Учебный проект "Выбор всегда есть".
Оценка 4.6

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл +1
08.04.2017
Учебный проект "Выбор всегда есть".
Материалы для учителя биологии, ОБЖ, классного руководителя. В статье представлена система работы по преодолению зависимостей у старшеклассников. Проектная деятельность позволяет изучить наличие алкогольной зависимости, активные формы формируют негативное отношение к употреблению алкоголя. В статье представлены готовые материалы, которые можно использовать на уроках и внеклассной работе.
Алкоголь.doc
Учебный проект «Выбор всегда есть».                                                                                                                                                                                           Заикина Елена Анатольевна,                                                                                              учитель школы №90, г.Златоуст.          В жизни каждого человека возникают ситуации, в которых он испытывает подавление способности мыслить, принимать волевые решения и любить. Такое состояние возникает в результате длительного эмоционального напряжения. В состоянии дистресса необходимо найти психологические  способы изменения своего самочувствия. Организмом наследуются оптимальные   физиологические   способы   психологической   разрядки.   Это   физическая работа, потение, дыхание с полным выдохом, зевание, пение, смех, плач и др. Взрослея, подростки начинают использовать непсихологические способы, такие как табакокурение, алкоголь, наркотики.            У подростков чаще всего встречаются следующие дистрессы. Возрастной   дистресс–   эмоциональная   реакция   на   подавление   младшего   старшим   по возрасту (родителями, авторитарными учителями). Личностные дистрессы – индивидуальные варианты переживания подавления. Социальный дистресс – неадаптированность к общественным нормам поведения, нежелание выполнять общепризнанные нормы поведения. Половой дистресс – неприятие или непонимание стереотипов и норм, связанных с полом человека.                      Необходимо обучать подростков здоровым формам реагирования на тяжелые жизненные ситуации. Представленный учебный проект помогает организовать деятельность учащихся по профилактике алкоголизма.            Подготовительный этап.            Разделите учащихся на группы и дайте задания. 1   Провести   анкетирование   среди   сверстников   «Почему   молодые   люди   начинают употреблять спиртные напитки?» Примерные вопросы. а Знаете ли вы об опасности для здоровья употребления спиртных напитков? да                          нет б Считаете ли вы, что употребление пива может вызвать алкоголизм? да                          нет в Почему вы употребляете спиртные напитки? все мои друзья употребляют чтобы выглядеть взрослым и независимым чтобы снять нервозность мне нравится пить другие причины г Как часто вы употребляете спиртные напитки? почти каждый день раз в неделю раз в месяц д Как вы считаете, чем можно заменить употребление спиртных напитков? 2 Изучите статистические данные о причинах дорожно – транспортных пришествий и случаев   лишения   водительских   прав.   Оцените   опасность   употребления   спиртных напитков для пешеходов и водителей. 3 Побеседуйте с врачом – наркологом. Узнайте, как быстро возникает привыкание и развивается   болезнь.   Какие   социальные   группы   наиболее   подвержены   этому заболеванию? Можно ли вылечиться от алкоголизма? 4 Узнайте у врача – педиатра, как употребление спиртных напитков сказывается на здоровье   младенцев?   Найдите  в  Интернете  сведения  о  том,  какие наследственные патологии вызывает алкоголь? 5 Соберите сведения об отношении к употреблению алкоголя на Руси. Какие законы регулировали употребление алкогольных напитков? Обсуждение результатов работы над проектом.         Историческая справка.         Алкогольные напитки были известны еще в древней Руси. Они изготавливались из меда и   хлебных   продуктов,   содержали   небольшой   процент   алкоголя   и   были   дорогими. Употребляли их очень редко, только по праздникам. В других странах употребляли тоже только слабоалкогольные напитки. В Греции пили только разбавленное вино, в Древнем Риме   разрешали   употреблять   вино   с   тридцатилетнего   возраста.   Технология   получения крепких   алкогольных   напитков   была   изобретена   лишь   в   16   веке.   Со   временем   такие напитки   становились   дешевыми,   появились   новые   традиции   употребления   алкогольных напитков.               Разберемся, почему молодые люди начинают употреблять спиртные напитки? Заслушаем и обсудим результаты анкетирования.         Кто может начать употреблять спиртные напитки?          Употребление веществ, вызывающих зависимость, представляет серьезную проблему для   человека   и   общества   в   целом.   Факторы   риска   можно   разделить   на   две   группы: индивидуальные   и   социальные.   К   индивидуальным   факторам   риска   относятся: биологические, психологические и социальные.                 Биологические   факторы   риска   определяются   индивидуальными   различиями, унаследованными   от   рождения.   Особенно   осторожны,   должны   быть   люди,   у   которых наследственность отягощена семейными обстоятельствами.               К   психологическим   факторам   относят   эмоциональное   состояние,   поведение   и индивидуальные черты характера. Большое значение имеют убеждения по отношению к себе и окружающим. Эмоциональные состояния такие, как тревога, депрессия, эйфория играют   важную   роль   в   возникновении   зависимости.   Психические   расстройства способствуют возникновению зависимостей.          Социальное окружение, социальная стабильность, семейные отношения и традиции, культура, законы и нормы влияют на возникновение зависимости от спиртного.                       В отношении алкоголя различают токсическое, наркотическое и социальное действие.           Для изучения токсического действия алкоголя приготовьте анатомическую  таблицу «Органы и системы органов человека». На ней с помощью магнитов покажите органы, на которые воздействует алкоголь.          Действие алкоголя на внутренние органы:  1 Ожоги слизистой оболочки рта, пищевода, желудка, разрушение ферментов желудка –  формирование гастритов, язв желудка. 2 Разрушает витамины – нарушение обмена веществ. 3 Вызывает ожирение сердца и атеросклероз сосудов. Нарушает кровенаполнение  внутренних органов, снижает количество гемоглобина. 4 Разрушает клетки печени, вызывает жировое перерождение клеток, приводит к циррозу  печени. 5 Нарушает выделительную функцию почек.        Особо страдает от алкоголя головной мозг. Ведь алкоголь относится к психоактивным  веществам. Эти особенности были замечены нашими предками и отражены в пословицах:          По одной половице не пройдет. Под ним ножки подкашиваются.          Языка не вяжет.          Ему ворона глаз клюет, а он и носом не ведет.          Попей, попей – увидишь чертей.          С пивушка головушка болит, а с вина просыпанье тяжело.         Дайте ученикам задание объяснить биологический смысл пословиц.                 Обобщите  знания  о  токсическом   действии  на  головной   мозг:  размягчает   кору головного   мозга,   приводит   к   точечным   кровоизлияниям,   усиливает   возбуждения   и ослабевает торможение, ослабевает память и внимание, нарушает координацию движений, разрушает гипоталамус  и т.д.          И самое главное: человека, употребляющего алкогольные напитки можно узнать по лицу.                 Ученые   –   физиологи   обнаружили   в   головном   мозге   специальные   центры положительных   эмоций.     Алкоголь   активизирует   клетки   этих   участков   мозга,   снимает напряжение,   подавляет   чувство   тревоги   и   страха,   способствует   возникновению положительных   эмоций.   Но   стоит   ли   рисковать,   если   удовольствие   можно   получить другими способами.         Как вы понимаете народную пословицу:         Первая чарка крепит, вторая – веселит, а третья – морит.         Обсудите с учениками.          «В средние века в знатных домах Европы держали искусственно созданных зверей – уродцев в качестве оберега наряду с карликами и горбунами. Давно было замечено, что алкогольное опьянение половых партнеров в момент зачатия способствует появлению на свет неполноценных и ущербных детей. Иногда у них имеются лишние пальцы на руках, складки кожи на ладонях, неправильный разрез глаз, низко посаженные уши, «заячья» губа и т. п. Этим пользовались жрецы культа. Ребенка с рождения приучали пить вместо воды спирт,   от   этого   его   конечности   скрючивались   и   переставали   расти,   он   становился карликом. Проводили и другие зверские операции, делавшие урода еще более уродливым».         В процессе обсуждения делается вывод о том, что алкоголь вызывает нарушения развития,   что   ребенок   должен   быть   запланированным   и   желанным.   О   том,   что родители   должны   понимать   и   чувствовать   ответственность   перед   будущими детьми.         Далее можно заслушать сведения, полученные от педиатра и из Интернета.        Назовите основные социальные последствия алкоголизма: ­ антиобщественное поведение, рост преступности, ­ рождение детей с врожденными патологиями, ­ нарушение взаимоотношений между людьми, распад семей.    Изучите   статистические   данные   о   причинах   дорожно   –   транспортных пришествий и случаев лишения водительских прав. Оцените опасность употребления спиртных напитков для пешеходов и водителей.        Обсудите и разъясните смысл  пословиц:        Хмель шумит – ум молчит.        Вино с разумом не ладит.        Пьяный, что бешеный.        Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится.                         В процессе приобщения к алкоголю выделяют четыре стадии: узнавание, проба, привыкание,   продолжение.   Узнавание,   что   употребление   алкоголя   существует   как традиция и привычка происходит в семье. Вторая стадия – проба или экспериментирование обычно происходит в подростковом возрасте в компании сверстников. Представление о том,   что   алкоголь   поднимает   настроение   и   снимает   нервозность,   обычно,   внушается компанией, так как во время первого приема алкоголя организм обычно «защищается» с помощью рвотного рефлекса. Первое употребление алкоголя отнюдь не из приятных (вот бы на этом остановиться). Третья стадия – привыкание. Состояние организма, при котором регуляторные системы приспосабливаются к новому токсическому веществу. В процессе эволюции   ферментов,   расщепляющих   алкоголь   в   организме   не    появилось,   по   –  этому приспособительные   реакции   не   совершенны   и   вскоре   дают   сбой.   