Ученический проект "Сознание как функция мозга"
Оценка 4.8

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Оценка 4.8
Документация
DOC
биология +1
10 кл
09.04.2018
Ученический проект "Сознание как функция мозга"
Каждый из нас имеет способность мыслить, выражать свои идеи, творить, но часто ли люди задумываются о том, что только благодаря своему мозгу они могут выполнять сознательную деятельность, что он неотъемлемая часть нашего организма? Наверное, не все могут сказать какова природа нашего сознания, как именно мы воспринимаем окружающий мир и какие при этом процессы происходят в нашей голове.
документация.DOC
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области Сознание как функция мозга проект                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Проект выполнила                                                                                       Злобина Полина                                                                                           ученица 10 класса                                                                                    Руководитель:                                                                                           учитель биологии                                                                                    Ногтева  С. В. пгт Демьяново, 2017 2 Содержание Введение…………………………………………………………………...............3 I. Описание литературных источников………………………………………….4  1.1. Теории о происхождении сознания………………………………...............4  1.2. Что такое «сознание»?....................................................................................4  1.3. Зависимость от развития человека………………………………………....4  1.4. Источник всего управления………………………………………................5  1.5. Механизм ощущений………………………………………………………..6  1.6.  Память…………………………………………………………………...........6  1.7. Связь мозга с психикой и сознанием……………………………………….7  1.8. Травмы, заболевания, возрастной фактор влияния на сознание………….8  1.9. Как сохранить сознание ясным?……………...………..…………………...9 II. Исследование………………………………………………….......………….11 III. Обсуждение результатов………………………………………………...….12 IV. Работа над продуктом……………………………………………………….13  4.1. Первоначальные идеи………………………………………………...........13  4.2. Требования к продукту…………………………………………………….13  4.3. Выбор лучшей идеи…………………………………………………...........13  4.4. Разработка продукта………………………………………………………..14 V. Экономическое обоснование…………………………………………….......15 VI. Экологическое обоснование…………………………………………….......16 Самоанализ……………………………………………………………………….17 Заключение……………………………………………………………………….18 Список использованной литературы……………………………………...........19 Приложения……………………………………………………………...............20  Приложение № 1………………………………………………...……................20  Приложение № 2.. …………………………………………………....................21  Приложение № 3……………………………………………………...................22  Приложение № 4……………………………………………………...................24  Приложение № 5……………………………………………………...................25  Приложение № 6……………………………………………………...................26  Приложение № 7……………………………………………………...................28  Приложение № 8……………………………………………………...................30  Приложение № 9……………………………………………………...................32  Приложение № 10………………………………………………….....................33 3 Введение Каждый   из   нас   имеет   способность   мыслить,   выражать   свои   идеи, творить,  но часто ли люди задумываются о том, что только благодаря своему мозгу они могут выполнять сознательную деятельность, что он неотъемлемая часть   нашего   организма?   Наверное,   не   все   могут   сказать   какова   природа нашего сознания,  как именно мы воспринимаем окружающий мир и какие при этом процессы происходят в нашей голове. Проблема:    Хочу   быть   осведомленной   в   вопросе   о   роли   мозга   в сознательной деятельности, но каким образом этого достичь, пока не знаю. (Приложение № 1) Существует несколько способов решения проблемы, но так как средств на реальные опыты недостаточно, я решила выбрать самые осуществимые на данный   момент:   проведение   интервью   со   специалистом   и     использование тематической литературы. (Приложение № 2) Тема проекта актуальна не только на уроках биологии, но и для любого человека. Она раскрывает суть нашего мышления, вы сможете понять, как развивать   собственный   мозг,   от   каких   его   составляющих   зависит   наше сознание и как сохранить его ясность. Мой проект   является информационным с элементами исследования и творчества, предполагаемым результатом будет видеоролик, именно в такой форме   можно   представить   полное,   более   интересное   и   точное   раскрытие   которые   необходимы   для   выполнения   проекта: темы.   Ресурсы, информационные,   материальные,   коммуникационные   и интеллектуальные.   (Приложение № 3) В   процессе   выполнения   проекта   планируется   получить   ценные   знания   о возможностях   мозга,  которые   пригодятся   мне   в  будущем,  получить   навык проведения   интервью   и     развить   умение   самостоятельно   выводить   факты. Также я смогу научиться создавать сам проект: оформлять документацию, узнать структуру выполнения проекта и получить возможность публичного выступления.   трудовые, Цель проекта: Сформулировать достоверные знания по теме и создать видеоролик о роли мозга в сознательной деятельности. Задачи: 1.   Собрать   и   проанализировать   информацию   по   вопросу   «нервная деятельность и мозг» 2. Взять интервью у специалиста. 3.   Вывести   функции,   происходящие   в   мозге,   центры   сознательной деятельности. 4. Создать видеоролик. 5. Представить результат аудитории. 4 5 I. Описание литературных источников 1.1. Теории о происхождении сознания На   сегодняшний   день   существует   предположительно   шесть   теорий, которые могут объяснить природу сознания: дуализм, идеализм, материализм, двухаспектная и эмерджентнаятеории, феноменология  (Приложение № 5). Их объединяет два общих качества:  они все говорят о том, что сознание – это отражение   внешней   реальности   в   сознании,   которое   можно   назвать   одним общим словом «рефлексия»;  они признают право иметь сознание только у человека. Этим двум качествам не только  больше всего соответствует теория материализма, которая признает сознательную деятельность функцией мозга, но и, как мне кажется, точнее отражает объективную реальность. 1.2. Что такое «сознание»? Так как мой проект основывается  на раскрытии материалистической теории, то и формулировка будет соответствующей. Сознание—       это   высшая   форма   отражения   действительного   мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном   и   целенаправленном   отражении   действительности,   в предварительном   мысленном   построении   действий   и   предвидении   их результатов,   в   разумном   регулировании   и   самоконтролировании   поведения человека. 1.3. Зависимость от развития человека Чтобы   понять   зависимость   сознания   от   мозга   необходимо   провести параллели   между   уровнем     развития   различных   возрастных   групп   среди людей. Современная эволюционная теория доказывает, что сегодня существует прямая   связь   между   размером   головного   мозга   и   продолжительностью детства. Сознание ребенка имеет достаточно низкий уровень развития, однако детям приходится сталкиваться с большим объемом информации. Так, уже новорожденные   обрабатывают   большие   объемы   информации,  получаемые   с помощью   зрения   и   слуха.   Развитие   сознания,   таким   образом,   является последовательным процессом, включающим как восприятие информации, так и ее обработку с формированием абстрактных понятий, которые составляют 6 основу   осознанной   деятельности.   Тем   не   менее,   имеются   основания предполагать, что у человека существует базовый уровень сознания.  Ни для кого не является секретом, что сознание человека в возрасте 30 и 50 лет сильно отличается. Как правило, это связано с разницей в социальных ролях.   Так,   в   возрасте   до   30   лет   люди   имеют   более   активную   позицию. Значительное   влияние   на   сознание   личности   в   жизни   оказывают   такие факторы,   как:   социальное   окружение   (друзья,   коллеги);   наличие   высшего образования;   род   профессиональной деятельности; религия и культура; жизненный опыт; наличие или отсутствие семьи.   материальное   обеспечение; По   мере   старения   сознание   людей   подвергается   изменению.  С возрастом в организме человека накапливаются изменения органического характера,   приводящие   к   поражению   центральной   нервной   системы.   Как правило, это нередко становится причиной ишемических или геморрагических инсультов  (Приложение № 7), в большинстве случаев нарушающих высшую мозговую деятельность и, таким образом, сознание. Также имеется высокая вероятность   летального   исхода   или   утрата   тех   или   иных   функций.   На изменении сознания также сказывается стресс, вызванный снижением качества жизни. Изменение сознания может быть вызвано колебаниями в гормональном фоне, связанными с угасанием репродуктивных функций у мужчин и женщин. Как   правило,   это   отражается   на   изменении   поведения.   Согласно многочисленным   исследованиям   американских   ученых,   сознание   человека значительно зависит от полученного образования и рода профессиональной активности. Так, пожилые люди, трудовая деятельность которых была связана с   интеллектуальным   трудом,   сохраняли   когнитивные   способности значительно дольше, чем люди, со средним профессиональным образованием.  Итак, из этого можно предположить, что сознание зависит от качества жизни   индивидуума,   его   возраста   и   рода   деятельности.  Например,  Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. 1.4. Источник всего управления Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами   является   материальным   субстратом   сознания.   Сознание   всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами  и не существует помимо них.   Сознание   является   высшей   формой   отражения   мира   и   связано   с членораздельной   речью,   абстрактными понятиями,   что   присуще   только   человеку.   Например,   когда   повреждаются 7   логическими   обобщениями, лобные   доли,   больные:   не   могут   продуцировать   и   осуществлять   сложные программы   поведения;   они   не   имеют   устойчивых   намерений,   легко возбуждаются   побочными   раздражителями.   При   поражении   затылочно­ теменных   отделов   коры   левого   полушария   нарушаются   ориентировка   в пространстве,   Это свидетельствует о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.   оперирование   геометрическими   отношениями». 1.5. Механизм ощущений Синтез   информации   о   физических   и   сигнальных   свойствах   стимула на нейронах зрительной коры приводит к возникновению ощущения, которое затем   опознается,   категоризируется   при   участии   лобной   коры.   Ощущения возникают в результате циклического движения нервных импульсов и синтеза в проекционной коре сенсорной информации со сведениями, извлекаемыми из памяти.  При образном мышлении  фокусы расположены в теменно­височной, а при вербальном ­ в лобной коре. Центр восприятия речи в левой височной коре   (зона   Вернике)   задействован   в   обоих   случаях.   Более сложные психические феномены, в первую очередь связанные с появлением речи, относят к сознанию высшего порядка. Данный процесс также связан со специализацией полушарий. Двигательный центр речи находится  у человека в левой   лобной   области.  Также,  когда   человек   решает,  что   ему  необходимо сделать   наблюдается   усиление   активности   дорсолатеральной   части префронтальной коры левого полушария. То есть, возможно,  префронтальная кора   задействована   в   осуществлении   свободного   выбора.  Однако высшие психические   функции   возникают   в   результате   объединения специализированных полей за счет корковых связей. Тем   самым,   синтез   информации   включает   кольцевое   движение возбуждения по отделам мозга. Из проекционной коры, получающей сигналы от   органов   чувств,   возбуждение   поступает   в   ассоциативную   кору (нижневисочную   для   зрительных   стимулов),   где   сведения   сравниваются   с эталоном и опознаются. 