Учебный курс "Психология для малышей 0 класс" в рамках ФГОС

  • Работа в классе
  • doc
  • 21.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебный курс "Психология для малышей 0 класс" в рамках ФГОС. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Составленная программа, представляет собой серию занятий с учащимися 0 классов школы VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, развитие у школьников тонкой моторики и координации движений пальцев рук.Учебный курс "Психология для малышей 0 класс" в рамках ФГОС. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Составленная программа, представляет собой серию занятий с учащимися 0 классов школы VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, развитие у школьников тонкой моторики и координации движений пальцев рук.
Иконка файла материала 0 кл.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА   «Психологии  для   малышей»,    0 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Программа развивающих занятий для детей младшего школьного  возраста образовательных учреждений   VIII вида «Психология  для  малышей» 0 класс Большинство   современных     исследований   (Исаева Д.Н., Акимовой М.К., Козловой В.Т., Бурменской Г.В     и др.)   свидетельствуют   о   резком     усложнении   как   структуры отклонений   в     развитии,   так     и     о     значительном     увеличении   количества     различных 1Дети   с   отклонениями   в   умственном     школу   плохо подготовленными   к учебной деятельности, у них   отсутствует   интерес к учению, снижено внимание,   слабо   развита   память,   они   испытывают   трудности   восприятия     пространства   и времени, что мешает им  ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической   деятельности     этих   детей     носят     стойкий     характер,   так   как   являются результатом органических поражений на  разных этапах  развития.    развитии   приходят     в   сочетанных  нарушений у  детей. А  также  появлении  на  рубеже 90­х  годов 20  века новых форм  психического   дизонтогенеза.             В системе психологической   помощи детям с     ОВЗ на   первое место     необходимо ставить природу дефекта. А   на   второе формирование и развитие той   стороны   личности ребенка,     которая   способна     направить   свои   усилия   под     руководством   взрослых   на компенсацию нарушений   и реализацию своих сохранных   возможностей для     успешного вхождения в социальную  среду  (Емельянов Ю.Н., Никишина В.Б. и др.)                  Актуальность проблемы   создания программы по   развитию познавательной сферы учащихся     начальных     классах   школ      VIII  вида   «Психология     для     малышей»   0   класс, заключается  в  том, что ситуация  обучения умственно­отсталых  школьников   осложняется низкой   потребностью   в   познании,   недостаточной   сформированностью  познавательных процессов  и  низким  уровнем  социализации. Данный  вывод   был сделан при   наблюдении за детьми  на  протяжении  нескольких  лет.             Традиционные  коррекционно­развивающие  программы  Овчаровой Р.В. «Практическая психология     в    начальной    школе»,  Варга  А.Я.  «Психологическая    коррекция  нарушений общений   младших       школьников»     и   др.,   по     которым     работают     с     детьми   педагоги­ психологи,   направлены   на     формирование     у     учащихся   учебной     мотивации,   развитие коммуникативных  навыков и т.д.     Но они не   в   полной   мере   отвечают   требованиям формирования  познавательной  сферы умственно  отсталых  детей. Составленная      программа, представляет    собой   серию  занятий с учащимися 0 классов  школы VIII вида, направленных на   адаптацию  к обучению  в  школе, через  развитие психических   процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления     и речи, гармонизацию эмоционально­волевой     сферы,   развитие     у   школьников   тонкой   моторики   и   координации движений пальцев рук.   Так как    это развитие      крайне   важно    для   получения детьми    с ОВЗ полных представлений об  окружающем  мире,  и для  их  успешной  адаптации в  социуме.              Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений,   сколько   в   уровне   развития   познавательных   процессов.   По   мнению   Л.С. Выготского,   быть   готовым   к   школьному   обучению   —   значит,   прежде   всего,   обобщать   и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.  Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение   учиться,   придерживались   А.В.   Запорожец,   А.Н.   Леонтьев,   В.С.   Мухина,   АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных   задач,   их   отличие   от   практических,   осознание   способов   выполнения   действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.   