«Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов»
Оценка 4.7

«Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов»

Оценка 4.7
Домашнее обучение +7
docx
русский язык
5 кл—7 кл
01.12.2022
«Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов»
«Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов».docx

Открытый урок в 5 классе по теме

«Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов»

 

Учитель: Ярахтина Ольга Сергеевна

 

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Ход урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа.

Запишем тему сегодняшнего урока «Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов»

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Чередование гласных в корне слова ЛАГ-ЛОЖ).

2.Вступительное слово учителя

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно "Сказка про краски".

Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою на рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Жёлтым. Синим. Красным.
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.

Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи об имени прилагательном.

Ребята, а вы как думаете, к чему прилагается имя прилагательное? (К существительному).

Чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, прослушаем сказку, да не простую, а грамматическую.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа. "Что, если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?" - догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе - служба, вместе - и дружба!

Скажите, ребята, как вы поняли эту сказку? Имя прилагательное согласуется с именем существительным. Что значит согласуется, подберите однокоренные слова. (соглашение, согласен).

3. А теперь в тетрадях выполните следующее задание. К существительным, записанным на доске, подберите имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте словосочетания прил. + сущ.

УЧЕНИК, ШКОЛА, ВЕСНА, КАНИКУЛЫ

4. И ещё один очень важный вопрос. Нам необходимо вспомнить, каким членом предложения является имя прилагательное. На доске (и задание №2 карточки) записано предложение, в котором вам нужно найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Посовещайтесь в парах и подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Свежий воздух тих и прозрачен.

Выглянуло весеннее солнце.

Да, действительно, имена прилагательные являются определениями и сказуемыми.

5. Физкультминутка.

Упражнение для рук и головы.

Вы должны поднять руки вверх, если слово является прилагательным. Попробуем - ночь, ночной.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные.

7. Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? - Какова роль прилагательных в речи?

(Придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение.)

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.

- Употребление каких прилагательных придает речи особую выразительность? Как называются прилагательные, которые употребляются в переносном значении?

(Прилагательных – эпитетов).

Лингвистическая задача

Всякое ли прилагательное – эпитет?

Эпитет=прилагательное-?

Эпитет – красочное образное определение, имеющее переносное значение

С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз. Где чаще всего мы их встречали?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту - стихотворению С. Есенина

А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.

Какую картину природы вы себе представили? Назовите эпитеты, встретившиеся в данном отрывке.

8. А сейчас, ребята, очень ответственная работа! Вам предложен текст. Тем, у кого карточка жёлтого цвета, нужно вставить на месте многоточий необходимые по смыслу прилагательные, для этого вы используете примечание и прилагательные можете взять оттуда. А у кого карточка фиолетового цвета, необходимо самим вставить прилагательные и текст озаглавить, но чтобы в названии тоже было имя прилагательное.

9. А сейчас, поскольку урок близится к концу, скажите, что нового вы узнали об имени прилагательном  и его употреблении в речи?

Внизу карточки нарисуйте смайлик как результат вашей сегодняшней работы (всё ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые вопросы, над которыми стоит подумать?)

Улыбка - всем доволен и всё понял, недовольное лицо - остались вопросы.

Оценки объявлю на следующем уроке, проверив задания на карточках

10 Домашнее задание: упр.582


 

Открытый урок в 5 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи

Открытый урок в 5 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи

Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи об имени прилагательном

Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи об имени прилагательном

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022