Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи
Оценка 4.8

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
22.03.2017
Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи
Технология урока: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель: 1. Формирование умений опознавать союзы в текстах художественных произведений. 2. Формирование умения определять функции и значение союзов в художественных текстах. 3. Попутный орфографический и пунктуационный повтор. 2. Совершенствовать умение анализировать текст. 3. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать суждения, делать выводы. 4. Повторить правописание союзов. 5. Воспитывать бережное отношение к слову.Технология урока: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель: 1. Формирование умений опознавать союзы в текстах художественных произведений. 2. Формирование умения определять функции и значение союзов в художественных текстах. 3. Попутный орфографический и пунктуационный повтор. 2. Совершенствовать умение анализировать текст. 3. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать суждения, делать выводы. 4. Повторить правописание союзов. 5. Воспитывать бережное отношение к слову.
Употребление подчинительных и с.с.docx
План­конспект  урока по русскому языку в 7 А классе МОБУ Лицей с.  Ургуш Тема урока: Употребление подчинительных и сочинительных союзов в речи МР Караидельский район РБ Дата проведения: 15.03.2017 год Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕ Учебник под редакцией М.М. Разумовской РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс, М., ДРОФА, 2014 Технология урока: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель: 1.   Формирование   умений   опознавать   союзы   в   текстах   художественных произведений. 2.   Формирование   умения   определять   функции   и   значение   союзов   в художественных текстах. 3. Попутный орфографический и пунктуационный повтор. 2. Совершенствовать умение анализировать текст. 3.   Формировать   умение   использовать   полученные   знания   в   нестандартной ситуации; высказывать суждения, делать выводы. 4. Повторить правописание союзов. 5. Воспитывать бережное отношение к слову. Методические приемы: 1. выразительное чтение текстов; 2. элементы анализа текстов; 3.реализация межпредметных связей с литературой. Основные термины, понятия: подчинительные и сочинительные союзы. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, исследование. 2 В Приложении к этому конспекту Вы найдете все, что вам поможет в организации   урока:   стихи   известных   поэтов,   музыку   для   рефлексии, аудиозаписи стихов, презентацию.  Оборудование: Экран для просмотра презентации, книга с произведениями А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»,  ноутбук. Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся й ы н ь л е т и в о т о г д о П Познавательные УУД Коммуникативные УУД Умение отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, убеждать других в своей правоте 1. Обучающиеся зачитывают предложения из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в которых есть сочинительные о подчинительные союзы. Фронтально отвечают на вопросы. Строят схемы, объясняют роль союзов (повторяющийся союз Ответы обучюащихся:   при ОЧП и союз, связывающий простые предложения в составе сложного); союзы используются как средство связи между предложениями при цепной связи. Поэтому запятая не нужна при кажущемся повторении И: роль их различна. С помощью вспомогательных вопросов уточняются важные детали, настроение, отношение, состояние, предложения приобретает полноту содержания, для сохранения ритма стихотворения и т.д. 1. Проверка домашнего задания. Параллельно (для повторения) задаются вопросы: Что такое союз? Какие союзы являются сочинительными, какие подчинительными? Для какой цели союзы употребляются в конкретном предложении?(задание по группам) СЛАЙД №5, 6 2. Задание для слабой группы 1)И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. 2) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. Постройте схемы предложений, для объяснения постановки знаков препинания.   