Учебный проект "Волшебство мыльных пузырей"
Оценка 4.9

Учебный проект "Волшебство мыльных пузырей"

Оценка 4.9
doc
29.11.2020
Учебный проект "Волшебство мыльных пузырей"
проект Павловой Василисы СОШ №2.doc

РОССИЙСКАЯ    НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ    ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ "ШАГ В БУДУЩЕЕ"

----------------------------------------

ВЕРХНЕУФАЛЕЙСКИЙ СЕТЕВОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПРОГРАММЫ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

 

 

 

Волшебство мыльных пузырей

исследовательская (творческая) работа

на интеллектуальный форум молодежи "Шаг в будущее"

(секция: физические науки)

 

Автор: 

Павлова Василиса Евгеньевна,

г. В.Уфалей, МБОУ «СОШ № 2»,

 класс 4

                                                                          Научный руководитель:

Сонина Любовь Борисовна,

учитель начальных классов

 

 

Верхний Уфалей – 2019

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……….3-4

1. Теоретическая часть

1.1. История мыльных пузырей …………………………………………………….5-6

1.2. Роль мыльных пузырей в жизни человека ……………………………………6

1.3. Рецепты их приготовления  в домашних условиях ………………………….6-7

1.4.  Секреты приготовления………………………………………………………. 7-8

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование …………………………………………………………………..9

2.2. Мои рецепты мыльных пузырей …………. ……. ……………………………9-10

2.3. Опыты…………………………………………….………………………………10-12

3. Заключение .……………………………………………………………….............13

4. Список литературы…………………………………………………………………14

5. Приложение…………………………………………………………….................15-18

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вы любите мечтать? А знаете, что заставляет нас это делать? Конечно же, волшебство!.. Например, мыльные пузыри! Они завораживают нас, заставляя поверить в чудо.

Мыльные пузыри – это одна из старейших и наиболее популярных детских забав, которая и сейчас является любимым развлечением для любого возраста.

Современное шоу мыльных пузырей – это настоящее искусство, завлекающее и детей, и взрослых. Артист должен обладать особым мастерством, потому что нужно не только правильно приготовить раствор, но и сделать его настолько крепким, чтобы мыльный пузырь дольше не лопался.

Пузыри можно сделать разных размеров – от маленьких до огромных. Внутрь гигантских пузырей можно поместить человека или предмет, а ещё можно делать из них различные фигуры.

Актуальность моего проекта в том, что мыльные пузыри уже несколько веков остаются замечательным развлечением для детей и взрослых. Мыльные пузыри являются украшением любого праздника, начиная от детских и заканчивая взрослыми.

Цель моего проекта:  создать мыльные пузыри в домашних условиях и проделать с ними опыты.

Задачи проекта:

1.      Изучить теоретический материал о мыльных пузырях.

2.      Провести анкетирование среди одноклассников.

3.      Приготовить мыльные растворы для пузырей по разным рецептам.

4.      Провести опыты с мыльными пузырями и попытаться создать их различной формы и размеров.

5.      Поделиться информацией с одноклассниками.

Гипотеза исследования: считаю, что возможно создать мыльные пузыри в домашних условиях.

Объектом моего исследования являются мыльные пузыри.

Предметом  исследования - процесс их приготовления.

Методы исследования:

- анализ литературных источников;  

- анкетирование;

- проектирование результатов и процессов их достижения;

- опыт;

- наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретическая часть

1.1.            История мыльных пузырей

Мыльный пузырь – это тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует шар с переливчатой поверхностью.

Но мало кто знает историю, при которой появились эти чудесные шары. А это уже несколько тысячелетий. Так, во время раскопок в древнеримском городе Помпеи были найдены настенные рисунки с детьми, которые надувают пузыри.

А в Китае сохранились старинные изображения на бумаге, где люди через палочки надувают шарики.

Идея надувания пузырей из мыльного раствора напрямую связана с изобретением мыла.

Версии возникновения мыльных пузырей:

1. Некоторые историки придерживаются мнения, что мыло изобрели римляне. Они же придумали популярное ныне развлечение. Древние племена перед проведением торжественных обрядов смазывали себя жиром и посыпали пеплом. В скором времени они заметили благотворное влияние этих компонентов на волосы и задумались о создании мыла. А затем появились мыльные пузыри.

2. В древности король одной из стран отдал приказ всем тщательно вымыться. Никто не посмел ослушаться, все жители приняли намыливаться мылом, терли друг другу спины и лишь один трубочист не захотел мыть шею. Он вообще никогда этого не делал и не собирался впредь.

Однажды за ним пришли стражники и посадили в камеру, где было мыло, ванна и полотенце. Трубочист услышал, что если он не помоется, то его казнят. Но всё равно стоял на своём. Тогда ему предложили выкурить последнюю в жизни трубку. В этом удовольствии он не мог себе отказать. И представьте изумление трубочиста, когда вместо дыма из трубки возник мыльный пузырь. Вылетев в окно, он засиял на солнце.

Увидевшие это чудо люди были изумлены. К окну тюремной камеры сбегалось все больше людей. В камеру привели местного профессора, и он отметил, что в трубку попала мыльная вода, отсюда и мыльные пузыри. Все пришли в такой восторг, что уже и не думали о казни. Напротив, с тех пор трубочист стал знаменитым и почётным гражданином королевства.

За покупку можно было рассчитываться мыльными пузырями, они стали определённой ценностью. И никто так и не заставил трубочиста помыть шею. Вот такая существует весёлая легенда появления первого в мире мыльного пузыря.

Технологические нюансы

В течение длительного времени мыльные пузыри выдували из мыльного раствора, остававшегося после стирки. 

И только в 19-ом веке одна английская компания в Лондоне начала производить жидкость для получения мыльных пузырей.

1.2.            Роль мыльных пузырей в жизни человека

Принято думать, что главные потребители мыльных пузырей - дети, но многие ученые не смогли остаться в стороне от этого развлечения.

Так английский физик Уильям Томсон в своих лекциях часто говорил о том, что выдувая мыльный шар и наблюдая за ним, можно сделать много интересных открытий.

Физик-теоретик Альберт Эйнштейн очень много открытий сделал, купаясь в ванной. Ему доставляло огромное удовольствие нежиться в мыльной воде и играться с красивыми пузырями. Они очень сильно его радовали, погружали в иную реальность.

Знаменитый физик Чарльз Бойс почти 100 лет назад написал книгу под названием «Мыльные пузыри». В этой книге очень детально рассказывается о том, что такое мыльный пузырь, его характеристики.

Сейчас же от разнообразия мыльных пузырей просто глаза разбегаются. Это может быть маленький пузырек, а может быть игрушка, которая сама автоматически выпускает эти радужные шарики.

1.3.            Рецепты их приготовления  в домашних условиях

Купив однажды ребёнку мыльные пузыри, многие родители хотят сделать их в домашних условиях. Но смешав шампунь или жидкость для мытья посуды с водой невозможно добиться хорошего результата. Такие пузыри быстро лопаются и не надуваются больших размеров.

Сейчас в интернете можно найти огромное количество рецептов по приготовлению мыльного раствора в домашних условиях. Приведу примеры нескольких способов.

Первый способ:

На 200 мл жидкого моющего средства для мытья посуды нужно взять 600 мл воды и 100 мл глицерина (продается в любой аптеке). Всё хорошенько размешать и раствор готов.

Глицерин – это именно то средство, которое делает стенки мыльного пузыря прочными, а сам пузырь более долговечным!

Второй способ:

Этот рецепт более сложный и занимает больше времени по сравнению с предыдущим. На 600 мл горячей воды нужно взять 300 мл глицерина, 20 капель нашатырного спирта и 50 гр любого моющего средства в порошке.

