Учитель, краевед, философ
Оценка 4.6

Учитель, краевед, философ

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.01.2018
Учитель, краевед, философ
Исследовательская работа посвящена Слудновой Зое Дмитриевне, которая на протяжении многих лет была руководителем школьного музея Боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Н.В.Ковшовой. Слуднова З.Д. была одним из основателей музея и заложила много школьных традиций, направленных на воспитание гражданства и патриотизма. В школе традиционно 19-26 ноября проводится неделя, посвященная дню рождения Н.В.Ковшовой, снайпера, погибшей при обороне Москвы. Школьники участвуют в интеллектуальной игре «Звёздный час» (5-8 кл.), «Эрудит»(9-11кл.); праздник «Хороших учеников» (2-4 кл); в школьных акциях: «Забота» - помощь труда, «Книга в подарок» - учащиеся дарят книги в школьную библиотеку, «Мой младший братишка» - сбор вещей и игрушек в детский дом, «Сбор макулатуры» – на вырученные деньги закупаются художественные произведения в школьную библиотеку. 26 ноября проходит общешкольный митинг, посвящённый дню рождения Н.В.Ковшовой. Патриотическое воспитание - имеет важное значение в становлении личности школьника. Сохранение школьных традиций способствует разлитию личности.
Учитель, краевед, философ.doc
Учитель, краевед, философ                                                                                                                               Усова Светлана Константиновна,                                     учитель иностранного языка МАОУ «СОШ №56                                          г.Челябинска имени Н.В.Ковшовой» 2 Челябинск, 2018 Содержание Введение    ……………………………………………………………………3 Глава I. Слуднова Зоя Дмитриевна – творец истории поселка и района            § I. Биография Слудновой З.Д.……………………………………………....5            § II. Создание музея Боевой и Трудовой Славы имени Героя Советского            Союза   Н.В.Ковшовой …………………………………………………….5            Глава II.Гражданско­патриотическое воспитание школьников            § I. Школьные традиции ……………………………………………………6            § II . Памятник Н.В.Ковшовой и мемориальные доски…...……………...9            Заключение ………………………………………………………………….12  Список  литературы ……….………………………………………………..14  Приложения 3 Введение. Проблема патриотического воспитания школьников в наши дни является одним из приоритетных направлений деятельности современной школы.    Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся определяет   пять   направлений   воспитания     школьников,   одним   из   которых является   «воспитание     гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и  обязанностям человека» [1, с 19]. В   нашей   школе   центром   патриотического   воспитания   является   музей имени   Героя   Советского   Союза,   снайпера   Натальи   Венедиктовны   Ковшовой. Музею   в   2016   году   исполняется   50   лет.   Руководителем   этого   музея   была Слуднова Зоя Дмитриевна, учитель, философ, краевед. Слуднова З.Д. прожила в посёлке АМЗ 68 лет, проработала в школе № 56 шестьдесят   лет, руководила школьным музеем. И посёлок, и школа, и музей, какими мы видим их сейчас, во многом обязаны ей. Будет справедливо и честно сказать, что  Зоя Дмитриевна являлась и творцом истории школы и посёлка и сама стала его историей. История жизни Слудновой Зои Дмитриевны, ее вклад в историю поселка АМЗ и школы № 56 определили тему моей работы, которую я назвал «Учитель, краевед, философ».  Я считаю, что моя тема актуальна сейчас, потому что она посвящена 50­ летию школьного музея, 75­летию Великой победы и рассказывает о человеке, который внес большой вклад в историю поселка АМЗ. Пройдёмся знакомыми улицами   посёлка.   Улица   Н.   Ковшовой   –   Героя   Советского   Союза,   снайпера Натальи   Венедиктовны   Ковшовой,   во   дворе   школы   №   56   стоит   её   бюст­ памятник. Школьники проводят Неделю памяти, митинги. Кто придумал эти традиции,   откуда   они   пошли?   