Учетный аутсорсинг бизнес-процессов кластера как способ снижения рисков финансового обслуживания малого бизнеса
Зайцева Г.В. , учитель экономики МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
Бизнес-деятельность современной компании динамична, постоянное движение происходит в пределах производственного цикла, который начинается организацией производственно-торговой деятельности, заканчивается изготовлением продукта (продукции, товаров, работ или услуги) и продажей вновь созданного продукта. Для создания продукции, востребованной на рынке, предприниматель должен организовать деятельность предприятия таким образом, чтобы ничто лишнее не мешало проходить путь к достижению основной цели, а деятельность бизнеса была организована максимально эффективно. Продукцию нужно не только создать и изготовить нужно еще и реализовать, продать так, чтобы не только покрыть затраты, но и получить прибыль, вложение которой в производство даст возможность дальнейшего развития бизнеса. Цикловой структурный оборот бизнес-деятельности касается любой организации: крупной, средней или малой; бюджетной или коммерческой.
Каждый руководитель задается вопросами: как организовать процесс деятельности бизнеса, какие бизнес-процессы нужно объединить, чтобы предприятие работало от начала до конца как единый механизм? Возникает проблема организации процесса бизнесдеятельности задолго до начала фактической работы организации, на этапе планирования.
Руководителю необходимо раскрыть порядок деятельности, представить поэтапную методологию деятельности, создать пошаговую инструкцию деятельности во взаимодействии всех бизнес-процессов, которую обычно объединяют в понятии «производственный процесс».
Однако, более точным определением процесса организации поэтапной деятельности предприятия будет применяемое определение «бизнес-процесс». Для определения понятия бизнес-процесс необходимо понимание формирования понятия бизнес-процесс в содержании двух элементов, включающих понятие «бизнес» и «процесс». Если рассматривать слово
«процесс», то вот базовые определения процесса (от лат. processus - продвижение) — 1) Последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь.
2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (напр., производственный, образовательный процесс) [7].
Теперь к слову процесс нужно добавить слово бизнес, чтобы отличить бизнес-процесс от других процессов, идущих в компании. Понятие бизнес-процесс можно определить поразному. Но в книге Андерсена Бьерна использовано определение, предложенное
Эрикссоном в работе «Quality Institute. Business Process Management. Ericsson»:
Бизнес-процесс — это: цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [1, с.24].
Д. Джестон и Й. Нелис утверждают, что «…любая организация — это совокупность бизнес-процессов [2, с.56].
На начальном этапе деятельности компания чаще всего работает в хаотичном режиме, а бизнес-процессы находятся в стадии формирования. Формирование структуры взаимодействия бизнес-процессов — задача руководителя предприятия, но создавать структуру руководителю нужно совместно с работниками предприятия, которые лучше знают внутренние бизнес-процессы.
По мнению Ковалева С. М., Ковалева В. М. структурная деятельность бизнеспроцессов в кругообороте деятельности предприятия начинается с управленческой деятельности, которая, прежде всего, направлена на управление бизнесом, включает управление непосредственно бизнес-процессами развития и операционными бизнеспроцессами, а для организации деятельности предприятия в целом, взаимодействует с обеспечивающими бизнес-процессами [3]. Бизнес-процессы предприятия можно объединить в три группы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Группы бизнес-процессов
Основные группы бизнес-процессов |
||
Управляющие |
Операционные |
Поддерживающие |
Характеристики и признаки бизнес-процессов |
||
бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы |
бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов |
бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес |
Обычно для действующих предприятий предлагается поэтапный процесс определения бизнес-структуры организации от «того, как было» к «тому, что нужно», представленный на рисунке 1.
Рисунок 1. Порядок работы над формированием перечня бизнес-процессов
Бизнес-процессы распределяются на несколько блоков: бизнес-процессы: основные, обеспечивающие, процессы управления. На этапе создания бизнеса, определение бизнеспроцессов происходит хаотично, поэтому необходимо исследовать состояние бизнеса на определённый момент времени. Основные бизнес-процессы — генерируют доходы компании, через соответствующие бизнес-процессы решаются вопросы достижения максимально-возможной прибыли. Обеспечивающие, поддерживающие бизнес-процессы — поддерживают инфраструктуру компании. Бизнес-процессы управления — объединяют деятельность основных и обеспечивающих процессов, определяют систему управления компанией. Немаловажным направлением бизнеса является и его развитие. Для малого бизнеса в систему бизнес-процессов управления входит и бизнес-процесс развития, который для крупных компаний может и должен быть выделен в отдельный блок.
