УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
Взрослым
27.04.2018
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по Психологии и этике профессиональной деятельности разработан в соответствии с МС ИСО 9001:2008, СТ - СТОТиС 06-12 в части требований к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными документами системы менеджмента качества.Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами содержания учебной программы дисциплины по программе подготовке специалистов среднего звена.
УМК ПМ.07 ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА.docx
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых
технологий и сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2014 г.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Система менеджмента качества
ФГОС СПО ППССЗ 19.02.10
ПМ.07 МДК.07.03
Психология и этика профессиональной деятельности
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Версия № 2
Введено с
« 01» сентябрь 2014г.
НД
Количество листов: 36
в рамках программы подготовки
специалистов среднего звена
___19.02.10 «Технология продукции общественного питания
»____
код, наименование специальности(ей) / профессии ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
2014
Информационные данные
1. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС разработал – преподаватель В.Г.Сафина.
2. УМК соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований к
построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
3. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. УМК является интеллектуальной собственностью ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»и не может быть полностью или частично
воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ «Сахалинский
техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего руководства
ГБПОУ«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
Экз.№5
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
Библиотека
Методический кабинет
ЭОР техникума
2 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
СОГЛАСОВАНО
Зам. по УР
_______ Л.С. Панькова
«__» __________ 201_ г.
УМК соответствует ФГОС СПО/НПО
по специальности/профессии 19.02.10
«Технология продукции
общественного питания»
____________________
Зам.директора по НМР
_________________В.Г.Сафина
«__» __________ 201_ г.
Разработчики:
____________Сафина В.Г, преподаватель_____________________
ФИО, должность
__________________________________________________________________
ФИО, должность
Рецензенты:
__________________________________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента
__________________________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации
3 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основное нормативноинформационное обеспечение УМКД
1.1. Выписка из Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО)
специальности по дисциплине.
2. Аннотация.
3. Рабочая учебная программа дисциплины
3.1. Организационно – методический раздел.
3.2. Формы текущего и промежуточного контроля.
3.3. Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам
и видам занятий.
3.4. Содержание дисциплины
3.4.1. Основные вопросы разделов и тем модулей.
3.4.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для
самостоятельной работы по разделам.
3.4.3. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по разделам
учебной дисциплины.
3.4.4. Рекомендуемые информационные источники.
4. Тематический план дисциплины.
5. План – график самостоятельной работы студента.
6. Методические основы изучения дисциплины.
6.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю.
6.2. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины.
7. Педагогические измерительные материалы.
8. Глоссарий.
4 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
1. Основное нормативноинформационное обеспечение УМКД
В основу нормативноинформационного обеспечения УМКД «Психология и
этика профессиональной деятельности» легли следующие нормативные
документы:
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. N273;
Положение «Об учебнометодическом комплексе дисциплин»
утверждённое «01» декабря 2010 г.;
• Федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования по направлениям подготовки;
• Устав ГБПОУ «СТОТиС»;
• Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы
студентов;
5 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
Выписка из Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО)
специальности по дисциплине.
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО
19.02.10 «Технология продукции общественного питания».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в
профессиональной деятельности;
оказывать консультационную помощь гражданам;
правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями
услуг);
давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового
общения и правила культуры поведения;
следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
основы психологии личности;
современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в
коллективе.
6 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
В результате освоения дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности»
у обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные (ОК) и
профессиональные (ПК) компетенции:
Аннотация.
Учебнометодический комплекс дисциплины (УМКД) – это совокупность учебно
методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами содержания
учебной программы дисциплины по программе подготовке специалистов среднего звена.
Настоящий учебнометодический комплекс по дисциплине «Психология и этика
профессиональной деятельности»
требованиями
соответствии
с
разработан
в
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, учебного плана и программы учебной дисциплины, а также нормативных
документов Министерства образования и науки РФ по вопросам организации учебного
процесса:
Письмо Министерства образования РФ от 19.05.2000 №1452357 ин/13
«О порядке формирования основных образовательных программ учебного заведения на
основе государственных образовательных стандартов»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от
17.04.2006 № 025577 ин/ак об учебнометодическом комплексе дисциплины. МДК 07.03
входит в ПМ 07 ППССЗ 19.02.10. «Технология продукции общественного питания».
УМК содержит описание теоретического материала, разбитого на разделы (логически
завершенные дидактические единицы), и включает программу курса по темам, тестовые
задания и контрольные вопросы.
7 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
УМКД является основным документом, определяющим траекторию деятельности
преподавателя, ответственного за подготовку студентов по МДК 07.03 ПМ 07.
Цель УМК организовать работу студента в аудитории и при самостоятельной
подготовке к семинарским и лекционным занятиям, сдаче итогового контроля по
дисциплине.