Четвертая   стадия   – продолжение или зависимость.                  Школьники рассказывают о содержании беседы с врачом – наркологом: как быстро   возникает   привыкание   и   развивается   болезнь,   какие   социальные   группы наиболее подвержены этому заболеванию, можно ли вылечиться от алкоголизма.         Тест «Вы привыкли к алкоголю?». Подсчитайте количество положительных ответов. 1 В своей компании вы часто употребляете алкоголь? 2 После приема алкоголя у вас улучшается настроение? 3 В праздничные дни вы употребляете алкоголь? 4   Родители   угощают   вас   алкогольными   напитками?   Или   вы   употребляете   их   дома украдкой? 5 Вы считаете пиво и тоники алкогольными напитками? 6 У вас бывают провалы в памяти после употребления спиртных напитков? 7 Бывает так, что вам хочется выпить? 8 У вас бывает похмельный синдром? Интерпретация результатов. Если вы ответили положительно хотя бы на 4 вопроса, то у вас уже   сформировалось   привыкание.   Вам   необходимо   обратиться   за   помощью   к   врачу   – наркологу.                 В подростковой среде очень важно не быть «белой вороной» и суметь отказаться от предложения выпить спиртное.           Разыграйте ситуацию, когда человеку приходится сделать собственный выбор: пить или не пить. Пусть школьники проговорят отказ от спиртного.           Как сказать «нет», чтобы на вас никто не обиделся? Запомните правила общения. Вы должны твердо знать, чего вы хотите, а чего не хотите делать. Не скрывайте свои взгляды от других. Не унижайте собеседника и не кричите на него, ведь люди могут иметь другие   взгляды.   Помните,   что   у   вас   всегда   есть   право   сказать   «нет»,   тогда,   когда   вы считаете это необходимым. Смотрите в глаза человеку, по отношению к которому нужно проявить   твердость.   В   такой   ситуации   нужно   говорить   серьезно   и   не   оправдываться. Обращайтесь непосредственно к человеку, который вас провоцирует. Если у вас нет опыта отказа, то обратитесь к человеку, которому вы доверяете.           Как бросить пить? Для этого надо разобраться в причинах, по которым люди  продолжают выбирать алкоголь, вместо трезвости. Основных причин четыре. 1 Снятие психологического напряжения.  Подберите для себя иные способы снятия напряжения, например, занятия спортом, туризм  и т.д. 2 Ассоциация с удовольствием. В этом случае, скорее всего, самостоятельно справиться с проблемой будет сложно. 3 Приобретение бессознательной привычки. В этом случае можно справиться с помощью самоконтроля, сменить круг общения, найти  себе другое любимое занятие. 4 Физическая зависимость от  алкоголя. Для ее преодоления надо обратиться к врачу – наркологу. Проведите тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?» Отвечайте на поставленные вопросы «да» или «нет». Ответы запишите. 1 Быстро ли вас можно убедить в чем ­ либо? 2 Когда вы заняты своей работой, интересуетесь ли вы работой товарищей? 3 Трудно ли вам переключиться с одного урока на другой? 4 Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если предстоит другая, более  интересная? 5 Трудно ли вам отказаться от привычки, которая вам не по душе? 6 Легко ли вы переходите от одного дела к другому? 7 Расстраивает ли вас даже незначительное нарушение ваших планов? Поставьте балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и балл за ответы «нет» на  вопросы 1, 2, 6. Подсчитайте сумму баллов. Если вы набрали 1 ­2 балла, то вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, легко  контактируете с людьми. Незнакомые ситуации не вызывают у вас чувство раздражения.  Вы не всегда настойчивы в достижении цели, и иногда вам трудно довести начатое дело до  конца. Монотонной деятельности вы предпочитаете  творческую. Если вы набрали 6 – 7 баллов, то вы склонны менять свои привычки и взгляды. Вы  целеустремленный человек, вы упорны в достижении цели. Ваша настойчивость переходит  в упрямство, вы не любите уступать даже в мелочах. Надо быть более гибким в общении с  людьми. Если вы набрали 3 – 5 баллов, то в случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку  зрения. В ваших силах отказать от вредных привычек.        Проблема алкоголизма признана в Российской Федерации как государственная  проблема. Разрабатывается программа по профилактике этого заболевания.        Обсудите сведения об отношении к употреблению алкоголя на Руси. Какие законы регулировали   употребление   алкогольных   напитков?   Какие   меры   необходимо предпринять, чтобы снять остроту этой социальной проблемы?              Каждый человек в ответе за себя и своих близких, всегда можно найти выход из сложной ситуации, преодолеть свои пагубные пристрастия.

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".

Учебный проект "Выбор всегда есть".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017