"Умножение и деление натуральных чисел" решение тренировочных упражнений 2

  • Домашнее обучение
  • Разработки уроков
  • Домашнее обучение
  • pdf
  • 13.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Умножение и деление натуральных чисел" решение тренировочных упражнений
Иконка файла материала 11 ноября Решение упражнений (умножение и деление).pdf

Одиннадцатое ноября

Решение упражнений

(Делаем запись в тетрадочку)

 

Мы продолжаем практиковаться в применении арифметических действиях разных ступеней. 

 

Вычисляем и отвечаем на вопросы устно:

https://learningapps.org/12725814

https://learningapps.org/9476660

 

К вам в гости на урок прилетела Мудрая Сова.

Пришла не с пустыми руками, а с задачками:

Задачка №1 (устно):

Мудрая Сова решила устроиться на работу в Хогвардс. Интернета в еѐ лесу нет, поэтому она принялась писать туда письмо бумажное. Как вам известно, на конвертах указывают не только адрес получателя, но и адрес отправителя. И вот тут-то обнаружилось, что Сова не знает номер дупла, в котором живет. Зато, у ее соседей номера были такие: 1, 2, 4, 7, 11, следующим шло дупло Совы. Какой номер дупла должна указать Сова на конверте? 

Такие задачки называются «Закономерности», в них нужно найти какую-то закономерность, продолжить последовательность или, используя найденную закономерность, ответить на вопрос задачи. Такие задачи развивают логику, внимание и фантазию.

Решение.

Посмотрим на разность соседних чисел. Разность первого и второго равна 1. Второго и третьего – 2. Третьего и четвѐртого – 3 . Четвѐртого и пятого – 4. Наверно, разница пятого и шестого будет 5. А значит, шестое число равно 11 + 5 = 16.

Ответ: Сова живет в дупле №16.

Задачка №2 (тоже устно):

Знайка, лучший друг Мудрой Совы, написал на доске числа 3, 8, 15, 24, 35. Помогите Мудрой

Сове догадаться, какое число Знайка напишет следующим.

Решение:

Итак, у нас есть числа 3, 8, 15, 24, 35. Посмотрим на разность соседних чисел. Разность первого и второго (3 и 8) равна 5. Второго и третьего (8 и 15) равна 7. Третьего и четвѐртого

(15 и 24) равна 9 . Четвѐртого и пятого (24 и 35) равна 11. Мы видим, что разность между числами, с каждым следующим числом, возрастает на два (была 5, стала 7, потом 9, потом 11). Логично, что разность между пятым и шестым числом должна будет уже равняться 13. Пятое число у нас 35.

Тогда, шестое число … (дальше сами). 

Ответ: следующее число, которое запишет Знайка, будет __.

 

Задачка №3 (тоже устно):

Знайка решил проверить, справится ли Сова с его следующей задачкой. Он записал числовой ряд: 1, 2, 4, 8, …. Какое же число окажется следующим?

Решение.

Можно заметить, что первое число – 1, 1+1=2 (второе число в ряду),

2+2=4 (третье число в ряду), 4+4=8. Значит, …. (дальше сами).

 

А теперь выполним несколько упражнений.

№1

Решите задачу, составив числовое выражение (записав все одним действием).

Условие:

Бабушка собрала 120 помидоров, а огурцов в 6 раз больше. Сколько банок огурцов бабушка закроет на зиму, если в каждую банку помещается ровно 18 огурцов?

     

Решение:

Если бы мы решали задачу как обычно, то у нас бы получилось два действия: Выясняем, сколько огурцов собрала бабушка, зная, что их в 6 раз больше, чем помидоров:

1)   120 · 6=720 (огурцов) – собрала бабушка.

Теперь выясним, сколько банок нам понадобилось, если в каждую помещается по 18 огурцов:

2)   720:18=40 (банок) – закроет бабушка на зиму.

А как мы можем записать это одним действием, чтобы меньше писать? Поскольку умножение (1 действие) и деление (2 действие) оба являются арифметическими действиями второй степени, их очередность определяется с лева на право, т.е. то действие, которое мы поставим левее, то и будет выполняться первым:

120·6:18=40 (банок) – закроет бабушка.

Ответ: 40 банок.

(Делаем запись в тетрадочку)

 

№2

Решите задачу, составив числовое выражение (записав все одним действием).

Условие:

С одной станции в противоположных направлениях одновременно отправились поезда. Один из них двигался со скоростью 64км/ч, а второй – 57км/ч. Какое расстояние будет между ними через 9 часов после начала движения?

          

Решение:

Если бы мы решали задачу как обычно, то у нас бы получилось три действия:

Выясним, какое расстояние прошел каждый поезд (чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время):

1)   64·9=576 (км) – прошел один поезд.

2)   57·9=513 (км) - прошел второй поезд.

Чтобы узнать, какое расстояние будет между ними, нам нужно сложить эти расстояния, поскольку поезда двигались в противоположных направлениях, т.е.

постоянно отдалялись друг от друга:

3)   576+513=1089 (км) – расстояние между поездами после 9-тичасов пути. А как мы можем записать это одним действием?

Поскольку умножение (1 и 2 действия) вычисляется первее, чем сложение (3 действие), то при записи нам не понадобятся скобки: 64·9+57·9=

Применяем распределительный закон умножения, относительно сложения:

=64·9+57·9= 9·(64+57)=9·121=1089 (км) - расстояние между поездами после 9-тичасов пути.

Ответ: 1089 километров.

(Делаем запись в тетрадочку)

 

№3

Вычислите значение выражения, используя распределительное свойство умножения: 43·64+43·23-87·33=

Мы видим, что в этом примере нет единого одинакового множителя, однако есть дважды повторяющийся множитель 43. Применим распределительный закон для первой части выражения, а вторую так и перепишем:

=43·(64+23)-87·33 = 43·87-87·33=

Теперь у нас снова появился повторяющийся множитель (87), применим распределительный закон еще раз. Не забывайте, что поскольку в выражении стоит знак минус, то и в скобочках у нас будет знак минус):

=87·(43-33) = 87·10 = 870.

Согласитесь, так ведь проще, чем бы мы в столбик считали значения.

(Делаем запись в тетрадочку)

(рисовать эти цветные пометки не нужно, это я для вас наглядно показала, какое число куда идет)

 

№4

Вычислите значение выражения, используя распределительное свойство умножения: 84·53-84·28+16·61-16·36=

Применим распределительный закон умножения дважды: в части 84·53-84·28 (вынеся 84) и в части 16·61-16·36 (вынеся 16). Получим: =84·(53-28)+16·(61-36)=84·24+16·25=

Представим 16·25 в виде суммы 16·24 и 16:

=84·24+16·24+16 = 24·(84+16)+16 = 24·100+16 = 2400+16 = 2416. (Делаем запись в тетрадочку)

 

Буквы латинского алфавита могут встречаться не только в уравнениях, но и просто в выражениях (примерах). Эти буквы называются «переменные». Действия с переменными мало чем отличаются, от действий с числами.

 Давайте попрактикуемся.

№5

Упростите выражение, используя распределительное свойство умножения: х·246-х·229-х·17=

                В     этом     выражении     есть     повторяющийся     множитель     х.

Переменные (буквы латинского алфавита) мы точно также как и числа, можем выносить за скобочки, если они одинаковые. Применим распределительный закон:

=х·(246-229-17) = х·0 = 0 (даже если мы переменную умножим на ноль, то получим ноль). 

(Делаем запись в тетрадочку)

 

№6

Раскройте скобки:

2·(а+5)=

Чтобы раскрыть скобки, нам нужно 2 умножить на каждое слагаемое в скобочках, после чего сложить полученное, т.к. в скобочках у нас знак плюс (распределительный закон умножения наоборот). При этом переменная «а» у нас так и останется:

=2·а+2·5 = 

Открою вам небольшой секрет, между числом и переменной

(буквой) знак умножить можно не писать, 2а – это то же самое, что 2·а. Продолжим:

=2а+10. 

Дальше мы ничего сделать с этим выражением не можем, поэтому так его и оставляем.

(Делаем запись в тетрадочку)

 

Между числом и скобкой мы также можем не писать знак умножить: 5·(2+3) – это то же самое, что и 5(2+3).

№7

Раскройте скобки:

7(8а-6с)=

Чтобы раскрыть скобки, нам нужно 7 умножить на уменьшаемое и вычитаемое в скобочках, после чего вычесть полученное, т.к. в скобочках у нас знак минус:

=7·8·а - 7·6·с= 56а – 42с.

Поскольку переменные разные, больше ничего в этом выражении мы сделать не можем, так его и оставляем.

(Делаем запись в тетрадочку)

№8

Найдите значение выражения, если х=104; у=78:

22):(х-у)=

Подставим значения х и у в выражение: =(1042-782):(104-78)=

Первым действием будет возведение чисел в степень: =(104·104-78·78):(104-78)=

Выполняем умножение в столбик:

=(10816-6084):(104-78) = 4732:26= Выполняем деление уголком:

=182.

(Делаем запись в тетрадочку)

 

Итак, мы сегодня плодотворно поработали, использовали в решениях все арифметические действия, даже вычисляли выражения с переменными.

Ребята, прошу обратить ваше внимание на то, что завтра 12 ноября (четверг) у нас по плану контрольная работа. Выполнять мы еѐ будем также в онлайн режиме. 12 ноября утром я вам выдам контрольную работу в ЯндексУчебнике, но карточки эти уже будут не обучающими, а проверочными, т.е. у вас будет только одна попытка на решение! Поэтому, будьте очень внимательны при решении, лучше воспользоваться черновичком. Контрольную можно будет выполнить с 9:00 до 15:00 (вы представляете, не 45 минут на контрольную, как обычно, а намного больше!!!).