Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей, подростков, юношество. Тем более что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.
Задачи психолого педагогической диагностики у детей разного возраста:
Изучение детей первого года жизни.
Обращают внимание на контакт ребенка с незнакомым взрослым (плохо, если дети старше 8 мес легко
входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых; отсутствие или наличие реакций
настороженности при общении с незнакомыми людьми);
Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью (близкими взрослыми);
Определяют состояние двигательной сферы (возможность и качество контроля положения головы, рук,
позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений);
Определяют развитие сенсорных реакций (изучают характер прослеживаний и фиксаций. Оценивается
слуховая и зрительно ориентировочная (фиксация взгляда) функции);
Определяют состояние развития действий с предметами (для этого предлагают ребенку старше 4 мес
погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность
удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают
возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. У детей старше 10 мес изучают формирование
обходных движений. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к
действиям с предметами и на сохранение зрительного контроля за ними. Детям старше 10 мес предлагают
несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а
также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на развитие действия ребенка с
предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание
обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами — указательным и
большим);
Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым (выясняют наличие
эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком. Выясняют у матери, понимает ли она
определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции
взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их
общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее
контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестом, особые словаметки и
некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом);
В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций
(отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется.
Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или
отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии
изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какуюлибо деятельность.
При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления
ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги).
Изучение детей раннего возраста (1 3 года).
Оценивается сенсорная сфера (слух и зрение);
Оценивается особенности познавательной сферы (в центре внимания исследователей находится анализ
выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько
результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.
Основными
параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: принятие
задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату
своей деятельности);
Оценивается предречевое и речевое развитие;
Диагностика эмоционально волевых проявлений ребенка (наблюдая за деятельностью ребенка в
эксперименте, обращают внимание на следующие показатели: общий фон настроения (адекватный,
депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления
возбудимости, расторможенности; контактность (желание сотрудничать со взрослым); эмоциональное
реагирование на поощрение и одобрение; эмоциональное реагирование на замечания и требования;
реагирование на трудности и неуспех деятельности);
Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей,
так и мелкой моторики.
Изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Важной задачей обследования детей 4 —5го года жизни является изучение уровня развития их
ориентировочнопознавательной деятельности (в дошкольном возрасте выделяют следующие уровни
1ориентировочнопознавательных действий: хаотические действия; перебор вариантов;
целенаправленнее пробы; практическое примеривание; зрительная ориентировка);
Особенности игровой деятельности;
Главная цель обследования детей 7го года жизни — целенаправленное изучение их психологической
готовности к школьному обучению (понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя
несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоциональноволевую и коммуникативную
готовность (т. е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми);
Оценка особенностей эмоционально волевой сферы (владение правилами поведения, умение адекватно
реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать
трудности);
Обследование речи.
Изучение детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет).
Оценка особенностей учебной деятельности ребенка (школьная успеваемость).
Изучение подростков с нарушениями в развитии
(от 12 17 лет).
Исследование личности и межличностных отношений (следует помнить о необходимости тщательного
подбора методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка).
2