Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность..doc

Конспект урока математики в 1 классе

(УМК «Школа России»)

 

Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать представление учащихся о названиях компонентов при вычитании.

Формирование УУД: Предметные: знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.

Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям; построение логической цепи рассуждений, уста­новление причинно-следственных связей

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», «прибавить», учебник Математики  2-я часть, Москва «Просвещение» 2015г. Под редакцией М.И. Моро.

Оборудование: учебник Математики  2-я часть, Москва «Просвещение» 2015г. Под редакцией М.И. Моро, методическое пособие, интернет ресурсы.

                                                                           

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок!

Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку.

- С чего обычно начинаем урок математики?

 

 

 

- Урок математики обычно начинаем с устного счета.

 

 

Слово учителя

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Актуализация знаний

Устный счёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

 

 

Работа с математическим набором

- Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Молчанка».

- Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой.

- Какое число предшествует числу 6?

-Какое число следует за числом 8?

-Какое число предшествует числу3?

- Соседи числа 4?

-Соседи числа 6?

-На сколько 4 больше 2?

-На сколько 5 меньше 7?

-10 уменьшить на 4.

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.

-2 увеличить на 5.

-6 – это 2 и сколько?

б) Решение задач в стихах.

Семь гусей пустились в путь.
Один решили передохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.

 

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?

 

Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?

 

6,2,5,4,3. (запись на доске)

-Что можно сказать об этих числах? Давайте расположим их в порядке возрастания? Что получилось?

- Ребята, откройте свои рабочие тетради.

- Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны.

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры?

 

- А зачем нам числа?

 

- Тогда сосчитайте, сколько красных кругов?

- Сколько синих кругов?

- Сколько всего кругов?

- Как записать это математическим языком?

 

- Прочитайте равенство  разными способами, используя слова: «прибавить», «увеличить»,  «плюс», «сумма».   

- Молодцы, все четыре способа назвали.

- Какой ещё выражение на сложение

можно составить с этими слагаемыми и суммой?

- Что заметили?

 

- Составьте выражение на вычитание с этими числами.

- Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание?

 

- Прочитайте выражение  разными способами, используя слова: «отнять», «уменьшить»,  «минус».

 

 

- Молодцы, все способы назвали.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы

- 5

- 9

- 2

- 3 и 5

- 5 и 7

- на 2

- на 2

- 6

- 9

 

- 7

- 4

 

 

 

 

- 6 гусей под облаками

 

 

- в миске осталось два пирожка

 

- у корытца пять свинок

 

- было четыре утёнка

 

- стало 3 петуха

Ответы учащихся

- 2, 3, 4, 5, 6

- Получился отрезок натурального ряда чисел

Учащиеся записывают числовой ряд

 

 

 

 

- Цифры для записи чисел, выражений

- Числа для того чтобы считать.

- 2 красных круга

 

- Синих 4 круга

- Всего 6 кругов

 

- 2+4=6

 

 

- К 2 прибавить 4 получится 6.  2+4 получится 6.

 

- 4+2=6

 

- значение суммы не изменилось

 

6-4=2 или 6-2=4

- Обратное действие суммы - вычитание.

- 6 минус 4 равно 2

От 6 отнять 4 получится 2. 6 уменьшить на 4 получится 2

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах  и следовать им.

 

Регулятивные: способность к волевому усилию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 

 

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Постановка проблемы

- Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили?

Как вы думаете, почему?

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?

- Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока.

 

 

 

 

 

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

 

- Что мы делали?

- Выражение  на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя.

- Нужно найти ещё один способ читать выражение на вычитание. Узнать название компонентов при вычитании.

- «Что я не знаю?», «Сам найду способ».

- Настраивались на работу

 

 

 

Фронтальная работа

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит «вычесть»?

- Что обозначает первое число?

 

-Что показывает второе число?

 

- А третье число?

 

- Какое число из трёх самое большое?

 

 

- Как вы думаете, почему?

 

 

 

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании?

- То как может называться это число?

- Что происходит со вторым числом?

- Значит, как его называют?

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4?

- Вопрос «на сколько» задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число?

- Если результат вычитания называется «разность», то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему?

Проблема разрешена.

Все числа вычитания получили имена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании

- Взять, отложить, убрать…

- Первое число уменьшаемое.

-Второе число вычитаемое.

- Третье число разность.

- Само большое число уменьшаемое.

- Уменьшаемое - это целое, из которого можно взять часть.

- Первое число уменьшается.

-Уменьшаемое

- Его вычитают

- Вычитаемое

 

 

- На 2

 

 

 

 

- Да. Между ними стоит знак «=».

Уч-ся хором проговаривают названия компонентов действия вычитания.

 

 

 

 

Беседа

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

(Коммуникативные УУД)

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Уч-ся выполняют движения за учителем

 

 

Первичное закрепление.

1) 6-1    4+3     8-2    9-4   5+3

-Что записано на доске?

- На какие группы можно разделить выражения?

 

 

- Выпишите в тетрадь только разности и найдите их значения.

-Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое.

2) Запиши выражения, найди их значения

 

 

 

 

Найди разность 7 и 2

Найди сумму 5 и 3

Уменьшаемое 5, вычитаемое 1. Найди разность.

1 слагаемое - 3, 2 слагаемое -4. Найди сумму.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

- На доске записаны выражения.

- Их можно разделить на две группы: разность и сумма.

Уч-ся выписывают разности и находят их значение.

6-1=5   8-2=6    9-4=5

Уч-ся записывают выражения в тетради, а 2 ученика с другой стороны доски

7-2=5

5+3=8

5-1=4

 

3+4=7

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради и у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная проверка

 

Самооценка

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям;

уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; высказывать своё предположение.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 

Личностные: способность к самооценке.

Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

     ЗНАЮ

Я             ЗАПОМНИЛ

    СМОГ

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

- Спасибо за работу на уроке!

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

 

Уч-ся оценивают свою деятельность на уроке

 

 

 

Беседа

 

 

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 

 

                                                                                                                              Учитель: