Занятие 4.2 Применение приёмов фантазирования
Оборудование: рисунок с изображением Колобка
Данное занятие рекомендуется построить на основе групповой формы работы. Для этого предполагается предварительная подготовка: удобная расстановка парт для работы пяти групп, формирование однородных по составу групп, ознакомление учащихся с правилами групповой работы.
1. Отгадывание загадки Учитель сообщает:
– На прошлом занятии мы познакомились с героями сказок, каждый из которых был придуман при помощи одного из приёмов фантазирования. Сейчас мы не только их вспомним, но и узнаем имя ещё одного сказочного героя.
Слушайте внимательно, ведь для того чтобы его назвать, нужно взять:
• вторую букву из имени девочки, которая могла изменять свой рост;
• первую и последнюю буквы из имени мальчика, который получился при помощи приёма «оживление»;
• одну любую из повторяющихся букв из прозвища мальчика, который делал всё иначе, чем все остальные;
• букву, с которой начинается приём фантазирования, с помощью которого придумали трёхголовое чудовище;
• дважды последнюю букву из имени мальчика, у которого были туфли-скороходы;
а затем расставить все буквы в правильном порядке!
Возможны различные варианты предъявления загадки: демонстрация изображений сказочных героев (Алисы, Буратино, Мальчика-наоборот, Змея Горыныча, Маленького Мука) и указание порядкового места буквы в имени; возможность записи и последующего обсуждения в группах; последовательная запись на доске отгаданных букв.
После отгадывания на доске или на экране демонстрируется изображение Колобка.
2. Упражнение «Хорошо-плохо»
Учитель называет различные ситуации из сказки «Колобок», группы по очереди называют положительные и отрицательные стороны: «Чем (почему) и для чего (для кого) это было хорошо? Чем (почему) и для чего (для кого) это было плохо?»
Примеры ситуаций (могут быть предложены в виде иллюстраций):
– Попросил старик старуху испечь Колобок.
– Положили Колобок на окошко остывать.
– Колобок от дедушки ушёл и от бабушки ушёл.
– Катится Колобок по дорожке и песенку поёт.
– Колобок от зайца ушёл, от волка ушёл и от медведя ушёл.
Возможен вариант письменного выполнения задания, когда группы получают ситуации одновременно, нужно указать как можно больше различных следствий.
3. Упражнение «Спасатели Колобка»
Учитель сообщает:
– Сказка заканчивается грустно: лиса съела Колобка… Для неё это было хорошо, иначе бы она осталась голодной, а вот весёлого, но доверчивого Колобка – жалко… Пусть ему на помощь придут герои других сказок и подскажут, какие приёмы фантазирования можно использовать, чтобы избежать гибели…
Каждая группа получает название одного из типовых приёмов фантазирования («оживление», «увеличение-уменьшение», «ускорение-замедление», «дробление-объединение», «наоборот»), необходимо придумать, как данный приём может помочь Колобку.
Во время выполнения задания учитель может задать наводящие вопросы.
Например: «Что ещё могло бы ожить в сказке, чтобы Колобок спасся?», «А если бы Колобок попал внутрь лисы целым и невредимым, как бы он там себя повёл?», «Что произошло, если бы Колобок стал большим-большим? А если бы маленьким-маленьким?», «А что ещё могло изменить свой размер?», «Может измениться скорость не только самого Колобка, но и его песни: что бы произошло, если бы Колобок пел очень-очень быстро или чересчур медленно?», «С кем или с чем ему можно было бы объединиться?», «Как вы представляете использование приёма «дробление»?», «А может быть, Колобку нужно было просто взять и поделиться самим собой?», «Лиса съела Колобка, потому что он был свежий, вкусный, румяный… Если он станет «наоборот», лиса его есть не захочет. Как Колобок может изменить свойства на противоположные?» и др.
Самые интересные решения записываются в Летопись.
4. Рисование с противоречиями
Учитель предлагает изобразить Колобка так, чтобы Колобок на рисунке был, но в то же время, чтобы его не было («убежал»).
При проверке оценивается разнообразие и оригинальность предложенных вариантов.
5. Упражнение «Спасатели сказок»
Учитель предлагает помочь героям других сказок, которые тоже, как и Колобок, попадали в затруднительные положения.
Каждая группа получает описание одной из сказочных проблем, необходимо придумать способы её решения при помощи приёмов фантазирования (отдельных или всех по выбору группы). Примеры проблемных ситуаций:
• Как перебраться на другой берег? («Пузырь, Соломинка и Лапоть»)
• Как козлятам спастись от злого волка? («Волк и семеро козлят»)
• Что можно было сделать, чтобы не похитили братца? («Гуси-лебеди»)
• Как выгнать лису из избушки? («Заюшкина избушка»)
• Как попить воды, чтобы не превратиться в козлёнка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
При подведении итогов группы перечисляют способы решения проблем (без указания приёмов фантазирования), среди которых выбирается наиболее подходящий для данной сказки («вписывающийся в сюжет»). Можно предложить группам самим выбрать лучший вариант и рассказывать продолжение сказки с соответствующими изменениями, желательно в «сказочном» стиле.
6. Упражнение «Решаем школьные проблемы»
Учащимся надо назвать, с какими проблемными ситуациями они обычно сталкиваются в реальной жизни и каким образом использование приёмов фантазирования могло бы им помочь.
Примеры ситуаций:
• потерял ключи;
• опаздываешь в школу;
• забыл записать задание;
• в буфете большая очередь;
• получил двойку;
• испачкал парту;
• трудное домашнее задание.
Наиболее интересные варианты записываются в Летопись.
7. Подведение итогов занятия
Учитель предлагает учащимся обсудить вопросы:
– Мы с вами смогли выручить героев сказок, а почему автор не сделал этого сам?
– …
– Что хорошего и что плохого в том, что сказочные герои встречаются с затруднениями и проблемами?
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что «беспроблемная» сказка станет неинтересной: исчезнут опасные приключения, героям сказок не придётся бороться и побеждать, они не смогут наказать зло, если его не станет. Сказки учат детей преодолевать трудности, добиваться успеха.
– Для чего тогда мы придумывали, как помочь сказочным героям? Было ли в этом задании что-то хорошее?
Возможный вариант ответа: «Мы учились помогать другим и понимать, что безвыходных положений не бывает, упражнялись в применении приёмов фантазирования, которые в дальнейшем можно будет использовать для придумывания новых сказочных героев и сочинения сюжетов сказок».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.