Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания
Оценка 4.7

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
23.01.2018
Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания
МАСТЕР - КЛАСС. Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания. Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках. Задачи: • Познакомить с понятием «целеполагание» • Познакомить с видами целеполагания. • Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках. • Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках. Задачи: • Познакомить с понятием «целеполагание» • Познакомить с видами целеполагания. • Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках. • Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания.docx
Мастер­класс по теме:  «Универсальные приёмы работы учителя по формированию  у обучающихся умения целеполагания» Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках. Задачи:  Познакомить с понятием «целеполагание»  Познакомить с видами целеполагания.  Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.  Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер­ класса. Ход мастер­класса: Организация. Добрый день, уважаемые коллеги!   Я начну своё выступление с угощения, если позволите (предлагаю  слушателям изюм.)  Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?  Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить  «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у  обучающихся умения целеполагания».  ­ Как вы думаете, какая цель моего мастер­класса? (показать приёмы  целеполагания) ­ А тогда какая ваша цель как участников мастер­класса? (узнать приёмы  целеполагания) – пишу цель на доску. Актуальность. Актуальность темы несомненна, т.к.:  Мы работают по новым федеральным государственным  образовательным стандартам. Нам надо развивать УУД (регулятивные – целеполагание). Послушайте одну притчу. Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было  множество учеников. Как­то раз он повесил на дерево мишень и спросил  каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил: – Учитель! Я вижу дерево и мишень на нём. Другой ученик произнес: – Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе… Третий сказал: – Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит  мишень. Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошёл к  своему лучшему ученику Арджуне и спросил: – А ты что видишь, Арджуна? – Прости, Учитель. Наверное, у меня что­то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ. Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: – Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель. т.к. наша задача научить каждого ребёнка быть «Попадающим В  Цель» «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Определения. Различные авторы по­разному раскрывают содержание понятия “цель”: Цель  ­ то, что представляется в сознании и ожидается  в результате   определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).  Сенека. Цель  ­ идеальное  представление  желаемого результата  деятельности (Т.К.Кравченко). определяется   соответствие   этому ­   созданный   результат,   критерий­признак,   по   которому (А.А.Гусаков).  Цель   результату.  Из определений видна связь между целью и результатом. Формулировки целей дают возможность четко представить желаемые конечные результаты, выстроить   пути   по   поиску   решения,   критерии   оценки   результатов деятельности.   Выбор   целей   является   трудоемким   процессом   и   является наиболее трудной задачей для педагога.  Особое значение отводится учебной ситуации,   которая   переводится   педагогом   в   тему   урока.   Осознание   темы способствует формулированию цели урока, выработке собственного действия. Цели не рождаются со звонком на урок!  Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников, не обсуждая ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения.  Цели должны быть:  диагностируемые;  конкретные;  понятные;  осознанные;  описывающие желаемый результат;  реальные;  побудительные (побуждать к действию). Для   того   чтобы   цели   учителя   стали   целями   учащихся,   необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.  1. Визуальные:   Тема­вопрос  Работа над понятием   Ситуация яркого пятна   Исключение   Домысливание   Проблемная ситуация   Группировка.  2. Аудиальные:   Подводящий диалог   Собери слово   Исключение   Проблема предыдущего урока. Рассмотрим некоторые из них. Тема­вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо  построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети  выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение  слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее  проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или  выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое  мнение и направлять деятельность. Например, Окр. мир. 2 кл «Какие бывают животные?» 1. Повторить знания о. 2. Определить, с какими частями речи сочетается. 3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами  существительными. 4. Определить закономерность изменений, сделать вывод. Это сформулированы конкретные учебные цели. Тема   урока   формулируется   в   виде   вопроса.   Обучающимся   необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.  Например, урок по теме «Площадь прямоугольного треугольника»: «Как найти площадь прямоугольного треугольника?"  План: 1. Актуализировать знания о прямоугольном треугольнике. 2. Определить, площади каких геометрических фигур умеют находить. 3. Найти   взаимосвязь   между   прямоугольником   и   прямоугольным треугольником. 4. Определить закономерность, сделать вывод. 5. Работа над формулой. Работа над понятием Предлагаем обучающимся название темы урока для зрительного  восприятия и просим объяснить значение каждого слова. Далее, от значения  слова определяем цель урока.  Например, Окр. мир 2 кл. «Многообразие растений». Дети объясняют,  что слово «многообразие» обозначает ­ много; а значит цель урока —  познакомиться с разными видами растений. Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все звенья подведения опираются   на   уже   пройденный   классом   материал,   а   последний   обобщающий вопрос   позволяет   ученикам   сформулировать   тему   и   цель   урока.   При подводящем   диалоге   маловероятно   появление   ошибочных   ответов   учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так, а кто думает иначе?»). Приведем пример подводящего к теме диалога. Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» Учитель  Ученики  — Прочитайте слова на доске. — Чем все эти слова похожи? — А чем слова отличаются? Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. — Это существительные с шипящими на конце. — В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. — Можем ли мы объяснить, почему так пишутся эти слова? — Мы этого ещё не изучали. — Какова цель нашего урока? — Узнать, как пишутся существительные с шипящими на конце Ситуация яркого пятна ­ Один из приёмов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на  экран. (Мультфильм «38 попугаев»). ­ После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос: ­ А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том  числе взять линейку и измерить). ­ Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины –  см и дм. (Показывает модель см и дм) ­ Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке?  (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава) ­ Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38? ­ А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из  них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длина, называется она  метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?  ­ Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете? ­ Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте  тему урока. (Метр) ­ Поставьте цели на урок. (Слайд 4) Вам помогут опорные глаголы:  познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром,  узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)  ­ Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для  измерения больших расстояний,…) Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию.  Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется   «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил  мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка,  или просто выделенная цветом или размером запись на доске. Исключение Первый способ Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "Выделение предмета", но в этом случае детям  необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой  выбор. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы "Домашние  животные", предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту  работу можно организовать как фронтально, так и в группах. — Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока. Второй способ Загадываем детям ряд загадок или просто называем ряд слов, с  обязательным неоднократным повтором. Анализируя этот ряд, дети определяют лишнее слово. Урок окружающего мира по теме "Насекомые" можно начать так. — Послушайте и запомните ряд слов: собака, медведь, корова, енот, заяц,  бабочка, кошка. – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Какое животное лишнее в этом ряду?  Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ,  на основе которого формулируется учебная цель. Домысливание 1. Предлагаем тему урока и слова "помощники": Повторить….. Изучить…. Узнать… Проверить… С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаем  детям продолжить ряды слов: Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –… Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что   это   глаголы   будущего   времени,   обучающиеся   формулируют   цель   урока: изучить глаголы в будущем времени.  Прием использования пословиц, поговорок, кроссвордов, загадок В начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые  «подсказывают» тему и цель урока. Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена,  дети легко определят цель урока  русского языка: научиться писать имена людей. Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу,  как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное  становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей. «На понимание и синтез»: Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках  литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо   литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить,  что встретились с героями  перед важным событием; рассказать от лица литературного героя. «На понимание и применение»: Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного  произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания. 2. Аудиальные:  Подводящий диалог Тема урока «Числовой луч» или «Шкалы». Детям задаются вопросы: ­ Кто не видел линейку? ­ Кто не видел термометр? ­ Кто видел приборы автомобиля? ­ Что между ними общего? ­ Что значит шкала? В чём её особенность?  Собери слово Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку  Проблема предыдущего урока:  В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из­за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь вспомнить её. Удивляй!  Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как чудо. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии, из жизни, математические софизмы. 1 класс, тема «Число и цифра 1».  Учитель спрашивает у детей: «Сколько пальцев на руке?». Потом считает и загибает свои: «Раз, один, два, три, четыре». Детям необходимо объяснить, почему получились разные ответы. Тема «Периметр и площадь фигуры».  Детям сообщается площадь комнаты и задаётся вопрос: «Достаточно ли этих   данных,   чтобы   купить   линолеум   и   плинтус   для   комнаты?».   Чтобы подтвердить   или   опровергнуть   свою   версию,   дети   выполняют   практическую работу. Хорошо работают софизмы. Например, учитель на доске доказывает, что  2х2=5. А потом спрашивает: «В чём ошибка?»  Отсроченная отгадка.  В конце одного из уроков можно задать вопрос, а следующий урок нужно начать   с   ответа   на   этот   вопрос.   Для   этого   удобно   использовать   логические задачи, задачи «с подвохом». Практически все   приемы   целеполагания   построены   на   диалоге, следовательно,   необходимо   чётко сформулировать   вопросы   учителя,   а   также научить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Цель   необходимо   обсудить   и   зафиксировать   на   доске.   Далее определяются   задачи   (это   можно   сделать   через   действия,   которые   будут выполняться:   читать   учебник,   решать   задачу,   составить   таблицу,   вычислить выражения   и   так   далее).   Задачи   также   фиксируют   на   доске.   В   конце   урока необходима рефлексия: анализ достигнутого, план на будущее. В зависимости от этого формулируется домашнее задание. Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт «Приёмы работы целеполагания» вам  был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая,  пришлась вам по вкусу, я буду рада.  Рефлексия в виде ресторанного меню

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания

Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018