Учебный курс "Психология для малышей 0 класс" в рамках ФГОС. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Составленная программа, представляет собой серию занятий с учащимися 0 классов школы VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, развитие у школьников тонкой моторики и координации движений пальцев рук.Учебный курс "Психология для малышей 0 класс" в рамках ФГОС. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Составленная программа, представляет собой серию занятий с учащимися 0 классов школы VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, развитие у школьников тонкой моторики и координации движений пальцев рук.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
«Психологии для малышей»,
0 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развивающих занятий для детей младшего школьного возраста
образовательных учреждений VIII вида
«Психология для малышей»
0 класс
Большинство современных исследований (Исаева Д.Н., Акимовой М.К., Козловой
В.Т., Бурменской Г.В и др.) свидетельствуют о резком усложнении как структуры
отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества различных
1Дети с отклонениями в умственном
школу плохо
подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено
внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и
времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности
психической деятельности этих детей носят стойкий характер, так как являются
результатом органических поражений на разных этапах развития.
развитии приходят
в
сочетанных нарушений у детей. А также появлении на рубеже 90х годов 20 века новых
форм психического дизонтогенеза.
В системе психологической помощи детям с ОВЗ на первое место необходимо
ставить природу дефекта. А на второе формирование и развитие той стороны личности
ребенка, которая способна направить свои усилия под руководством взрослых на
компенсацию нарушений и реализацию своих сохранных возможностей для успешного
вхождения в социальную среду (Емельянов Ю.Н., Никишина В.Б. и др.)
Актуальность проблемы создания программы по развитию познавательной сферы
учащихся начальных классах школ VIII вида «Психология для малышей» 0 класс,
заключается в том, что ситуация обучения умственноотсталых школьников осложняется
низкой потребностью в познании, недостаточной сформированностью познавательных
процессов и низким уровнем социализации. Данный вывод был сделан при наблюдении за
детьми на протяжении нескольких лет.
Традиционные коррекционноразвивающие программы Овчаровой Р.В. «Практическая
психология в начальной школе», Варга А.Я. «Психологическая коррекция нарушений
общений младших школьников» и др., по которым работают с детьми педагоги
психологи, направлены на формирование у учащихся учебной мотивации, развитие
коммуникативных навыков и т.д. Но они не в полной мере отвечают требованиям
формирования познавательной сферы умственно отсталых детей.
Составленная программа, представляет собой серию занятий с учащимися 0
классов школы VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие
психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, гармонизацию
эмоциональноволевой сферы, развитие у школьников тонкой моторики и координации
движений пальцев рук.
Так как это развитие крайне важно для получения детьми с ОВЗ полных
представлений об окружающем мире, и для их успешной адаптации в социуме.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является
уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о
том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе
представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С.
Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и
дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих
умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА.
Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла
учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия,
навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать,
запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Известный ученый И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не
предопределены, а возникают в процессе обучения и воспитания, как результат
ассоциативных связей между зрительными изменениями, осязательными и мышечными
изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Взаимосвязь общей
и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями таких ученых, как И.П. Павлов,
А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
2Поэтому в каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой
моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и
мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к
отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Программа «Психология для малышей» разработана на основе программно
методических материалов:
Т.П. Гаврилова О.В. Соколова, А.В. Суслова «Развивающие игры для детей с
нарушением интеллекта», г. Пермь, ПГ Университет, изд. «Центр развития
образования»;
Н.П. Локалова «120 уроков психического развития младших школьников»;
И.В. Ковалец «Азбука эмоций» Практическое пособие для работы с детьми,
имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере;
и идей психологического развития Дубровиной И.П., и Битяновой М.Р., Семаго М.М.,
Семаго Н.Я., Зак А.З.,
У детей с особенностями психофизического развития часто наблюдаются нарушения
развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны,
развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По
внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих
реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные
колебания настроения – капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются
возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки.
Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей, имеющих
отклонения в психофизическом развитии может быть различной. Но в любом случае это
сказывается на поведении ребенка и на умении регулировать его, а конечном итоге
затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отметил С.Л.
Рубинштейн «эмоции не развиваются сами по себе, … основная задача заключается в том,
чтобы надлежащим образом их направить Включение в учебный цикл «Психология для
малышей» 0 класс, упражнений по развитию эмоциональноволевой сферы
поможет
в проведении коррекционноразвивающей работы по гармонизации эмоциональной сферы.
