Учебно-методический комплекс по Основам философии является частью федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и предназначен для студентов 1 курса. УМК состоит из выписки ФГОС, рабочей программы, КТП и методических рекомендаций.
УМК ПО СОНОВАМ ФИЛОСОФИИ.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2017 г.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Система менеджмента качества
ФГОС СПО ППССЗ 23.02.03
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
НД
Версия № 2
Введено с
« 01» сентябрь 2017г.
Количество листов: 36
профессиональной образовательной программы подготовки
квалифицированных специалистов среднего звена
__23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»____
код, наименование специальности(ей) / профессии 2017 г.
2 Информационные данные
1. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС разработал – преподаватель В.Г.Сафина.
2. УМК соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований к
построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
3. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. УМК является интеллектуальной собственностью ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью или частично
воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ «Сахалинский
техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего руководства ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
Экз.№5
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
Библиотека
Методический кабинет
ЭОР техникума
3 СОГЛАСОВАНО
Зам. по УР
_______ Л.С. Панькова
«__» __________ 201_ г.
УМК соответствует ФГОС СПО по
специальности/профессии 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
____________________
Зам.директора по НМР
_________________В.Г.Сафина
«__» __________ 201_ г.
Разработчики:
____________Сафина В.Г, преподаватель_____________________
ФИО, должность
__________________________________________________________________
ФИО, должность
Рецензенты:
__________________________________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента
__________________________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации
4 АННОТАЦИЯ
Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине/ Основы
философии предназначен для студентов 1 курса специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Учебнометодический комплекс
является частью федерального
Государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта» и рассчитан на 72 часа учебного времени:
__ семестр
__ семестр
Обязательная
часть
Вариативная
часть
Обязательная
часть
Вариативная
часть
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Самостоятельная
работа студентов
48
24
Цели и задачи дисциплины:
усвоение базовых понятий философии, формирование культуры
мышления, развития творческих способностей будущих специалистов,
выработка навыков анализа и обобщения происходящих явлений и
процессов.
Задачи изучения дисциплины:
иметь представление о связи философских теорий прошлого с решением
современных проблем, уяснить методологическоезначение философии для
развития естествознания,
практического изменениядействительности,
совершенствования личности.
Место дисциплины в структуре ППССЗ :Дисциплина Основы философии
входит в общий социальногуманитарный и экономический цикл дисциплин
специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная
внеаудиторная работа, включающая тесты, рефераты, эссе, презентации.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля)
разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится зачет.
5 СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативная и учебнопрограммная документация
1.1. Выписка из федерального государственного образовательного
стандарта
1.2. Рабочая программа дисциплины.
1.3. Календарнотематический план дисциплины.
2. Учебнометодическая документация
2.1. Основной комплект общеметодической документации
2.1.1. Конспекты лекций по дисциплине
2.1.2. Методические рекомендации для преподавателей по
выполнению семинарских занятий
2.2. Методический комплект для внеаудиторной самостоятельной
работы студентов
2.3.1. Перечень самостоятельных работ
2.3.2. Методические
рекомендации по оформлению
самостоятельных работ
3. Комплект контрольнооценочных средств по дисциплине/ модулю
3.1. Карта компетенций дисциплины, профессионального модуля,
характеризующая результаты обучения
3.2. Оценочные средства для проведения входного контроля с целью
определения способностей обучающихся и его готовности к
восприятию и освоению учебного материала
3.3. Оценочные средства для проведения текущего контроля освоения
обучающимися программы в пределах ППССЗ СПО
3.4. Оценочные средства для проведения рубежного контроля
освоения обучающимися программы в пределах ППССЗ СПО
3.5. Оценочные средства для проведения итогового контроля
освоения обучающимися программы в пределах ППССЗ СПО
4. Лист внесения изменений и дополнений в УМК по дисциплине, модулю
6 1. УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА О ТРЕБОВАНИЯХ К
СОДЕРЖАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ
Дисциплина: __Основы философии____________________________
Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Квалификация выпускника: __________________________________________
Профиль подготовки (базовая, углубленная подготовка): базовая________
Дисциплина входит в учебный
цикл
Требование ФГОС СПО/ НПО Обучающийся должен:
Знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной
картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
о социальных и этнических проблемах, связанных
с развитием и использованием достижений
науки ,техники и технологий.
