Учим детей говорить правильно

  • Работа с родителями
  • Семинары
  • docx
  • 14.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для родителей и лиц, их заменяющих, имеющих детей младшего дошкольного возраста, для организаторов внешкольной работы и дополнительного образования, работающих с дошкольниками и с детьми с ОВЗ. В доступной форме дается показ методов и практических занятий для взаимодействия взрослого с ребенком, знакомство родителей и лиц, их заменяющих, с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Иконка файла материала Кузнецова ЕВ Семинар с род Гал Ал.docx
Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно» Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 4 лет  правильной и красивой речи. Задачи: 1. Познакомить   родителей   с   особенностями   речевого   развития   детей   младшего дошкольного возраста. 2. Обучить   родителей   правильному   выполнению   упражнений   артикуляционной гимнастики. 3. Продемонстрировать наглядный материал с помощью средств ТСО о развитии речи в Центре развития ребенка в регламентированной и игровой деятельности с детьми. 4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями. Материалы и оборудование: 1. Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер,  2. Стулья взрослые, столы; 3. Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль,   соль,   манка,   проч.),   раздаточный   материал   на   каждого   участника (ксерокопии  игровых  упражнений,  упражнений  артикуляционной  гимнастики  для использования дома), ватные шарики, демонстрационный материал. I. Здравствуйте,  уважаемые  родители! В   зале   полукругом   стоят   стулья.   Родители   садятся   по   желанию,   в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара­практикума.  . Активизация родителей  ­  Крикните громко и дружно, друзья, деток вы любите? нет или да? ­   Пришли на встречу, сил совсем нет, вам лекции слушать хочется здесь? (нет) ­ Я вас понимаю, как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам (да) ­ Дайте мне тогда ответ ­ помочь откажетесь нам? (нет)  ­ Последнее спрошу у вас я ­ активными все будем? (да) Спасибо!Предлагаю Вам познакомиться поближе. А поможет нам в этом наш Дракоша. Для   продуктивного   знакомства   предлагаю   вам   ответить   на   предложенные вопросы:   Продолжите фразу:  Я мама (папа) …Имя ребенка;  Возраст ребенка;  Продолжите фразу: Мой ребенок начал говорить… ­  Вот  мы  и  познакомились   с вами  и  вашими  малышами. Наше  знакомство определило,   что   в   зале   собрались   родители,   детям   которых   от   4   лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2­3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8­9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю вас. 1. А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра “Вопрос­ответ”). Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его   ребенок   правильно   говорил?   Очень   приятно   видеть   внимательных, заботливых родителей. 2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? Посмотрите,   как   мало   рук.   Действительно,   в   этом   возрасте   дети   говорят неправильно,   звукопроизношение   у   них   не   сформировано   –   и   это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту. 3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению? В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы. 4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 4 лет. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима. II. Предлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного  возраста. Остановимся на возрастной норме детей 4 лет. Развитие словаря: в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой,  твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два),  притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)  обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их  детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда) Грамматический строй:   отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из  3­4 и более слов.  предлоги в речи “В”, “На”, “Под”, “Над”. Звукопроизношение:   все свистящие произносят (с, сь, з, зь, у)  все губные (п, пь, б, бь)  все зубные (т, ть, д, дь)  губно­зубные (ф,фь,в, вь)  все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё)  шипящие (ш,ж,ч,щ) замены на свистящие каша – “каса” ­ сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека. Возрастные несовершенства постепенно к 4­5 годам исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе. Игра с родителями на развитие слухового и зрительного внимания  “Запрещенное движение”. Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых  советов, которые я вам сейчас дам.  III. Советы логопеда:  речь   взрослых:   четкая,   неторопливая   грамматически   и   фонетически правильно   оформленная,   не   следует   искажать   слова,   имитировать детскую речь;  обращать   внимание   детей,   на   то,   как   они   согласовывают слова   в предложении, поправлять ребенка (исправлять допущенные ошибки); играя с ребенком, упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: взять куклу и спросить: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;  использовать игру «Чего не стало?» им. существительное в р.п. ед.ч. (выст.3­4 игр и т.д.) ­ использовать игрушку для обучения предлогов;  учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) 4. Как можно назвать зайку?  учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?  учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.  для совершенствования правильного звукопроизношения  использовать артикуляционную гимнастику: 1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных   на   укрепление   мышц   артикуляционного   аппарата,   развитие силы,   подвижности   и   дифференцированности   движений   органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5­10 минут. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:  Учитель­логопед предлагает выполнить упражнения самим родителям,  по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать. Для языка: Блинок   Лошадка  Грибок  Часики  Учитель­логопед   предлагает   выполнить   данные   упражнения   самим родителям,   по   ходу   выполнения,   объясняет,   как   правильно   их артикулировать. Массаж.1). Покусать язычок 2). Язычок вырывается, а зубки стараются удержать Учитель­логопед предлагает выполнить массаж родителям, знакомит с правилами его выполнения, разбирает каждое отдельное упражнение. 2. Развитие просодической части речи: голос, дыхание, темп, ритм, речевой  слух. Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Запись игра “Эхо” ­ голос, интонация, сила выдоха. С родителями проводится игровое упражнение: “Узнай по интонации”  (скажите: грустно, весело, удивленно ай­йай­йай)  3.   Развитие   слухового   внимания   и   речевого   слуха   (различение   на   слух звучания инструментов) ­ с родителями: стаканы с крупой и яйца из­под киндер­сюрпризов,  наполненные крупами. Обратите внимание на раздатки, вам предложены игры для занятий с детьми  дома: “Угадай, что я делаю?” и т.д. 4. Чтение художественных произведений. Литературный материал: 1. Должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка 2. Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания. 3. Одно и то же произведение можно читать по несколько раз в день. 4. Спросить ­ о чем говорится, что происходит с главными героями; 5. Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая   содержание,   ребенок   учится   четко,   точно,   полно, последовательно излагать свои мысли. 6. Учить с детьми стихи, потешки, загадки. 5.Игры речевые дома«Цепочка слов» Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по   развитию   речи   дошкольников   заключается   в   подборе   слов   — существительных   и   прилагательных   —   объединённых   каким­либо признаком.  То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов­переходов.  Вопрос:   Мышка   бывает   какая?   Родитель:   Пушистая,   маленькая,   серая... Логопед:   Что   еще   бывает   пушистым?   Родитель:   Вата,   облако,   кошка... Логопед:   Какая   еще   бывает   кошка?   Родитель:   Рыжая,  разноцветная,  злая.. Логопед: Кто еще может быть злым? Родитель: Бага­Яга, собака, мама.. и т.д.  «Семейная   олимпиада»   Цель: уточнение   синтагматических   связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее   играть   всей   семьёй,   а   соревновательный   азарт   будет способствовать   интересу   у   ребёнка   к   таким   играм. Загадываем   любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов­признаков, отвечающих на вопросы ­ какой?, какая?, какое?,   какие?.   Например:   трава   (какая   ?)   ­   зеленая,   мягкая,   изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …  Побеждает тот, кто назовет последним слово­признак. Игра:   «Похожие   слова».  Задание: подобрать   существительные   к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка). Задание: назвать   предметы,   которые   одновременно   обладают   двумя признаками. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа). Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа) «Волшебная   цепочка»  Игра   проводится   в   кругу.   Кто­то   из   взрослых называет   какое­либо   слово,   допустим,   «мёд»,   и   спрашивает   у   игрока, стоящего   рядом,   что   он   представляет   себе,   когда   слышит   этослово? Дальше   кто­то   из   членов   семьи   отвечает,   например,   "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?  Мёд ­ пчела ­ боль ­ красный крест ­ флаг ­ страна   «Весёлые рифмы»  Играющие должны подбирать к словам рифмы.  Свечка ­  печка; трубы ­  губы; ракетка ­ пипетка; слон ­ поклон;  сапоги – пироги  и т. д.  «Скажи   наоборот»  Цель: расширение   словаря   антонимов.Сейчас   мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот ­ светло. ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ «Дополни предложение»  Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.          Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы   к   определенному   слову   добавлять   еще   одно,   дальше   к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся   деталями.  Например,   исходное   слово   «солнце»...светило солнце; ярко светило солнце; на небе ярко светило солнце; на небе ярко светило весеннее солнце; на небе ярко светило и играло весеннее солнце; на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце; на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце... «Назови   ласково»  Цель:   закрепление   согласования   прилагательного   с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая). «Выбери правильное слово» Цель:   развитие   мышления,   речевого   внимания.  Из   предложенных   слов, обозначающих   признаки   предмета,   предлагаем   ребёнку   выбрать   одно, наиболее подходящее по смыслу.     Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам). «Назови три слова»  (активизация словаря)  ­ Что можно купить? (платье, костюм, брюки)  ­ Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может  летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.  Вывод ­ Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не   одна   педагогическая   система   не   может   быть   в   полной   мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того,состоявшимися   личностями, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными,   свободными   и уверенными   всегда   и   во   всем,   тогда   учите   их   правильно   говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. IV. Оценка мероприятия родителями Перед   вами   полянка.   Ее   нужно   украсить   красивыми   цветами.   Если   вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте полянку красными  цветами. Если вам не понравилось наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте полянку синими цветами. Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Литература: 1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер. – 2006. 2. Селиверстов И.В. Речевые игры с детьми. – М: Академия. – 2003.