За   этими   и   другими   делами   стоит   имя   Зои Дмитриевны   Слудновой,   её   идеи,   подхваченные   другими   неравнодушными людьми, и её собственный труд. 4 Целью данной работы является   выявление   реальных   фактов  жизни  и деятельности Слудновой З.Д., повлиявших на   историю школы № 56, посёлка АМЗ. Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах:    ­ изучить и проанализировать биографию Слудновой Зои Дмитриевны,  ­ оценить ее вклад в организацию музея школы, поселка АМЗ.   Методы исследования  – изучение и анализ литературных источников, периодической литературы, архивных документов, также  интервью, как метод исследования. Изучение истории посёлка АМЗ на примере жизни Слудновой З. Д. позволит определить её вклад  в патриотическое воспитание школьников.             Практическое применение – выступление на классных часах в рамках Недели   памяти,   посвященной   дню   рождения   Н.В.Ковшовой   19­26   ноября, выпуск   буклета   «Слуднова   Зоя   Дмитриевна.   Учитель,   краевед,   философ», создание новой экспозиции музея, посвященной З.Д. Слудновой. 5 Глава I.  Слуднова Зоя Дмитриевна – творец истории поселка и района. § I. Биография Слудновой З.Д. Родилась   Зоя   Дмитриевна   23   июня   1928   года   в   городе   Ярославле.     В начале войны, 23 июня 1941 года, Зое Слудновой исполнилось 13 лет. И вместо того, чтобы поехать в «Артек» (путёвка в лагерь уже лежала в кармане), девочка вместе   с   семьёй   отправилась   на   Урал.   Ярославский   автоматно­механический завод, где работали родители, эвакуировали в Челябинск. —   Я   переезду   сначала   обрадовалась,   —   рассказывает   Зоя   Дмитриевна.   — Думала, что много городов увижу. Наивная! Когда приехали в столицу Южного Урала, месяц жили на станции Шершни в вагоне. Потом кое­как нас расселили по квартирам. Позже в районе Митрофановского совхоза выстроили нам барак.  Недоучившись   в   школе,   Зоя   Слуднова   пошла   работать   на   завод   №   62 Министерства  обороны СССР. «Выросла из старой одежды, а новую не на что было   купить,   —   говорит.   –   Была   «браковщицей»   на   заводе   —   проверяла качество снарядов. Но после войны мечту — доучиться и самой стать педагогом — осуществила.» [7]. В 1949 году Зоя Слуднова окончила Челябинский учительский институт и пришла   преподавать   русский   язык   и   литературу   в   Митрофановскую   школу Сосновского района. В 1952 году перешла в школу № 56. Работала учителем русского языка и литературы, а с 1963 по 1970 год старшей пионерской вожатой (Приложение  I). §  II. Создание Музея боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Н.В. Ковшовой 6 В 1966 году Зоя Дмитриевна основала музей Боевой и Трудовой Славы имени Героя Советского Союза Н.В. Ковшовой. Почему музей именно Наташи Ковшовой,   москвички?   Оказывается,   отец   Наташи   Венедикт   Дмитриевич Ковшов жил в Златоусте, с ним познакомились ребята из  школы, когда ездили по   области   с   учителем   истории   Еленой   Эдуардовной   Луфт.   Школьники рассказали о встрече с Ковшовым Зое Дмитриевне. Она загорелась желанием создать музей имени Наташи, которая была снайпером и геройски погибла под Москвой.  — Дело в том, что, помимо того, что преподавала, я занималась воспитательной работой в школе, — рассказывает Слуднова З.Д.. — У нас не было постоянной пионерской вожатой, а мне так хотелось, чтобы у ребят оказалась  такая же насыщенная жизнь, как когда­то у меня. Своё детство в Ярославле, пионерские лагеря вспоминала всегда [12].  Сначала Зоя Дмитриевна вместе с учениками 56­й школы добилась, чтобы пионерской дружине присвоили имя Н. Ковшовой. Произошло это в 1965 году. А потом создали и музей (Приложение II).  Первым экспонатом в нём была фотография Наташи, которую подарил челябинцам отец девушки­снайпера. Потом съездили в Москву, в школу, где училась Наташа и ,  где был создан музей в её честь.  Все документы, письма, снимки перефотографировал ученик Слудновой Серёжа Морозов. Экспозиция стала   пополняться.   Ребята   ездили   в   поисковые   экспедиции   по   местам,   где воевала Н.Ковшова.  