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания ценностей,
свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста.
Иметь практический опыт: использовать
категориальный аппарат философии для
системного анализа явлений природной и социальной
7 жизни; самостоятельно
анализировать философскую, социально
политическую литературу; владеть
методами аргументации и доказательства;
оперировать знаниями законов развития природы,
общества и мышления в профессиональной
деятельности; устно и письменно излагать результаты
своей учебной и исследовательской работы; опираться
на базовые ценности философии в своём личном
развитии; критически оценивать личные достоинства
и недостатки, разбираться в типологии личности
Использовать
профессиональных
Обладать компетенциями:
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность;
ОК 4 Осуществлять поиск и использование
необходимой для эффективного
информации,
выполнения
задач,
профессионального и личностного развития;
ОК 5
информационно
коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), за результат выполнения
заданий;
ОК 8 Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации;
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности;
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний
(для юношей).
8 1. Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие (ГРИФ) // Сычев А.А.
М.: АльфаМ: ИНФРАМ, 2010. – 368 с.
2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.спец.
учеб. заведений. М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых
технологий и сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Система менеджмента качества
ФГОС СПО ППСС23.02.03
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Версия № 2
Введено с
«01» сентября 2017 г.
НД
Количество листов: 17
профессиональной образовательной программы подготовки
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»______
специалистов среднего звена
код, наименование специальности(ей) / профессии
9 Информационные данные
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА – зам.директора по НМР .В.Г Сафиной
2. Программа соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований
к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
3. УПРАВЛЕНИЕ качеством выполнения программы в соответствии с требованиями СТ
СТОТиС 0612.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
является интеллектуальной собственностью ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью или
частично воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего
руководства ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
Методический кабинет
.
10 ОДОБРЕНА Разработана на основе
Предметной, цикловой комиссией Федерального государственного
______________________________ образовательного стандарта по
название ЦМК специальности «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Председатель ЦМК Заместитель директора по УР
_____________________________ ____________________________
«_____»_________________20___г. «_____»______________20____ г.
РАЗРАБОТЧИК/И:
_________________________________________________
ФИО, должность
_________________________________________________
ФИО, должность
_________________________________________________
ФИО, должность
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
_________________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента
_________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации
11 Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной
программы, разработана на основе основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 23.02.03 «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Разработчики:
Сафина В.Г, преподаватель социальногуманитарных дисциплин государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
12 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
9
11
13 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ
ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальностям 23.02.03 «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа учебной дисциплины может быть использована при базовой
подготовке специалиста.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина Основы философии входит в общий социальногуманитарный и
экономический цикл дисциплин специальности 23.02.03 «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сущность процесса познания;
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этнических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки ,техники и технологий.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к
освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности:23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» .
14 В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть
сформированы общие компетенции (ОК) (Приложение 1):
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность;
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития;
ОК 5 Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации;
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности;
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
15 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Виды самостоятельной работы: подготовка рефератов, составление
опорного конспекта, работа с тестами, работа со справочной литературой
и словарем, составление кроссвордов, подготовка сообщений, работа с
практикумом.
Итоговая аттестация в форме зачета
72
48
2
24
9
16 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины основы философии
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
тем
1
Тема 1
Предмет философии.
Основные задачи
Тема 2.
Возникновение
философских школ
Тема 3.
Философия
Древнегреческая
философия. Афинская
философия
2
3
2.
3.
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1
Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности.
Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет
философского знания и как результат его развития.
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические
формы мировоззрения.
Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее
человеческое измерение.
Содержание учебного материала
1.
Специфика категорий, законов, принципов и методов философии.
Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.
Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение
методологической роли философии и ее функций.
Практическое занятие.
Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших
нравственных ценностей.
Содержание учебного материала
1
Периоды развития античной философии.:
эллинистический, римский.
Космоцентризм ранней античной философии.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита.
Первые идеи диалектики. Гераклит.
2
3
досократовский,
классический,
Тема 4
Содержание учебного материала
3
2
2
2
2 Софисты и сократические
школы.
1
2
3
4
5
6
Общее понятие софистики и периодизация софистских школ
Характерные черты философии софистов
Софизм как основной логический приём софистов
Значение деятельности софистов
Философия Протагора
Сократические школы
Философская система Платона. Теория идей.
Тема 5
Философия Платона и
Аристотеля.
Тема 6
Философская школа
стоиков
Тема 7.
Христианская философия.
Средневековая схоластика
Тема 8 Средневековая
патристика
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
6
7
Содержание учебного материала
Философская школа Аристотеля
Наука об умопостигаемом. Учение о категориях
Наука о законах мышления
Учение о материи и форме
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское
государство и развитие философии.
Взгляды Платона на государство
Зарождение стоицизма
Этика долга
Нравственная философия Сенеки
Учение Эпиктета о свободе
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
6
7
9
10
Христианская философия, её специфика и основные черты.
Возникновение христианской философии. Особенности христианства
Христианство как источник христианской философии
Основные этапы развития христианской философии
Схоластическая философия. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.
Теоцентризм средневековой духовной культуры.
Статус философии.
Патристика. Блаженный Августин.
Учение об универсалиях: номинализм и реализм.
.
Тема 9
Содержание учебного материала
2
2
4 Основные представители Нового времени
Особенности философии Нового времени
Общая характеристика эпохи Нового времени.
Главные идеи философии Нового времени
Философия Нового времени 1
2
3
4
Содержание учебного материала
1
Проблема поиска метода познания
2
Теория познания Ф.Бэкона
3
Рационализм Декарта
Самостоятельная работа
Работа с основными понятиями: сенсуализм, субстанция, эмпиризм, рационализм
Тема 10
Философия Просвещения
Тема 11
Гуманизм и антропоцитризм
эпохи Возрождения
Тема 12.
Немецкая классическая
философия
Основные идеи этики
И.Канта
Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения
Основные черты философии эпохи Возрождения:
Социальные теории ренессанса
Натурфилософия Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Культура эпохи Возрождения
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
Содержание учебного материала
1
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской
традиции.
Немецкий идеализм и социальноисторические условия эпохи.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской
традиции.
Немецкий идеализм и социальноисторические условия эпохи.
Критическая философия И. Канта.
Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания.
Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта.
Моральнопрактическая философия Канта.
Категорический императив как априорный принцип практического разума.
2
4
5
6
7
8
9
2
2
Тема 13
Содержание учебного материала 4
Развитие идей И.Канта в
немецкой классической
философии
Тема 14
Философия системы Гегеля
1
Тема 15
Иррационализм
Тема 16
Марксистская философия
Тема 17
Материализм во взглядах на
общество
Тема 18
Диалектический
материализм
Критическая философия И. Канта.
Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания.
Кант о возможностях и границах разума.
Агностицизм Канта.
Моральнопрактическая философия Канта.
Категорический императив как априорный принцип практического разума.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в
философии Гегеля.
Истоки философии Гегеля.
Противоречия философии Гегеля
2
3
Содержание учебного материала
Иррационализм в философии 20 века
Понятие и виды философского иррационализма
Условия возникновения идей иррационализма
Иррационалистическая философия Артура Шопенгауэра
Первые представители иррационалистической философии стали как С. Кьеркегор и
А.Шопенгауэр.
Начало иррационализма связано с критикой Гегелевского рационализма.
Содержание учебного материала
Генезис марксистской философии
Этапы развития марксистской философии
Гуманистическое направление марксистской философии\
Источники марксизма (учение Гегеля, Адам Смит, Давид Рикардо)
Естественнонаучные предпосылки формирования марксистской философии
Содержание учебного материала
Материалистический подход к истории и обществу
Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации.
Революционный переворот во взглядах на общество
Философские концепции общества
Содержание учебного материала
ии
Создание материалистической диалектики
Диалект ческий материал зм — философское направление, выведенное из
материалистических идей К. Маркса и Ф. Энгельса
Принципы материалистической диалектики Энгельса
ии Тема 19
Прагматизм
Тема 20
Экзистенционализм
Тема 21
Психоаналитическая
философия
Тема 22.
Особенности отечественной
философии
Диалектикоматериалистическая теория познания
Теория познания разработанная с диалектикоматериалистических позиций Марксом
и Энгельсом.
Содержание учебного материала
Сущность философии прагматизма
Теория познания прагматизма
Прагматизм и его представители
Чарльз Пирс – основоположник прагматизма
Дьюи Джон – представитель прагматизма в первой половине 20 века
Содержание учебного материала
Образ человека в экзистенциализме
Центральные вопросы экзистенциализма существование человека, смысл его жизни и
судьбы в мире.
Экзистенциализм как целостное учение. Главная проблема экзистенциализма
отчуждение индивида от общества.
Философская концепция экзистенциализма Сартра
Анализ философских взглядов основных представителей экзистенциализма
Содержание учебного материала
Психоаналитическая философия как новое метафизическое учение, осмысливающее
скрытые тайники человеческой души...
Объект исследования в психоаналитической философии психика человека.
Психоаналитическая философия, по Фрейду.
Теория социализации Фрейда
Идеи Фрейда и его последователей, в частности Адлера, Юнга, Фромма, Маркузе
Содержание учебного материала
1
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия
ее формирования.
Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В.
Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А.Радищев и
постановка проблемы свободы.
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры
демократы.
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба
русской философии в XX веке.
2
3
4.
5.
2 Тема 23
Религиозная философия
П.Я Чаадаева
Содержание учебного материала
1
2
3
4
Философские взгляды П.Я Чаадаева
Взгляды Чаадаева на религию
Философские идеи П.Я Чаадаева
Философские письма П.Я.Чаадаева
24 зачёт
2
2
итого
48 час 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально
экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: доска, плакаты, схемы, таблицы, практикумы,
рабочее место студента, АРМ преподавателя.
Технические средства обучения: телевизор, проектор, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Аблеев
С.Р. Лекции по философии: Учебник для учреждений среднего
профессионального образования. – М.: Высш. Шк., 2010. – 250 с.
2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.
Заведений / А.А. Горелов. 7е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»,
2008. – 256 с.
3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2009.
288 с.
4. Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие (ГРИФ) // Сычев А.А. М.: Альфа
М: ИНФРАМ, 2010. – 368 с.
5. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.
заведений. М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для вузов/С.Р.
Аблеев. – М.: Высш. Шк., 2010. – 207 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательскоторговая корпорация
«Дашков и Кº», 2008. – 172 с.
3. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГПресс. 2010. –
496 с.
4. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Инт философии РАН, Нац. Общ.научн.
Фонд; Научноред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов,
Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010.
5. http
6. http
:// www
:// www
. gumer
. countries
. info
/
. ru / library
/ htm
23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль:
самостоятельная работа
Промежуточный контроль:
тестирование,
контрольная работа
Итоговый контроль:
зачет
Должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания ценностей, свободы и
смысла жизни как основе
формирования культуры гражданина
и будущего специалиста.
Должен знать:
основные категории и понятия
философии;
роль философии в жизни человека
и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской
и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности,
свободе и ответственности, за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
о социальных и этнических проблемах,
связанных с развитием и
использованием достижений науки,
техники и технологий.
24 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Результаты обучения
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать
сущность и социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
методы и качество
для
ОК 3.
Принимать
решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4.
Осуществлять
поиск и использование
информации,
необходимой
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития
ОК 5. Использовать
информационно
коммуникативные
технологии в
профессиональной
деятельности
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
оценка выполнения заданий по
сопоставлению основных
философских категорий и
понятий;
оценка индивидуальных
устных ответов
оценка результатов
выполнения проблемных и
логических заданий;
оценка индивидуальных
устных ответов;
оценка результатов
письменного опроса в форме
тестирования
оценка результатов
выполнения проблемных и
логических заданий;
оценка индивидуальных
устных ответов
оценка результатов защиты
рефератов
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста.
