Тема: Уйсуни.
Цели и задачи урока:
Способствовать становлению понимания истории уйсунского государства, их хозяйственной деятельности и культуры, общественного устройства и вклада в мировую культуру;
Способствовать развитию навыков ведения исследовательской деятельности, умению формулировать вопрос и рабочую гипотезу, а также отработки навыка работы по карте, схемам и таблице; развитие творческого потенциала учащихся;
Воспитание понимания значения и ценности исторических памятников уйсунов для современной цивилизации.
Тип урока: урок мудрости (комбинированный)
Методы: кластер, исследование, работа с картой, таблицей и схемой, аукцион, решение кроссворда.
уйсуны.docx
Тема: Уйсуни.
Цели и задачи урока:
Способствовать становлению понимания истории уйсунского государства, их
хозяйственной деятельности и культуры, общественного устройства и вклада в
мировую культуру;
Способствовать развитию навыков ведения исследовательской деятельности,
умению формулировать вопрос и рабочую гипотезу, а также отработки навыка
работы по карте, схемам и таблице; развитие творческого потенциала учащихся;
Воспитание понимания значения и ценности исторических памятников уйсунов для
современной цивилизации.
Тип урока: урок мудрости (комбинированный)
Методы: кластер, исследование, работа с картой, таблицей и схемой, аукцион, решение
кроссворда.
ХОД УРОКА
1.Позитивный настрой на урок.
Проведение тренинга. «Это ты, это я, это все мои друзья!»
После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои
друзья!»
Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?
Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?
Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную от чужих
оберегать?
2. Проведение тренинга «Яблоневый сад», на стикерах яблочках учащиеся пишут свои
ожидания от урока
3.Учитель называет тему урока и спрашивает детей: «О чем мы с вами будем
говорить на уроке? Что мы должны знать к концу урока?».
Просмотр презентации, комментирование учителем.
Племена усуней, которые наследовали земли саковтиграхауда в Семиречье, пришли из
глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть усуней переселилась в
Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем,
носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над князьями). По мнению казахстанского
тюрколога Ю.А.Зуева термин «гуньмо» означает «Солнцецарь» или «солнечный царь».
Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница
проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую
границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).
Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу ИссыкКуля. Это
был укрепленный город с предместьями.
Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи
считают, что усуни принадлежали к восточноиранским племенам, другие, что усуни были
предками тюрок и говорили потюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит
одно из крупных казахских племен.
Работа со схемой «Общественное устройство уйсуней»
Далее учитель знакомит учащихся с археологическими культурами и
памятниками уйсуней.
1 Китайские источники характеризуют усуне как кочевников. В них пишется, что усуни «не
занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на
место, судя по приволью в еде и воде».
Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определяющую роль. Природные
условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок,
расположенных Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в
горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между
зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое
время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весеннеосенних
пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды.
Доказательством оседлости занятия земледелием служат усуньские поселения с их
стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды,
зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.
По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от
раннего периода истории усуней к позднему.
Таким образом, хозяйство усуней было комплексным скотоводческоземледельческим.
Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде
преобладали овцы лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали до500
голов лошадей. Лошади были разных пород, в том числе высокопородные скакуны. На
золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком
жеребце.
Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекал хлеб, на огородах и в садах
выращивали овощи и фрукты.
Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в
одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на
коней, или получая в качестве подарков и дани.
Посуду изготавливали в большом количестве, ее лепили из глины, видимо, женщины, а
мужчины вырезали из березы столикиблюда, кубки, черпаки для кумыса.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо,
из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и
благородны металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.
Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая
знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии
частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня,
найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские
военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные
источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю.
Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду
со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.
Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослеживаются по археологическим
материалам. Курганы усуней по размеру делятся на три группы: большие, диаметром до 80
и высотой до 15 м; средние, диаметром до 15 и высотой до 2 м и наиболее многочисленные
маленькие курганы, диаметром до 10 и высотой до 1 м. В больших курганах при раскопках,
если могила не разграблена, археологи находили большое число украшений из золота,
оружие, много глиняной посуды. Так, в кургане Тенлик в захоронении были обнаружены
золотые бляшки, нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом,
бронзовое зеркало. В маленьких курганах в могиле стоят одиндва глиняных сосуда, рядом
со скелетом лежат железные ножи. Похороненные здесь люди когдато носили бронзовые
серьги, бусы. Таким образом, и письменные источники, и археологический материал
свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности
2 4. «Яисследователь»
Узнав о хозяйстве уйсуней, учащиеся должны дополнить кластер и заполнить таблицу.
5. Прием«Нарисуй счастье». Нарисовать рисунок «Один день из жизни уйсуна» и в
рисунке отобразить свои эмоции.
6. «Все наоборот». –Кто быстрее ответит на заданный вопрос (награждается
смайликом).
1.Основное место в хозяйстве уйсуней занимало земледелие
2. Уйсуни проживали на территории Западного Казахстана
3. Правитель уйсунов носил титул шаньюй
4. Уйсуни в основном разводили крупный рогатый скот.
6. Письменные сведения об уйсунях имеются у персов.
5. Уйсунам был характерен антропологический тип монголоидный.
7. Столица уйсунов Битянь находилась на берегу реки Талас.
8. Диадема, найденная в Каргалинском ущелье, принадлежала племени уйсуни.
9. Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с государством Персия.
(За ответы смайлики).
7. «Аукцион идей» Вы побывали в историкокраеведческом музее. О чем вам
«Рассказала» Каргалинская диадема?
8. Закрепление
«Отгадай кроссворд»
к
а
н
г
ю
й
г
у
н
ь
м
о
ж
ц
е
я
т
н ы
с
ь
у
ч
и
г
у
ч
е
н
с
к
о
т
3 1. Правитель уйсунов.
2. Государство, с которым граничили уйсуни на северозападе.
3. Основное богатство кочевников.
4. Город Красной долины.
5. Китайский историк Сыма……
6. Название местности, где сосредоточены памятники культуры уйсунов.
9. Проведение рефлексии.
Возвращение к дереву.
10. Домашнее задание:
§21,§22 Составьте рассказ о обычаях, традициях и верованиях уйсунов.
Документ стр.107
4
Уйсуны
Уйсуны
Уйсуны
Уйсуны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.