Все ингредиенты перемешиваем и оставляем на 2-3 дня настаиваться. После этого раствор прогоняем через фильтр и ставим на 12 часов в холодильник. Из этого раствора можно выдувать очень большие пузыри и различной формы.

Третий способ:

Кусок хозяйственного мыла натереть на крупной тёрке. Такую мыльную стружку (4 столовых ложки) растворить в 400 мл горячей воды на медленном огне. Здесь нужно быть очень осторожным – можно обжечься. Оставить раствор на неделю, после чего добавить в него 2 чайные ложки сахара. Оставить до полного растворения и перемешать.

Четвёртый способ:

Взять полчашки детского шампуня, полторы чашки воды и 2 чайные ложки сахара и всё смешать.

1.4. Секреты приготовления: 1) Вода должна быть мягкой и самый простой способ сделать это – хорошенько её прокипятить и дать отстояться.

2) Воду лучше брать тёплую, чтобы моющее средство лучше растворилось.

3) Хозяйственное мыло лучше брать отечественного производства.

4) Пузырь живёт, пока он влажный. Чтобы мыльная пенка дольше не высыхала, в раствор добавляют глицерин или водный раствор сахара с желатином.

5) Пузыри лучше выдуваются в прохладном месте.

6) Поверхность инструментов, из которых выдуваются пузыри должна быть шероховатой, чтобы мыльный раствор меньше скользил.

7) Размер мыльного пузыря зависит от используемого инструмента: чем больше диаметр, тем крупнее пузырь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Практическая часть

2.1.            Анкетирование

Перед тем, как приступить к исследованию, я провела опрос среди обучающихся 3 «В» класса. В нём приняли участие 19 человек. По результатам анкетирования была создана диаграмма (Приложение, рис. 1).

Вопросы для анкеты:

Вопросы:

«Да»

«Нет»

1.       Вам нравятся мыльные пузыри?

15

4

2.       Вы умеете делать раствор для мыльных пузырей?

6

13

3.       Вы проводили опыты с ними?

2

17

Вывод:  многим моим одноклассникам (79%) нравятся мыльные пузыри. Только 6 ребят (31%) умеют делать раствор для мыльных пузырей, только двое – проводили опыты. Считаю, что ребятам будет интересен материал моего проекта.

2.2 Мои рецепты мыльных пузырей

Для своих опытов я решила взять не один рецепт мыльных пузырей, а два. Они очень просты в приготовлении, и каждый человек сможет повторить этот процесс дома.

Для приготовления первого раствора я взяла:

300 мл воды

50 мл глицерина

немного моющего средства для посуды.

Всё хорошо смешала (рис. 2-7). Из данного мыльного раствора пузыри получились достаточно большими и долго не лопались.

Второй раствор состоит из следующих компонентов:

полстакана детского шампуня

полтора стакана воды

 2 чайные ложки сахара.

Размешала все компоненты (рис. 8-12). Из полученного раствора получились тоже достаточно большие мыльные пузыри, но лопались они гораздо быстрее, чем пузыри из первого раствора.

Вывод: мыльный раствор можно приготовить нескольким способами.

2.3 Опыты

Название опыта

Раствор №1

Раствор №2

1.      Время жизни мыльного пузыря

1мин 40 сек

30 сек

2.      Размер: - пузыря из трубочки

- Размер пузыря из воронки

8 см

9 см

15-16 см

17-18 см

3.      Пузыри в пузыре (количество)

3-4 шт.

2 шт.

4.      Игрушка в пузыре

1 мин 16 сек

32 сек

5.      Пузыри на морозе

пластичные

быстро лопаются

Опыт № 1  «Время жизни мыльного пузыря»

Цель опыта: сравнить, из какого раствора  пузыри окажутся более долговечными.

Этапы:

1.      Для выполнения этого опыта, кроме двух ёмкостей с мыльными растворами, мне понадобятся ещё и две трубочки для коктейля.

2.      Обмакнуть каждую трубочку в свой раствор и по очереди выдувать мыльные пузыри, засекая при этом время (рис. 13-14).