Знание сущности процесса
познания
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста
Знание о социальных и этических
проблемах, связанных с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
оценка результатов
выполнения проблемных и
логических заданий
25 ОК 6.
Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК 7. Брать на себя
ответственность
за
работу членов команды
(подчиненных),
за
результат выполнения
заданий
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать и
осуществлять
повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в
условиях
смены
технологий
в
профессиональной
деятельности
Бережно
ОК 10.
к
относиться
историческому наследию
и культурным традициям
народа,
уважать
социальные, культурные
и религиозные различия
ОК 11. Быть готовым
на
брать
себя
нравственные
обязательства
по
отношению к природе,
обществу и человеку
ОК 12. Организовывать
рабочее
с
соблюдением требований
труда,
охраны
место
специалиста
Знание основных категории и понятия
философии;
Знание роли философии в жизни
человека и общества;
Знание основ философского
учения о бытии
Знание основных категорий и понятий
философии;
Знание роли философии в жизни
человека и общества
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста
Знание основ научной,
философской и религиозной
картин мира
оценка выполнения заданий по
сопоставлению разных
философских подходов и
концепций
оценка выполнения заданий по
сопоставлению разных
философских подходов и
концепций
оценка индивидуальных
устных ответов;
оценка результатов
письменного опроса в форме
тестирования;
оценка результатов
выполнения проблемных и
логических заданий;
оценка результатов защиты
рефератов
оценка выполнения заданий по
сопоставлению разных
философских подходов и
концепций
оценка выполнения заданий по
сопоставлению разных
философских подходов и
концепций
Знание об условиях
формирования личности, о
свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
оценка индивидуальных
устных ответов
оценка индивидуальных
устных ответов
26 и
производственной
санитарии,
инфекционной
противопожарной
безопасности
ОК 13. Вести здоровый
образ жизни, заниматься
физической культурой и
спортом для укрепления
достижения
здоровья,
жизненных
и
профессиональных целей
ОК 14.
Исполнять
воинскую обязанность, в
том
с
применением
полученных
профессиональных
знаний (для юношей)
Разработчики:
числе
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста.
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста.
Умение ориентироваться в
наиболее общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста.
оценка индивидуальных
устных ответов
оценка индивидуальных
устных ответов
Преподаватель
ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
В.Г. Сафина
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
27 28 Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 2017_ г.
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 201_ г.
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 201_ г.
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 201_ г.
Календарнотематический план
По дисциплине: ДУД Основы философии_________________________________________________________________________________________
По междисциплинарному курсу:______________________________________________________________________________________________________
Преподаватель(и): ___В.Г.Сафина________________________________________________________________________________________________
Специальность:_23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», _______________________________________
Форма обучения: ___Очная___________________________________________________________________________________________________________
На 2016/2017 учебный год __I___ курс группы__ТОРАТ115_______________________________
На 20__/20__ учебный год _____ курс группы __________________________________________________________________________________________
На 20__/20__учебный год _____ курс группы ___________________________________________________________________________________________
На 20__/20__ учебный год _____ курс группы __________________________________________________________________________________________
В том числе
№
п\п
Распределение учебного
времени
Обязательна
я аудиторная
Теоретические
занятия
Практические и
лабораторные
Перезачтено
работа
нагрузка
Самостоятельная
Максимальная
1
2
3
Всего часов по учебному
плану
Запланировано на 1 семестр
48
48
Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной в __________ году.
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии
Протокол № ___1__ от ___30 августа_________ 20 _17_ г. Председатель ЦК___________________________________
Протокол № _____ от ____________________ 20 __ г.
Председатель ЦК ___________________________________
Председатель ЦК ___________________________________
Протокол № _____ от ____________________ 20 __ г.
24
24
72
72
29 Протокол № _____ от ____________________ 20 __ г.
Председатель ЦК ___________________________________
№
1
1
2
Наименование разделов, тем,
занятий
2
Предмет философии. Основные
задачи
Возникновение философских
школ
Часы
3
2
2
Календ.
