Учимся создавать проекты.
7класс
Абузярова Г Н
I.Цели, задачи, актуальность программы.
Программа направлена на развитие интеллектуального потенциала гимназистов посредством их вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации занятий. Формой организации проектной деятельности является творческая проектная мастерская.
Программа реализуется посредством использования метода проектов, позволяющего достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается конкретным осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Цель работы творческой мастерской: предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения исследовательских компетенций в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Задачи:
- реализовать познавательный мотив одарённых учащихся непосредственно в учебной работе; - обеспечить возможность приобретения учеником нового знания и опыта в интересующей сфере (и применять на практике);
- организовать процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новой информации;
- дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей;
- создать условия для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
II. Краткая характеристика особенностей и степени самостоятельности в проектной деятельности.
Семиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют её в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них есть небольшой опыт и знания за спиной - всё это предпосылки для успешной работы над проектом.
Учитель, с одной стороны, сохраняет самостоятельность ученика и стимулирует его мотив на всех этапах, а с другой стороны, ненавязчиво контролирует его работу. III. План работы творческой проектной мастерской.
№ |
Время проведения- и тема |
Содержание работы |
Основные задачи |
1 |
Сентябрь Тема «Проблема, цели, задачи и тема проекта» |
Обсуждение предложенных тем; выделение проблем, которые будут решаться в рамках проектов; постановка целей и определение задач, ожидаемых результатов, предполагаемых проектных продуктов |
- Оценить имеющиеся источники информации, которые потребуются для работы, знания и умения по проблеме проекта; -найти новые источники информации, что предстоит узнать, чему научиться для работы над проектом; - начать сбор информации по теме проекта. |
2 |
Октябрь. Тема «Формулировка |
Выдвижение гипотезы (если проект |
- Написать примерный план работы над проектом; - оценить практическую, теоретическую и |
|
гипотезы, отбор методов исследования, оформление результатов и выводов». |
исследовательский обсуждение методов и методик исследования, оформление- результатов и выводов работы над проектом |
познавательную значимость результатов; - продолжить сбор и обработку информации по теме проекта. |
3 |
Ноябрь Тема «Требования к содержанию проектов». |
Ознакомление с требованиями к содержанию проектов: Планирование работы. Отчёт о сборе информации по теме проекта. |
- Продолжить сбор информации; - начать работу по созданию проекта; - выявление проблем при работе над проектом; - пользоваться требованиями к содержанию проекта как инструкцией по работе. |
4 |
Декабрь Тема «Критерии оценивания проектов». |
Ознакомление с критериями и технологией оценивания проектов. Уточнение значения терминов, обсуждение формулировок. Ознакомление со схемой предзащиты проекта. |
- Продолжить работу по созданию проектной продукции; - структурирование содержания проекта с указанием поэтапных результатов; - пользоваться критериями оценивания проектов как инструкцией по работе - подготовить предзащиту проекта (обоснование темы, формулирование проблемы, указание цели и задач, описание проектного продукта, предоставление подробного плана работы). |
5 |
Февраль Пробная защита проекта |
Предзащита проходит по следующее: схеме - обоснование темы, - формулирование проблемы, - указание цели и задач, - описание проектного продукта, - предоставление подробного плана работы (что я делаю, как я это делаю, когда я завершаю отдельные этапы работы, как решаемые задачи и выбранные способы работы связаны с целью моего проекта). |
-Внести необходимые поправки в работу над проектом, если это было рекомендовано на предзащите; - изучение собранной информации и продолжение работы над созданием проекта; - пользоваться критериями оценивания проектов как инструкцией по работе. |
6 |
Март. Работа над письменной частью проекта». |
Отчёт о ходе работы над проектами. Обсуждение возникших проблем и способы их преодоления. Ознакомление с требованиями к письменной части проекта. |
- Завершение работы по накоплению информации по теме проекта; - начало работы над письменной частью проекта; - пользоваться критериями оценивания проектов как инструкцией по работе; - пользоваться требованиями к содержанию проекта как инструкцией по работе; - завершение работы над проектом |
7 |
Март . Тема « Письменная часть проекта». |
Подведение итогов работы над проектом. Обсуждение хода работы над письменной частью с опорой на критерии оценивания. Подготовка к защите и презентации проекта. |
- Завершение работы над письменной частью проекта; - подготовка к защите проекта.
|
7 |
Апрель . «Защита проектов». |
Ознакомление с индивидуальными результатами защиты |
- Осмысление результатов работы; - планы на будущий год; 1. Чему ты научился в процесс работы над |
|
Рефлексия. |
проектов. Обсуждение работы с опорой на критерии оценивания проектов. Подведение итогов работы.
|
проектом? 2. Достаточно ли было времени для работы? 3. Какой вид деятельности ты выполнял и почему? 4. Доволен ли ты организацией своей деятельности? 5.Какими видами информации ты пользовался и как её собирал? 7.Испытывал ли ты трудности при создании проекта? Если да, то какие? 8.Что нового ты узнал о себе и товарищах? 9. Какие ощущения у тебя остались от работы? 10. Желал бы ты ещё участвовать в проектной деятельности?
|
IV. Результаты реализации и программы.
В ходе работы творческой проектной мастерской ученик научится:
* основам целеполагания и планирования собственной деятельности, реализации этапов проектного цикла
* сравнивать полученный результат со своим замыслом, проводить анализ допущенных ошибок, проводить оценку своих достижений, чувств, эмоций, возникших в ходе и по окончании работы * навыкам презентации .
В ходе работы в творческой проектной мастерской ученик получит возможность *развить умение адаптироваться к жизненным ситуациям;
*самостоятельно и критически мыслить;
*генерировать новые идеи;
*быть коммуникабельным, контактным;
*работать в команде;
*самостоятельно отбирать информацию из различных источников и анализировать её; *выдвигать гипотезы, решать проблемы, формулировать аргументированные выводы; *постоянно трудиться над личностным развитием. V. Литература.
* Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003. * Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам. Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». М., 2001.
* Рекомендации Министерства образования РФ №14-51-140/13 от 21.05.2004// Школьный психолог.2004, №30.
* Ступницкая М.А.Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей/ Под общей редакцией Н.Г .Минько. М., Учебнометодический центр ЮАУО, 2005.
* Психология одарённости: от теории к практике./ Под редакцией Д.В.Ушакова. М., ИП РАН, 2000.
* Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003. * Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников // развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений. М., Центр «Школьная книга», 2006.
* Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., «Просвещение», 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.