Задачи УМК способствовать организации самостоятельной работы студентов по
освоению содержательной части учебной дисциплины, определять параметры оценки знаний,
устанавливать возможность самоконтроля освоенных знаний и умений посредством работы
с педагогическими измерительными материалами. УМК предназначен для студентов,
обучающихся по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2017 г.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Система менеджмента качества
ФГОС СПО ППССЗ19.02.10
ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Версия № 2
Введено с
«01» сентября 2014 г.
НД
Количество листов: 16
профессиональной образовательной программы подготовки
квалифицированных специалистов среднего звена
___19.02.10 «Технология продукции общественного питания»____
код, наименование специальности(ей) / профессии
8 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
2017 г.
Информационные данные
1.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС разработан – преподавателем В.Г.Сафиной
2. УМК соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований к
построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
3. УПРАВЛЕНИЕ качеством выполнения программы в соответствии с требованиями СТ
СТОТиС 0612.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
является интеллектуальной собственностью ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью или
частично воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего
руководства ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
Библиотека
Методический кабинет
9 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
.
ОДОБРЕНА
Предметноцикловой комиссией
гуманитарных дисциплин
Протокол № __от «__» ________
2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины
разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) по специальности 19.02.10
«Технология продукции общественного
питания»
среднего профессионального
образования (далее СПО)
Председатель предметноцикловой
комиссии
_______________ Л.И.Давыденко
Заместитель директора по УР
_______________ Л.С.Панькова
Разработчик: Сафина В.Г, преподаватель высшей квалификационной категории
10 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
_________________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента
_________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 19.02.10 Технология продукции
общественного питания.
Организацияразработчик:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Разработчик:
Сафина В.Г, преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых
технологий и сервиса»
11 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
11
12
12 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Программа учебной дисциплины «Психология и этика профессиональной
деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы
базовой
подготовки
общественного питания».
по специальности СПО 19.02.10«Технология продукции
.1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Дисциплина «Психология и этика профессиональной деятельности» в соответствии с
учебным планом базовой подготовки относится к дисциплинам общего гуманитарного и
социальноэкономического цикла. Предметом изучения являются основные понятия и
закономерности психологии личности и межличностных отношений, познавательных
процессов, эмоций, восприятия, понимания, коммуникации и взаимодействия, а также
техники, приёмы и этические нормы эффективного общения в профессиональной и
личностной сферах.
Дисциплина «Психология и этика профессиональной деятельности» базируется на
дисциплинах «Русский язык», «Иностранный язык», «Основы философии» и обеспечивает
«Основы менеджмента», а также дисциплину,
общепрофессиональную дисциплину
входящую в профессиональный модуль «Основы управления персоналом».
Основные формы изучения:
лекции,
психологические практикумы
(психодиагностика, разыгрывание и анализ функциональных ситуаций по темам), тренинги,
выполнение тестовых заданий, самостоятельное изучение рекомендуемых источников с
целью извлечения информации.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Цель дисциплины – теоретическая и практическая подготовка студентов в области
психологии личности и общения, формирование представлений о специфике
психологических особенностей и условиях эффективного профессионального развития
личности, о закономерностях конструктивных межличностных отношений, развитие
коммуникативной компетентности, как в профессиональной, так и повседневной
деятельности.
13 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
Задачи дисциплины: формирование теоретических знаний в виде системы понятий,
необходимых для понимания собственного поведения, поведения других людей;
формирование умений эффективного взаимодействия в профессиональной и личностной
сферах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
анализировать личностные особенности партнёра по общению;
использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
уметь применять правила позитивного мышления;
уметь применять вербальные и невербальные средства коммуникации;
уметь применять техники активного слушания;
уметь дифференцировать основные мимические реакции и жесты собеседника, а также
вербальные сигналы при организации коммуникационного процесса;
уметь устанавливать обратную связь с собеседником, проверяя точность восприятия
информации с помощью вопросов;
уметь учитывать проксемические компоненты невербальной системы при организации
делового общения;
уметь выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации;
уметь применять речевые клише в деловом разговоре по телефону;
уметь использовать правила аргументации в деловом общении.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
знать основные положения современных психологических теорий личности;
основные закономерности познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления,
необходимые для эффективного выполнения профессиональной
внимания),
деятельности;
приёмы саморегуляции эмоциональных состояний;
специфику и структуру делового общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
14 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
этические принципы общения с учётом гендерных особенностей;
источники, причины, виды и способы профилактики и разрешения конфликтов;
основные правила ориентации в пространстве и дистанции в общении;
основные психофизиологические проявления неискренности;
требования делового этикета к внешнему облику мужчин и женщин;
правила передачи информации по телефону;
правила подготовки к деловым совещаниям и приёмам.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
15 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – УМК ПМ.07. МДК.07.03 2017
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
другие формы и методы организации образовательного процесса в
соответствии с требованиями современных производственных и
образовательных технологий
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
внеаудиторная самостоятельная работа:
составление словаря терминов, используя различные источники
информации (Интернет, словари, энциклопедии)
составление обобщающих таблиц
подготовка к практическим занятиям, разыгрывание ситуаций,
рефлексия тренингов
чтение учебников, учебных пособий
ответы на вопросы, подготовка конспекта, устного сообщения,
памяток
наблюдение за психологическими феноменами в жизни, в
профессиональной деятельности
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
72
48
10
15
3,0
1,0
3,0
2,0
5,0
1,0
16 3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Раздел 1
Психология и этика на
службе развивающегося
профессионала
Тема 1.1
Предмет и задачи
психологии общения
Тема 1.2
Структура
профессиональной
деятельности
Раздел 2
Личность в
профессиональной
деятельности
Этическая и психологическая составляющие в профессиональной культуре
Связь дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» с
общественными и гуманитарными науками.
Основные принципы, категории и понятия дисциплины «Психология и этика
профессиональной деятельности».
Профессиограмма специалиста (техникатехнолога, техникастроителя,
техникаавтомеханика, техникамеханика, техникаэлектрика).
Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуальнопсихологических
особенностей работника. Психограммы.
Профпригодность и профотбор
Самостоятельная работа: составление словаря терминов (профессия, этика,
психология, мораль,
компетентность, профессиограмма, психограмма
личности,
профессиональный отбор,
компенсаторные возможности, критерии профессиональной пригодности).
профессиональная пригодность,
Объем часов
/зачетных
единиц
5,5
Уровень
освоения
2
2
1,5
12,5
1
1
2
1
1
1
17 Тема 2.1 Человек как
субъективная реальность
Феномен человека. Человек как индивид, индивидуальность, личность
Индивидные свойства человека. Учение о темпераменте и его типах. Учёт
особенностей темперамента в профессиональной деятельности.
Индивидуальность и характер. Учёт особенностей характера в
профессиональной деятельности
Самоактуализация человека в профессии
Тема 2.2
Социально
психологические теории
личности
Практическое занятие: исследование индивидуальных особенностей
темперамента и характера
Самостоятельная работа: напишите характеристику на себя, отражая
индивидные и индивидуальные особенности (см. словарь терминов)
1 Движущие силы развития личности в теории З. Фрейда. Психическая энергия и
Механизмы
формы её реализации. Понятие личностной
психологической защиты.
динамики.
2 Бихевиоризм как наука о поведении. Взгляды Уотсона, Толмена, Скиннера.
Регуляция поведения работника с точки зрения бихевиоризма.
3 Понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К.
Роджерс). Мотивация труда работника с точки зрения иерархической
модели мотивации Маслоу.
4 Деятельностная теория А.Н. Леонтьева
Самостоятельная работа:
Составление сравнительной характеристики основных социально
психологических теорий личности в табличной форме:
Деятельност
Направле
ния
ная теория
Бихевио
ризм
Психоа
нализ
Гуманист
ическая
психолог
ия
Основатель
и
последовате
ли
Время и
место
2
4
1
1
1
1
1
1,5
1
2
2
3
2
2
2
2
18 возникновен
ия
Основные
концепции и
принципы
Значение
1 Общая характеристика познавательных (когнитивных) процессов. Внимание,
его функции, виды, свойства.
2 Ощущения и восприятие в профессиональной деятельности. Активность
восприятия и значение обратной связи. Свойства восприятия.
Самостоятельная работа студента: составление словаря терминов
1 Память. Виды памяти. Кратковременная и долговременная память.
Зависимость памяти от потребностей, установок, мотивов и целей субъекта.
Способы управления памятью (мнемотехнические приёмы.).
Учёт
закономерностей памяти в профессиональной деятельности.
2 Мышление. Виды мышления: нагляднодейственное, нагляднообразное,
словеснологическое. Процесс принятия решений. Мыслительные операции.
Качества ума. Творческое мышление. Интеллект человека.
Взаимосвязь субъектных способностей,
механизмов поведения и
деятельности.
Самостоятельная работа: составление памятки по организации умственного
труда, развитию памяти, внимания, мышления (на выбор)
Раздел 3.
Познавательные
процессы в
профессиональной
деятельности
Тема 3.1
Ощущения и восприятие
Тема 3.2
Память и мышление
Раздел 4
7,5
1
1
0,5
2
2
1,0
1
1
2
2
19 Эмоциональноволевая
регуляция поведения
Тема 4.1
Эмоции в
профессиональной
деятельности
Раздел 5
Психология общения
Тема 5.1
Общая характеристика
общения
Тема 5.2
Общение как обмен
информацией.
Вербальные средства
коммуникации
Эмоции. Классификация эмоциональных состояний. Эмоции, настроения,
аффекты, страсти, стрессы.