При диагностике «как есть» всех этапов в производственном цикле компании, руководитель получает материал для обработки и анализа текущей картины бизнеспроцессов в компании, и выявляет проблемы, взаимодействия сотрудников, и как они видят их решения. Деятельность по перечню этапов определения бизнес-процессов можно назвать подготовительными для изменения бизнес-процессов в компании.
Предполагается, что каждая фирма, каждый бизнес создаются в условиях хаоса и неопределенности, поэтому анализ деятельности бизнеса приводит к изменению модели деятельности организации. Наиболее верный путь для успешного создания и продвижения вновь создаваемого бизнеса — это предварительное планирование не только будущей деятельности и развития предприятия, но одновременного планирования модели деятельности бизнеса с распределением на бизнес-процессы, которые характерны для конкретной организации. Если формировать модель деятельности предприятия до момента начала его деятельности, можно сократить этапы формирования бизнес-модели деятельности бизнеса так, как это показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Порядок начальной разработки бизнес-процессов
Начинающему бизнесмену сложно сформировать соответствующую структуру деятельности бизнеса. Поэтому желательно обратиться к специалистам консалтинговой компании, которая организуя поэтапное исследование, находит решения не только изменения структуры существующего бизнеса, но формирует методологический продукт по организации вновь созданного бизнеса, который представлен на рисунке 3. Имея основу создания бизнес-модели, возможно учесть особенности развития определенного бизнеса, предприятия, организации.
Рисунок 3. Модель организации бизнеса малого предприятия
Обычно в составе поддерживающих бизнес-процессов отражается учетный процесс, который определяется как деятельность бухгалтерии, без организации которой не может работать ни одно предприятие. Деятельность бухгалтерии на современном этапе объединяет множество направлений деятельности: ведение бухгалтерского, налогового, кассового, кадрового, внебюджетного учета; подготовка финансовой, налоговой, внебюджетной, статистической отчетности; бюджетирование, анализ, организация взаимодействия с контрагентами. Поэтому деятельность бухгалтерии можно объединить в едином понятии «финансовое обслуживание предприятия», определяемое, как бизнес-процесс, который занимает в российском предпринимательстве существенную временную долю в модели деятельности бизнеса. Бизнес-процессы, связанные решением кадровых вопросов, правового, информационно-технологического обеспечения документооборота компании не только объединены в бизнес-системе поддержки или обеспечения, но чаще всего непосредственно взаимоувязаны с деятельностью по финансовому обслуживанию бизнеса, что дает возможность включить их в бизнес-процесс, определяемый, как финансовое обслуживание предприятия. Результаты, формируемые на базе бизнес-процесса «финансовое обслуживание бизнеса», являются основой для принятия решений в системе основных и управленческих бизнес-процессов.
Хотя предприятия самостоятельно определяют состав групп бизнес-процессов, объединяя их по признакам, которые характерны для каждого бизнеса непосредственно, такой поддерживающий бизнес-процесс, как финансовое обслуживание деятельности организации, требует особого внимания со стороны руководства, прежде всего, по причине обязательности внедрения и высокого риска, определяемого ответственностью руководителя.
Рассматривая представленную модель бизнес-процессов, можно сказать, что основная деятельность производственного (АПК) предприятия делится на два объемных блока: производства и продаж. Организация продаж и обеспечения деятельности производства — работа маркетологов, которая требует специальной подготовки. Деятельность маркетинговой службы предприятия связана с организацией инвестиционного обеспечения: снабжения средствами производства (основные средств, нематериальные активы), закупа услуг, материалов), участвующих в производстве нового продукта. Немаловажным направлением деятельности маркетинговой службы является исследование рынка, продвижение, продажи произведенного продукта.
Наиболее популярная форма развития современного агропромышленного предприятия оформляется в виде фермерского единоличного, семейного хозяйства, которое можно организовать с небольшими затратами и расширять постепенно или в виде коллективного бизнеса, в любом случае, начало всегда за микро- или малым бизнесом. Однако, начинающий руководитель малого бизнеса АПК или фермер не всегда подготовлен должным образом для организации и продвижения деятельности субъекта малого бизнеса в пределах модели деятельности бизнеса, распределенной на несколько бизнес-процессов.
