БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ
Уважаемые родители!
![]() |
чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким,
трудолюбивым,
образованным, ответственным;
а
девочка – обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой, умной; чтобы каждого ждали успех в
учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в
семейной жизни.
Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.
Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.
По мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они:
не делают различий между реальным миром и миром фантазий; стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих; пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек"; испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства; интересуются: "Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?"; из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.
КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:
проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно
на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.
НИКОГДА:
не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!
|
находятся в постоянном движении;
отличаются романтической
привязанностью к родителям;
Появляется ответственное и трудное занятие – учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны: копирование своих родителей в интонациях, поведении,
буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору; стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей; формирование первоначальных представлений о собственных правах; повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;
КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:
помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний; дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов; узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями; аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите"; обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.
НИКОГДА:
|
отношении
к окружающим;
частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы; повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события; стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки; отстаивание (иногда бессмысленное) своей позиции, в том числе неверной; падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников; демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:
НИКОГДА:
не допускайте неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему; не требуйте немедленного слепого послушания, не угрожайте и не унижайте; не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки; не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещания; не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
|
Часто
называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса.
Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки
растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам
свойственны: тяга к
романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда
на грани риска;
Молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям: их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы; взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но
уже в зависимости от личностных качеств;
большое значение придается
поиску объектов подражания и поклонения; интимные
переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все
остальные интересы и увлечения.
КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ:
делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета; давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.
НИКОГДА:
не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
не принуждайте сына или дочь к
откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам
со своими проблемами;
не делайте трагедии из получения
раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим
разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.
Помните, что дети учатся жить у жизни:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; если ребенка высмеивают, он становится замкнутым; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка хвалят, он учится быть благородным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенка поддерживают, он учится ценить себя; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Каждый ребёнок имеет право:
просить о помощи и эмоциональной поддержке; иметь собственное мнение и
убеждения; совершать
ошибки, пока не найдено правильное решение; говорить
"нет, спасибо", "извините, нет"; побыть в одиночестве, даже если другие хотят его
общества; добиваться
перемены договоренности, которая его не устраивает.
Ребёнок не обязан:
быть безупречным на 100%; любить людей, приносящих ему вред; извиняться за то, что был самим собой; выбиваться из сил ради других;
чувствовать себя виноватым за свои желания; выполнять неразумные требования; нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.
(По К.Заслоффу)
Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.