Известный ученый И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены,   а   возникают   в   процессе   обучения   и   воспитания,   как   результат ассоциативных   связей   между   зрительными   изменениями,   осязательными   и   мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями таких ученых, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. 2Поэтому в каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики:   «Пальчиковая   гимнастика»,   «Работа   в   тетрадях».   Как   известно   речь,   рука   и мышление   связаны   «одной   ниточкой»,   и   нарушения   в   этой   цепочке   неизбежно   ведут   к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.   Программа     «Психология   для   малышей»   разработана   на     основе     программно   ­ методических материалов:   Т.П. Гаврилова О.В. Соколова, А.В. Суслова  «Развивающие игры для  детей с нарушением   интеллекта», г.   Пермь, ПГ Университет, изд.   «Центр развития образования»;  Н.П. Локалова «120  уроков  психического   развития младших  школьников»;    И.В. Ковалец  «Азбука  эмоций» Практическое  пособие для  работы  с  детьми, имеющими  отклонения в  психофизическом развитии и  эмоциональной  сфере;    и   идей психологического   развития   Дубровиной   И.П., и Битяновой М.Р., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Зак А.З.,       У детей с особенностями психофизического развития часто наблюдаются нарушения развития   эмоциональной   сферы   и   отклонения   в   поведении.   Эмоции   детей   примитивны, развиты   слабо,   недостаточно   дифференцированы,   маловыразительны,   однообразны.   По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций   окружающих   и   правильно   реагировать   на   них.   Возможны   немотивированные колебания   настроения   –   капризность,   плаксивость,   смех   без   причины.   Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки.     Степень   выраженности   искажения   эмоционального   развития   у   детей,   имеющих отклонения   в   психофизическом   развитии   может   быть   различной.   Но   в   любом   случае   это сказывается   на   поведении   ребенка   и     на     умении     регулировать   его,   а   конечном   итоге затрудняет   развитие   форм     самостоятельной     адаптации   к     жизни.   Как   отметил   С.Л. Рубинштейн «эмоции не  развиваются  сами  по  себе, … основная  задача  заключается  в  том, чтобы надлежащим  образом их  направить Включение  в  учебный   цикл «Психология  для малышей»  0 класс,  упражнений  по  развитию  эмоционально­волевой  сферы     поможет в проведении коррекционно­развивающей  работы  по  гармонизации эмоциональной  сферы.   На  занятиях  дети  знакомятся с фундаментальными (базовыми) эмоциями  (по К.Э. Изарду, 2000). К ним   относятся: РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ЗЛОСТЬ (гнев), СТРАХ, ИНТЕРЕС, УДИВЛЕНИЕ, СТЫД, ВИНА, СПОКОЙСТВИЕ. Каждую  эмоцию иллюстрируют ситуации  из  жизни людей, животных, а  также  явлений  природы, что  позволяет уч­ся с ОВЗ лучше  познавать окружающую  действительность. Главная  цель  занятий:  психологическая  коррекция  познавательной  сферы  младших школьников, имеющих   отклонения   в   умственном     развитии,  помочь     детям     научиться понимать  эмоциональные  реакции  окружающих, правильно на  них  реагировать, понимать свои     эмоции,     развивать   умение     управлять     своими     чувствами,   организовывать     свое поведение,  развитие  у  школьников тонкой моторики и координации движений пальцев рук и обеспечение     в образовательной  среде.   социально   ­   психологической     максимальной     адаптации     ребенка   Задачи   программы   состоят   в   коррекции следующих   психических   процессов   и функций:      внимание; память; умение   систематизировать материал; пространственное представление и  воображение; способность предвидеть  результаты своих  действий;   находить   зависимости   и   закономерности,   классифицировать   и 3способность  выполнять  последовательные  действия  по  образцу; развитие воображения; расширение словарного запаса;     формирование навыков общения и совместной деятельности;  формирование  умения замечать  эмоциональные состояния других  людей;  анализировать   свои   эмоции   и   понимать, чем они   вызваны, под влиянием   чего меняются; управлять  своими  эмоциональными  состояниями;   формирование у детей способности воспринимать  информацию и в соответствии с ней выполнять задания; Программа рассчитана на 34 часа  в  каждом  классе (при недельной  нагрузке 1 час). Для  проведения  занятий  не  требуется  особых  условий, их  можно  проводить  в классной или игровой комнате. На   усмотрение    педагога  этот материал можно изучать и в течение   одного   учебного   года,   дополняя   или     видоизменяя   пакет   коррекционных     и развивающих   игр   самостоятельно.     