Тревога и общий адаптационный синдром. Стресс и дистресс в
профессиональной деятельности.
Саморегуляция эмоциональных состояний как профилактика болезней,
связанных с дистрессом.
Практическое занятие: способы регуляции психоэмоциональных состояний
Самостоятельная работа: составление памятки (поведение в стрессовой
ситуации)
Виды общения. Специфика делового общения.Структура общения:
коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.
Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг
друга партнерами по общению. Механизмы социальной перцепции:
идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты
межличностного восприятия:
стереотипизации,
доминирующей потребности
проекции,
«ореола»,
Интерпретация причин поведения другого человека явление каузальной
атрибуции. Межличностная аттракция.
Самостоятельная работа: составление словаря терминов по теме
Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса
между людьми. Общение и речь. Структура речевого общения: значение и
смысл слов (фраз).
Вербальные средства коммуникации и проблема искажения информации.
Обратная связь и личностный смысл при передаче вербальных сообщений.
Структура эффективной вербальной коммуникации: существо дела, отношение,
самораскрытие, призыв. Слушание в деловой коммуникации. Виды слушания
(нерефлексивное и рефлексивное слушание). Типичные ошибки слушания:
перебивание, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошенные советы.
5
2
2
1,0
13
2
0,5
2
1
2
2
3
2
2
2
2
1
3
2
2
20 Пассивное слушание. Правила рефлексивного слушания.
Тема 5.3
Невербальные
коммуникации
Самостоятельная работа: подготовка устного выступления по любому
вопросу для устного собеседования, указанного в п. 4.1 данных Методических
указаний
1 Общая характеристика невербальных средств коммуникации. Кинесические
средства коммуникации, просодика и экстралингвистика, такесикические
средства общения.
2 Проксемические средства и их роль в построении эффективной
коммуникации. Основные дистанции в общении. Ориентация и угол общения.
Позиции общающихся сторон за столом и их психологическое значение:
угловая (позиция непринужденного общения), рядом (позиция делового
взаимодействия), напротив (соревновательнооборонительная позиция),
диагональная (независимая позиция).
3 Значение формы стола при организации деловых встреч. Статусные позиции и
высота спинки стула.
4 Симптомы неискренности. Конгруэнтность вербалики и невербалики.
Практическая работа: Тренинг конструктивного общения
Самостоятельная работа: ответьте на вопросы:
1 Почему невербальные средства общения дают больше реальной информации,
чем вербальные?
Тема 5.4
Интерактивная сторона
общения
2 Что такое проексемические средства общения и как они учитываются при
организации вашего рабочего места?
1 Характеристика эгосостояний: родитель, взрослый, ребёнок.
2 Манипуляция как скрытое управление поведением партнёра. Организационно
процедурные, психологические и логические манипуляции. Способы
манипуляции (навязывание роли, «друг», «доброжелатель», «общий враг»,
«соратник», «туманные намёки», «измор») и способы психологической
защиты.
3 Способы защиты от манипуляций от манипуляций в деловом общении.
4 Комплименты в деловом общении и их психологическое значение. Виды
1,0
2
2
0,5
2
2
3
2
2
3
2
2
2
3
21 Раздел 6
Конфликты
Тема 6.1
Общая характеристика
конфликтов
Тема 6.2
Конфликты в деловом
общении и пути их
разрешения
Раздел 7
Трудовой коллектив как
объект управления
Тема 7.1
Социально
психологические
особенности организации
комплиментов: оценочные суждения и Явысказывания.
использования комплиментов в деловой коммуникации
Правила
Самостоятельная работа: наблюдение за психологическими феноменами в
жизни
и их анализ (опишите наблюдаемые случаи манипуляции или
комплиментов, защиты от манипуляций)
1 Конфликт как феномен социальной и духовной жизни
2 Социальнопсихологическая характеристика конфликтов: виды, структура,
стадии протекания конфликтогены. Объективные причины конфликтов в
организациях.
Самостоятельная работа студента: словарь терминов
Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Методика исследования
типа поведения в конфликтной ситуации ТомасаКиллмена.
Конфликты в личностноэмоциональной сфере. Типология конфликтных
личностей. Посредничество и переговоры как методы урегулирования
конфликтов.
Правила поведения в конфликтной ситуации (алгоритм управления
конфликтом Н.И.Шевандрина).
Самостоятельная работа: составление памятки поведения в конфликтной
ситуации
Социальная организованность – объединение с целевой детерминацией
деятельности. Организация как социальная группа. Характер связей и
отношений в организации. Позиция, статус, игровые и социальные роли.
Социально психологические явления в малой группе. Формы контакта и
влияния. Средства и методы психологического воздействия.
Структура социальнопсихологической системы организации и её связь со
стратегическими целями, миссией организации и философией управления.