Поэтому малый бизнес во всем мире является отраслью, которая поддерживается государством. Однако, кооперация представителей малого бизнеса с разделением труда, так же получает поддержку государственных структур, что представлено в мировом хозяйстве объединением субъектов малого бизнеса в кластеры, активно продвигаемые государственными структурами поддерживающими развитие малого бизнеса на мировых рынках. В частности, специальные Руководства для организации кластеров малого бизнеса предоставлены в Казахстане в 2006 году [9], а в Беларуси в 2015 г. [10]. В России кластеры, достаточно крупные, создаются на региональном уровне с учетом развития региона на базе Постановления Правительства [7] и созданной инфраструктуры развития кластеров в регионах.
В исследовании кластера сформированы различные понятия Тэпманом Л. Н., Соколовой Т., Яновской Ю. и другими исследователями, среди которых родоначальником определения понятия является М. Портер. М. Портер представил понятие в 90ых годах ХХ столетия: «согласно теории кластеризации экономики кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующие в определенной сфере и дополняющих друг друга. Кундиус В.А. на базе определения М. Портера определяет: «кластер представляет более высокий уровень развития интеграционных процессов.» [4, с.26].
Лизунов В. В. дает определение: «Бизнес-кластер — добровольное неформальное
(самоорганизующееся) объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов на условиях близости территориальной, отраслевой, культурной; взаимодополняемости по продуктам, ресурсам, процессам; взаимосвязанности потоками материальными, нематериальными, информационными» [5, с.7].
По точному мнению Крысиной Л. П. все существующие интерпретации определения «кластер» содержат один признак: в кластере объединяется группы каких-либо объектов, выделяемых из большой совокупности по тому или иному общему для групп признаку.
Милованов Д.А. рассматривая кластер в исследовании, подразумевает включение малых форм в интегрированное производство, обеспечивающее масштабный уровень ведения бизнеса [6, с.17].
Возможно, более коротко, обобщая определения для проводимого исследования, кластер — сосредоточение, объединение наиболее эффективных и взаимосвязанных по видам деятельности предприятий, занимающихся в совокупности достижением единой цели на базе деятельности сформированной модели бизнес-процессов.
Деятельность малого хозяйства (малого бизнеса) в агропромышленном комплексе (МБ АПК) может быть организована в форме кластера, который объединит деятельность МБ АПК (животноводство, растениеводство), деятельность по организации заготовительного процесса, процесс продаж (МБ по развитию маркетинга), предприятие малого бизнеса, организующего деятельность финансового обслуживания предприятия. Член кластера, выполняющий финансовое обслуживание объединенного предприятия, может организовать взаимосвязи между всеми членами кластера, включая организацию подготовки управленческих решений на базе проводимых консультаций со специалистами консалтинговых фирм. Финансовое обслуживание предприятия обеспечит фирма, основной деятельностью которой являются деятельность бухгалтерии. В таком случае, взаимодействие с поставщиками, заказчиками, работниками кластера, юристами-правовыми консультантами, равно, как и документооборот, и делопроизводство организует именно член кластера.
Фирма-консультант, владеющая проектами (консалтинговыми продуктами) создания структур с определением бизнес-процессов предприятия, может оказать консалтинговые услуги начинающему предпринимателю, который организует собственное малое предприятие. Организуя поэтапное исследование, консалтинговая фирма находит решения не только изменения структуры существующего бизнеса, но формирует методологический продукт по организации вновь созданного бизнеса. Консалтинговые фирмы могут продвигать свой бизнес за счет разработки нового продукта в проекте и продвижения проекта, имеющего конечной целью определение бизнес-процессов для разных предприятий, в том числе агропредприятий. Консалтинговые фирмы, для которых исследование по вопросам консультирования является основным видом деятельности, могут создать единую методику, определяющие бизнес-процессы организаций в целом. Воспользовавшись единой методикой, консалтинговая фирма с минимальными затратами может дать рекомендации конкретным предприятиям для структурирования бизнес-процессов, а участники кластера могут использовать наработки консалтинговой фирмы для своего развития.
Консалтинговые услуги до момента открытия бизнеса, в целях предварительного планирования могут касаться и консультаций по открытию предприятия, составлению бизнес-плана, по организации системы взаимодействия со специальными организациями: с налоговыми органами, с банками, с внебюджетными фондами. Немаловажными будут консультационные услуги по организации системы налогообложения, бухгалтерского учета и ведения деятельности бухгалтерии в целом.
Предприятие, работающее на рынке в области маркетинговых исследований, закупа, логистических процедур, может выступить, как партнер, который оказывает услуги продвижения производимого МБ АПК продукта. Работая на открытом рынке маркетинговая фирма, проведет маркетинговые исследования, выявит наиболее востребованные продукты, обеспечит процесс закупа и логистики в организации производства.
