

Памятка
учителю по
профилактике конфликтов.
- Помните, что конфликты гораздо
легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем
труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права и интересы без
конфликтов.
- Никогда не превращайте учеников
в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями
школьников. Таким образом, вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе
коллег и учеников испортите.
- Постоянно учитесь
контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции
выполняют отрицательные функции:
- оказывают разрушающее влияние
на здоровье того, кто злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективн6ость оценки
окружающих;
- по закону эмоционального
заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.
- Никогда не выясняйте отношения
с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии
учеников.
- Не стремитесь радикально,
быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и
воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения,
ума, такта и осторожности.
- Оценивая результаты учёбы и
поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему
удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее
конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в
обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить
эффективн6ость работы учителя, во-вторых, способствует профилактике
конфликтов между педагогом и школьниками.
- Никогда на своих уроках не
давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей,
администрации школы, родителей.
- Помните, что хорошие
взаимоотношения с окружающими представляют собой не только
самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал
конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с
хорошим знанием предмета.
- Постоянно учитесь без каких
либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя.
Детей в школе любить или уважать всё же гораздо легче, чем взрослых людей.
Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим о обществу по
сравнению со взрослыми.
- По своему
социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако
не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь
поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая
психологически комфортную среду в классе.
- Во все времена у всех народов
сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие
конфликты. В современной России, тем более в общеобразоватльеной школе,
без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора
вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено
профессионально пригоден.
- Расширяйте пространственные
границы мировосприятия. Изучайте не только историю родной деревни, России,
человечества, развития жизни на земле. Все проблемы, с которыми вы
сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими
трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её
на конфликты не очень-то умно.
- расширяйте временные границы
мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и
историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все
проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей.
Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка.
Тратить её на конфликты не очень то умно.
- Расширяёте вероятностные
границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем
точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший
и наиболее вероятный варианты развития событий.
- Расширяйтесь содержательные
границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом
возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше
знаешь, тем крепче спишь.
По материалам книги
А.Я. Анцупова
«Профилактика
конфликтов в школьном коллективе»