1.6. Память Сознание   тесно   связано   с   вниманием:   осознается   только   то,   на   что обращается внимание. (Приложение № 9) Память играет важную роль в механизмах избирательного восприятия словесных сигналов, когда человек должен реагировать лишь на определенные слова,   выделяя   их   из   массы   других.  В   адресации   памятных   следов   в 8 определенные   участки   коры   важную   роль   играют   медиальные   отделы височной области полушарий, включающие энторинальную кору и гиппокамп (Приложение № 6). Долговременная память соответствует книгохранилищу в библиотеке,   а   гиппокампальный   комплекс   можно   сравнить   с   каталогом, который   показывает,   где   хранится   нужная   книга.   Различие   между   двумя структурами   гиппокампального   комплекса   заключается   в   том,   что энторинальная   кора   участвует   в   сохранении   сведений   вне   их   связи с контекстом (процедурная, а для более сложных сигналов ­ семантическая память), а гиппокамп важен для декларативной памяти памяти, то есть  типе памяти,   при   котором   имеющийся   опыт   или   информация   актуализируется произвольно   и   сознательно.  В   сохранении   в   памяти   последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить   три   группы нейронов:   одни   реагируют   на   действующий   сигнал, другие   сохраняют   его   след   до   того   момента,   когда   необходимо   дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию. Сопоставление   вновь   поступившей   информации   с   прошлыми переживаниями   определяет   содержание   сознания   как   постоянную корректировку   личного   опыта   и   того,   что   можно   назвать   чувством внутреннего "я".  1.7. Связь мозга с психикой и сознанием По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы. Было выявлено, что психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных   устройств.   Одни   из   них   воспринимают   воздействия,   другие   ­ преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи ­  придают   поведению   энергию   и   стремительность,  четвертые   ­   приводят   в действие мышцы. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.   То   есть,   стало   понятно,   что   сознание   не   добавление   к   психике человека,   а   сама   субъективная   сторона   психики,   осознание   ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. В сознании задействованы все психические процессы,   состояния   и   свойства   человека,   сознание —   это   единство   всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики. 9 1.8. Травмы, заболевания, возрастные факторы влияния на сознание Возрастной фактор.  Старение организма сопровождается изменением всех его функций – как биологических, так и психических. Общеизвестно, что с   увеличением   возраста   нарастает   частота   психических   заболеваний. Существует   пять   критериев   деменции  (Приложение   №   8):   потеря интеллектуальных способностей, которая ведет к расстройству в социальной и профессиональной сферах; нарушение памяти; расстройство абстрактного мышления,   оценки   и   других   высших   функций   или   изменения   личности; наличие органических причин. Заболевания.  Потеря   ясности   сознания   возможна   при:   туберкулезе головного мозга, сифилитическое   поражение (врожденное или третичное), клещевых   инфекциях,   ишемического   инсульта,   геморрагического инсульта, болезни Пика, болезни Паркинсона. (Приложение № 7)   больного     Для Травмы. Если травма приходится на слепую зону мозга, то повлиять на качество жизни человека, а так же на ясность сознания она не может. Такие зоны находятся в   отделах больших полушарий. Однако,  при повреждении лобных   долей изменяется   стратегия   поведения.   Человек   теряет   будущее   в высоком,   гуманном   понимании   этого   слова,   так   как   нарушаются   сложные формы поведения. Отдельные нарушения функций и состояний: 1) Интеллект. У человека наблюдается потеря воли, целеустремленности, деликатности в достижении   цели,   он   могут   прогнозировать   свои   действия.2)   Психическая неустойчивость. импульсивность, расторможенность, раздражительность, эйфория. Они грубы, легкомысленны, часто   вступают   в   конфликты.   При   необходимости   смены   поведения,   в соответствии с обстоятельствами, создают ошибки, но не могут подчинить свои   действия   разуму.  Повреждение   височной   доли   может   вызывать следующие симптомы: нарушения речи: человек не понимает обращенную к нему речь, хотя слышит ее, выпадение полей зрения, судорожные приступы, которые   наблюдаются   в   конечностях   или   во   всем   теле.   Повреждение теменной   доли   может   вызывать   нарушение   чувствительности   в   одной половине   тела.   Повреждение   затылочной   доли   может   вызывать   нарушение зрения — слепоту или ограничение видимого поля зрения на один или оба глаза  (Приложение № 8)  ,  снижение   мышечного   тонуса.  Также   возможны симптомы,   говорящие   о   повреждении   черепных   нервов:   косоглазие, асимметрия лица, снижение слуха.  характерна   10 1.9. Как сохранить сознание ясным? Из этого следует, что сознание напрямую зависит от памяти, развития человека,   его   образа   жизни.   Чтобы   не   происходило   увядания   систем мышления,   необходимо   заставлять   нейроны   образовывать   новые   связи.  Доказано,   что   активная   умственная   деятельность   замедляет   атрофию головного мозга.   Например, свободное владение двумя языками побуждает префронтальную кору активнее работать, что улучшает умение решать  задачи и переключать внимание и оттягивает на 5 лет появление старческого слабоумия. Размеренная   физическая   активность   улучшает   кровоток,   мозг   лучше снабжается   кровью,  от  чего  работает  эффективнее,  развивается   быстрее  и меньше «изнашивается». При нарушенной функции префронтальной коры необходимо: развивать целеустремленность,   что   позволит   укрепить   сознательную   часть   психики; придерживаться диеты с высоким содержанием белка, низким содержанием углеводов   и   относительно   низким   содержанием   жиров.   