Все   зависит   от   конкретных   условий:   уровня   развития учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, педагога­психолога, дефектолога, логопеда и  резерва времени,  а также  желания родителей.             Программа предназначена для использования всем  специалистам, работающими  с младшими     школьниками:   педагогам­психологам,     специальным     психологам,     педагогам (дефектологам)  так как   не требует специальной  подготовки для работы с учащимися,  и может  быть  полезна  для  родителей, воспитывающих  детей с  отклонениями  в  развитии.           Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8­12 человек). Продолжительность занятия 25­30 минут.  Занятия состоят из 5 частей: приветствие, заучивание и закрепление словесных игр, физминутка, работа в альбомах, заключительная часть. Во время приветствия необходимо настроить детей на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы. В   основной   части   разучиваются   новые   пальчиковые   игры,   игры     на     развитие познавательной сферы, стихотворения   раскраски по   коррекции     эмоциональной   сферы строятся     с   учетом     интересов     и     потребностей     ребенка,       закрепляется   пройденный материал. На физминутка проводятся подвижные игры, направленные на развитие крупных групп мышц. Работа в тетрадях направлена  на развитие  тонкой моторики, точности движения  и приобретения навыка письма.                    В самом конце занятия   проходит рефлексия, где школьники оценивают   что   им понравилось или  не  понравилось  на занятии. Ребята принимают участие в играх добровольно. Первая часть занятия проводится на стульях или на ковре, чтобы дети видели глаза друг друга, это позволяет им говорить с места, не вставая и не поднимая руки. Для проведения подвижных игр и упражнений с показом движений необходимо свободное пространство. Работа   в   группе   строится   в   атмосфере   доверия,   любое   достижение   ребенка сопровождается положительной оценкой. Определение  результативности программы «Психология  для  малышей» 4Данный  курс направлен на  всестороннюю коррекцию и развитие умственно  отсталого ребенка, которое идет постепенно, достаточно  медленно, поэтому  положительный результат  достигается не сразу. Могут:    проявляются  новые  положительные формы  поведения;  раскрываются   способности выполнять ранее недоступные виды  деятельности; расширяется  позитивный   вид общения  и  сотрудничества. Критерием эффективности данной программы должна   стать не   оценка по   предмету, а успешное психическое  и  личностное  развитие ребенка, степень  продвижения  каждого  ученика, которое может  быть выявлено наиболее полно и объективно в процессе психолого­педагогического наблюдения и тестирования.   звон Основные  требования к  уровню  развития  учащихся. Раздел I  Развитие ощущений и восприятия. Учащиеся  1 – го класса должны: знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;  знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;  знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко; различать   звуки   окружающей   действительности:   шуршание   листьев, колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей; выделять   из   группы   предметов   один   или   несколько,   обладающих   определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение); сравнивать предметы по размерам;  определять   положение   предметов   в   пространстве,   сравнивать   расположение относительно себя или другого предмета; сравнивать   предметы   по   характеру   материала:   гладкий,   шершавый,   прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный; различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;  применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации. Раздел II Развитие пространственного восприятия. Учащиеся 1­го класса должны: определять   положение   предметов   в   пространстве:   впереди,   сзади,   справа,   слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе; ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний,   нижний,   правый,   левый   край   листа;   то   же   для   сторон:   верхняя,   нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы; знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за. Раздел III   Развитие памяти. Учащиеся  1 –го  класса  должны: запоминать несколько предметов (2 ­ З) и порядок их размещения; выполнять определенное задание по образцу (время  экспозиции 1 ­ 2 мин);       выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 ­ 2 позиции);  удерживать в памяти 3 ­ 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;  играть в 1 ­ 2 игры по теме.                    5Раздел  IV  Развитие воображения.               