Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
Оценка 4.8

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
13.03.2018
Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
Данная разработка представляет собой методический материал практического занятия, позволяющего организовать деятельность обучающихся 6 класса по развитию речи, а именно : формировать умение написания подробного изложения-повествования публицистического стиля. Предлагаются следующие виды работ: актуализация знаний о написании изложения, работа с понятиями : типы речи, публицистический стиль и его признаки, лексическая работа по теме, орфографическая работа, составление плана изложения, написание подробного изложения по составленному плану, редактирование работы.Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ.docx
Учимся писать подробное изложение­повествование Разработка учителя Решетняк Г.Н. 1. Проверка написанного выборочного  изложения по тексту «Бородино»  ( По С.Н. Сырову)                                                Бородино. Осенью 1812 года Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение. Он выбрал удобную позицию у села Бородино. Эта позиция вынуждала противника атаковать  русские войска в лоб на узком участке. Вечером 5 сентября произошел бой французских войск с заградительным отрядом  русской армии. К месту боя подъехал Наполеон. «Сколько взято русских  пленных?» — спросил он. «Русские в плен не сдаются, ваше величество», —  ответили ему его генералы. На другой день русские и французы готовились к  сражению. Рано утром 7 сентября загремели артиллерийские залпы, засвистели ядра и пули.  Началась знаменитая Бородинская битва. Семь раз французы атаковали левый  фланг. Огнем и штыками встречали их русские воины и отбрасывали назад. В конце концов французы заняли укрепления, но продвинуться дальше не смогли. В центре Бородинского боя на кургане кипела кровавая схватка. Пехотинцы  мужественно отбивали все атаки противника, даже раненые не покидали поле боя.  Разгар сражения Кутузов направил к левому флангу французов конницу. Наполеон  вынужден был отступить. Поздно вечером сражение прекратилось. Бородинское сражение осталось в памяти народа как славная страница нашей  истории. (155 слов) Вариант изложения Осенью 1812 года Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение. Он  выбрал удобную позицию у села Бородино. Вечером 5 сентября произошел бой французских войск с заградительным  отрядом русской армии, готовым погибнуть, но не сдаться. На другой день русские  и французы готовились к сражению. Рано утром 7 сентября началась знаменитая Бородинская битва. Семь раз  французы атаковали левый фланг, заняли укрепления, но продвинуться дальше не  смогли. В центре Бородинского боя на кургане кипела кровавая схватка. Пехотинцы  мужественно отбивали все атаки противника. В разгар сражения Кутузов направил  к левому флангу французов конницу. Наполеон вынужден был отступить. Поздно  вечером сражение прекратилось. Бородинское сражение  в памяти народа ­ славная страница нашей истории.    (102 слова) 2. Комментарии, работа над ошибками.   1 3.Работа с текстом. 3.1. Задание. Определите, какого типа речи предложенный текст.                                                                          Пример текста  Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо… Ответ: повествование. 3.2.Беседа по вопросам: ­ Что такое повествование? ­  Повествование –   это   рассказ   о   событии,   которое   происходит   в   определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого,   и   для   него   характерны   такие   элементы   как   завязка   (начало   события), развитие действия и развязка (итог описываемого события). Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество   глаголов   и   цепочечное   развитие   действия.   Текст   отвечает   на   вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось? ­ Как вы думаете, в этом тексте главное – это чистая информация о событиях или же смена событий показывает перемену в образах? ­Повествование   бывает изобразительным (акцент   –   на   сменяющиеся   образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты). Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы: ­что случилось? – в городе пошел дождь; ­где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя; когда случилось? —  летом пошел дождь. 2 4. Практикум. Работа с текстом для подробного изложения. Лечение китов В Калифорнии на океанологической станции находилось множество китов. Во время эпидемии гриппа они тоже заболели.  Киты   очень   страдали,   но   не   хотели   принимать   лекарства.   Животные   потеряли жизнерадостность,   отказывались   от   пищи,   худели.   Врачи   боялись,   что   киты   погибнут. Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. Не желали они и глотать таблетки.   Врачи   растерялись,   потому   что   не   знали,   как   вылечить   китов.   Но   скоро   выход нашелся. Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которые любят поедать киты. Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием. Скоро животные стали выздоравливать.                                                       ( 106 слов)                                                                                          ( Из журнала «Вокруг света») 4.1.Работа над текстом. 1. Предварительные упражнения. Объяснить смысл слов: эпидемия, микстура, горчичник.  Эпид мия ее  — прогрессирующее во времени и пространстве распространение  инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно  регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости... Микстура ­ это жидкость или порошок (сухая микстура), растворимый в воде. Горчичник – препарат с местным раздражающим, болеутоляющим и  противовоспалительным действием, эффективен для лечения кашля, растяжений  связок и ушибов. Обычно это плотные листы бумаги размером 8х12,5 см, покрытые  тонким слоем горчичной смеси, состоящей из жмыха с семян горчицы.  Повторить правописание частицы НЕ с глаголами.  Вспомнить знаки препинания в сложном предложении. Дополнить предложения:  Они не знали, когда… Мы подошли к дому, который ….. Мы вспомнили ...., потому что ……., как …… Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.  2.Чтение текста учителем. 3 3. Беседа по тексту: ­ Как вы могли бы озаглавить текст? ­ Кто такие киты, где они живут? ( Кит­ самое большое млекопитающее, живёт  во всех океанах и некоторых морях) ­ Где находится Калифорния? (Штат расположен на западе США.  Его побережье омывают воды Тихого океана.) ­ Что такое океанологическая станция? (Станция Океанологическая —точка  в Мировом океане, определяемая ее географическими координатами, в  которой производится комплекс океанологических наблюдений  (метеорологических, гидрологических, гидрохим., гидробиологических, геол.,  геофиз. и т. д.). ­ Что произошло с китами?( Заболели во время эпидемии гриппа) ­ Почему они не хотели принимать лекарства? (Не умели пить микстуру из  ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник.  Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с  лекарством. Не желали они и глотать таблетки.)   ­ Что придумали врачи? (Сотрудники станции стали прятать лекарства в  маленьких рыбок, которые любят поедать киты.) ­ Помогло ли такое лечение? (Скоро животные стали выздоравливать.) ­ К какому стилю речи относится этот текст? ( Публицистический) ­Каковы его признаки? (Приложение №1) ­ Тип речи текста? ( Повествование) ­ Это повествование  изобразительное или информативное? ( Изобразительное) ­ Как автор называет китов? (Морские гиганты) Почему ? (Синий кит, например, своими размерами впечатляет. Его длина равняется почти 34 метрам, а вес его более 200 тонн. )  4. Повторное чтение текста учителем. Задание: составить план по абзацам.  5. Составление плана.                                       