Прослушивание произведений  Моцарта способствует снижению тета­ритмов (Приложение № 8)    в   четком   соответствии   с   основным   ритмом   музыки;   появляется сосредоточение, снижается импульсивность и улучшаются навыки общения. Необходимо   проводить   профилактику   инсульта   головного   мозга: гиполипидемическая терапия (применение статинов); гипотензивная терапия; эффективное   лечение   соматических   заболеваний   и   инфекционно­   способствующих   развитию   инсультов воспалительных   процессов, (коллагенозов,   хламидиоза,   ВИЧ­коагулопатий,   сахарного   диабета) (Приложение   №   8);   возможно   применение   растительных   препаратов   и народных   средств   для   нормализации   липидного   обмена   и   снижения артериального   давления   (совместно   с   медикаментозной   терапией). Положительную   роль   играет   применение   ниоотропов  (Приложение   №   8): «Глицина», жирных кислот, «Ноотропила», «Фенотропила», «Гингко билоба». (Приложение № 10).  Дневной   сон   после   заданий,   утомляющих   гиппокамп,   не   просто восстанавливает   умственные   способности,   но   и   может   их   улучшать.   Для повышения   проницательности   служит   кофеин   (так   же   относится   к ноонтропам),   с   помощью   него   становятся   активнее   связи   нейронов   в гиппокампе.  11 А   так   же   консультируйтесь   с   врачом   на   счет   приема   различных препаратов,   стимуляторов   действующих   на   нервную   систему,   сосуды   или имеющих прямое воздействие на головной мозг. Стоит обратить внимание, что   не все указанные выше препараты свободно отпускаются из аптек. Для лечения некоторыми из них необходим рецепт врача. 12 II. Исследование Исследование частей мозга. Итак, при изучении теорий о сознании, я поняла,   что   самой   верной   из   них,   как   уже   было   сказано   выше,   является материалистическая.   Сознание   в   моем   понимании   не   представляет   собой отдельную субстанцию. Тем самым я выдвинула гипотезу о том, что сознание­ функция мозга, и она приурочена к определенным его частям. Объект: головной мозг Предмет:   процентное   соотношение   определенных   частей   мозга   в сознательной   деятельности           Метод: анализ и беседа со специалистами Во   время   работы   над   проектом   я   выявила   наиболее   активные   части мозга   при   сознательной   деятельности.   Довольно   значимыми   оказались височные   и   лобные   доли,   которые   включают   в   себя   именно   те   важные структуры,   выполняющие   функции,   формирующие   человеческое   сознание (Приложение № 6):  Медиобазальные отделы коры­ 10%   Префронтальная   кора   (дорсолатеральная   часть   префронтальной   коры)­ ● ● 45% ● Гиппокамп­ 30% ● Энторинальная кора­ 15% 13 III. Обсуждение результатов Я провела интервью со специалистами по данной теме, а именно моими респондентами   были   Ирина   Александровна     Котельникова(врач­хирург)   и Надежда Аркадьевна Сурина(психолог). Я узнала о влиянии различных травм и заболеваний на мозг, а так же о качестве жизни и уровне развития людей различных возрастных групп. Они не только сошлись в своем мнении, при ответе на поставленные вопросы  (Приложение   №   4),   но   и   подтвердили   верность   суждений, раскрываемых в проекте. 14 IV. Работа над продуктом 4.1. Первоначальные идеи Конечным продуктом я планировала создать процентное соотношение правдивости современных теорий о сознании, а так же узнать какие именно идеи разделяют люди. Это должна была быть диаграмма. 4.2. Требования к продукту Мой проект постоянно менялся в течение его создания. Мне хотелось донести важность работы нашего мозга в жизни человека, а также узнать, как его необходимо развивать для того, чтобы наше сознание оставалось ясным. Поэтому продукт  должен содержать достаточный объем информации, а так же быть доступным и полезным для окружающих. Стоит отметить, что его необходимо сделать экономичным, в оформлении серьезным, но вызывающим интерес. Чтобы   выбрать   наилучшую   идею,   необходимо  провести   анализ возможных вариантов презентации продукта. 4.3. Выбор лучшей идеи Шкала от 1 (очень плохо) до 10 (идеально) Доступно сть Нужность Информа ционный объём Эстет ичнос ть Оригинал ьность 9 7 7 7 7 5 8 7 8 9 9 7 6 6 9 6 5 5 8 5 Требования Идеи Диаграмма Презентация Видеоролик Буклет Таким образом: ● ●  Диаграмма­ 45  Презентация­ 39 Эконо мично сть 10 7 7 5 15 ● ●  Видеоролик­ 48  Буклет­  37 Следовательно,   наиболее   лучшим   продуктом   для   решения   проблемы будет являться видеоролик. 4.4. Разработка продукта Для того чтобы создать качественный презентационный видеоролик, мне необходимо: ● ● ● ● ●  Разработать сценарий  Подобрать необходимые кадры и фото  Записать аудио ­ монолог  Произвести монтаж  Перепроверить содержимое Монтаж будет осуществлен в таких программах, как  «Sony Vegas Pro 9» и  «Adobe After Effects CS4». 16 V. Экономическое обоснование Действия Интервью Монтаж Озвучка Компьютер Затраты 0 рублей (бесплатная помощь психолога и хирурга) 0 рублей (выполнялось самостоятельно) 0 рублей (выполнялось самостоятельно) 0 рублей (собственный) Итог: Проект бюджетный. При работе с ним, я не затратила никаких денежных средств, что определенно является положительным моментом. 17 VI. Экологическое обоснование При   создании   видеоролика   по   теме   «Сознание   как   функция   мозга» вреда людям и окружающей среде не было нанесено. 18 Самоанализ Я закончила работу над проектом и считаю, что все поставленные  задачи были выполнены. Цель достигнута. Она не потеряла первоначальной  идеи. Получившийся результат не только удобен, но и практичен. Продукт не  может похвастаться корректными значениями, из­за неимения точных данных  по этой теме, ведь она пока довольно слабо изучена в сфере науки. Однако,  доказать правильный курс развития идеи о сознании  получилось. Продукт,  несомненно, можно и нужно улучшить. Для этого необходимо создать среду,  для проведения реальных серьезных опытов; нужна аппаратура, которую я не  могу использовать не только из­за ее неимения или стоимости, а из­за своей  квалификации; необходимы дополнительные сведения, которые пока  невозможно получить. Сейчас я не могу сказать, что мне снова хотелось бы  приняться за изучение данной темы, но, возможно,  возьмусь за нее в будущем. Благодаря этому проекту я научилась работать с информацией, анализировать данные и выводить собственные идеи; при использовании  «Sony Vegas Pro 9», «Adobe After Effects CS4» , «Paint Tool SAI»  я научилась решать проблемы  связанные с дизайном видеоролика, столкнулась и научилась справляться с  проблемами рендеринга и улучшила свои способности в этом виде  деятельности; научилась правильно проводить интервью и общаться с людьми. Полученные данные и верное направление в изучении данной проблемы, я  считаю самой верной частью работы. Я думаю, что проект заслуживает  хорошей оценки. 19 Заключение На   основании   проведенных   исследований   можно   выделить   основные умозаключения: ● Самой верной из теорий, в моем случае, оказалась теория материализма. ● Сознание­ функция, приуроченная к мозгу. ● Сознание   напрямую   зависит   от   височных   и   лобных   долей,   которые включают   в   себя:   медиобазальные   отделы   коры,   префронтальную   кору, гиппокамп, энторинальную кору. ● Наше развитие зависит от качества жизни. ●   Чтобы   сознание   оставалось   ясным   нужно   заниматься   умственной   и физической деятельностью, придерживаться диеты с высоким содержанием белка, низким содержанием углеводов и относительно низким содержанием жиров, больше спать, принимать стимулирующие препараты. 20 Список использованной литературы   Жариков   Н.М.,   Морозов   Г.В.,   Хритинин. Судебная   психиатрия.­  M:       Крис   Фрит.   Мозг   и   душа.   Как   нервная   деятельность   формирует   наш ● Интернет­издание. 2009. ­ 624 с.  ● внутренний мир.­ M.: CORPUS®. 2010.­ 336 c. ●  Харрисон Т.Р.  Внутренние болезни.­ М.: Москва "Медицина". 1992.­ 3101с. ●Ясный ум от молодости до старости/Себастьян Бохлер. Кристоф Буглон. Никола Шевасу­о­Луи. Лорэн Коэн. Патрик Лемуен. Вероник Льежуа.­ Париж: Ридерз Дайджест.­ 2010.­ 288 с.   Фред Гейдж. Мозг, восстанови себя//В мире науки.­ 2003.­№12, декабрь.­с. Анохин   К.В.   [Электронный   ресурс]/ ● 20­27.(Нейрогенетика). ● дан.//Управление Р.Е.Алексеева. – 2012г.­  Режим доступа: http://color­foto.com/soznanie­i­mozg­lekciya­k­v­anoxina/ ●   К.В.   Бегли электрон.  Государственного   технического   университета   им.  Анохин  .­   ● Горбунова     Ш.   [Электронный   ресурс]/Ш.   Бегли­   электрон.   дан.//Управление  InoPressa.­   2012г.­   Режим   доступа:  The   Daily   Beast:   Сайт   https://www.inopressa.ru/article/02Jan2012/dailybeast/brain.html   М.   Ю.,  Шпаргалка   По Психологии[Электронный   ресурс]/  М.   Ю.   Горбунова,   Т.   В.   Ножкина.­ электрон.   дан.//   Университецкое   управление:   электрон.   журн.   –   Режим доступа:    Ножкина     Т.   В.  Иваницкий http://bookitut.ru/Shpargalka­po­psikhologii.AContents.html ●  А. М. Сознание и мозг [Электронный ресурс]/А.М. Иваницкий­ электрон. дан.//Управление  Российского гуманитарного научного фонда, Российского   фонда   фундаментальных   исследований,   программы Президиума РАН "Фундаментальные науки ­ медицине" и программы ОБН РАН   "Интегративные   механизмы   регуляции   функций   и   организмов": Мировоззренческий сайт Fornit. – 2005г.­№1.­Режим доступа: Сознание.   Сущность,   феномен   и   развитие   сознания[Электронный доступа: Studio.­ Режим       http://scorcher.ru/neuro/science/ritorica/mind.php ● ресурс]/Управление http://www.effecton.ru/194.html ● Copyright © BioFile.­ 2007г.­ Режим доступа: http://biofile.ru/psy/1581.html Effecton     Связь   мозга   с   психикой   и   сознанием[Электронный   ресурс]/Управление 21 ● Обнинского   Функции   лобных   долей[Электронный   ресурс]/Управление   института атомной энергетики НИЯУ МИФИ­2016г.­ Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6371575/page:2/ 22 Приложения Выведение проблемы Приложение № 1 Реальная ситуация: Испытываю затруднения по Желаемая ситуация: Владею фактами на тему «мозг и некоторым вопросам, пока я не могу с сознание», а так же могу доказать, что уверенностью сказать, что сознание сознание зависит от мозга человека материально Признаки ситуации Реальная ситуация:  Нет общего понимания, что из   Нет точной информации об  ● себя представляет сознание ● этом ● мозга ● произведено  Нет представления о работе   Изучения данного вопроса не  Желаемая ситуация:  Есть информация о типах   Есть обширные знания о  ● понятии «сознание» ● межвозрастного сознания ● полностью зависит от мозга ● сознание ясным  Доказано, что наше сознание   Я могу сказать как сохранить  Противоречия:  Хочу получить обширные знания о понятии «сознание», но сейчас у меня ● нет представления, что это такое.   Существуют   различия   в   сознательной   деятельности   среди   разных ● возрастных групп,  но сейчас не имею точной информации об этом.   Доказано, что наше сознание полностью зависит от  определенных частей ● мозга, но я не могу назвать от каких точно. ●     Сознание   можно   развивать,   но   как   это   сделать,   я   сказать   не   могу.   Проблема: 23 Хочу   быть   осведомленной   в   вопросе   о   роли   мозга   в   сознательной деятельности, но каким образом этого достичь, пока не знаю. Приложение № 2 Способы решения проблемы Способ решения Проведение интервью со специалистом Использование справочной литературы и дополнительных источников Опрос учеников Проведение опыта Просить помощи учителя № 1. 2. 3. 4. 5. Вывод: для решения проблемы я выбираю способы под номерами 1и 2, так как в данный момент они помогут мне решить поставленную проблему.   24 Приложение № 3 Планирование Задачи 1. Собрать и  проанализировать  информацию по  вопросу «нервная  деятельность и  мозг» Цель Сформулиро вать  достоверные  знания по  теме и  создать  видеоролик о роли мозга в  сознательной деятельности 2. Взять интервью  у специалиста Шаги 1. 1.  Просмотреть  тематические  книги и сайты. 