В   процессе   курса   можно   продолжить   работу,   используя   игры   и   игровые упражнения для развития:        1­2­е   классы  ­     наблюдательности   (т.   е.   способности   подмечать     в   исследуемом объекты многообразие деталей, свойств,   сторон, качеств);  Раздел VI   Развитие мышления. Учащиеся 1 ­го класса должны: анализировать несложные формы объектов; устанавливать   несложные   типы   связей   между   отдельными   формами,   объектами, явлениями или их признаками; строить умозаключения (с помощью взрослого); конструировать (по образцу) простейшие объекты; решать простейшие логические загадки и задачи; проводить отбор и простейшую классификацию предметов. В результате проведения  занятий у детей улучшается фонематический слух, слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляторная, так и двигательная, увеличивается   словарный   запас,   улучшается   кратковременная   и   долговременная   память, развивается   речь.   Подготовка   руки   к   письму   облегчит   обучение   детей   в   школе,   повысит стремление  к знаниям. Хорошо развитая рука расширяет сферу успеха. И ребенок, ранее испытывающий трудности при работе с бумагой, пластилином, отказывающийся от работы с красками   и   карандашами,   после   проведения   развивающих   упражнений   изменяет   свое отношение к данному виду деятельности, начинает испытывать потребность в ее дальнейшем развитии,   и   бывшая   сфера   неуспеха   становится   желанной,   дающей   хороший   результат   и прекрасное настроение. Усваивая  с  помощью  взрослых, предлагаемые  на  занятиях  эмоциональные  реакции, школьники  учатся  правильно  применять их  в определенных  жизненных  ситуациях. Тем самым, они   станут   менее   зависимыми   от   случайных   впечатлений, поведение   их будет более     устойчивым,   со     временем     изменяются     в     лучшую     сторону   и     отношения     с окружающими, расширяются  контакты школьников  с  внешним  миром.  Список литературы Акимова   М.К.,   Козлова   В.Т.  Психологическая     коррекция     умственного Блейхер В.М.  Клиническая патопсихология [Текст]/ В.М. Блейхер. – Ташкент: 1. развития  школьника [Текст]/М.К. Акимова, В.Т. Козлова.  – М.: Академия, 2000. ­  212 с. 2. Медицина, 1996.­322 с. Блейхер   В.М.,   Крук   И.В.,   Баков   С.Н.  Практическая   патопсихология. 3. Руководство для врачей и медицинских психологов [Текст]/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Баков. – Ростов­на­Дону: Феникс, 1996.­234 с. 4. [Текст]/ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. ­  М.:Роспедагентство, 1994.­154 с. Бабкина Н.В.  Развивающие игры с элементами логики (систематический курс 5. развивающих   занятий   для   младших   школьников)   [Текст]/  Н.В.   Бабкина.   –   М.:   Изд­во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64с. 6. [Текст]/ Г.В. Бурменская. // Вопросы психологии. 2002.­ №2. –С.30­35 Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.  Диагностика познавательной сферы  ребенка Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных   различий 6Битянова М.Р. Организация психологической  работы  в    школе [Текст]/  М.Р. Выготский   Л.С.  Проблемы   дефектологии   [Текст]/   Л.С.   Выготский.   ­   М.: Выготский Л.С.  Развитие высших форм внимания [Текст]/ Л.С. Выготский.   // Выготский Л. С.  Проблема умственной отсталости [Текст]/   Л.С.Выгодский. // Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]/ 7. Битянова. М.:Совершенство,1997.­298 с. Варга   А.Я.  Психологическая     коррекция     нарушений     общения   младших 8. школьников [Текст]/   А.Я.Варга. //Семья   в   психологической   консультации / Под научной ред. А.А. Бодалева,  В.В. Столина. – М.: 1999.­87 с. 9. В.В.Воронкова.    – М.: 1994.­211 с. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]/ 10. В.В. Воронкова.// Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф­тов пед. ин­тов/ Под научной ред. В. В. Воронковой — М.: Школа­Пресс, 1994. — 416 с.  11. Избранные      психологические исследования. М.: 1956. ­480с.  12. Просвещение,1995.­ 527с. 13. Избранные. Психологические  произведения. М.: Изд­во АПН РСФСР, 1975.­344 с. Выготский Л.С. [Текст]/ Л.С. Выготский. Собр. соч. В 8 т. ­ М., 1983. ­ т. 5.  14. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей  с 15. нарушением интеллекта [Текст]/ Т.П.Гаврилова, О.В.Соколова,  А.В.Суслова, ­ Пермь. ПГП ­ Центр развития образования.  2001. – 72с. 16. Градновская. – СПб.: Свет, 1997.­251 с. 17. Дульнев. М.: АПН  РСФСР, 1960.­215 с. 18. помощь [Текст]/ М.В. Жигорева. – М.: Издательский центр Академия», 2006.­ 136 с. 19. детей [Текст]/ С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.