Организационная культура организации
Самостоятельная работа: составление словаря терминов
1,0
6,0
2
1,0
2
1,0
5
2
0,5
2
1
2
2
2
1
2
1
1
22 Тема 7.2
Социально
психологические
характеристики
трудового коллектива
Коллектив как объединение людей для достижения социальноодобряемой
цели.
Концепция развития коллектива А.В. Петровского. Стадии развития.
Взаимодействие личности и коллектива. Психологический климат коллектива.
Самостоятельная работа: дайте характеристику психологического климата
вашего коллектива
Раздел 8
Этика и этикет в
профессиональной
деятельности
Тема 8.1
Этика делового общения
Тема 8.2
Личность в системе
высших ценностей
Этика как учение о морали. Система этических ценностей (мораль).
Основные категории этики: «добро» и «зло», «справедливость», «благо»,
«ответственность», «долг», «совесть». Противоречивая сущность мотивации
общения. Современные взгляды на место этики в деловом общении.
Деловой этикет. Этикет вербального общения. Правила общения по
телефону. Правила деловой переписки. Дресскод.
Практическое занятие: разыгрывание анализа типичных ситуаций делового
общения
Самостоятельная работа: составление памятки (этикет телефонного общения,
этикет вербального общения).
Основные этические противоречия в профессиональном и личностном
самоопределении. Нравственность как личная форма этического сознания.
Цели, смысл жизни и планирование профессиональной карьеры. Ступени
духовного роста человека.
Личностный рост как повышение способности человека управлять самим
собой. Важнейшими характеристиками зрелой личности: целеустремленность,
самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность,
индивидуальность.
Самостоятельная работа: подготовка к устному собеседованию (зачёту)
2
0,5
8,5
2
2
1
2
1,5
63
2
1
1
2
1
2
23 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.
Оборудование учебного кабинета:
Столы, стулья (для проведения тренингов), переносная доска, набор дидактических
раздаточных материалов по разделам учебной дисциплины «Психология и этика
профессиональной деятельности», Методические указания по учебной дисциплине
«Психология и этика профессиональной деятельности».
Технические средства обучения:
Видеомагнитофон «ELEKTA»
TV «ELEKTA»
Компьютеры «PENTIUM»
Процессор ELR inf
1
2
3
4
5 Мониторы «Acer Viev 33DL»
6
7 Мыши
8
9 Магнитофон «Panasonik»
10 Набор аудиокассет
Коврики
Сет. фильтры АРС
Видеофильмы:
1 «Психотехники оценки собеседника»
2 «Совещание и переговоры» (в 2х частях)
3 «Мастер класс телефонного общения»
Психологические методики:
1 Цветовой тест Люшера (автоматизированный вариант)
2 Методика исследования личностных свойств Айзенка
3 Методика исследования социального интеллекта Гилфорда (автоматизированный
вариант)
4 Факторный личностный опросник Кеттелла (автоматизированный вариант)
5 Методика ММРI (автоматизированный вариант)
6 Методика исследования характерологических свойств ЛеонгардаСмишека
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1 Волкова А.И. Психология общения – учебник для ССУЗов Ростовн/Д.: Феникс. 2006.210
с.
2 Ефимова И.С. Психология общения: практикум по психологии. Учебное пособие для
ССУЗов, М: Форум 2009 192 с.
3 Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения
(учебное пособие для ссузов), М.: Форум, 2009.304 с.
4 Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления: Учебник для ССУЗов.
Изде 5е. – Ростов н/Д.: Феникс. 2009. 416 с. (Среднее профессиональное
образование).
5 Шевчук Д.А. Деловое общение: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс. 2007.192 с.
(Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник.2е издание. М.: ИнфраМ,
2008.295 с.
2 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. –
М.: «Академия», 2007236 с.
3 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб.
Пособие/Под ред. Г.С. Никифорова, Дмитриевой, В.М., Снеткова. – СПб.: Речь 2007.448
с.
4Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.:
ФОРУМ: ИНФРАМ, 2006 336 с. .
5 Сущенко С.А., Плотникова Т.В., Сидоркин Н.И. Социальная психология. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 345 с. (Среднее профессиональное образование).
6 Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издво
Проспект, 2007.248 с.
7 Экман Пол «Психология лжи». 2е изде. СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем на основании выполненных заданий для самостоятельной работы или
контрольной работы и устного собеседования (зачёта).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Освоенные умения
анализировать особенности собственной личности и
особенности партнёра по общению;
использовать приёмы саморегуляции поведения в
процессе межличностного общения;
уметь применять правила позитивного мышления;
уметь применять вербальные и невербальные
средства коммуникации;
уметь применять техники активного слушания;
уметь дифференцировать мимические реакции и
жесты собеседника, а также вербальные сигналы при
организации коммуникационного процесса;
уметь устанавливать обратную связь с
собеседником,
проверяя точность восприятия
информации с помощью вопросов;
уметь учитывать проксемические компоненты
невербальной системы в деловом общении;
уметь выбирать оптимальную стратегию поведения
в конфликтной ситуации,
уметь применять речевые клише в деловом
разговоре по телефону.