На занятиях дети знакомятся с фундаментальными (базовыми) эмоциями
(по К.Э. Изарду, 2000). К ним относятся: РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ЗЛОСТЬ (гнев), СТРАХ,
ИНТЕРЕС, УДИВЛЕНИЕ, СТЫД, ВИНА, СПОКОЙСТВИЕ. Каждую эмоцию иллюстрируют
ситуации из жизни людей, животных, а также явлений природы, что позволяет учся с ОВЗ
лучше познавать окружающую действительность.
Главная цель занятий: психологическая коррекция познавательной сферы младших
школьников, имеющих отклонения в умственном развитии, помочь детям научиться
понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать
свои эмоции, развивать умение управлять своими чувствами, организовывать свое
поведение, развитие у школьников тонкой моторики и координации движений пальцев рук и
обеспечение
в
образовательной среде.
социально психологической
максимальной
адаптации
ребенка
Задачи программы состоят в коррекции следующих психических процессов и
функций:
внимание;
память;
умение
систематизировать материал;
пространственное представление и воображение;
способность предвидеть результаты своих действий;
находить зависимости и закономерности,
классифицировать и
3способность выполнять последовательные действия по образцу;
развитие воображения;
расширение словарного запаса;
формирование навыков общения и совместной деятельности;
формирование умения замечать эмоциональные состояния других людей;
анализировать свои эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего
меняются;
управлять своими эмоциональными состояниями;
формирование у детей способности воспринимать информацию и в соответствии с ней
выполнять задания;
Программа рассчитана на 34 часа в каждом классе (при недельной нагрузке 1 час).
Для проведения занятий не требуется особых условий, их можно проводить в
классной или игровой комнате. На усмотрение педагога этот материал можно изучать и в
течение одного учебного года, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и
развивающих игр самостоятельно. Все зависит от конкретных условий: уровня развития
учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, педагогапсихолога, дефектолога,
логопеда и резерва времени, а также желания родителей.
Программа предназначена для использования всем специалистам, работающими с
младшими школьниками: педагогампсихологам, специальным психологам, педагогам
(дефектологам) так как не требует специальной подготовки для работы с учащимися, и
может быть полезна для родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (812 человек). Продолжительность
занятия 2530 минут.
Занятия состоят из 5 частей: приветствие, заучивание и закрепление словесных игр,
физминутка, работа в альбомах, заключительная часть.
Во время приветствия необходимо настроить детей на рабочий лад, с первых минут
занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.
В основной части разучиваются новые пальчиковые игры, игры на развитие
познавательной сферы, стихотворения раскраски по коррекции эмоциональной сферы
строятся с учетом интересов и потребностей ребенка, закрепляется пройденный
материал.
На физминутка проводятся подвижные игры, направленные на развитие крупных групп
мышц.
Работа в тетрадях направлена на развитие тонкой моторики, точности движения и
приобретения навыка письма.
В самом конце занятия проходит рефлексия, где школьники оценивают что им
понравилось или не понравилось на занятии.
Ребята принимают участие в играх добровольно. Первая часть занятия проводится на
стульях или на ковре, чтобы дети видели глаза друг друга, это позволяет им говорить с места,
не вставая и не поднимая руки. Для проведения подвижных игр и упражнений с показом
движений необходимо свободное пространство.
Работа в группе строится в атмосфере доверия, любое достижение ребенка
сопровождается положительной оценкой.
Определение результативности программы
«Психология для малышей»
4Данный курс направлен на всестороннюю коррекцию и развитие умственно отсталого ребенка,
которое идет постепенно, достаточно медленно, поэтому положительный результат достигается не
сразу. Могут:
проявляются новые положительные формы поведения;
раскрываются способности выполнять ранее недоступные виды деятельности;
расширяется позитивный вид общения и сотрудничества.
Критерием эффективности данной программы должна стать не оценка по предмету, а
успешное психическое и личностное развитие ребенка, степень продвижения каждого ученика,
которое может быть выявлено наиболее полно и объективно в процессе психологопедагогического
наблюдения и тестирования.
звон
Основные требования к уровню развития учащихся.
Раздел I Развитие ощущений и восприятия.
Учащиеся 1 – го класса должны:
знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева,
вверху, внизу, далеко, близко;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев,
колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными
свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
сравнивать предметы по размерам;
определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение
относительно себя или другого предмета;
сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный,
бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Раздел II Развитие пространственного восприятия.