Таким образом, в простейшем кластере можно объединить нескольких фермеров, неосновные бизнес-процессы деятельности которых будут обеспечивать специалисты, профессионально занимающиеся неосновными бизнес-процессами: консалтинговое агентство, маркетинговая фирма, бюро бухгалтерских услуг. Фактически аутсорсинг финансового обслуживания приобретет новые возможности для развития в системе делегирования полномочий. Взаимодействие в кластере представлено на рисунке 4
Структуры, формирующие, составляющие кластер
(Техноцентр, бизнес-инкубатор) объединяют несколько МП АПК, закупочно-маркетинговое и МП финансового обслуживания
Рисунок 4. Сельскохозяйственный процессный кластер
Тогда каждый участник кластера будет выполнять свою работу, развивая деятельность именно своего отдела на общие деньги, которые поступят в кассу от реализации продукта деятельности МБ АПК. Причем, и консалтинговое агентство, маркетинговая фирма, бюро бухгалтерских услуг могут обеспечить собственное интеллектуальное развитие, занимаясь основной деятельностью на условиях разделения труда. В целом кластер сможет достичь наиболее высоких результатов.
Формирование процессного кластера (образуемого предприятиями, относящимися к процессным отраслям, в том числе к сельскохозяйственной отрасли и смежной пищевой промышленности) может быть организовано любой государственной структурой, участвующей в программе поддержки малого бизнеса. В частности, Бизнес-инкубатор Челябинской области может осуществить подбор участников кластера, формирование взаимодействия субъектов малого бизнеса внутри кластера, продвижение его деятельности, пока участники кластера являются резидентами бизнес-инкубатора.
В целях развития малого агропромышленного бизнеса предлагается формирование процессных кластеров, работающих в области создания продукции сельского хозяйства.
Руководству МБ АПК необходимо осуществлять не только руководство производственным процессом, ему нужно будет принимать управленческие решения в целом, касаемые ведения бизнеса. Для этого можно организовать систему обмена отчетами на собраниях, где будут представлены показатели деятельности, разработаны предложения по принятию управленческих решений, и окончательное решение останется за руководителем кластера, система взаимодействия фермера и других участников кластера станет и обучением для фермера.
Создание кластеров дает возможность делегирования полномочий профессионалам, заинтересованных в продвижении кластера. Недостатки аутсорсинга, осуществляемого в кластере, будут рассматриваться как достоинства. Традиционное для аутсорсинга объединение профессионалов разных направлений в кластере даст возможность повышения производительности труда с одновременным повышением конкурентоспособности компаний. Объединение в кластеры решает вопросы наиболее точного определения услуги по передаче неосновных бизнес-процессов на аутсорсинг и определяет долю ответственности в кластере всех участников.
Список используемых источников
1. Бьёрн, А.. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Андерсон Бьёрн / Пер. с англ. С.В. Ариничева / Науч. ред. Ю.П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 272 с, илл. — (Серия «Практический менеджмент»)
2. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. / Д. Джестон и Й. Нелис — Пер. с англ. — СПб: СимволПлюс, 2008 — 512 с, ил.
3. Ковалев, С. М. Современные методологии и стандарты описания бизнес-процессов: преимущества, недостатки и области применения/ С. М. Ковалев, В. М. Ковалев :
«Справочник экономиста», № 11, ноябрь 2006г. : URL:
http://paramax.susu.ru/study/SovMSproectBP.pdf ; дата обращения: 13.07.2016 4. Кундиус, В. А. Экономика агропромышленного комплекса : учебное пособие / В.А. Кундиус. — М. : КНОРУС, 2016. — 544 с.
5. Лизунов, В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В. В. Лизунов, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. — Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. — 280 с.
6. Милованов, Д.А. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном кластере: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Милованов Денис Александрович; [Место защиты: Мичуринский государственный аграрный университет]. — М., 2012. — 22 с.
7. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров : [Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 ] [Электронный ресурс] : URL: http://cluster.hse.ru; дата обращения: 13.07.2016
8. Процесс: словарная статья/ Словарь электронный © Академик, 2000-2014: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/246322 ; Дата обращения: 13.07.2016
9. Руководство по развитию кластеров : АО «Центр маркетингово-аналитических исследований» 2006 год © АО «ЦМАИ»: Казахстан, 050012, — Алматы —58 с.
10. Руководство по созданию кластеров в республике Беларусь: Совет по развитию предпринимательства в республике Беларусь, — Минск, 2015, — с.166
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.