1.2.  Просмотреть  сайты  врачебной  направленности 1.3.  Дополнить  полученные  знания схемами. 1.4.Систематиз ировать  собранную  информацию, а  так же  проанализирова ть результаты  2.1. Составить  вопросы 2.2.  Найти  желающих  помочь Ресурсы Информацион Срок Декабрь ные,  материальные Информацион Декабрь ные,  материальные Декабрь ­ январь Январь­ февраль Информацион ные,  трудовые,  интеллектуал ьные Материальны е, трудовые, интеллектуал ьные Материальны е,  интеллектуал ьные Трудовые,  коммуникаци онные  Февраль Февраль ­ март 2.3. Прийти на  консультацию Трудовые Февраль ­ март 25 3. Вывести  функции,  происходящие в  мозге, центры  сознательной  деятельности 4. Создать  видеоролик 2.4. Провести  интервью  3.1. Анализ  результатов Трудовые,  информацион ные,  коммуникаци онные Интеллектуал ьные Февраль ­ март Март 3.2. Создать  схемы Материальны е Март Материальны е Март­ апрель 4.1. Найти  необходимые  фото и кадры 4.2. Озвучить 4.3. Произвести  монтаж 4.4. Рендеринг  5. Представить  результат  аудитории  5.1. Провести  выступление Апрель Интеллектуал ьные,  коммуникаци онные 26 Этап: аналитический (анализ результатов). Цель: узнать мнение специалистов по теме. Приложение № 4 В ходе проведения интервью были заданы следующие вопросы: 1. Как Вы считаете, является ли сознание человека материальным? a) Если   оно   имеет   нематериальную   природу,   то   как   оно   зарождается? Существует ли оно «за пределами человеческой реальности»? b) Как формируется сознание? c) Если эта функция приурочена к мозгу, то какие алгоритмы происходят в нем при мыслительной и сознательной деятельности? 2. Сознание­ это простая проекция реальности? 3. Как мы понимаем, что существуем? Например, представим ситуацию, возьмем два пустых черепа и   одну половину мозга поместим в одно тело, а другую в другое. Какая из личностей будет являться вашей? 4. Что Вы можете сказать о структуре нашего мышления(синтез и анализ мысли)? Его видах? 5. Какие   операции/психические   расстройства     могут   повлиять   на мышление человека? 6. Мозг­ орган «примитивного сознания»? 7. Как можно объяснить искажения или иллюзии в восприятии человеком действительности   (отображении   мира)?   (Синдром   Алисы   в   стране чудес, слепота к изменениям, галлюцинации и т.д.)   27 Приложение № 5 Современные теории о сознании Дуализм –   это   теория   о   том,   что   существует   две   и   только   две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек   является   мыслящей   субстанцией,   способной   усомниться   в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру. Идеализм —   это   теория,   согласно   которой   существуют   только   сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия.   Крайним   проявлением   идеализма   является солипсизм,   для которого существует только сознание, причем только в единственном числе. И опять идеализм не различает «Я» и сознание как отдельные сущности. Материализм – это теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический   характер.   Сознание   –   это   свойство   мозга.   Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение   не   является   сознанием,   но   внутренней   физической   причиной сознания. Для материалистов нет «Я» как отдельной сущности, для них «Я» и сознание – это одно и то же. Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути   не   является   ни   психической,   ни   физической.   Двухаспектная   теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания   опыта   без   каких­либо   утверждений   относительно   реальности этого   содержания.   Феноменология   пытается   открыть   идеальные   черты человеческого   мышления   и   восприятия,   свободные   от   каких­либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все   остальные   науки,   как   основанные   на   мышлении.   Основным   свойством человеческого феноменологии является интенциональность –   свойство   человеческого   сознания:   быть направленным на некоторый объект. Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо   к   физическим   состояниям   последнего   и   является   особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами. Сознание, сознания     согласно   28 однако,  является  обычным реальным объектом,  который  должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. 29 Приложение № 6  Описание функций  1.  Височные доли.  Функции: возможность понимания произнесённых слов; память: долговременная; возможность обучаться, прослушивая информацию; соединение потоков слуховой и зрительной информации, осознание того, что человек   увидел,   совместно   с   тем,   что   он   услышал:   понимание   того,   что видимые   предметы   могут   звучать.   ответственность   за   синтез   чувств: осязательных, слуховых и зрительных образов. гармонизация эмоционального фона. 2. Лобные доли. Лобные доли не выполняют чувствительных и двигательных функций   (исключение   –   центры   речи   и   письма).   Они   участвуют   в формировании   личностных   качеств:   потребности   (влечения);   восприятия, памяти,   эмоциональном   окрашивании   при   целенаправленной   деятельности; творческих процессов планирования и решения задач.  3.  Энторинальная   кора —   часть   коры   головного   мозга,   расположенная   в височной доле и относящаяся к гиппокамповой формации. Анатомически она подразделяется   на   латеральную   часть   и   медиальную   часть.   Энторинальная кора   служит   основным   интерфейсом   между   новой   корой   и   собственно гиппокампом.   В   медиальной   энторинальной   коре   обнаружены нейроны решётки, нейроны   направления   головы и нейроны   границы,   которые проецируются   на нейроны   места собственно   гиппокампа   и   играют   важную роль  в  работе   внутренней  мозговой  системы  пространственной   ориентации животного. Энторинальная кора также участвует в формировании памяти. 4. Префронтальная кора.  Префронтальная кора (ПК) — наиболее развитая часть головного мозга. Эта область находится в передней трети полушарий, прямо   за   лобной   костью.   