Учащиеся 1го класса должны:
определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева,
вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над,
под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре),
верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя,
правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом
за, следующий за.
Раздел III Развитие памяти.
Учащиеся 1 –го класса должны:
запоминать несколько предметов (2 З) и порядок их размещения;
выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 2 мин);
выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1
2 позиции);
удерживать в памяти 3 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
играть в 1 2 игры по теме.
5Раздел IV Развитие воображения.
В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые
упражнения для развития:
12е классы наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом
объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
Раздел VI Развитие мышления.
Учащиеся 1 го класса должны:
анализировать несложные формы объектов;
устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами,
явлениями или их признаками;
строить умозаключения (с помощью взрослого);
конструировать (по образцу) простейшие объекты;
решать простейшие логические загадки и задачи;
проводить отбор и простейшую классификацию предметов.
В результате проведения занятий у детей улучшается фонематический слух, слуховое
внимание, вырабатывается координация движений как артикуляторная, так и двигательная,
увеличивается словарный запас, улучшается кратковременная и долговременная память,
развивается речь. Подготовка руки к письму облегчит обучение детей в школе, повысит
стремление к знаниям. Хорошо развитая рука расширяет сферу успеха. И ребенок, ранее
испытывающий трудности при работе с бумагой, пластилином, отказывающийся от работы с
красками и карандашами, после проведения развивающих упражнений изменяет свое
отношение к данному виду деятельности, начинает испытывать потребность в ее дальнейшем
развитии, и бывшая сфера неуспеха становится желанной, дающей хороший результат и
прекрасное настроение.
Усваивая с помощью взрослых, предлагаемые на занятиях эмоциональные реакции,
школьники учатся правильно применять их в определенных жизненных ситуациях. Тем
самым, они станут менее зависимыми от случайных впечатлений, поведение их будет
более устойчивым, со временем изменяются в лучшую сторону и отношения с
окружающими, расширяются контакты школьников с внешним миром.
Список литературы
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного
Блейхер В.М. Клиническая патопсихология [Текст]/ В.М. Блейхер. – Ташкент:
1.
развития школьника [Текст]/М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. 212 с.
2.
Медицина, 1996.322 с.
Блейхер В.М., Крук И.В., Баков С.Н. Практическая патопсихология.
3.
Руководство для врачей и медицинских психологов [Текст]/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н.
Баков. – РостовнаДону: Феникс, 1996.234 с.
4.
[Текст]/ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. М.:Роспедагентство, 1994.154 с.
Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс
5.
развивающих занятий для младших школьников) [Текст]/ Н.В. Бабкина. – М.: Издво
«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64с.
6.
[Текст]/ Г.В. Бурменская. // Вопросы психологии. 2002. №2. –С.3035
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка
Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий
6Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/ М.Р.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]/ Л.С. Выготский. М.:
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания [Текст]/ Л.С. Выготский. //
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости [Текст]/ Л.С.Выгодский. //
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]/
7.
Битянова. М.:Совершенство,1997.298 с.
Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших
8.
школьников [Текст]/ А.Я.Варга. //Семья в психологической консультации / Под научной
ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: 1999.87 с.
9.
В.В.Воронкова. – М.: 1994.211 с.
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]/
10.
В.В. Воронкова.// Пособие для учителей и студентов дефектолог. фтов пед. интов/ Под
научной ред. В. В. Воронковой — М.: ШколаПресс, 1994. — 416 с.
11.
Избранные психологические исследования. М.: 1956. 480с.
12.
Просвещение,1995. 527с.
13.
Избранные. Психологические произведения. М.: Издво АПН РСФСР, 1975.344 с.
Выготский Л.С. [Текст]/ Л.С. Выготский. Собр. соч. В 8 т. М., 1983. т. 5.
14.
Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с
15.
нарушением интеллекта [Текст]/ Т.П.Гаврилова, О.В.Соколова, А.В.Суслова, Пермь. ПГП
Центр развития образования. 2001. – 72с.
16.
Градновская. – СПб.: Свет, 1997.251 с.
17.
Дульнев. М.: АПН РСФСР, 1960.215 с.
18.
помощь [Текст]/ М.В. Жигорева. – М.: Издательский центр Академия», 2006. 136 с.
19.
детей [Текст]/ С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.109 с.
Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили [Текст]/ А.З. Зак.
20.