­109 с. Зак   А.З.   Как   гусеница   и   муравей   в   гости   ходили   [Текст]/   А.З.   Зак. 20. /Интеллектуальная игра для дошкольников. – М.: Изд­во Российского открытого ун­та, 1991. – 72 с. 21. Образование, 1995.­244 с. 22. М.: Просвещение, 1986.­264 с. Зайцева   И.А.,   Кукушкин   В.С.,   Ларин   Г.Г.,   Румага   Н.Ф.,   Шатохина   В.И. 23. Коррекционная педагогика [Текст]/ И.А. Зайцева,  В.С. Кукушкин, Г.Г. Ларин, Н.Ф. Румага, В.И. Шатохина. /Под научной ред. В.С. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование».­ Ростов н/Д.: «МарТ», 2002.­248 с. 24. Руководство.­ СПб.: Речь, 2007. – 391 с. 25. детей и подростков [Текст]/ В.П. Кащенко. ­ М.: Просвещение, 2008.­178 с. 26. Избранные психологические произведения в 2­х т.    М.: Педагогика, T.I. 1983. ­ 320 с.  Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших   школьников 27. [Текст]/   Н.П   Локалова:   Книга   для   учителя   начальных   классов.   Изд.   2­ое,   дополн.   –   М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220с. Исаев Д.Н. Умственная   отсталость  у  детей  и  подростков [Текст]/ Д.Н. Исаев. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей [Текст]/ Г.М. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры [Текст]/ А.Н. Леонтьев // Градновская   Р.М.   Элементы   практической   психологии   [Текст]/   Р.М. Забрамная С.Д.  Психолого­педагогическая диагностика умственного развития Замский   Х.С.  Умственно   отсталые   дети   [Текст]/   Х.С.   Замский.   –   НПО, Запорожец А.В.  Избранные психологические труды [Текст]/ А.В. Запорожец. – 7Неретина Т.Г.  Специальная педагогика и   коррекционная психология [Текст]/ Рибо Т.Г. Психология внимания [Текст]/.Т.Г. Рибо. СПб.: Изд­во Ф. Павленкова. Рубинштейн   С.   Л.  О   мышлении   и   путях   его   исследования   [Текст]/.   С.Л. Рубинштейн   С.   Я.,  Психология   умственно   отсталого   школьника   [Текст]/ Подласый   И.П.  Курс   лекций   по   коррекционной   педагогике   [Текст]/   И.П. Петрова В.Г.Психология умственно отсталых  школьников [Текст]/ В.Г. Петрова. Пузанов Б.П. Олигофренопедагогика [Текст]/ Б.П.Пузанов // Под научной  ред. Логинова Н.Э., Гильдинберг Е.А.,  Русанова Л.Б. Обучение детей с особыми 28. образовательными потребностями: методические рекомендации для педагогов по организации работы   с   детьми,   имеющими   отклонения   в   развитии   [Текст]/     /Н.Э.   Логинова,   Е.А. Гильдинберг, Л.Б. Русанова. – Омск: ООИПКРО, 2003.­136 с.  Назаровой Н.М. Специальная педагогика [Текст]/  Н.М. Назаровой,    Учебное 29. пособие   для   студентов   высш.   пед.   учеб.   заведений.   /   Под   ред.   Н.М.   Назаровой.   ­   М.: Академия, 2000. 30. учеб. метод. комплекс/ Т.Г. Неретина. ­ М.: Флинта: МПСИ, 2008. ­ 376 с. 31. Б.П. Пузанова. ­ М.: 2008.­261 с. Пузанов Б.П.  Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с 32. отклонениями   в   развитии   [Текст]/   Б.П.   Пузанов//   Учеб.   пособие   для   студентов   средних педагогических учебных заведений/ Под научной  ред. Пузанова Б.П.–М.: Издательский центр «Академия»,1998.­248 с. 33. М.: Издательский центр «Академия»,2004, ­ 160 с.  34. Подласый. ­ М.: Просвещение, 2006.­ 189 с. Полищук И.А.,   Видренко А.Е.  Атлас для экспериментального исследования 35. отклонений в психической   деятельности человека [Текст]/. И.А. Полищука, А.Е. Видренко Под научной  ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. 2­е изд., – Киев: Здоровье, 1980.­54 с. 36. 1980.­ 156 с. 37. Рубинштейн.  М.: Просвещение, 1958.­ 200 с.  38. Рубинштейн С. Л. М.: Просвещение, 1979.­190с.  Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с 39. различными видами отклоняющегося развития [Текст]/Н.Я. Семаго.  // Дефектология. – 2000. ­ №1 –  66­75 с. Семаго   М.М.,   Семаго   Н.Я..   ­   Организация   и     содержание   деятельности 40. психолога   специального     образования   [Текст]/   М.М.   Семаго,   Н.Я.   Семаго.   Методическое пособие.­ М.: АРКТИ, 2005.­336 с. Синев   В.Н.   Билевич   Е.А.   О   развитии   мышления   учащихся   вспомогательной 41. школы на уроках ручного труда [Текст]/ В.Н. Синев, Е.А. Билевич. ­ В кн.: Клиническое и психолого­педагогическое   изучение   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью.   М,: Просвещение , 1976.­ 246 с. 42.     Стихи  для  упражнений  по  развитию  мелкой  моторики. www.liveinternet.ru/users/alex_inna/post220332531 43.     Стихи  и  потешки  для  развития   мелкой моторики https://vk.com/topic­44228044_27135147 44.    Тихеева Е. И. Развитие речи детей [Текст]/ Е.И. Тихеева. М.: Просвещение,1981,5—6 с. 45.   Шиф Ж.И Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст]/.   Ж.И. Шиф / Под редакцией Ж.И. Шиф ­  М.: Педагогика, 1972.­230 с. 46.     Эльконин Д.Б. Психология игры – М, 1978 8