уметь использовать правила аргументации в
деловом общении.
Освоенные знания
основные положения современных психологических
теорий личности и их значение для психологии
общения;
специфика и структура делового общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания,
ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения с учётом гендерных
особенностей;
источники, причины, виды и способы
профилактики и разрешения конфликтов;
основные правила ориентации в пространстве и
дистанции в общении;
неискренности;
основные способы защиты от манипуляций;
основные правила комплиментов и позитивной
критики;
основные психофизиологические проявления
рефлексия поведения
поведенческих реакций
анализ
(экспертное суждение);
активность на занятиях;
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций;
устный опрос;
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций;
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций;
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций;
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций;
стандартизированный контроль
стандартизированный контроль
стандартизированный контроль
стандартизированный контроль
устный опрос
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций
стандартизированный контроль
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций
устный опрос
стандартизированный контроль
анализ подготовленных памяток
устный опрос типичные проявления различных барьеров
общения;
требования делового этикета к внешнему виду
правила передачи информации по телефону
стандартизированный контроль
анализ поведения при разыгрывании
ситуаций
дифференцированный зачёт
Разработчик:
ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
Эксперты:
Сафина В.Г.
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебной дисциплины «Психология и этика профессиональной
деятельности»
3.1. Методические рекомендации для преподавателя Основными формами проведения аудиторных занятий со студентами по учебной
дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности» являются лекции,
семинарские, практические занятия.
В ходе практических занятий широко используются фронтальные, групповые, парные и
индивидуальные формы учебной работы. Особое внимание обращается на предоставление
возможности каждому студенту выступить по каждой теме.
Выполнение студентами заданий практических занятий позволит преподавателю выявить
уровень и качество усвоения учебного материала по дисциплине «Психология и этика
профессиональной деятельности».
3.2. Методические указания для студентов
С целью осуществления планомерной подготовки студентов к практическим занятиям
предложены поэтапные контрольные вопросы по изучаемым темам, все задания
сопровождаются примерным списком литературы, помогающим подготовиться к
обсуждению рассматриваемых вопросов.
Тема 1.: Психология личности
Контрольные вопросы:
1.Структура личности.
2.Факторы становления и развития личности.
3.Структура психики личности.
4.Психические свойства личности.
Литература:
1.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М., 1988.
2.Афанасьева, О.В. Этика и психология профессиональной деятельности
юриста [Текст] / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – М.: Академия, 2001– 224с.
3.Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результат [Текст] /
В.И. Бакштановский. – Томск, 1977.
Тема 2.: Психология общения и понимания
Контрольные вопросы: 1.Понятие общения. Виды общения.
2.Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
3.Психологическая установка и ее эффекты.
4.Методика контактного взаимодействия как специальный прием общения.
Семинар:
Вопросы для обсуждения:
1.«Чтение» жестов в процессе общения.
2.Мимика человека.
3.Позы собеседников и их значение.
Литература:
1.Кузин, Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие [Текст]/ Ф.А. Кузин. –
М.: Ось89, 2002. – С. 137168.
3.Мясоедов, С.П. Невербальные коммуникации и типичные ошибкиобщения [Текст] / С.П.
Мясоедов // Управление персоналом. – 2006. – №7 (137). – С. 5462.
4.Психология. Педагогика. Этика. [Текст] / под ред. Ю.В. Наумкина. – М.,1999.
5.Сопер, П.Л. Основы искусства речи [Текст] / П.Л. Сопер. – М., 1989.
6.Филонов, Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с
различными категориями граждан [Текст] / Л.Б. Филонов. – М., 1992.
Задание для самостоятельной работы:
Написать конспект на тему «Коммуникативная и интерактивная стороны общения».
Тема 2.6.: Девиантное поведение личности
Контрольные вопросы:
1.Понятие девиантного поведения.
2.Классификация девиантного поведения:
2.1. конформизм;
2.2. инновация;
2.3. ритуализм;
2.4. бунт.
3. Соотношение девиантного и социального поведения.
Литература:
1.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М., 1988.
Тема 2.7.: Психология социальных конфликтов Контрольные вопросы:
1.Понятие конфликта и конфликтной ситуации.
2.Виды и функции конфликтов.
3.Динамика конфликта.
4.Способы разрешения конфликтов.
Практическое занятие:
Анализ конфликтных ситуаций.
Литература:
1.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.,1988.
2.Дмитриев, Л.И. Введение в общую теорию конфликтов [Текст] / Л.И. Дмитриев, В.Н.
Кудрявцев, Н.В. Кудрявцев. – М., 1993.
3.Пищелко, А.В. Личность в конфликте: влияние установки на типконфликтного
поведения [Текст] / А.В. Пищелко. – М., 1999.
4.Психология. Педагогика. Этика. [Текст] / под ред. Ю.В. Наумкина. – М.,1999.
5.Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение [Текст] / В.П. Шейнов. –
Минск, 1997.
Задание для самостоятельной работы:
Разработать практические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в
профессиональной деятельности. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной
профессиональной образовательной программы «Психология и этика в профессиональной
деятельности» по специальности: 19.02.05 Технология продукции общественного питания
в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам
очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных
результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность
занятия, краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме, вопросы для
закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и
инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и
образец отчета о проделанной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
4
Введение
Практическая работа №1
5
Определение темперамента и его свойств.
Практическая работа №2
12
Определение направленности личности и мотивационной сферы
Практическая работа №3
19
Преодоление барьеров общения
Практическая работа №4 26
Cамооценка стрессогенности жизненных событий. Практическая работа №5 33
Определение позиции собеседника в процессе общения.
Практическая работа №6 46
Анализ конфликтной ситуации. Последовательность и способы
разрешения проблем
Практическая работа №7 52
Определение психологической совместимости и сработанности
Практическая работа №8 58
Речевой этикет представлений в деловом мире
Список литературы 63
Приложение А 64
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания по дисциплине «Психология этика профессиональной
деятельности» для выполнения практических работ.
Все задания к практической работе выполняются в соответствии с инструкцией,
полученные в ходе занятия результаты анализируются по приведенной методике.
Отчет о практической работе Тема 1.5 Психические свойства личности
Практическая работа №1 :«Определение темперамента и его свойств»
Учебная цель:
Научиться определять свойства темперамента, приобрести навыки
определения поведения человека в зависимости от его индивидуальных свойств
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
осуществлять самодиагностику личностных свойств и качеств;
знать:
психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности;
основные понятия психологии, психологических процессов и состояний,
психологические свойства человека;
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме практической работы
Типы темперамента
САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и
реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что
привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По
незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его
лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий
порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых
раздражителей.
Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он
активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен
быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление
своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума,
находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая
пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и
обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и
переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени
откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о
прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника
образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа,
отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую
склонность к неустойчивости.
ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой
реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над
активностью, поэтому он не обуздан, не сдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее
пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он
скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над
малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно
рассмешить и опечалить когда вокруг громко смеются, он может оставаться
невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он
ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке,
медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен.
Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится
с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.недостатком
флегматика является его инертность, малоподвижность.
Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки.
Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует
основательности постоянству личности.
МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.
Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что
незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно
чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.
Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.
Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему
присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех
психических процессов. Большинство меланхоликов интроверты. Меланхолик застенчив,
нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может
успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным,
что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной
организации он зависит, еще до конца не выяснено.
Основные свойства темперамента
Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности
психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах.
Принято выделять следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность или чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила
внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная
психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой
должна быть сила воздействия, чтобы человек отреагировал;
Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек
реагирует на то или иное воздействие. Люди различаются по степени выраженности
реакций на одинаковые внешние или внутренние стимулы. О некоторых можно сказать:
«вспыльчивый», «заводится с полоборота», а о других: «не поймешь, обрадовался или
огорчился…»;
Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует
на окружающий мир, как он преодолевает препятствия на пути к поставленной цели
(настойчиво, сосредоточенно, целенаправленно или вяло, неэнергично, рассеянно); Пластичность / ригидность. Противоположные свойства, которые проявляются в том,
насколько легко и быстро человек приспосабливается к меняющимся условиям и внешним
воздействиям или, наоборот, инертно, с трудом меняя свои привычки и суждения;
Темп реакций. Характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и
протекания различных психических процессов (скорость запоминания, движения,
выполнения мыслительных операций, темп речи, динамика жестов и т.д.);
Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие
для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникнет;
Интроверсия / экстраверсия. Противоположная пара свойств, определяющих, чем
обусловлены реакции и поведение человека: собственными представлениями, образами,
мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим (интроверт), либо актуальными
впечатлениями внешнего мира (экстраверт).
Названные свойства темперамента отличаются от других сфер личности (способностей или
мотивационной сферы) по ряду признаков:
динамичность – характеризуют психику в динамике, подвижности, стремительности
реагирования;
устойчивость индивидуальные значения этих свойств сохраняются длительное время, в
течение жизни практически не меняясь;
онтогенетическая «первичность» свойства темперамента выявляются уже в раннем
детстве, являясь наиболее ранними и исходными характеристиками психики;
статистическая частота их проявления особенностями темперамента считаются только
те, которые в обычных условиях жизни проявляются чаще всего и наиболее типичны для
данного человека;
признак максимальности свойства темперамента особенно точно можно определить в
условиях, максимально трудных для их проявления;
обусловленность генотипическими свойствами нервной системы – все перечисленные
характеристики непосредственно зависят от врожденных особенностей нервной
деятельности.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебнометодическая литература:
Сборник методических указаний по выполнению практических заданий.