Находили каски, винтовки. Наладили контакт  с дивизией, в   которой   служила   Н.Ковшова.   Друзья   Наташи   приезжали   в   наш   город   и рассказывали ученикам о войне.   Зоя Дмитриевна вела активную переписку с двоюродной   сестрой   Н.В.Ковшовой   –   Араловец   Мариной   Артуровной (Приложение II).  Сначала   музей   оформили   в   обычном   классе.   За   право   учиться   в   нём боролись все ученики школы. Потом, когда для школы выстроили новое здание, под   экспозицию   выделили   целый   кабинет.   Опыт   работы   Зои   Дмитриевны   по 7 созданию   музея   был   обобщён   методическим   кабинетом   Дворца   пионеров   и школьников им. Н.К. Крупской. Глава II.Гражданско­патриотическое воспитание школьников § I Школьные традиции. В   настоящее   время   гражданско­патриотическое   воспитание   признано приоритетным,   а   для   нашей   школы   оно   было   приоритетным   всегда,   именно благодаря школьному Музею боевой и трудовой славы продолжаются традиции патриотического воспитания.          Директора школы, заместители  по воспитательной работе, руководители музея  чутко и бережно перенимали эстафету друг у друга, выстраивая систему воспитательной   работы,   из   многообразия   школьных   дел   выделяя   те   главные, ключевые, которые способствовали объединению учеников, учителей, родителей в один коллектив единомышленников. А это самое главное. Вот из таких дел, повторяющихся из года в год, родились школьные традиции: *   1   сентября   –   День   Знаний   (встреча   поколений).   На   линейку приглашаются   ветераны   войны   и   труда,   ветераны   педагогического   труда, выпускники школы. Возлагаются цветы к памятнику Н.В.Ковшовой, открытому в 1978 году на деньги, заработанные самими учениками (Приложение IV).  *   День   пожилого   человека   –   концерт   для   ветеранов   войны   и   труда, тружеников тыла. *Ключевое   значение   в   патриотическом   воспитании   уделяется     Недели памяти Героя Советского Союза Н. В. Ковшовой, которая проходит уже более сорока лет с 19­26 ноября.   В эту неделю проводятся экскурсии в школьном музее для первоклассников (Приложение III); интеллектуальные игры «Звёздный час» (5­8 кл.), «Эрудит»(9­11кл.); праздник «Хороших учеников» (2­4 кл); вечер памяти,   посвящённый   ветеранам   Великой   Отечественной   войны;   школьные акции:   «Забота»   ­   помощь   ветеранам   войны   и   труда,   «Книга   в   подарок»   ­ учащиеся дарят книги в школьную библиотеку, «Мой младший братишка» ­ сбор вещей и игрушек в детский дом, «Сбор макулатуры» – на вырученные деньги 8 закупаются художественные произведения  в школьную библиотеку. 26 ноября проходит общешкольный митинг, посвящённый  дню рождения Н.В.Ковшовой. На митинге старшеклассники возлагают памятнаю гирлянду, подводятся итоги Недели памяти , награждаются классы – победители. В этом году мой класс 5В стал победителем. (Приложение V) [8].  * Встречи с интересными людьми (ветеранами войны, труда, тружениками тыла, с участниками боевых действий, людьми военных профессий)­ это тоже одна из традиций школы (Приложение VI). * Майский рассвет – уникальная традиция школы, этой традиции уже 45 лет. В 6 часов утра на лесном кладбище у Мемориала «Скорбящие матери» собираются учащиеся, педагоги, родители, выпускники школы, жители посёлка АМЗ, ветераны войны, труда, труженики тыла, чтобы встретить утро 9 мая и почтить память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания и зажечь поминальные свечи. Традицию   встречать   майский   рассвет   придумали   учащиеся   старших классов  школы, а З. Д. Слуднова подхватила и развила идею. Каждый год она собирала   у   Мемориала   «Скорбящие   матери»   ребят,   приглашала   ветеранов, рассказывала   о   войне,   делилась   своими   воспоминаниями.   Это   символично, прийти к мемориалу на рассвете, ведь война началась ранним утром, и чуткие детские   сердца   благодарно   отозвались   на   эту   традицию.   Достаточно   видеть притихших ребят с зажженными свечами в руках, чтобы понять: традиция не напрасна,   и   память   о   великом   подвиге   советского   народа   жива   и   священна. Несколько  поколений  учащихся  выросли,  пронеся  в своём  сердце трепетную память и гордость за свой народ, и в этом немалая заслуга Зои Дмитриевны (Приложение VII) [6]. *   В   школе   более   17   лет   работает   НОУ,   Зоя   Дмитриевна   руководила секцией   «Краеведение».   Темами   исследовательских   работ   учащихся   стали: «История одной боевой награды», «Династии завода АМЗ», «Дети блокадного Ленинграда»,   «Фотоальбом   Н.Г.   Гороховой   –   учительницы   Митрофановской 9 школы»,   «Я   только   здесь   нашёл   себе,   чего   всю   жизнь   искал»   (к   75­летию писательской   организации   Челябинской   области),   «Увлечение   в   кружке радиолюбителей стало моей специальностью на всю жизнь» (С.В. Троицкий, к 50­летию Челябинского телевидения). Музей   ежегодно   принимает   участие   в   конференциях   «Отечество», «Наследие»,   научно­практической   конференции   НОУ,   тесно   сотрудничает   с музеями   школ   города,   советом   ветеранов   ВОВ,   советом   ветеранов педагогического труда. Школа № 56 – ровесница Победы, в 2015 году отметила свой 70­летний юбилей. А в рамках празднования 65 юбилея Победы и дня рождения школы 1 сентября   2009   года   была   заложена   Аллея   памяти   и   посажено   65   деревьев учащимися,   педагогами,   родителями,   выпускниками   и   почётными   гостями школы. Учащиеся школы ухаживают за этими деревья во время субботников и летней практики. (Приложение IX). Выпускники   школы   после   окончания   педагогического   университета приходят работать в родную школу, на сегодняшний день их 12, бывшие ученики приводят своих детей и внуков, а это значит, что традиции не умрут, а будут продолжаться и развиваться. § I I. Памятник Н.В. Ковшовой и мемориальные доски.  Человек, проработавший в посёлке АМЗ 68 лет, воспитавший несколько поколений,   вдохновлявший   своим   примером   патриота,   гражданина,   просто истинно русского человека, заслуживает того, чтобы о нём писали, как о лице района.  Во дворе школы № 56, которая носит имя Героя Великой Отечественной войны, в 1978 году состоялось торжественное открытие памятника Герою Советского Союза Ковшовой Наталье Венедиктовне. Памятник ­ бюст  выполнила скульптор Э.Э.   Головницкая,   а   архитектурное   оформление   осуществила   Н.З.   Хасанова. Большая заслуга в открытии памятника принадлежит руководителю музея тех 10 лет – Баталовой Тамаре Ивановне, директору школы – Ширяевой Валентине Васильевне. Средства на памятник  учащиеся школы собирали сами: работали на полях   в   подшефном   колхозе   и     на   Автоматно   –   механическом   заводе. Администрация города и шефы, завод АМЗ, выделили недостающие средства, и вот   в   1978   году   памятник   был   установлен   во   дворе   школы.   В   том,   что установлен памятник  герою, главная заслуга З. Д. Слудновой. Ведь не будь её краеведческой работы, исканий, исследований, привлечения интересов стольких людей,   открытия   музея,   вряд   ли   Челябинск   узнал   бы   о   подвиге двадцатидвухлетней московской девушки и увековечил её память. А в  1966  году улица Красная горка в посёлке АМЗ была переименована в улицу   Наташи   Ковшовой,  и   в  начале   улицы   на   одном   из   домов   установлена мемориальная доска в честь этого события (Приложение X). Открывались   памятники   и   мемориальные   доски,   посвященные   Великой Отечественной   войне,   а   человечество   предавало   святость   мира,   разгорались новые войны, чужие войны, где воевали за чужие интересы наши ребята. Тогда это называлось интернациональным долгом. Наши ребята воевали  там, они были солдатами,   а   солдат   воюет   и   погибает   за   мир.   