. |
1 |
22. |
Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!». |
1 |
23. |
Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач. |
1 |
|
Речевой этикет |
4 |
24. |
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Общие правила телефонного разговора. |
1 |
25. |
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. |
1 |
26. |
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. |
1 |
27. |
Защита проекта «Строим диалог». |
1 |
|
Качества хорошей речи |
7 |
28. |
Орфоэпические нормы русского языка. Ударение в словах. |
1 |
29. |
История современных знаков препинания. |
1 |
30. |
Проект «Типы речевых ошибок школьников». |
1 |
31. |
Практическая работа «Исправляем речевые ошибки». |
1 |
32. |
Круглый стол. «Наш дар бессмертный - речь». |
1 |
33. |
Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!» |
1 |
34. |
Резерв. |
1 |
Календарно-тематический план внеурочной деятельности для 6 класса (34 часа).
№ |
Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Примечание |
|
Из истории русского языка. |
|
|
|
1. |
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. |
|
|
|
2. |
Первоучители словенские. Славянская азбука. |
|
|
|
3. |
История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. |
|
|
|
4. |
Защита проектов. |
|
|
|
|
«Вначале было слово…» |
|
|
|
5. |
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. |
|
|
|
6. |
Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. |
|
|
|
7. |
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. |
|
|
|
8. |
Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. |
|
|
|
9. |
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? |
|
|
|
10. |
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. |
|
|
|
11 |
Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи». |
|
|
|
|
«Слово – понятие, слово – творчество» |
|
|
|
12. |
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. |
|
|
|
13. |
Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. |
|
|
|
14. |
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. |
|
|
|
15. |
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. |
|
|
|
16. |
Богатство русского языка (синонимы, антонимы). |
|
|
|
17. |
Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. |
|
|
|
18. |
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? |
|
|
|
19. |
Защита проекта «Напиши письмо Маме». |
|
|
|
|
Секреты морфологии и синтаксиса. |
|
|
|
20. |
История образования и правописания числительных. |
|
|
|
21. |
Склонение числительных. |
|
|
|
22. |
Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!». |
|
|
|
23. |
Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач. |
|
|
|
|
Речевой этикет |
|
|
|
24. |
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Общие правила телефонного разговора. |
|
|
|
25. |
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. |
|
|
|
26. |
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. |
|
|
|
27. |
Защита проекта «Строим диалог». |
|
|
|
|
Качества хорошей речи |
|
|
|
28. |
Орфоэпические нормы русского языка. Ударение в словах. |
|
|
|
29. |
История современных знаков препинания. |
|
|
|
30. |
Проект «Типы речевых ошибок школьников». |
|
|
|
31. |
Практическая работа «Исправляем речевые ошибки». |
|
|
|
32. |
Круглый стол. «Наш дар бессмертный - речь». |
|
|
|
33. |
Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!» |
|
|
|
34. |
Резерв. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.