УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ

  • pdf
  • 08.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.pdf

 

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                       

 

УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ

 

Уважаемые родители!

 


У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали:

 чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым,

образованным, ответственным;

 а девочка – обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой, умной;  чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в

семейной жизни.

 

Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.

 

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

 

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.

 


 

3 – 6 лет

По мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они:

 не делают различий между реальным миром и миром фантазий;

 стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;

 пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится,

"везде вставляет свои 5 копеек";  испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;  интересуются: "Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?";  из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и

одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

 

 

КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:

 жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте; помогайте ребенку все делать самому;

проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно

слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить; растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка; наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;

на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.

 

НИКОГДА:

 

 не опекайте ребенка излишне;  не заостряйте внимания на детских ссорах;  не используйте угрозы для достижения результата;  не наказывайте за качества личности, а только за действия;

 не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту:

повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

 

 

 

 находятся в постоянном движении;  отличаются     романтической    привязанностью         к родителям;

 

7 – 10 лет

Появляется ответственное и трудное занятие – учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны:  копирование своих родителей в интонациях, поведении,

 буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;

 стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;  формирование первоначальных представлений о собственных правах;  повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;

 

КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:

 

 помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;  дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;

 узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;

 аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";

 обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

 

 

НИКОГДА:

 

 не ревнуйте к авторитету учителя;  не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;  не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;   не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;  не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отношении к окружающим;

 

11 – 14 лет

 частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;  повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;  стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;

 отстаивание (иногда бессмысленное) своей позиции, в том числе неверной;  падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;

 демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

 

КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:

 

помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.; выделяйте деньги на карманные расходы;

в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;

объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;

учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье; будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

 

НИКОГДА:

 

 не допускайте неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;

 не требуйте немедленного слепого послушания, не угрожайте и не унижайте;  не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;  не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещания;

 не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;

 не ревнуйте сына или дочь к друзьям, познакомьтесь поближе с ними;  не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

 

Часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:   тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;

 

15 – 18 лет

Молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:  их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;

 в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;  взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но


уже в зависимости от личностных качеств;

 большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;  интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

 

КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:

 

 

 делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;  давайте в доме пристанище ребенку и его компании;

 будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;

 в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;

 доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

 

НИКОГДА:

 

 не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;

 не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;  не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помните, что дети учатся жить у жизни:

 

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; если ребенка высмеивают, он становится замкнутым; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 

Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка хвалят, он учится быть благородным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенка поддерживают, он учится ценить себя; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

Каждый ребёнок имеет право:

 

 просить о помощи и эмоциональной поддержке;  иметь собственное мнение и убеждения;  совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;  говорить "нет, спасибо", "извините, нет";  побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;  добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

 

Ребёнок не обязан:

 

 быть безупречным на 100%;  любить людей, приносящих ему вред;  извиняться за то, что был самим собой;  выбиваться из сил ради других;

 чувствовать себя виноватым за свои желания;  выполнять неразумные требования;  нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

 

 

 

 

(По К.Заслоффу)

 

 

 

 

 

Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!