3.      Результаты можно посмотреть в таблице выше.

Вывод: пузыри из раствора № 1 более долговечны, чем из раствора № 2, потому что глицерин придаёт прочность мыльному пузырю, тем самым увеличивая время его жизни.

Опыт № 2 «Выдувание мыльных пузырей разного размера»

Цель опыта: показать, что пузыри могут быть разного размера в зависимости от того, какой предмет был использован для их выдувания.

Этапы:

1.      Для этого опыта я взяла трубочки для коктейля и воронку.

2.      Затем  по очереди обмакивала трубочки в мыльный раствор и выдувала пузыри.

3.      Помощник линейкой измеряет размер каждого мыльного шарика (рис. 15-17).

Пузыри, которые выдувались из трубочек, были намного меньше, чем те, которые я выдула из воронки. А пузыри из раствора № 1 были чуть меньше пузырей из второго раствора.

Вывод: чем больше размер отверстия, через которое выдувается пузырь, тем больших размеров он получается.

Опыт № 3 «Пузырь в пузыре»

Цель опыта: попробовать в одном пузыре выдуть ещё несколько, но так, чтобы первый не лопнул.

Этапы:

1.      На две одинаковые пластиковые поверхности налить немного мыльного раствора.

2.      Из трубочки выдуть большой мыльный пузырь, который находится на пластиковой поверхности.

3.      Аккуратно убрать трубочку из этого пузыря.

4.      Затем немного смочить в мыльном растворе трубочку, и также очень медленно и аккуратно ввести её в надутый пузырь.

5.      Далее выдувать ещё мыльные пузыри, но уже внутри предыдущего.

6.      Все действия проделать с обоими растворами (рис. 18-19).

Внутри пузыря из первого раствора получилось надуть ещё 3, а вот из второго раствора – только один. 

Вывод: этим опытом я показала, что внутри одного мыльного пузыря можно выдуть ещё несколько. Это можно сделать так, чтобы первый мыльный шар не лопался.

Опыт № 4  «Игрушка в пузыре»

Цель опыта: проверить, можно ли поместить небольшую игрушку внутри мыльного пузыря.

Этапы:

1.      На небольшую пластиковую поверхность налить немного мыльного раствора.

2.      Затем поставить в разлитый раствор маленькую игрушку.

3.      Смочить конец трубочки для коктейля в мыльном растворе, опустить в раствор на поверхности и начать выдувать пузырь (рис. 20-23).

Те же шаги я проделала и со вторым раствором.

Вывод: в мыльный пузырь можно поместить игрушку. Считаю, если площадь с мыльным раствором будет больше, то внутрь пузыря можно будет поместить и что-то большое, например, человека.

Опыт № 5 «Пузыри на морозе»

Цель опыта: пронаблюдать, что происходит с мыльными пузырями при разных температурах, например, на улице зимой.

Этапы:

1.      Каждый пузырь из двух растворов выдувать через трубочку на улице при температуре – 10 С0.

2.      После чего наблюдать, что же с ними происходит (рис. 24-.. ).

Мыльные пузыри из обоих растворов очень долго оставались в неизменном виде. И лишь спустя несколько минут начали покрываться корочкой, которая оказалась не хрупкой, а очень даже пластичной.

Если температура на улице будет намного ниже, например, больше 20 С0, то пузыри будут застывать намного быстрее.

Вывод: мыльные пузыри на морозе начинают покрываться тонкой пленкой. Пузыри из первого раствора «живут» намного дольше, чем пузыри из раствора № 2.

3.      Заключение

1.      В ходе работы над проектом я узнала  историю возникновения мыльных пузырей.

2.      Приготовила в домашних условиях мыльные растворы для выдувания пузырей.

3.      После эксперимента пришла к выводу, что крепкими получаются мыльные пузыри, в состав которых входит глицерин.

4.      В ходе проведения опытов поднялось настроение не только у меня, но и у моих родных, потому что выдувание мыльных пузырей – очень увлекательное занятие.