/Интеллектуальная игра для дошкольников. – М.: Издво Российского открытого унта, 1991.
– 72 с.
21.
Образование, 1995.244 с.
22.
М.: Просвещение, 1986.264 с.
Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румага Н.Ф., Шатохина В.И.
23.
Коррекционная педагогика [Текст]/ И.А. Зайцева, В.С. Кукушкин, Г.Г. Ларин, Н.Ф. Румага,
В.И. Шатохина. /Под научной ред. В.С. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование».
Ростов н/Д.: «МарТ», 2002.248 с.
24.
Руководство. СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
25.
детей и подростков [Текст]/ В.П. Кащенко. М.: Просвещение, 2008.178 с.
26.
Избранные психологические произведения в 2х т. М.: Педагогика, T.I. 1983. 320 с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
27.
[Текст]/ Н.П Локалова: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2ое, дополн. – М.:
Педагогическое общество России, 2000. – 220с.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]/ Д.Н. Исаев.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у
Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей [Текст]/ Г.М.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры [Текст]/ А.Н. Леонтьев //
Градновская Р.М. Элементы практической психологии [Текст]/ Р.М.
Забрамная С.Д. Психологопедагогическая диагностика умственного развития
Замский Х.С. Умственно отсталые дети [Текст]/ Х.С. Замский. – НПО,
Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]/ А.В. Запорожец. –
7Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]/
Рибо Т.Г. Психология внимания [Текст]/.Т.Г. Рибо. СПб.: Издво Ф. Павленкова.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст]/. С.Л.
Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника [Текст]/
Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст]/ И.П.
Петрова В.Г.Психология умственно отсталых школьников [Текст]/ В.Г. Петрова.
Пузанов Б.П. Олигофренопедагогика [Текст]/ Б.П.Пузанов // Под научной ред.
Логинова Н.Э., Гильдинберг Е.А., Русанова Л.Б. Обучение детей с особыми
28.
образовательными потребностями: методические рекомендации для педагогов по организации
работы с детьми, имеющими отклонения в развитии [Текст]/ /Н.Э. Логинова, Е.А.
Гильдинберг, Л.Б. Русанова. – Омск: ООИПКРО, 2003.136 с.
Назаровой Н.М. Специальная педагогика [Текст]/ Н.М. Назаровой, Учебное
29.
пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.:
Академия, 2000.
30.
учеб. метод. комплекс/ Т.Г. Неретина. М.: Флинта: МПСИ, 2008. 376 с.
31.
Б.П. Пузанова. М.: 2008.261 с.
Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с
32.
отклонениями в развитии [Текст]/ Б.П. Пузанов// Учеб. пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений/ Под научной ред. Пузанова Б.П.–М.: Издательский центр
«Академия»,1998.248 с.
33.
М.: Издательский центр «Академия»,2004, 160 с.
34.
Подласый. М.: Просвещение, 2006. 189 с.
Полищук И.А., Видренко А.Е. Атлас для экспериментального исследования
35.
отклонений в психической деятельности человека [Текст]/. И.А. Полищука, А.Е. Видренко
Под научной ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. 2е изд., – Киев: Здоровье, 1980.54 с.
36.
1980. 156 с.
37.
Рубинштейн. М.: Просвещение, 1958. 200 с.
38.
Рубинштейн С. Л. М.: Просвещение, 1979.190с.
Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с
39.
различными видами отклоняющегося развития [Текст]/Н.Я. Семаго. // Дефектология. – 2000.
№1 – 6675 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я.. Организация и содержание деятельности
40.
психолога специального образования [Текст]/ М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Методическое
пособие. М.: АРКТИ, 2005.336 с.
Синев В.Н. Билевич Е.А. О развитии мышления учащихся вспомогательной
41.
школы на уроках ручного труда [Текст]/ В.Н. Синев, Е.А. Билевич. В кн.: Клиническое и
психологопедагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М,:
Просвещение , 1976. 246 с.
42. Стихи для упражнений по развитию мелкой моторики.
www.liveinternet.ru/users/alex_inna/post220332531
43. Стихи и потешки для развития мелкой моторики
https://vk.com/topic44228044_27135147
44. Тихеева Е. И. Развитие речи детей [Текст]/ Е.И. Тихеева. М.: Просвещение,1981,5—6 с.
45. Шиф Ж.И Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе
[Текст]/. Ж.И. Шиф / Под редакцией Ж.И. Шиф М.: Педагогика, 1972.230 с.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры – М, 1978
8