2. Справочная литература:
Козлов В.Г., Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый
день, М., 2010
3. Листы формата А4 с рамкой для практических заданий
4. Ручка.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
2. Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчетов по практическим занятиям.
Порядок выполнения отчета по практической работе 1.Выполнить задания 13
2.Оформить отчёт (Приложение А) , сдать и защитить работу.
Задания для практической работы:
Задание 1
На основании изученной информации заполните следующую таблицу:
Таблица 1 –Типы темперамента
Тип
Параметры сравнения
Темп
деятельности
Скорость
реакции
Наличие
активности
Характер
эмоций
Известная
личность
(персонаж)
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Задание 2
Ознакомьтесь с рисунком, представленным ниже и определите к каждому ряду картинок
тип темперамента:
Рисунок 1 – Классификация темпераментов
Задание 3
1. Ознакомьтесь с текстом «Основные свойства темперамента»
2. На основании изученной информации, заполните следующую таблицу представьте
результаты работы на проверку:
Таблица 4 –Свойства темперамента
Наименование свойства
Темп
Скорость выполнения внешних движений
Скорость протекания внутренних,
психологических процессов
Переключаемость
Скорость реакции
Характеристика Активность (энергичность)
Эмоциональный фон
Уравновешенность
Тема 1.6 Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
Практическая работа №2 :«Определение направленности личности и мотивационной
сферы»
Учебная цель:
1.Рассмотреть элементы структуры личности и их свойства; научиться определять
направленности личности;
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
осуществлять самодиагностику личностных свойств и качеств;
знать:
психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме практической
работы
Структура направленности личности
Первая подструктура называется направленностью личности. Сюда входят:
влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы
(черты) личности, входящие в эту подструктуру не имеют врожденных задатков, а
полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания. Наиболее активной
и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет
мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но
в подструктуру направленности входит и воля — она то и может придавать убеждениям
активный характер, способствуя их воплощению в жизнь.
Ознакомьтесь с видами направленности, представленными в следующей таблице:
Таблица 2 –Виды направленности
Вид направленности
Направленность на себя (Я)
Направленность на общение (О)
Характеристика
Ориентация на прямое вознаграждение и
удовлетворение безотносительно работы и
сотрудников, агрессивность в достижении статуса,
властность, склонность к соперничеству,
раздражительность, тревожность,
интровертированность.
Стремление при любых условиях поддерживать
отношения с людьми, ориентация на совместную
деятельность, но часто в ущерб выполнению
конкретных заданий или оказанию искренней помощи
людям, ориентация на социальное одобрение, Направленность на дело (Д)
зависимость от группы, потребность в привязанности и
эмоциональных отношениях с людьми.
Заинтересованность в решении деловых проблем,
выполнение работы как можно лучше, ориентация на
деловое сотрудничество, способность отстаивать в
интересах дела собственное мнение, которое полезно
для достижения общей цели.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебнометодическая литература:
Сборник методических указаний по выполнению практических заданий.
2. Справочная литература:
Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс. Москва.2009г.
3. Листы формата А4 с рамкой для практических заданий
4. Ручка
Инструкция по выполнению практической работы
1. Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
2. Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчетов по практическим занятиям.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1.Выполнить задание
2.Оформить отчёт (Приложение А) , сдать и защитить работу.
Задания для практической работы:
Задание
Изучите инструкцию по выполнению теста, определяющего направленность
личности:
Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы согласны с высказыванием, то в бланке для
ответов поставьте под его номером «+», если нет, то ««. Для определения личностной
направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые
опубликованная Б. Бассом в 1967 г.
Анкета состоит из 27 пунктовсуждений, по каждому из которых возможны три варианта
ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен
выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или
соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения
или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла,
«наименее»– О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам,
суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку
зрения по данному вопросу. Возможно, что какието из вариантов ответов покажутся Вам
равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот,
который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с
номером соответствующего пункта (127) под рубрикой «больше всего». Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от
Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь
напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в
столбце под рубрикой «меньше всего».
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и
запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или
«плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или
«лучшим» для Вас. Ответьте на ниже представленные вопросы, отмечая ответы в
специальном бланке:
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. Помоему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания
в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое
мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня чтото не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. Помоему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает
над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе; В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за чтонибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. Понастоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о какомлибо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п.,
в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
УМК по Психологии и этике профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.