сроки
изучения
4
Сентябрь
Вид занятий
Наглядные пособия
Задания для
самостоятельной работы
5
6
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Таблица 1"Четыре эпохи в
философии". Основные
термины.
сентябрь
К/у: сообщение нов.зн.,
лекция, беседа.
Основные термины.
Тема 1.1 Философия античного мира и средних веков. (12ч).
Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до древнейшего времени.(12ч)
Философия Древнегреческая
философия. Афинская
философия
Софисты и сократические школы.
Философия Платона и
Аристотеля.
Философская школа стоиков
3
4
5
6
2
2
2
2
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
К/у: сообщение нов.зн.,
лекция, беседа.
К/у:сообщениенов.зн.,
лекция, беседа
Табл.2 "Философия
ДревнейГреции. Основные
термины. Основные термины.
Портреты философов
Табл.3 "Античная
философия". Основные
термины.
К/у: сообщение нов.зн.,
Основные термины. Портреты
лекция, беседа.
философов
К/у: сообщение нов.зн.,
лекция, беседа.
Основные термины. Портреты
философов
7
Ответить на вопросы
стр 1213 уч.Основы
философии
О.Д.Волкогонова
Н.М.Сидорова
Ответить на вопросы
стр 3036уч.Основы
философии
О.Д.Волкогонова
Н.М.Сидорова
Выделить основные черты
античной философии,
рефераты
Выделить основные черты
античной философии,
рефераты
30 Христианская философия.
Средневековая схоластика
Средневековая патристика
7
8
2
2
Тема 1.2. Основные вехи истории философии (36ч)
9
10
11
12
13
14
15
Философия нового времени.
Философия эпохи Просвещения
Гуманизм и антропоцитризм
эпохи Возрождения
Немецкая
философия
классическая
Основные идеи этики И.Канта.
Развитие идей И.Канта в
немецкой классической
философии
Философия системы Гегеля
Иррационализм
2
2
2
2
2
2
2
Октябрь
К/у: сообщение нов.зн.,
лекция, беседа.
Основные термины. Портреты
философов
Выделить основные черты
средневековой схоластики,
рефераты
октябрь
К/у: сообщение нов.зн.,
лекция, беседа.
Основные термины. Основные
термины. Портреты
философов
Выделить основные черты
патристики, рефераты
октябрь
К/у:сообщениенов.зн.,
лекция, беседа.
Схема философской системы
нового времени
К/у:сообщениенов.зн.,
Схема философской системы
лекция, беседа.
эпохи просвещения
Основные термины.
Табл.4."Философия нового
времени"
Таблица идей Гегеля.
Основные термины.
Портреты философов.
Основные термины.
октябрь
октябрь
Сообщение новых
знаний. Лекция.
октябрь
Семинар.
октябрь
октябрь
ноябрь
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Основные термины.
Таблица идей И.Канта.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Основные термины.
Таблица идей Гегеля.
Основные термины.
Создать опорный конспект
«Поиски метода:
рационализм и эмпиризм».
Презентации по теме
«Философские взгляды
философов эпохи
просвещения»
Рефераты.
Рефераты.
Рефераты.
Рефераты.
Презентация по теме
«Пессимистическая
31 16 Марксистская философия
17 Материализм во взглядах на
общество
Диалектический материализм
18
19
20
Прагматизм в философии
Экзистенционализм
21
Психоаналитическая философия
22
Особенности отечественной
философии
Религиозная философия П.Я
Чаадаева
23
Зачёт
24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Основные термины.
Основные термины.
Основные термины.
Основные термины.
Основные термины.
Основные термины.
Основные термины.
декабрь
Сообщение новых
знаний. Лекция.
Основные термины.
апрель
философия Шопепгауэра»
«Ницше о сверхчеловеке»
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
Презентация на тему
Философская концепция
экзистенциализма Сартра
Презентация
Психоаналитическая
философия, по Фрейду
Конспект
Особенности русской
философии
Записать основные выводы
Рефераты на темы:
Философские взгляды
П.Я Чаадаева
Взгляды Чаадаева на
религию
Философские идеи П.Я
Чаадаева
32 Итого:
48ч.