5.      Считаю, что цель, поставленная в начале моего проекта: создать мыльные пузыри в домашних условиях и проделать с ними опыты, выполнена.

6.      Гипотеза подтвердилась.

7.      Мне удалось воспользоваться опытами проекта и показать мини-шоу своим гостям, друзьям, одноклассникам.

Я продолжу проводить новые опыты с мыльными пузырями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Список  литературы

1.      Гегузин Е.Я. «Пузыри» - М.: Наука, 1985 г.

2.      «Известия науки», сайт http://www.inauka.ru, редакция газеты «Известия», 2002 г.

3.      «Пузыри на морозе» - Наука и жизнь, №2, 1982 г.

4.      http://www.list7i.ru

5.      http://www.tarabum.ru/istoriya-mylnyh-puzyrey

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Приложение

Рисунок 1.  Диаграмма по анкетированию обучающихся 3 «В» класса

Рис. 2-7   Приготовление мыльного раствора по рецепту № 1

      

          

Рис.  8- 12 Приготовление мыльного раствора  № 2

    

 

 

Рис. 13-14 Опыт № 1 «Время жизни мыльного пузыря»

   

Рис. 15-17 Опыт № 2 «Выдувание мыльных пузырей разного размера»

 

Рис. 18-19. Опыт № 3 «Пузырь в пузыре»

 

Рис. 20-23. Опыт № 4 «Игрушка в пузыре»

 

 

Рис.  24-26  Опыт № 6 «Пузыри на морозе»

2019-03-04 13-07-06  2019-03-04 13-05-36

 

     


Скачано с www.znanio.ru

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ

Содержание Введение ……………………………………………………………………

Содержание Введение ……………………………………………………………………

Введение Вы любите мечтать?

Введение Вы любите мечтать?

Методы исследования : - анализ литературных источников; - анкетирование; - проектирование результатов и процессов их достижения; - опыт; - наблюдение

Методы исследования : - анализ литературных источников; - анкетирование; - проектирование результатов и процессов их достижения; - опыт; - наблюдение

Теоретическая часть 1.1.

Теоретическая часть 1.1.

Напротив, с тех пор трубочист стал знаменитым и почётным гражданином королевства

Напротив, с тех пор трубочист стал знаменитым и почётным гражданином королевства

Такие пузыри быстро лопаются и не надуваются больших размеров

Такие пузыри быстро лопаются и не надуваются больших размеров

Воду лучше брать тёплую, чтобы моющее средство лучше растворилось

Воду лучше брать тёплую, чтобы моющее средство лучше растворилось

Практическая часть 1.1.

Практическая часть 1.1.

Размешала все компоненты (рис

Размешала все компоненты (рис

Опыт № 2 «Выдувание мыльных пузырей разного размера»

Опыт № 2 «Выдувание мыльных пузырей разного размера»

Опыт № 4 «Игрушка в пузыре»

Опыт № 4 «Игрушка в пузыре»

Заключение 1. В ходе работы над проектом я узнала историю возникновения мыльных пузырей

Заключение 1. В ходе работы над проектом я узнала историю возникновения мыльных пузырей

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение Рисунок 1. Диаграмма по анкетированию обучающихся 3 «В» класса

Приложение Рисунок 1. Диаграмма по анкетированию обучающихся 3 «В» класса

Рис. 8- 12 Приготовление мыльного раствора № 2

Рис. 8- 12 Приготовление мыльного раствора № 2

Рис. 15-17 Опыт № 2 «Выдувание мыльных пузырей разного размера»

Рис. 15-17 Опыт № 2 «Выдувание мыльных пузырей разного размера»

Рис. 20-23. Опыт № 4 «Игрушка в пузыре»

Рис. 20-23. Опыт № 4 «Игрушка в пузыре»

Учебный проект "Волшебство мыльных пузырей"

Учебный проект "Волшебство мыльных пузырей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020