Часто   в   префронтальной   области   выделяют   три зоны:   дорсолатеральную   (внешняя   поверхность   ПК),   кору   нижней поверхности лобных долей и поясную извилину (проходит в средней части лобных   долей).   Функции:   устойчивость   внимания;   настойчивость;   оценки; управление   импульсами;   организованность;   самоконтроль;   решение   задач; критическое   мышление;   способность   планировать   на   будущее, прогнозировать; делать выводы, учиться на опыте; способность ощущать и выражать эмоции; взаимодействие с лимбической системой; эмпатия. 5.  Гиппокамп­  часть лимбической   системы головного   мозга (обонятельного мозга).   формирования эмоций, консолидации памяти (то   есть   перехода   кратковременной   памяти   в 30   механизмах   Участвует   в Генерирует тета­ритм при удержании внимания. долговременную). Предположительно   гиппокамп   выделяет   и   удерживает   в   потоке   внешних стимулов важную информацию, выполняя функцию кратковременной памяти, и функцию последующего её перевода в долговременную. 6.  Медиальные отделы.  Отделы больших полушарий. Основной функцией этих отделов мозга является не столько обеспечение связи с внешним миром (получение и переработка информации, программирование действий), сколько регуляция   состояний   мозга,   модификация   тонуса   коры,   влечений   и аффективной жизни. Поражения медиальных (или медиобазальных) отделов лобной коры никогда не вызывают первичных нарушений гнозиса и праксиса. Зрительное, слуховое и тактильное восприятие больных остается сохранным.  31 Заболевания, связанные с мозговой активностью Приложение №7    Туберкулезный менингит 1. Туберкулез головного мозга: ●  – специфическое воспаление мозговых оболочек. Чаще   всего   такое   заболевание   возникает   после   перенесенного   туберкулеза какой­либо   другой   локализации   или   сочетается   с   уже   существующим туберкулезом других органов. ●  –   специфические   опухоли   головного   мозга.   Как правило,   туберкулы   состоят   из   туберкулезной   ткани,   где   на   протяжении некоторого   времени   образуется   гнойный   распад   с   образованием туберкулезного   абсцесса.   Величина   туберкулов   колеблется   от   зерна   до крупного   куриного   яйца.   Основные   места   локализации   патологического процесса – мозговой ствол и мозжечок. Солитарный   туберкул 2. Сифилис мозга   — хронический инфекционный процесс, поражающий не только   внутренние   органы,   но   и   нервную   систему.   Поражение   нервной системы (нейросифилис) относится к более или менее поздним проявлениям сифилиса   и   может   выражаться   в   двух   клинических   формах:   в   форме сифилиса мозга и в форме прогрессивного паралича. Клиническая картина сифилиса мозга довольно разнообразна и зависит от характера и локализации анатомических   изменений.   Они   сводятся   к   трем   основным   формам   и ограничиваются   обычно   поражением   оболочек   и   сосудов   мозга:   1) образование   гумм   (узлов   в   тканях),   главным   образом   в   твердой   мозговой оболочке, 2) хроническая гиперплазия (разрастание) лимфоидных клеток в оболочках   мозга   и   3)   эндартерииты   мозговых   сосудов,   вплоть   до   полного зарастания   их   просвета   с   изменением   прилежащей   нервной   ткани   из­за нарушения питания.  Клещевой   энцефалит—   природно­очаговая вирусная инфекция, 3. характеризующаяся лихорадкой, интоксикацией и поражением серого вещества головного мозга (энцефалит) и/или оболочек головного и спинного мозга (менингит и   менингоэнцефалит).   Заболевание   может   привести   к стойким неврологическим и психиатрическим осложнениям и даже к смерти больного.    Ишемиический   инсульт —   нарушение   мозгового   кровообращения   с 4. повреждением ткани мозга, нарушением его функций вследствие затруднения или   прекращения   поступления   крови   к   тому   или   иному   отделу. Сопровождается размягчением участка мозговой ткани — инфарктом мозга. 32 5.  Геморрагический   инсульт – это гипертоническое   кровоизлияние   в паренхиму   головного   мозга,   сопровождающееся   острым   нарушением мозгового   кровообращения,   утратой   функций   пораженного   участка, развитием патогенеза в ядре и перифокальной (вокруг ядра) зоне. 6.  Болезнь   Паркинсона — заболевание,   связанное   с   постепенной   гибелью двигательных   нервных   клеток   (нейронов),   вырабатывающих   медиатор дофамин. Из­за этого нарушается регуляция движений и мышечного тонуса, что   проявляется   характерным   тремором   (дрожью),   общей   скованностью   и нарушением позы и движений. ее ие 7.  Бол знь П ка  — редкое, как правило, хроническое и прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, встречающееся обычно в возрасте 50 — 60 лет и характеризующееся деструкцией и атрофией коры головного мозга преимущественно в области лобных и височных долей. 33 Приложение № 8  Основные понятия  Гнозис  —   это   способность   узнавать   предметы   по   чувственным 1. восприятиям. 2.  Праксис —   адекватно   координированное   действие   ,   сопровождающееся развернутым   контролем,   которое   может   нарушаться   при   поражениях головного мозга различной локализации. 3. Деменция— приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических   навыков   и   затруднением   или   невозможностью   приобретения новых. 5.  Латеральный (антоним:   медиальный)   —   боковой,   лежащий   дальше   от срединной плоскости. ие 6. Когнит вность внешней информации.   — способность к умственному восприятию и переработке  Нистагм —   непроизвольные   колебательные   движения   глаз 7. высокой частоты. 8. Тета­ритм (4­7 колебаний в секунду), рождается во время неглубокого сна или   же   глубокой   медитации,   ему   соответствует   уровень   проникновения   в подсознание, при котором происходит освобождение от подавленных эмоций и  психических  блоков. Тета­фаза  состояние  очень  глубокого  расслабления, которое используется при гипнозе.  