Задание для сильной группы. «Твой конь не боится опасных трудов;  Он, чуя господскую волю,  То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего». Олег усмехнулся ­ однако чело И взор омрачилися думой. Какова роль союзов, начинающих предложения? Этапы урока Формируемые умения Регулятивные УУД Определение темы урока, постановка цели урока, плана действий. й о н в о н с О Регулятивные УУД: Действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы Познавательные УУД осмысленно решать задачу по предмету. Коммуникативные УУД умение отвечать на вопросы 4 Деятельность учителя Деятельность обучающихся СЛАЙД № 2, 3, 4 Как вы думаете, какова наша сегодняшняя  ЗАДАЧА и как мы её можем решить? Комментарий учителя: Вряд ли вы найдете хоть одно художественное  произведение без союзов, разве что это какой­нибудь  малый жанр – пословица, поговорка, загадка, анекдот.  Мы рассмотрим фрагменты прозаических и  поэтических текстов с точки зрения роли в них  сочинительных и подчинительных союзов.  Исходя из эпиграфов урока, с какими текстами нам  предстоит работать? Записываем тему урока: Употребление сочинительных и подчинительных  союзов в художественной речи. Давайте сформулируем цель нашего урока и  запишем получившееся предложение. Мы   хотим   исследовать   тексты,   в   которых   имеются союзы. И т. д. – запишем это предложение, так как это цель урока: расширить свои знания о союзах и уметь применять их в речи.  СЛАЙД № 7, 8 Столкновение с ситуацией – сопоставление предложений. В данных примерах на месте пропусков поставьте подходящие по смыслу союзы. Объясните свой выбор. Какие это союзы: сочинительные или подчинительные, простые или составные, разряд союза по его значению, что союз соединяет, как он пишется, поставьте знаки препинания. Правой рукой строит, (а левой ­ разрушает) Ответ: Посмотреть, как действуют союзы в художественных  произведениях, каково их значение в тексте. Ответ: Художественными Тема урока записывается в тетради. Мы хотим исследовать тексты, в которых имеются союзы. Пословица: А­ соотносит предметы, признаки  и действия с друг другом, сопоставляет. Сочин., простой, против., соединяет однородные сказуемые. «Но» нельзя. Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся 5 Своя земля (и в горести мила). Что соединяет союз? (Это частица). Будем скоро изучать частицы! Это усилительная частица – Опережающее обучение! Коси, коса, пока роса, (роса долой – и ты домой). Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы о роли союзов? На самом деле, роль каждого союза проявляется в конкретном предложении, каждый союз может выражать несколько значений. А узнаем ли мы союзы? Не путаем ли их с другими частями речи? Давайте поиграем «Лингвистическая   игра   «Узнай   союз»   –  читать вслух:   слитно   (поднять   одну   руку)   или   раздельно (поднять две руки). 1.Зайди за то здание, увидишь нужный тебе дом. 2.Мост старый, ехать по этому мосту опасно. 3.Ты, наверное, тоже устал? 4. Если идти по тому переулку, выйдешь к  площади. 5.Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно скучно. 6. Спой, пожалуйста, то же, что ты пел на концерте. 7. Поздно уже, а потому (это наречие) пора спать. 8. В незнакомой реке купаться опасно, поэтому( это наречие) будьте осторожны. 9. Чтобы вырастить дерево, нужно много лет. 10. Не знаешь, что бы мне надеть на день  рождения? Пословица. «И» ­ употребляется  во всех стилях речи, здесь союз усиливает чувство. Сочин., простой, соединительный. Пословица. Союз временной «пока», союз «И», т.к. в пословицах часто употребляется 2 лицо глагола. Пока– подчинит. союз, простой, временной, соединяет два предложения. Ответ: Союз может соединять предложения, однородные члены и усиливать значение, смысл высказывания, тогда это частица. «Лингвистическая   игра   «Узнай   союз»   –  читать   вслух: слитно (поднять одну руку) или раздельно (поднять две руки). 1.Зайди за то здание, увидишь нужный тебе дом. (2 руки) 2.Мост старый, ехать по этому мосту опасно. (2 руки) 3.Ты, наверное, тоже устал? 4. Если идти по тому переулку, выйдешь к площади.  (2 руки) 5.Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их  довольно скучно. 6. Спой, пожалуйста, то же, что ты пел на концерте.  (2 руки) 7. Поздно уже, а потому (это наречие) пора спать.  8. В незнакомой реке купаться опасно, поэтому( это  наречие) будьте осторожны. 9. Чтобы вырастить дерево, нужно много лет. 10. Не знаешь, что бы мне надеть на день рождения?  (2 руки) Этапы урока Формируемые умения Познавательные УУД осмысленно решать задачу по предмету Коммуникативные УУД учатся отвечать на вопросы, создаю ситуацию для обсуждения, строить монологическую речь, работать в группе и в паре, умение строить своё высказывание Регулятивные УУД учатся взаимопроверке 6 Деятельность учителя Деятельность обучающихся Анализ фрагментов художественных произведений. СЛАЙД № 9 Союзы в былинах А тут сели на добрых коней, поехали. Как хвост­то у ней расстилается, А грива­то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь оставается. Жанр произведения? Какова роль союзов во фрагменте? СЛАЙД № 10 Не успел он слова вымолвить, 1) Ученики работают в парах, ведут запись под диктовку, разбирают пунктограммы. Ответы: 1. Былина 2. «Вольга и Микула Селининович» 3. Союзы начинают каждую нечетную строку. Союзы А создают напевность, неторопливый ритм былины. Кроме того во всех случаях, исключая первый, этот союз играет роль противопоставления. Ответы:  1. «Садко» Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад… 2) Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные вороны 3) Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная. Из какой былины взят фрагмент? Одинакова ли роль и значение союза как во фрагментах? Почему во 2­ом фрагменте перед союзом как стоит запятая, а в 3­ем предложении не стоит? 2. В первом фрагменте подчинительный союз как находится между частями сложного предложения, выражает временные отношения. В двух других фрагментах союз как сравнительный, находится внутри простых предложений. 3. Во втором предложении вопрос к сравнительному обороту задается от глагола­сказуемого: Полетели как? Как черные вороны. В 3­ем фрагменте вопрос задается от существительного подлежащего: Голова какова? Как куча сенная. В этом случае сравнительный оборот сам является сказуемым, запятая между подлежащим и сказуемым не ставится. Этапы урока Формируемые умения 7 Деятельность учителя СЛАЙД № 11 Немного лиц мне память сохранила, Немного слов доходит до меня, А прочее погибло безвозвратно… Но близок день, лампада догорает… Откуда взят фрагмент? Какова роль союзов? СЛАЙД № 12 И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута –  и стихи свободно потекут… А.С. Пушкин Какова роль союзов? Какой троп использует автор? Деятельность обучающихся Ответы: 1. А.С. Пушкин «Борис Годунов». Монолог Пимена. 2. Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя, как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает размышления, воспоминания Пимена, прерывает паузу обозначенную многоточием.) Ответы: 1.Повторяющийся союз и открывает три строки строфы – три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли, словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз и – внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка, следствие которой – выплеск поэтической энергии: и стихи свободно потекут. 2. Анафора (одинаковое начало строк) Ответы: 1.Анафора. СЛАЙД № 13 По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. М.Ю. Лермонтов 2. Союз и встречается четыре раза, но синтаксическая роль его другая. Первый союз соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечисление однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность. Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся 8 СЛАЙД № 14 Из Достоевского. Он вышел и – покончил дело… Машинально подошел он к окну, чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и – вдруг весь вздрогнул.  Ребята, что здесь вы видите? А почему? Прочитайте еще раз, поймите смысл текста. Ответы: 1. Не по правилам поставлено тире. 2. Это писательская манера Достоевского в употреблении тире после союза И. Это тире как сигнал: остановись, сделай паузу, обрати внимание, так как далее идет нечто важное. Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся 9 СЛАЙД № 15, 16 Отчего снег бесследно пропал, И ручьи отчего потекли? Отчего соловей засвистал, И цветы отчего зацвели? Отчего лес оделся в листву, И влечет меня зелень в него? Отчего я дышу и живу Так привольно?… зачем! отчего? Отчего так внезапно весь мир Пробудился от долгого сна? — «Отчего? — прошептал мне зефир, — Оттого, что настала весна». И. Северянин 1.Какую роль играет союз И в нем. 2.А какова будет интонация при чтении со знаком запятой перед И? 3.А для чего так написал поэт? 4.Нынешняя весна за окном не такая ли? Вы рады весне? 5.О чем это стихотворение? 6.Какая главная мысль? 7.А какова идея произведения? ( Зачем написано? 8.А человек может стать таким же счастливым? Видеть мир таким красивым, хотя бы весной? 9. А какие тропы использует автор лирического  произведения? А ветер одухотворенный, и к нему  обращается автор. Почему?  Ответы: 1.Союз   И   делает   речь   точной,   красивой,   правильной.   Он соединяет два вопроса в одно вопросительное предложение. 2.Одна пауза = раз и все, то есть недолгая. 3.Ведь пришла весна, дружная, напористая, активная, веселая, и читать  надо быстрее, веселее). 