И     нельзя   предавать   память погибшего солдата. И об этом болит сердце Зои Дмитриевны Слудновой, она снова пишет письма, просит, ищет спонсоров, средства, и в 2009 году на здании школы   №   56   открывается   мемориальная   доска   в   память   о   погибших   в Афганистане учениках школы – Курочкина Александра и Заболотного Леонида (Приложение X). Нельзя предавать забвению локальные войны, о них надо помнить, чтобы больше никогда не повторить, о них надо говорить, и Зоя Дмитриевна Слуднова разыскивает родного брата погибшего в Афганистане Курочкина Александра и устраивает встречу с ребятами. На это мероприятие по просьбе Зои Дмитриевны приезжает выпускница школы № 56 Евгения Михайловна Амонян, служившая медсестрой­анестезиологом в Афганистане и Чечне. Она делится с ребятами 11 своими   воспоминаниями,   рассказывает   о   той,   чужой   войне,   чтобы   помнили, чтобы не повторяли,  чтобы берегли мир. Зоя   Дмитриевна   Слуднова   организовала   ученикам   школы   интересную встречу со старшим  мичманом ВМФ  Разбойниковым  В.А., который служил на рыболовецком   траулере   «Наталья   Ковшова»,   чтобы   он   рассказал   ребятам   о своей службе, о работе на судне, названном именем героини, да просто, чтобы показать ещё одну сторону человеческой жизни. Всё, что связано с именем Н. Ковшовой, вызывает особый интерес у учеников школы № 56 (Приложение XI).  Пытливый   ум     Зои   Дмитриевны   Слудновой   всегда   работал   в   этом направлении: найти что­то новое, узнать самой, рассказать ребятам. Она всю жизнь беспокоилась о том, чтобы передать накопленные   знания.  У неё всегда находилось время на интересный рассказ. Она могла дать ответ на любой вопрос о     биографии   Н.Ковшовой.  Зоя   Дмитриевна   могла   бесконечно   работать   с учащимися   по   подготовке   реферата   и     исследовательской   работы   НОУ     по краеведению, забыв о времени и не чувствуя усталости. Удивительно светлый, добрый, отзывчивый человек, она была любимицей ребят, и хорошим другом, и наставницей педагогов (Приложение XII) [3]. Многие   годы   Слуднова   З.Д.   являлась   внештатным   сотрудником   газеты «Комсомолец»,   «Вечерний   Челябинск»   и   др.   По   её   инициативе   при   Центре развития творчества Советского района Челябинска создан ансамбль учителей­ ветеранов «Огонёк» (победитель областного конкурса «Хрустальная капель» в 2005г.). Зоя Дмитриевна – одна из авторов литературно­музыкальной программы «Любимому городу», посвящённой юбилею Челябинска.  По   инициативе   З.Д.   Слудновой     в   мае   2011года   на   здании   районной библиотеки   №   5   открывается   мемориальная   доска   писателю­краеведу Малютину Ивану Петровичу,  дедушке Зои Дмитриевны (Приложение X).  [Слуднова З.Д. Воспоминания о моем знаменитом дедушке [9]. По  адресу, где ныне расположена районная   библиотека № 5, жил и   работал Иван Пётрович Малютин,   писал   свои   работы,   вернувшись   из   ссылки.     Именно   здесь   были 12 созданы произведения «Незабываемые встречи», «Воспоминания», в которых он рассказывает   о   своей   дружбе   с   известными   челябинскими   и   московскими авторами. К открытию мемориальной доски Малютину И. П.,   Слуднова З. Д. приурочила написание статьи в литературном альманахе «Южный Урал» в мае 2011 года [2, с 187]. Заключение. 12                 В ходе изучения биографии Зои Дмитриевны, работы с литературными источниками, общаясь с педагогами, выпускниками и учащимися школы, мне удалось   выяснить,   что,   ведя   активную   краеведческую   и   духовно­ патриотическую работу, Зоя Дмитриевна активно участвовала  в общественной жизни   посёлка   АМЗ   и   Советского   района.   Её   волновали   проблемы благоустройства   района,   озеленения.   Очень   остро   стояла   проблема реконструкции   стадиона   в   посёлке   АМЗ,   центра   для   организации   досуга учащихся.                            З. Д. Слуднова была награждена медалью «За Победу над Германией в Великой   Отечественной   войне   1941   –   1945гг.»;   почётными   грамотами областного   Управления   образования;   почётными   грамотами   Советского комитета   ветеранов   войны   за   активное   участие   в   работе   по   героико­ патриотическому воспитанию молодёжи.                            Слуднова З.