Гиполипидемическое   действие  –   это   способность   некоторых 9. фармакологических   препаратов   или   продуктов   питания   снижать   уровень холестерина крови, преимущественно за счет «плохой» фракции. Влияя на выработку печенью белков переносчиков жировой молекулы, они приводят к нормализации таких показателей липидограммы как липиды низкой плотности и   триглицериды.   Снижение   уровней   липидов   крови,   а   в   частности   уровня холестерина, в свою очередь снижает риск смерти от сердечно­сосудистых болезней пациента. улучшает жизни   качество     и     10. Основной способ лечения гипертонии ­ это гипотензивная терапия, т.е. 34 понижение   повышенных   значений   артериального   давления   при   помощи лекарственных   средств   без   воздействия   на   первопричину   развития гипертонии. 11. артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше. (гипертония)—   стойкое   повышение  Артериальная   гипертензия   Коллагеновые болезни (синоним   коллагенозы)   — это группа 12. заболеваний, при которых наблюдается системное поражение соединительной ткани и сосудов. 13. Хламидиоз — инфекционное заболевание, передающееся половым путём, вызываемое хламидиями.   Хламидийная   инфекция   поражает   главным образом мочеполовую систему.  Коагулопатия ­ это патологическое   состояние   организма,   которое 14. обусловлено нарушениями свертываемости крови.  Медиальный —   расположенный   ближе   к   срединной   продольной 15. плоскости тела.  Ноотропы,   они   же нейрометаболические   стимуляторы — 16. лекарственные   средства,   предназначенные   для   оказания   специфического воздействия на высшие психические функции мозга. Считается, что ноотропы способны   стимулировать   умственную   деятельность,   активизировать когнитивные   функции,   улучшать   память   и   увеличивать   способность   к обучению.  35 Приложение № 9 Виды памяти Теоретические основы сознания: 1. 2. 3. Аноэтичное   сознание (процедурная   память) —   это   состояние,   когда мы   не   сознаем   ничего,   но   регистрируем   сигналы   окружающей   среды   и реагируем на них. Ноэтичное сознание (семантическая память) — это состояние, когда мы   сознаем   что­то,   не   входящее   в   имеющееся   окружение,   как   бы символическое сознание. Автоноэтичное   сознание (эпизодическая   память) —   это   то,   что   мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни. Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее. Существуют так же:  Имплицитная   память (скрытая   память) —   тип памяти,   который 1. обеспечивает   использование   информации,   полученной   на   основе неосознаваемого прошлого опыта. Иными словами, неосознаваемая память в отличие от эксплицитной — осознаваемой.  Эксплицитная   память (декларативная   память) —   тип   памяти,   при 2. котором имеющийся опыт или информация актуализируется произвольно и сознательно. 36 Приложение № 10 Разновидности ноотропов Кофеин Как   уже   было   замечено,   это   вещество   вместе   с   никотином   отлично оптимизируют   работу   когнитивного   отдела   головного   мозга. Экспериментальные   опыты   ясно   дают   понять,   что   кофеин   и   витамины являются отличным средством для кратковременного нервного возбуждения, оказывающего   положительное   действие   на   умственные   способности   и активность мыслительных процессов. Если добавить к кофеину аминокислоту тианин, эффект может продержаться подольше.   К   тому   же,   возможно   улучшение   кратковременной   памяти, повышение   скорости   информации,   поступающей   через   зрительный   нерв, улучшение  способности к концентрации  внимания на определенной задаче. Кроме того, тианин убирает негативные эффекты кофеина – возбудимость, нервозность, увеличение ЧСС и давления. Глицин Эта   аминокислота,   пожалуй,   является   самой   известной.   Таблетки   глицина рекомендуют   всем   переутомившимся   детям,   а   также   взрослым,   которые постоянно испытывают стрессы и нервные напряжения. Многим он помогает и в деле улучшения когнитивной деятельности, благодаря чему является самым популярным и дешевым способом лучше подготовиться к экзаменам. Кроме   того   глицин   выписывается   для   лечения   сердечных   болезней.   Курс приема должен составлять не меньше месяца, по 3 таблетки в сутки, чтобы эффект смог проявиться. Таким же эффектом могут обладать витамины, если принимать их регулярно. Жирные кислоты Они содержатся в так не любимом всеми советскими детьми рыбьем жире, некоторых   видах   орехов,   мясе,   бобах   и   льняных   семенах.   Эти   вещества являются отличным стимулятором работы головного мозга, применяются как добавки   к   пище   для   лечения   угнетения   мыслительной   деятельности   с возрастом, а также при заболеваниях высшей нервной системы, связанных с потерей способности к нормальному мышлению. Ноотропил Этот   препарат   стал   часто   выписываться   пациентам,   страдающим   от ослабления или потери памяти, а также применяется здоровыми людьми для 37 усиления мозговой активности. Данный препарат продается в виде таблеток, которые принимаются, как и аминокислоты и витамины, в течение месяца для заметных   улучшений.   При   более   длительном   приеме   следует   снизить дозировку примерно в два раза. Фенотропил Популярный   у   студентов   и   спортсменов   препарат   фенотропил   не   только улучшает   мыслительную   деятельность,   но   и   повышает   работоспособность организма   в   целом.   Кроме   того,   он   помогает   расслабиться,   избавиться   от стрессового состояния, успокоиться. Фенотропил избавляет от бессонницы, улучшает способность запоминать и усваивать информацию, помогает лучше концентрировать   внимание.   Применяется   в   течение   двух   недель   по   одной таблетке в день. Гингко билоба Это   препарат   растительного   происхождения,   является   экстрактом   листьев растения с одноименным названием. Данное лекарство не только стимулирует работу высшей нервной системы, но и действует в качестве антиоксиданта. Капсулы этого препарата нужно принимать по две в день на протяжении трех месяцев. 38 Готовый продукт 39

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"

Ученический проект "Сознание как функция мозга"
Скачать файл