УЧЕБНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ
Образование является важнейшим фактором развития общества, определяющим перспективы его развития. Культурологический подход ориентирует образование на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. Именно в школе следует воспитывать внутреннее побуждение обучающихся расширять кругозор, формировать собственное мировоззрение исходя из уже имеющихся знаний о мире. Для это стоит полно и подробно изучать их учебные и познавательные интересы.
Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения. Наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Однако исследователи К.А Чугунова и С.О. Щелина отмечают, что понятие «познавательный интерес» нередко употребляется в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что познавательный интерес - это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект [1, 2].
Цель нашего исследования – определение факторов, которые наиболее эффективно пробуждают познавательный интерес.
Материал и методы. Исследование проводилось среди учащихся 6 класса ГУО «СШ №2 г. Витебска» в количестве 20 человек. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: изучение школьной документации, наблюдение, беседа, анкетирование.
УЧЕБНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ.docx
УЧЕБНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ
Образование является важнейшим фактором развития общества, определяющим перспективы его
развития. Культурологический подход ориентирует образование на освоение элементов культуры, способов
обучения, поведения, общения. Именно в школе следует воспитывать внутреннее побуждение обучающихся
расширять кругозор, формировать собственное мировоззрение исходя из уже имеющихся знаний о мире. Для
это стоит полно и подробно изучать их учебные и познавательные интересы.
Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет,
приобретать знания и умения. Наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный
интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Однако исследователи К.А Чугунова и
С.О. Щелина отмечают, что понятие «познавательный интерес» нередко употребляется в более широком
значении, чем «интерес к учению». Они считают, что познавательный интерес это интерес к познанию,
проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект [1, 2].
Цель нашего исследования – определение факторов, которые наиболее эффективно пробуждают
познавательный интерес.
Материал и методы. Исследование проводилось среди учащихся 6 класса ГУО «СШ №2 г. Витебска»
в количестве 20 человек. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: изучение
школьной документации, наблюдение, беседа, анкетирование.
Результаты и их обсуждение. В процессе исследования нами были изучены следующие параметры
учебных интересов учащихся:
1. Учебные дисциплины, вызывающие наибольший интерес у обучающихся (результаты приведены в
количестве учащихся) (Диаграмма 1).
2. Причины заинтересованности выбранным предметом (результаты приведены в процентах)
(Диаграмма 2).
3. Учебные дисциплины, не вызывающие интерес у учащихся (количество учащихся) (Диаграмма 3).
4. Причины незаинтересованности выбранным предметом (%) (Диаграмма 4).
5. Выявление наиболее интересной, по мнению учащихся, работы на уроке (количество учащихся)
(Диаграмма 5):
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Математика
ОБЖ
География
Биология
Информатика
Русский язык
Столбец2
исунок 1_Диаграмма 1.
Хороший учитель
Легкий предмет
Интересный предмет
Причина не указана
20%
35%
15%
30%
унок 2_Диаграмма 2.
Р
Рис
В результате исследования мы получили следующие данные.
Из приведенных выше диаграмм №№1 и 2 следует, что учащиеся больше заинтересованы в изучении
точных наук, нежели в изучении родных языков, русского и белорусского. Самыми частыми причинами
интереса к данным предметам являются легкость предмета и личностные качества преподавателя. 15
10
5
0
Рисунок 3_Диаграмма 3.
Не нравит ся учит ель
Сложный предмет
Скучный предмет
Причина не указана
24%
41%
29%
6%
Рисунок 4_Диаграмма 4.
Свой вариант
Самост оят ельная работ а
Объяснение мат ериала
Творческая работ а
0
2
4
6
8
10
12
Рисунок 5_Диаграмма 5.
Также можно наблюдать, что 2 учащихся из 20 опрошенных вовсе не заинтересованы в изучении
белорусского языка. Причиной же чаще всего становятся личностные качества преподавателя и то, что
учащиеся считают предметы скучными. Следует отметить, что 41% опрошенных вовсе воздержались от
ответа на вопрос о причине незаинтересованности предметом.
Данные диаграммы № 5 свидетельствуют о том, что для того чтобы заинтересовать учащихся каким
либо предметом стоит большое внимание уделить доступному и интересному объяснению учебного
материала и творческой работе на уроке (играм, спорам, элементам драматизации и др.).
Таким образом, актуальным направлением деятельности современной школы является исследование
учебных интересов с целью их устойчивого закрепления в процессе обучения. При прохождении
ознакомительной практики нас, как будущих учителей русского языка и литературы, интересовало, в первую
очередь, отношение обучающихся к этим дисциплинам. Очевидно, что преподавание родных языков в школе
имеет особое значение, так как они являются самым ярким признаком национальной принадлежности,
национальной самостоятельности. Чем лучше обучающиеся владеют родными языками, тем точнее,
разнообразнее и грамотнее выражают свои мысли в устной и письменной форме.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности учебных
интересов к изучению родных языков. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности педагогов, интерес
к дисциплинам которых сформирован более ярко, позволил констатировать, что учителю при организации
взаимодействия на уроках следует использовать разнообразные технологии, формы работы, интерактивные
методы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Это позволит перевести
учебные интересы на более высокий познавательный уровень.
1.
2.
Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С.Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО
УГТУ−УПИ, 2006. –135 с.
Чугунова, К.А. Формирование интереса к учебной деятельности / К.А. Чугунова, С.О. Щелина. – Казань: Молодой
ученый. – 2016. – №2. – С. 825–828. URL https://moluch.ru/archive/106/25301/
Литература
УЧЕБНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.