Учимся быть друзьями

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка является частью занятий по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и направлена на развитие самопознания, осознание себя и своего места в окружающем мире, формирование внутренней позиции на основе положительного отношения к окружающим людям; культуры поведения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; этических чувств (доброжелательности и эмоциональной отзывчивости).
Иконка файла материала Конспект занятия_Учимся будь друзьями.docx
Кулаева И.Е. Тема занятия: «Учимся быть друзьями» (2 класс) Цель занятия: воспитание дружелюбности, развитие умения дружить и  бережно относиться друг к другу, закрепление знаний учащихся о вежливости и культуре  поведения младших школьников. Задачи: сформулировать понятие "дружба"; учить осознанно относится к  поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать детей  к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и  осуждать отрицательные поступки; воспитывать желание быть вежливым. Планируемые результаты: личностные: развитие самопознания, осознание себя и своего места в  окружающем мире; формирование внутренней позиции на основе  положительного отношения к окружающим людям; культуры поведения;  развитие навыков сотрудничества со сверстниками; этических чувств  (доброжелательности и эмоциональной отзывчивости). метапредметные: регулятивные: учиться планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок; научатся правильно употреблять вежливые  слова в соответствии с ситуацией. познавательные: узнают правила поведения в отношениях с окружающими  людьми, секрет общения, помогающий устанавливать дружеские отношения; коммуникативные: уметь слушать и слышать другого человека; участвовать  в беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим; понимать чувства и настроение другого, осмысливать свои поступки и поступки другого  человека.Тип занятия: комбинированное занятие с игровыми ситуациями и  обсуждением ситуаций (диспут).  Формы работы учащихся: групповая, деловая игра, творческая Средства обучения: словесные (стихотворения, аудиозаписи, вопросы к  детям), визуальные (презентация, отрывок м/ф «Возвращение блудного  попугая»), наглядный (карточки  со словами пословиц для работы в паре,  карточки для деловой игры), практический (сценки)  Структура и ход занятия: І. Организация деятельности учащихся      ­ Добрый день всем! Я рада Вас видеть.  ­ О чем мы будем с вами говорить ­ поможет нам ребус. (Слайд) А Ж У Б Р Д  (Дружба) ­ Девиз нашего сегодняшнего урока на экране: (Слайд) Дарите миру каждый день добро. Дарите людям каждый день улыбки! Пусть будет всем уютно и светло, Друзьям прощайте все ошибки. IІ. Введение в тему. Актуализация проблемы.  1. Ребята, у нас сегодня будет проходить в основном групповая работа. Чтобы она ладилась, необходимо вспомнить правила работы в группах (Слайд) ­ говорите тихо; ­ слушайте друг друга; ­ уступайте друг другу; ­ не перебивайте другого.2. Прослушивание песни «Дружба» (Слова М. Пляцковского, музыка                 Б. Савельева.)  – Ребята, о чем эта песня? Какая главная мысль песни? (Надо быть дружным, ценить дружбу, друзей).  ­ Жить дружно ­ это хорошо или плохо? Дружба­ это доброе дело? Кого мы можем назвать другом? 3. Заглянем в словарь Ожегова.  Друг – это человек, который связан с кем­нибудь дружбой; сторонник,  защитник кого­нибудь. (Слайд).  ­ Что значит слово «дружба»? Что значит дружить? Какая бывает дружба?         Кого называют настоящим другом?  – Об этом мы и будем сегодня рассуждать на нашем занятии. III. Основная часть. 1. Поступок – это одно из главных звеньев крепкой дружбы.  Послушайте стихотворение, которое написала  А.Барто. (Аудиозапись) РЫЦАРИ В коридоре, в классе ли — Всюду стены красили. Терли краску, терли мел. Каждый делал, что умел.   Труд делили поровну Мальчики и девочки: Шкаф тащили в сторону Девочки, девочки.Шкаф тяжелый с книгами, С книгами Три девчонки двигали, Двигали.  А два парня­крепыша Стул тащили не спеша. Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики: Девочки — на лавочке, Парни — на диванчике. ­  Как вы думаете,  мальчики были довольны? (Да ) А девочки? (Нет) ­ Можно ли их  в действительности назвать рыцарями? Что им нужно сделать,  как поступить, чтобы исправить ситуацию. (Дети дают свои варианты ответов) ­ А могли бы девочки попросить им помочь? Да.  ­ А что такое просьба? (ответы детей)  Просьба – вежливое обращение к кому­либо, призывающее сделать  что­либо.  2. Чтобы понять разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».  ­ Кто произносил приказ? А кто просьбу? Чем закончилась история попугая? Чему она его научила? 3. Мы будем выполнять разные упражнения, чтобы узнать секреты общения. Вы учитесь в одном классе. Что нужно делать, как относиться друг к другу, чтобы вам в классе было хорошо? (Ответы детей)Сегодня мы услышим одну историю, рассказанную писательницей В.Осеевой.  В.А.Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла  интересные рассказы, придумывала игры, ставила с ними спектакли. В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими  словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать  маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи  взрослых. Один раз мама спросила: ­ Понравился тебе рассказ? Я ответила: ­ Я не знала. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь и думать. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках  девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это  очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче  было научиться читать и думать. ­ Читать вы все умеете, будем вместе учиться думать. История Осеевой В. «Синие листья» (звучит аудиозапись) ­ Что вы можете сказать о каждой из девочек? ­ Как вы к ним относитесь? ­ Поняла ли Катя, что она причинила боль Лене? ­ Исправится ли Катя? ­ Можно ли назвать девочек подругами?­ Как бы вы разрешили эту сложную задачу?  ­ Какой ваш совет помог бы подругам? ­ Что им делать, если они хотят сохранить дружбу? 4. Практическое задание.  ­ Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём­то. Всегда ли товарищи помогали вам в просьбе? Почему? (рассматриваются ситуации когда просьба не выполнялась и обсуждались причины такого поступка) ­ Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова)  ­ Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить (перед  занятием учитель предупреждает двух ребят)  Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов  просит другого уступить место.  ­ С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов?  Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.  ­ Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план (Слайд)        План:  1. Обращение.  2. Просьба помочь.  3. Благодарность.­ В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего  начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если  взрослый человек ­ по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что  обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят  согласием, мы должны поблагодарить человека.  ­ Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про  себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 мин.  ΙV. Физкультминутка. Раз, два, три, четыре...  Встаньте в круг, друзья, пошире.  Ножки вместе, ручки вбок,  И попрыгаем, дружок! А теперь все ручки вверх,  Вот как вырос человек!  Раз, два, три, четыре, пять,  Встали все в кружок опять.  Громко скажем: «Здравствуй, друг, Приходи в наш общий круг!»  Улыбнемся веселей,  Стали мы еще дружней! V. Работа в группе. Деловая игра. ­ Дружба проявляется не только в словах, но и на деле. Каждая группа  получает свое задание с различными ситуациями и отвечает на вопросы.Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».  Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в  ней прозвучала вежливая просьба. Что бы вы посоветовали своему другу,  который бы оказался в такой ситуации? Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут  разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а  другому 11 лет? Что бы вы посоветовали своим друзьям, которые бы оказался в такой ситуации? Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как  и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не  дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно  было поступить Стёпе?  Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что­то спросить, и она  перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было  поступить Оле? Что вы ей посоветовали в такой ситуации? Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил  слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети  подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом. Вопросы:  Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате? Что вы  посоветуете ребятам в такой ситуации? ­ Каким же должен быть настоящий друг?  А у вас есть эти качества?   В пословицах заключается народная мудрость. Во многих из них говорится о друзьях и дружбе. Я хотела познакомить вас с некоторыми, но все слова в пословицах перемешались…  ­ Поможете мне их собрать?Работа в парах. У вас на каждой парте  лежат слова пословицы, вам из  отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто  прочитает её.        "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"   "Без друга на душе вьюга"       "Нет друга ­ ищи, а нашел ­ береги" ­ Каждая пара  после составления читает пословицу. По мере зачитывания,  учитель вывешивает на доску, правильно напечатанную пословицу.  ­ Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими,  товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.  И в нашем маленьком  коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем  создать атмосферу дружбы и сотрудничества. VІ. Подведение итога. Рефлексия  ­ Вот и подходит к  концу  наша беседа о дружбе и друзьях. ­ Скажите, ребята, почему дружба является главным чудом на свете? ­ Что нового вы сегодня узнали о дружбе? ­ В чем проявляется настоящая дружба? ­ Как вы поступите в ситуации? Если мой друг добился в чём­то успеха, то я Если я обидел своего друга, то я Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я: Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я Если у меня есть конфета, то я Если мой друг не умеет играть в игру, то я ­ К следующему занятию желающие могут подготовить творческую работу о  своем друге. Для выполнения этой работы воспользуйтесь памяткой:1. Имя друга; 2. Сколько ему лет; 3. Как он выглядит (цвет глаз, волос и пр.); 4. Чем любит заниматься; 5. Ваши с ним любимые занятия; 6. Чем тебе нравится твой друг; 7. Если хочешь, нарисуй портрет своего друга. ­ На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться.  Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь.