Учимся расслабляться.
Здоровье каждого из нас напрямую зависит от эмоционального настроя. Зачастую патологические процессы возникают из-за регулярных стрессов и психоэмоциональных перегрузок. Известен даже диагноз соматической депрессии – когда расстройство выражается в первую очередь телесными симптомами, например, головными болями, головокружением, ощущением усталости. Вот почему так важно уметь справляться со стрессовыми ситуациями – это поможет вам поддерживать здоровье и хорошее самочувствие.
Эмоциональное напряжение – (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это такое психическое состояние, которое характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему.
Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной школы, фон его учебного процесса. Учителя встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. Данные проявления снижают не только качество обучения, но и влияют отрицательно на здоровье учеников и учителей.
Предлагается примерный комплекс несложных упражнений, которые можно считать специальными для снижения агрессивности у школьников.
«Бумажный
бум»
Все участники делятся на две команды.
Кабинет делится на 3 части, на полу прочерчиваются
соответственно две линии. Одна команда оказывается на левой части комнаты,
другая на правой. Участникам предлагаются листы газет или бумаги поровну и
сминаются в мячики. Задача каждой из команд все те мячики, которые оказались на
ее территории, перебросить на территорию другой команды.
«Тух-тиби-дух»
«Я
сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого
настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему,
необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не
разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного
из детей, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите
волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от
времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите
это волшебное слово
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а
глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный
парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через
некоторое время они не могут не смеяться».
«Рубка
дров»
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают
взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны,
находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного
места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над
головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения
этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по
одной чурке по очереди.
«Молчу
- шепчу – кричу»
Детям предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными
знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например:
- когда вы прикладываете палец к губам,дети должны говорить шепотом и
передвигаться очень медленно.
- когда вы положили руки под голову, как во время сна, детям следует замолчать
и замереть на месте.
- когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и
бегать.
Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый –
кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить
игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
«Аэробус»
«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит
самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли
кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать
Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и
разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает
по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь.
На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь
можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя
совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по
кругу и снова медленно «приземлится на ковер».
Когда Аэробус «летит», взрослый может комментировать его полет, обращая особое
внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить
Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у
детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.
Рисование
ладонями
Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети
разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза.
Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на
спине.
Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины от позвоночника в
стороны одновременно двумя руками)
Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)
Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)
Небо, небо, небо…(снова поглаживания)
Затем дети меняются ролями.
«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
«Все
мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит.
Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную
стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это
паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и
подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то
быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и
свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение»,
и все валятся на пол.
«Конкурс
художников»
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного
агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые
смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные
рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую
шляпку, красивые игрушки и т. п. При этом можно устроить конкурс — чей
персонаж выглядит добрее всех?
«Дорисуй
страшного»
Ведущий заранее готовит незавершенные черно-белые рисунки страшного персонажа:
скелета, привидения и т. п. На занятии он раздает эти рисунки детям и просит
дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории
про них.
«Чужие
рисунки»
Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки,
дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как
им можно было бы помочь.
«Ласковое имя»
Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).
Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.
«Апельсин (или лимон)»
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...».
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.
“Коллаж”
Для выполнения упражнения необходимо некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им понравились, приклеив их на общий лист. Затем дети рассказывают, почему они выбрали именно эти картинки, чем они им понравились, какие эмоции вызвали и придумывают историю, используя все изображения, но с условием, что остальные учащиеся должны эту историю продолжить.
“Реаниматор”
Дети работают в парах. Один выполняет роль “замороженного”, другой – “реаниматора”. По сигналу “замороженный” застывает в неподвижной позе, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. “Реаниматор” в течение одной минуты должен вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его с помощью мимики, жеста, не прикасаясь к нему и не обращаясь к нему со словами. Признаками успешной работы “реаниматора” является непроизвольная реплика, смех и другие проявления эмоциональной жизни “замороженного”. Потом партнеры меняются ролями. Обсуждение: какая роль труднее, почему?
“Близнецы”
Все дети делятся на две команды. Каждая команда загадывает любое существительное в именительном падеже, кроме имен нарицательных и названий. Потом команды обмениваются по одному представителю. Этому представителю сообщается задуманное слово, которое он должен передать своей команде, но не словами, а жестами. Причем нельзя указывать пальцем на этот предмет или обрисовывать его по контуру, а нужно изобразить этот предмет через его “характер”, “сущность”. Команда выдает свои версии, представитель изображает предмет различными способами до тех пор, пока команда не угадает. Если же это не удастся, то команда посылает другого представителя
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.