33 КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
(краткое содержание)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и
социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
Конспекты лекций по основам философии составлен в соответствии с требованиями
определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования
определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,
сформулировать представление об истине и смысле жизни.
ФГОС СПО рабочей программы и КТП..
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
материальных и духовных ценностей;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
жизни, культуры, окружающей среды;
достижений науки и техники.
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской, религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе, ответственности за сохранение
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием 1 ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
1. Становление философии.
2. Предмет философии.
3. Функции философии.
4. Место и роль философии в обществе.
Ключевые термины
Мировоззрение, мифология, религия, философия, наука, онтология,,гносеология,
аксиология, философская антропология, социальная философия, метафизика
Наибольшего развития философия достигла в Древней Греции.
.
Философия возникла одновременно в трех регионах древнего мира: в Древней Индии,
Древнем Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, в 76 вв. до
н.э. вместе с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии) появилась научная
философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками появлением
мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке. Причина
того, что наибольшее развитие философия получила именно в этих регионах, кроется в
общеисторических закономерностях роста экономики и культуры, которые сделали наибольшие
успехи именно в этих регионах изза благоприятных географических условий. Благодаря
экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы
людей философов. Зарождение философии происходило на фоне роста всей духовной жизни,
литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского
осмысления всех накопленных знаний.
Это объясняется
воздействием некоторых дополнительных предпосылок, которые особенно благоприятствовали
развитию философской мысли именно в Греции и странах востока. Одной из основных причин этого
феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную
деятельность граждан. В Древней Греции дополнительным благоприятным условием развития
философской мысли было возникновение здесь зачатков демократии и общественных условий,
духа соревновательности в художественном творчестве, спорте, теоретической мысли,
свободной состязательной деятельности. Ранняя греческая философия зародилась не в
центральной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и островах Средиземноморья,
расположенных на перекрестках торговых путей, связывающих Грецию со странами Востока.
Именно здесь сформировались первые греческие города государства Милет и Эфес, в которых
мудрецы получили возможность соединить свой знания с богатствами восточной философии и
культуры. В части древнегреческих городов утвердились истинно демократические порядки,
ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. По этой причине
именно греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой
философии и культуры.
С древнегреческого «философия» переводится как «любовь к мудрости». Считается, что
слово «философ» впервые употребил Пифагор. По отношению к людям, стремящимся к
высокой мудрости и правильному образу жизни. Закрепил этот термин в европейской культуре
Платон.
Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной
культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости —
корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью
35 к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила
предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология.
Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое
совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей
действительности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических
богов, их общение с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических,
сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном
мировоззрении для человека характерна чувственная, образноэмоциональная форма восприятия
окружающей действительности.
Общую структуру предмета философии составляют четыре раздела: онтология, гносеология,
антропология, социальная философия.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется
философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика,
герменевтика.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые
реализуется ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции:
методологическую,
теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательную,
прогностическую.
мировоззренческую,
Вопросы и задания
1. Как в считаете, действительно ли только философия дает мудрость?
2. Древнегреческий философ Гераклит (535 – 476 гг. до н.э.) сказал: «Нельзя дважды войти в
одну и ту же реку». Что имел в виду философ? Справедливо ли это выражение для
характеристики нашей жизни?
3. Почему философия вечна?
4. Как вы думаете, пользуется ли философия признанием в современном мире?
Контрольные вопросы
1. Что такое философия? От каких слов происходит название этой дисциплины?
2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?
3. Каков предмет философии?
4. Сформулируйте «основной вопрос философии».
5. Что лежит в основе философского плюрализма?
6. Каков объект материалистической философии?
7. В чем особенность идеализма?
8. Что такое рационализм?
9. Какие функции выполняет философия?
10. Каковы место и роль философии в обществе?
Дополнительная литература
1. Гильдебранд Д. фон. Что такое философия? – СПб.,1997.
2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.
3. Делёз Ж., ГваттариФ. Что такое философия? М. – СПб., 1998
36
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
УМК по основам философии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.