Примерный план ( Приложение №2) 1. Киты заболели гриппом. 2. Они отказывались от лекарств. 3. Врачи нашли выход. 4. Животные спасены.           6. Орфографическая работа:Калифорния, океанологическая станция, эпидемия гриппа, потому что, поглощали, поставить горчичник, выздоравливали.( Приложение № 3)                     7. Написание черновика подробного изложения.           8. Редактирование, правка.           9. Написание чистового варианта подробного изложения. 4 Приложение № 1 1. Публицистический стиль речи (общая характеристика) В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются,   разъясняются   актуальные   вопросы   общественно­политической   жизни, поднимаются нравственные проблемы. Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого. Публицистический   стиль используется   в   общественно­политической   сфере деятельности.   Это   язык   газет,   общественно­политических   журналов,   пропагандистских радио­ и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях,   митингах,   торжествах   и   т.п.   Публицистический   стиль –   это   речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию). Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность  проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они  обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать  общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека. Публицистический стиль представлен множеством жанров: 1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж; 2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире; 3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты; 4. коммуникативные – пресс­конференция, встреча "без галстука", телемосты; 5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.   2. Функции публицистического стиля Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках   двух   функций   языка: функции   сообщения (информативной)   и функции воздействия(экспрессивной). Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики  информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества  проблемах. 5 Информационная   функция   присуща   всем   стилям   речи.   Ее   специфика   в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество   о   самых   разнообразных   сторонах   его   жизни:   о   парламентских   дебатах,   об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан. Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои  отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает  факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и  размышления. Это отличает ее, например, от официально­деловой информации. Другое  отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать  избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных  групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной  аудитории. Информирование   граждан   о   положении   дел   в   общественно   значимых   сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать   о   положении   дел   в   обществе,   но   и   в   том,   чтобы   убедить   аудиторию   в необходимости   определенного   отношения   к   излагаемым   фактам   и   в   необходимости желаемого   поведения.   Поэтому   публицистическому   стилю   присущи   открытая   тенден­ циозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции). В   различных   публицистических   жанрах   одна   из   двух   названных   функций   может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.   3. Языковые признаки публицистического стиля речи   Лексические признаки 1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы  (или речевые клише), которые носят не индивидуально­авторский, а социальный  характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение  элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко  превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные  реформы. Речевые   образцы   отражают   характер   времени.   Многие   клише   уже   устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90­х гг. стали слова и выражения: элита, борьба   элит,   элита   криминального   мира,   высшая   финансовая   элита, раскручивать,  виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль,  инъекция лжи. Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой  публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать  информацию: мирное наступление, сила диктата,  пути прогресса, вопрос  безопасности, пакет предложений. 2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика – вторая яркая черта  публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические  6 тексты: политическое шоу, на  политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события,  известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др. 3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально­ оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер.  Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать,  процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж,  расизм, обезличка. 4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско­патетическую, риторическую окраску: дерзать,  воздвигать, самопожертвование,  воинство, отчизна. Патетическую тональность  придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и  т.д. 5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная  терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем  прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об  уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.). 6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова  пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар  и его лекари. Военные барыши растут.   Морфологические признаки К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное  употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это: 1) единственное число имени существительного в значении  множественного: Русский человек всегда отличался  выносливостью; Преподаватель всегда знает студента; 2) родительный падеж имени существительного: время перемен,  пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.; 3) императивные формы глагола:  Оставайтесь с нами на первом канале! 4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается; 5) причастия на ­омый: ведомый, невесомый, влекомый; 6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в  интересах, с учетом.   Синтаксические признаки К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто  повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических  конструкций). В их числе: 1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские  войны? 2) восклицательные предложения: Все на выборы! 3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с  природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия  добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение); 4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды  большого флота. Зима – сезон горячий. 7 В   заголовках   часто   используется   специфический   языковой   прием –   "соединение несоединимого".   Он   дает   возможность   минимальными   языковыми   средствами   вскрыть внутреннюю   противоречивость   предмета   или   явления: трудящийся   тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Приложение  №2                                                 Примерный план  1. 2. 3. Киты заболели гриппом. Они отказывались от лекарств. Врачи нашли выход. 4. Животные спасены.                                                                                                                       Приложение № 3 Орфографическая   работа: станция, эпидемия гриппа, потому что, поглощали, поставить  Калифорния,   океанологическая горчичник, выздоравливали. 8 9

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать подробное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018