Учим детей говорить правильно
Оценка 5

Учим детей говорить правильно

Оценка 5
Работа с родителями +1
docx
родителям
Детсад
14.05.2018
Учим детей говорить правильно
Материал предназначен для родителей и лиц, их заменяющих, имеющих детей младшего дошкольного возраста, для организаторов внешкольной работы и дополнительного образования, работающих с дошкольниками и с детьми с ОВЗ. В доступной форме дается показ методов и практических занятий для взаимодействия взрослого с ребенком, знакомство родителей и лиц, их заменяющих, с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Кузнецова ЕВ Семинар с род Гал Ал.docx
Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно» Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 4 лет  правильной и красивой речи. Задачи: 1. Познакомить   родителей   с   особенностями   речевого   развития   детей   младшего дошкольного возраста. 2. Обучить   родителей   правильному   выполнению   упражнений   артикуляционной гимнастики. 3. Продемонстрировать наглядный материал с помощью средств ТСО о развитии речи в Центре развития ребенка в регламентированной и игровой деятельности с детьми. 4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями. Материалы и оборудование: 1. Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер,  2. Стулья взрослые, столы; 3. Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль,   соль,   манка,   проч.),   раздаточный   материал   на   каждого   участника (ксерокопии  игровых  упражнений,  упражнений  артикуляционной  гимнастики  для использования дома), ватные шарики, демонстрационный материал. I. Здравствуйте,  уважаемые  родители! В   зале   полукругом   стоят   стулья.   Родители   садятся   по   желанию,   в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара­практикума.  . Активизация родителей  ­  Крикните громко и дружно, друзья, деток вы любите? нет или да? ­   Пришли на встречу, сил совсем нет, вам лекции слушать хочется здесь? (нет) ­ Я вас понимаю, как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам (да) ­ Дайте мне тогда ответ ­ помочь откажетесь нам? (нет)  ­ Последнее спрошу у вас я ­ активными все будем? (да) Спасибо! Предлагаю Вам познакомиться поближе. А поможет нам в этом наш Дракоша. Для   продуктивного   знакомства   предлагаю   вам   ответить   на   предложенные вопросы:   Продолжите фразу:  Я мама (папа) …Имя ребенка;  Возраст ребенка;  Продолжите фразу: Мой ребенок начал говорить… ­  Вот  мы  и  познакомились   с вами  и  вашими  малышами. Наше  знакомство определило,   что   в   зале   собрались   родители,   детям   которых   от   4   лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2­3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8­9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю вас. 1. А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра “Вопрос­ответ”). Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его   ребенок   правильно   говорил?   Очень   приятно   видеть   внимательных, заботливых родителей. 2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? Посмотрите,   как   мало   рук.   Действительно,   в   этом   возрасте   дети   говорят неправильно,   звукопроизношение   у   них   не   сформировано   –   и   это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту. 3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению? В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы. 4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 4 лет. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима. II. Предлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного  возраста. Остановимся на возрастной норме детей 4 лет. Развитие словаря:  в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой,  твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два),  притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)  обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их  детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда) Грамматический строй:   отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из  3­4 и более слов.  предлоги в речи “В”, “На”, “Под”, “Над”. Звукопроизношение:   все свистящие произносят (с, сь, з, зь, у)  все губные (п, пь, б, бь)  все зубные (т, ть, д, дь)  губно­зубные (ф,фь,в, вь)  все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё)  шипящие (ш,ж,ч,щ) замены на свистящие каша – “каса” ­ сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека. Возрастные несовершенства постепенно к 4­5 годам исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе. Игра с родителями на развитие слухового и зрительного внимания  “Запрещенное движение”. Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых  советов, которые я вам сейчас дам.  III. Советы логопеда:  речь   взрослых:   четкая,   неторопливая   грамматически   и   фонетически правильно   оформленная,   не   следует   искажать   слова,   имитировать детскую речь;  обращать   внимание   детей,   на   то,   как   они   согласовывают слова   в предложении, поправлять ребенка (исправлять допущенные ошибки);  играя с ребенком, упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: взять куклу и спросить: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;  использовать игру «Чего не стало?» им. существительное в р.п. ед.ч. (выст.3­4 игр и т.д.) ­ использовать игрушку для обучения предлогов;  учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) 4. Как можно назвать зайку?  учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?  учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.  для совершенствования правильного звукопроизношения  использовать артикуляционную гимнастику: 1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных   на   укрепление   мышц   артикуляционного   аппарата,   развитие силы,   подвижности   и   дифференцированности   движений   органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5­10 минут. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:  Учитель­логопед предлагает выполнить упражнения самим родителям,  по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать. Для языка: Блинок   Лошадка  Грибок  Часики  Учитель­логопед   предлагает   выполнить   данные   упражнения   самим родителям,   по   ходу   выполнения,   объясняет,   как   правильно   их артикулировать. Массаж. 1). Покусать язычок 2). Язычок вырывается, а зубки стараются удержать Учитель­логопед предлагает выполнить массаж родителям, знакомит с правилами его выполнения, разбирает каждое отдельное упражнение. 2. Развитие просодической части речи: голос, дыхание, темп, ритм, речевой  слух. Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Запись игра “Эхо” ­ голос, интонация, сила выдоха. С родителями проводится игровое упражнение: “Узнай по интонации”  (скажите: грустно, весело, удивленно ай­йай­йай)  3.   Развитие   слухового   внимания   и   речевого   слуха   (различение   на   слух звучания инструментов) ­ с родителями: стаканы с крупой и яйца из­под киндер­сюрпризов,  наполненные крупами. Обратите внимание на раздатки, вам предложены игры для занятий с детьми  дома: “Угадай, что я делаю?” и т.д. 4. Чтение художественных произведений. Литературный материал: 1. Должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка 2. Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания. 3. Одно и то же произведение можно читать по несколько раз в день. 4. Спросить ­ о чем говорится, что происходит с главными героями; 5. Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая   содержание,   ребенок   учится   четко,   точно,   полно, последовательно излагать свои мысли. 6. Учить с детьми стихи, потешки, загадки. 5.Игры речевые дома «Цепочка слов» Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по   развитию   речи   дошкольников   заключается   в   подборе   слов   — существительных   и   прилагательных   —   объединённых   каким­либо признаком.  То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов­переходов.  Вопрос:   Мышка   бывает   какая?   Родитель:   Пушистая,   маленькая,   серая... Логопед:   Что   еще   бывает   пушистым?   Родитель:   Вата,   облако,   кошка... Логопед:   Какая   еще   бывает   кошка?   Родитель:   Рыжая,  разноцветная,  злая.. Логопед: Кто еще может быть злым? Родитель: Бага­Яга, собака, мама.. и т.д.  «Семейная   олимпиада»   Цель: уточнение   синтагматических   связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее   играть   всей   семьёй,   а   соревновательный   азарт   будет способствовать   интересу   у   ребёнка   к   таким   играм. Загадываем   любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов­признаков, отвечающих на вопросы ­ какой?, какая?, какое?,   какие?.   Например:   трава   (какая   ?)   ­   зеленая,   мягкая,   изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …  Побеждает тот, кто назовет последним слово­признак. Игра:   «Похожие   слова».  Задание: подобрать   существительные   к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка). Задание: назвать   предметы,   которые   одновременно   обладают   двумя признаками. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа). Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа) «Волшебная   цепочка»  Игра   проводится   в   кругу.   Кто­то   из   взрослых называет   какое­либо   слово,   допустим,   «мёд»,   и   спрашивает   у   игрока, стоящего   рядом,   что   он   представляет   себе,   когда   слышит   это слово? Дальше   кто­то   из   членов   семьи   отвечает,   например,   "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?  Мёд ­ пчела ­ боль ­ красный крест ­ флаг ­ страна   «Весёлые рифмы»  Играющие должны подбирать к словам рифмы.  Свечка ­  печка; трубы ­  губы; ракетка ­ пипетка; слон ­ поклон;  сапоги – пироги  и т. д.  «Скажи   наоборот»  Цель: расширение   словаря   антонимов.Сейчас   мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот ­ светло. ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ «Дополни предложение»  Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.          Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы   к   определенному   слову   добавлять   еще   одно,   дальше   к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся   деталями.  Например,   исходное   слово   «солнце»...светило солнце; ярко светило солнце; на небе ярко светило солнце; на небе ярко светило весеннее солнце; на небе ярко светило и играло весеннее солнце; на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце; на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце... «Назови   ласково»  Цель:   закрепление   согласования   прилагательного   с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая). «Выбери правильное слово» Цель:   развитие   мышления,   речевого   внимания.  Из   предложенных   слов, обозначающих   признаки   предмета,   предлагаем   ребёнку   выбрать   одно, наиболее подходящее по смыслу.     Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам). «Назови три слова»  (активизация словаря)  ­ Что можно купить? (платье, костюм, брюки)  ­ Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может  летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.  Вывод ­ Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не   одна   педагогическая   система   не   может   быть   в   полной   мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, состоявшимися   личностями, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными,   свободными   и уверенными   всегда   и   во   всем,   тогда   учите   их   правильно   говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. IV. Оценка мероприятия родителями Перед   вами   полянка.   Ее   нужно   украсить   красивыми   цветами.   Если   вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте полянку красными  цветами. Если вам не понравилось наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте полянку синими цветами. Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Литература: 1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер. – 2006. 2. Селиверстов И.В. Речевые игры с детьми. – М: Академия. – 2003.

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно

Учим детей говорить правильно