Уйсуны
Оценка 4.7

Уйсуны

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл
07.02.2017
Уйсуны
Тема: Уйсуни. Цели и задачи урока:  Способствовать становлению понимания истории уйсунского государства, их хозяйственной деятельности и культуры, общественного устройства и вклада в мировую культуру;  Способствовать развитию навыков ведения исследовательской деятельности, умению формулировать вопрос и рабочую гипотезу, а также отработки навыка работы по карте, схемам и таблице; развитие творческого потенциала учащихся;  Воспитание понимания значения и ценности исторических памятников уйсунов для современной цивилизации. Тип урока: урок мудрости (комбинированный) Методы: кластер, исследование, работа с картой, таблицей и схемой, аукцион, решение кроссворда.
уйсуны.docx
Тема: Уйсуни. Цели и задачи урока:  Способствовать   становлению   понимания   истории   уйсунского   государства,   их хозяйственной   деятельности   и   культуры,   общественного   устройства   и   вклада   в мировую культуру;    Способствовать   развитию   навыков   ведения   исследовательской   деятельности, умению   формулировать   вопрос   и   рабочую   гипотезу,   а   также   отработки   навыка работы по карте, схемам и таблице; развитие творческого потенциала учащихся;   Воспитание понимания значения и ценности исторических памятников уйсунов для современной цивилизации. Тип урока: урок мудрости (комбинированный) Методы:   кластер, исследование, работа с картой, таблицей и схемой, аукцион, решение кроссворда. ХОД УРОКА 1.Позитивный настрой на урок.  Проведение тренинга. «Это ты, это я, это все мои друзья!» После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои  друзья!»  Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?  Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?  Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную  от чужих  оберегать? 2. Проведение тренинга «Яблоневый сад», на стикерах­ яблочках учащиеся  пишут свои  ожидания от урока  3.Учитель  называет тему урока и спрашивает детей:  «О чем мы с вами будем  говорить на уроке? Что мы должны знать к концу урока?». Просмотр презентации, комментирование  учителем. Племена усуней, которые наследовали земли саков­тиграхауда в Семиречье, пришли из  глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть усуней переселилась в  Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем,  носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над князьями). По мнению казахстанского  тюрколога Ю.А.Зуева термин «гуньмо» означает «Солнце­царь» или «солнечный царь». Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница  проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую  границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык­Куля. Это  был укрепленный город с предместьями. Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи  считают, что усуни принадлежали к восточно­иранским племенам, другие, что усуни были  предками тюрок и говорили по­тюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит  одно из крупных казахских племен. Работа со схемой «Общественное устройство уйсуней» Далее учитель знакомит учащихся с археологическими культурами и  памятниками уйсуней. 1 Китайские источники характеризуют усуне как кочевников. В них пишется, что усуни «не  занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на  место, судя по приволью в еде и воде». Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определяющую роль. Природные  условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок,  расположенных Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между  зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое  время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне­осенних  пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды.  Доказательством оседлости занятия земледелием служат усуньские поселения с их  стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды,  зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков. По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от  раннего периода истории усуней к позднему. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным ­ скотоводческо­земледельческим.  Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде  преобладали овцы лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали до500  голов лошадей. Лошади были разных пород, в том числе высокопородные скакуны. На  золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком  жеребце. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекал хлеб, на огородах и в садах  выращивали овощи и фрукты. Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в  одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на  коней, или получая в качестве подарков и дани. Посуду изготавливали в большом количестве, ее лепили из глины, видимо, женщины, а  мужчины вырезали из березы столики­блюда, кубки, черпаки для кумыса. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо,  из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и  благородны металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая  знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии  частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня,  найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские  военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные  источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю.  Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду  со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных. Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослеживаются по археологическим  материалам. Курганы усуней по размеру делятся на три группы: большие, диаметром до 80 и высотой до 15 м; средние, диаметром до 15 и высотой до 2 м и наиболее многочисленные  маленькие курганы, диаметром до 10 и высотой до 1 м. В больших курганах при раскопках, если могила не разграблена, археологи находили большое число украшений из золота,  оружие, много глиняной посуды. Так, в кургане Тенлик в захоронении были обнаружены  золотые бляшки, нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом,  бронзовое зеркало. В маленьких курганах в могиле стоят один­два глиняных сосуда, рядом  со скелетом лежат железные ножи. Похороненные здесь люди когда­то носили бронзовые  серьги, бусы. Таким образом, и письменные источники, и археологический материал  свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности 2 4. «Я­исследователь» Узнав о хозяйстве уйсуней, учащиеся должны дополнить кластер и заполнить таблицу.          5. Прием«Нарисуй счастье». Нарисовать рисунок «Один день из жизни уйсуна»   и в  рисунке отобразить свои эмоции. 6. «Все наоборот». –Кто быстрее ответит на заданный вопрос (награждается  смайликом). 1.Основное место в хозяйстве уйсуней занимало земледелие 2. Уйсуни проживали на территории Западного Казахстана 3. Правитель уйсунов носил титул шаньюй 4. Уйсуни в основном разводили крупный рогатый скот. 6. Письменные сведения об уйсунях имеются у персов. 5. Уйсунам был характерен антропологический тип монголоидный. 7. Столица уйсунов Битянь находилась на берегу реки Талас. 8. Диадема, найденная в Каргалинском ущелье, принадлежала племени уйсуни. 9.  Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с государством Персия.  (За ответы смайлики). 7. «Аукцион идей»  Вы побывали в историко­краеведческом музее. О чем вам  «Рассказала» Каргалинская диадема? 8. Закрепление  «Отгадай кроссворд» к а н г ю й г у н ь м о       ж ц е я т н ы с ь у ч и г у ч е н с к о т 3 1. Правитель уйсунов. 2. Государство, с которым граничили уйсуни на северо­западе. 3. Основное богатство кочевников. 4. Город Красной долины. 5. Китайский историк Сыма…… 6. Название местности, где сосредоточены памятники культуры уйсунов. 9. Проведение рефлексии. Возвращение к дереву. 10. Домашнее задание:  §21,§22  Составьте рассказ о обычаях, традициях и верованиях уйсунов.   Документ стр.107 4

Уйсуны

Уйсуны

Уйсуны

Уйсуны

Уйсуны

Уйсуны

Уйсуны

Уйсуны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017