Конспект урока математики в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать представление учащихся о названиях компонентов при вычитании.
Формирование УУД: Предметные: знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.
Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», «прибавить», учебник Математики 2-я часть, Москва «Просвещение» 2015г. Под редакцией М.И. Моро.
Оборудование: учебник Математики 2-я часть, Москва «Просвещение» 2015г. Под редакцией М.И. Моро, методическое пособие, интернет ресурсы.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Прозвенел и смолк звонок – Начинается урок! Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку. - С чего обычно начинаем урок математики? |
- Урок математики обычно начинаем с устного счета. |
Слово учителя |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
Актуализация знаний Устный счёт
Минутка чистописания
Работа с математическим набором |
- Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Молчанка». - Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой. - Какое число предшествует числу 6? -Какое число следует за числом 8? -Какое число предшествует числу3? - Соседи числа 4? -Соседи числа 6? -На сколько 4 больше 2? -На сколько 5 меньше 7? -10 уменьшить на 4. -Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму. -2 увеличить на 5. -6 – это 2 и сколько? б) Решение задач в стихах. Семь гусей пустились в путь.
Пять пирожков лежало в миске.
Семь весёлых поросят Подарил утятам ёжик На забор взлетел петух,
6,2,5,4,3. (запись на доске) -Что можно сказать об этих числах? Давайте расположим их в порядке возрастания? Что получилось? - Ребята, откройте свои рабочие тетради. - Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны. - Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры?
- А зачем нам числа?
- Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? - Сколько синих кругов? - Сколько всего кругов? - Как записать это математическим языком?
- Прочитайте равенство разными способами, используя слова: «прибавить», «увеличить», «плюс», «сумма». - Молодцы, все четыре способа назвали. - Какой ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? - Что заметили?
- Составьте выражение на вычитание с этими числами. - Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание?
- Прочитайте выражение разными способами, используя слова: «отнять», «уменьшить», «минус».
- Молодцы, все способы назвали. |
Учащиеся отвечают на вопросы - 5 - 9 - 2 - 3 и 5 - 5 и 7 - на 2 - на 2 - 6 - 9
- 7 - 4
- 6 гусей под облаками
- в миске осталось два пирожка
- у корытца пять свинок
- было четыре утёнка
- стало 3 петуха Ответы учащихся - 2, 3, 4, 5, 6 - Получился отрезок натурального ряда чисел Учащиеся записывают числовой ряд
- Цифры для записи чисел, выражений - Числа для того чтобы считать. - 2 красных круга
- Синих 4 круга - Всего 6 кругов
- 2+4=6
- К 2 прибавить 4 получится 6. 2+4 получится 6.
- 4+2=6
- значение суммы не изменилось
6-4=2 или 6-2=4 - Обратное действие суммы - вычитание. - 6 минус 4 равно 2 От 6 отнять 4 получится 2. 6 уменьшить на 4 получится 2 |
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Самостоятельная работа
Фронтальная работа |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах и следовать им.
Регулятивные: способность к волевому усилию
Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Постановка проблемы |
- Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили? Как вы думаете, почему? - Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим? - Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока.
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
- Что мы делали? |
- Выражение на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя. - Нужно найти ещё один способ читать выражение на вычитание. Узнать название компонентов при вычитании. - «Что я не знаю?», «Сам найду способ». - Настраивались на работу |
Фронтальная работа |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
Изучение нового материала
|
Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит «вычесть»? - Что обозначает первое число?
-Что показывает второе число?
- А третье число?
- Какое число из трёх самое большое?
- Как вы думаете, почему?
- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? - То как может называться это число? - Что происходит со вторым числом? - Значит, как его называют? - А третье число показывает разницу между первым числом и вторым. - На сколько 6 больше 4? - Вопрос «на сколько» задают при сравнении, чтобы найти разницу. - Как же называется третье число? - Если результат вычитания называется «разность», то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? Проблема разрешена. Все числа вычитания получили имена. - Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании |
- Взять, отложить, убрать… - Первое число уменьшаемое. -Второе число вычитаемое. - Третье число разность. - Само большое число уменьшаемое. - Уменьшаемое - это целое, из которого можно взять часть. - Первое число уменьшается. -Уменьшаемое - Его вычитают - Вычитаемое
- На 2
- Да. Между ними стоит знак «=». Уч-ся хором проговаривают названия компонентов действия вычитания. |
Беседа |
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других Умение договариваться, находить общее решение Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества (Коммуникативные УУД) |
Физкультминутка |
Буратино
потянулся, |
Уч-ся выполняют движения за учителем |
|
|
Первичное закрепление. |
1) 6-1 4+3 8-2 9-4 5+3 -Что записано на доске? - На какие группы можно разделить выражения?
- Выпишите в тетрадь только разности и найдите их значения. -Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое. 2) Запиши выражения, найди их значения
Найди разность 7 и 2 Найди сумму 5 и 3 Уменьшаемое 5, вычитаемое 1. Найди разность. 1 слагаемое - 3, 2 слагаемое -4. Найди сумму. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём ошибки? - В чём причина ошибок? |
- На доске записаны выражения. - Их можно разделить на две группы: разность и сумма. Уч-ся выписывают разности и находят их значение. 6-1=5 8-2=6 9-4=5 Уч-ся записывают выражения в тетради, а 2 ученика с другой стороны доски 7-2=5 5+3=8 5-1=4
3+4=7
|
Беседа
Работа в тетради и у доски
Фронтальная проверка
Самооценка |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать своё предположение. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: способность к самооценке. |
Рефлексия |
- Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какие математические термины вы сегодня узнали? Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
СМОГ - Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора. - Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Уч-ся оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
|
Учитель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.