4. ответы 5 (О весне). 6.Мысль – это ответ на вопрос: Что описывает Северянин? – Наступление   весны.   Значит,   мысль   заключается   в   том,   что наступила весна. 7.Цель создания произведения о весне. Показать, что весь мир пробудился   от   долгого   сна.   Он   стал   активным,   добрым, ярким, приветливым, счастливым. 8. ответ 9.Мир пробудился – олицетворение; от долгого сна –  метафора: будто был сон; прошептал мне зефир –  олицетворение: ветер прошептал. Вопросы совсем «прозрачные», понятные, но у большого  художника слова и такие вопросы остаются на века. Они  передают взволнованность души, проникновенность,  торжественность даже. И часто, чтобы передать свое  настроение, волнение, мастера слова «задают вопросы» не  человеку, хотя говорят о человеческом, а цветку, ветке,  дереву, делая каждого из них как бы своим собеседником. Этапы урока Формируемые умения Познавательные УУД Умение делать выводы. Коммуникативные УУД умение строить своё высказывание   и т с о н ь л е т я е д в о г о т и   е и н е д е в д о П 10 Деятельность учителя Деятельность обучающихся СЛАЙД № 17 Подведем итоги нашей работы Какую роль играют союзы в художественных  текстах? Ребята учатся философскому осмыслению языка и  речи, привыкают относиться к языку как к духовной  ценности. СЛАЙД № 18 Домашнее задание. А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…» Анализ стихотворение по вопросам, аналогично  заданию в классе. Какую роль в нем играют союзы?   Какой глагол часто употребляется? Какова   цель   употребления   союзов,   особенно   союза «что»? Что произошло с лирическим героем? Что используется для понимания читателями  происходящего? Ответы: Вывод о разнообразии роли союзов в художественных текстах, об   их   значении   в   создании   последовательности,   логичности изложения,   в   создании   образа   времени,   в   создании   ритма, плавности речи и т. д. Вывод записывают в тетрадь. «Что» 8 раз – почему? «И» ­2 раза, «Но» ­1 раз, «Как» ­1 раз. 8 раз «что», так как поэт изъясняет о том, что наступила весна: значит, рассказать о чем?  Рассказать 4 раза, причем он 6 раз пропущен, но чувствуется в тексте. И это делает текст ярким, образным, точным. Сообщение, передача адресату информации о том, какие изменения произошли в природе, о весне. Но главное не о внешнем мире, а о внутреннем состоянии поэта, о его чувствах и эмоциях: взволнованность, восторг… Это мысль: что произошло с лирическим героем? Об этом две Для этого используются лексические повторы: лес проснулся последние строчки). – весь проснулся; веткой каждой – каждой птицей; параллельные конструкции , акцентированные анафорой: Рассказать, что; использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние: страсть, счастье, веселье, песня. Этапы урока Формируемые умения Коммуникативные УУД умение признавать свои ошибки Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха (неуспеха), понимание того, что нужно ещё совершенствовать свои знания я и с к е л ф е Р 11 Деятельность учителя СЛАЙД № 19 Релаксация. Прослушивание «Шутки» Баха Учащимся предлагается заполнить таблицу («+» или  «­«), ответив на вопросы: 1. Я сформулировала тему урока.  2. Поставила цель. 3. Я определила виды союзов (сочини тельные,  подчинительные) 4. Составила графические схемы предложений. 5. Я объяснила роль союзов в текстах.  6.  Подвела итоги, сделала вывод. 7. Объяснила домашнее задание  8. Работать было интересно. Оцениваю свою работу на 5 баллов. Деятельность обучающихся Слушают музыкальное произведение. Заполняют и сдают таблицу. Литература. 1.Учебник «Русский язык» 7 класса под редакцией Л.В. Кибиревой и др.,  страница 319. 2.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 7 класс, М., 2006, стр. 173 – 180. 3.З.Н. Николаева. Игротека. Технология развивающих игр на уроках русского  языка: разработка. Организация, проведение, Чебоксары, 2007, стр.33. 4. Газета «Первое сентября» ­ русский язык, №10, 2008, стр.31 и др. 5.Журнал «Русский язык в школе» №1, 2008, стр.4. 6. Журнал «Русский язык в школе» № 5, 2007, стр.17 – 20. 7. Журнал «Русский язык в школе» №5, 2009, стр. 31 – 32. 8. Журнал «Русский язык в школе» №1, 2007, стр. 25 – 28. 9. Журнал «Русский язык в школе» № 4, 2002, стр. 21. 10. Журналы «Русский язык в школе» №:6, 2006, стр. 14 ­15. 11. Журнал «Русский язык в школе» № 4, 2003, стр. 24 – 32.

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи

Употребление подчинительных и сочинительных союзах в речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2017