Д. входила в состав жюри городских конкурсов по краеведению. За большие заслуги в области краеведения имя Слудновой Зои Дмитриевны внесено в Энциклопедию по Челябинской области. [11, С. 89,120]               Благодаря работе Зое Дмитриевны, стараниям коллектива учителей, учащихся   и   родителей   в   2015   году   нашей   школе   было   присвоено   имя Н.В.Ковшовой.               16 марта 2012 года Зоя Дмитриевна Слуднова ушла из жизни. Теперь 9 мая ребята школы, их родители и гости встречают Майский рассвет без неё…             В благодарность за всё сделанное для нас, за теплоту и сердечность, за беспокойство   и   неравнодушие   я   посвящаю   эту   работу   Зое   Дмитриевне Слудновой  и 50­ летию школьного музея. 14 Список литературы 1.Белоусова   Т.Л.,   Бостанджиева   Н.И.,   Казаченок   Н.В.,   и   др.   Духовно­ нравственное   развитие   и   воспитание   младших   школьников.   Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1// М.: Просвещение,2011, с.19. 2.Литературный альманах. Южный Урал № 7(38). с. 195­200. 3.Материалы   школьного   музея   Боевой   и   Трудовой   Славы,   воспоминания учителей школы № 56. 4.Слуднова З.Д. Почему «Ноктюрн» не прозвучал// Комсомолец (Ч.) 1977, ­ 22 марта.  5. Слуднова З.Д. Октава и ее традиции // Комсомолец (Ч.) 1977, 19 апреля.  6. Слуднова З.Д. Клянусь всем, кто учил…// Вечерний Челябинск.­ 1978. ­ 23 февраля.  7. Слуднова З.Д. Неделя чести// Трудовое знамя (Ч.). 1991.­6 декабря.  ://   www   com 8.   Слуднова   З.Д.   Воспоминания   о   моем   знаменитом   дедушке.   [Электронный ресурс] - http  9.Челябинская область: Энциклопедия/ гл. ред. К.Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. Т. 4,6 – С.89,120.   .  writers  74.     10.Шлыкова С. Музей стал жизнью. [Электронный ресурс] ­ http://vecherka.ru 15                               Слуднова Зоя Дмитриевна в школьном музее Приложение I                                                    МАОУ  СОШ  № 56 Фотографии из архива музея Боевой и трудовой славы имени Героя Советского 16 Союза Н.В.Ковшовой Приложение II Экспонаты музея   Личные вещи Натальи Ковшовой Фотографии из архива музея Боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Н.В.Ковшовой. 17 Зоя Дмитриевна Слуднова в музее             Экскурсия в музее Приложение III Фотографии из архива 9а класса. \ Приложение IV Памятник Герою Советского Союза  Н.В.Ковшовой во дворе школы № 56                День знаний 18     Фотографии из архива музея Боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Н.В.Ковшовой Мероприятия, посвященные дню рождения Н.В.Ковшовой Приложение V Вечер встречи ветеранов войны и труда,            Акция «Письмо Наташе» учителей и учащихся школы 19     Акция «Сбор макулатуры"                                      Акция «Книга в подарок»           Приложение VI Выступление З.Д. Слудновой  в  День защитника Отечества Фотографии из архива музея Боевой и трудовой славы имени Героя Советского    Союза Н.В.Ковшовой. Приложение VII Майский рассвет, посвященный дню Победы 20     Выступление хора ветеранов педагогического труда  «Огонек», созданного Приложение VIII Слудновой З.Д    . Фотографии из архива музея Боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Н.В.Ковшовой. Приложение IX Закладка «Аллеи памяти» ­ посадка 65 деревьев к 65 годовщине со Дня Победы и 65­летию со дня образования  школы № 56 21 Фотографии из архива 9а класса       Приложение X Мемориальная доска на улице имени      Мемориальная  доска на здании школы   Н.В.Ковшовой                                            выпускникам школы, воинам­афганцам    Мемориальная доска на здании районной библиотеки № 5 Малютину И. П.                 Приложение XI Выпускница школы № 56 Е.М. Амонян рассказывает ребятам о своих боевых наградах, полученных в Афганистане и Чечне. 22 Встреча со старшим мичманом ВМФ Разбойниковым В.А.  Фотографии из архива музея Боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Н.В.Ковшовой. 23

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ

Учитель, краевед, философ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018