Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
05.01.2017
Конспект урока русского языка составлен в соответствии с УМК "Перспектива". Соответствует требованиям ФГОС. Обучающиеся должны самостоятельно на основе подготовительной работы сформулировать тему урока, цель и исходящие из неё задачи. В ходе урока запланирована работа по учебнику, печатным тетрадям, индивидуальная, групповая форма работ и работа в парах.Урок русского языка в 3 классе по УМК "Переспектива". Тема урока: "Употребление прописной буквы в русской письменной речи".
Урок русского языка в 3 классе.docx
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспектива»
Тема: Употребление прописной буквы в русской письменной речи
Цель: повторить и закрепить основные правила употребления прописной буквы в русской
письменной речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебники,
рабочие тетради на печатной основе.
I Организационный момент. (Слайд 1)
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами урок русского языка. Покажите,
пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Что вы ожидаете от
сегодняшнего урока? Тогда начнём, не будем терять ни минуты.
II Минутка чистописания.
И начнём мы с вами нашу работу с небольшого, но очень важного задания. С минутки
чистописания.
А какую букву мы будем сегодня писать, вы узнаете, когда найдёте одинаковый звук в
словах, изображённых на картинках. (Слайд 2)
Какой это звук? (Звук [н]).
Какой буквой обозначается этот звук на письме? (Буквой эн).
Охарактеризуйте звук [н], который мы услышаны в представленных словах.
(Согласный, непарный звонкий, парный твёрдый).
А сейчас я хочу вам напомнить правила каллиграфического написания прописной и
строчной буквы эн. (Демонстрация на экране написания заглавной и строчной буквы
эн). (Слайд 3)
Пожалуйста, пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Нн. Не
забудьте записать также число, классная работа.
III
Актуализация темы урока.
1. Работа в парах.
Сейчас поработаем в парах. На каждой парте лежат листочки с текстом, который
представлен и на экране. Вам необходимо определить, какую букву, заглавную
(прописную) или строчную писать в том или ином слове, выбранную вами букву
обведите в кружок. (Слайд 4, 5)
(А/а)лександр (С/с)ергеевич (П/п)ушкин – великий русский поэт. (О/о)н родился в
(М/м)оскве. (П/п)ушкин написал много прекрасных стихов и поэм. (С/с) детства мы
знаем и любим его «(С/с)казку о рыбаке и рыбке».
Подошло время представить результаты совместной работы, и объяснить свой выбор.
(Ответы учеников с объяснением выбора буквы).
2. Самоопределение к деятельности.
Ребята, какой признак объединяет все слова, над которыми мы с вами сейчас
работали? (Они все пишутся с заглавной буквы).
Опираясь на задание, которые мы только что выполнили, сформулируйте тему нашего
урока русского языка.
(Употребление прописной буквы в русской письменной речи). (Слайд 6) Какие задачи поставим перед собой? (Слайд 7)
( Повторить основные правила употребления прописной буквы в русской письменной
речи. Закрепить умения по безошибочному написанию первого слова в предложении и
имён собственных с заглавной буквы).
Ребята, а как вы думаете, есть ли в русском языке слова, которые могут употребляться
и как имена собственные и как имена нарицательные? (Ответы обучающихся).
Тогда я предлагаю вам, поставить ещё одну задачу для решения: определить, может
ли одно и то же слово употребляться и как имя собственное и как имя
нарицательное.
IV. Работа по теме урока.
1. Повторение правила об употреблении прописной буквы в именах собственных
Скажите, пожалуйста, какие случаи употребления прописной буквы в русской
письменной речи мы уже с вами вспомнили?
(Написание первого слова в предложении с заглавной буквы; написание имён,
фамилий, отчеств людей, название городов, название сказок с прописной буквы).
Мы с вами составляли в первом классе вот такую «Напоминалочку» (Слайд 8) о
правилах написания имён собственных. Но мы с вами повзрослели, и пришла пора
добавить в неё несколько пунктов. Каких? Какие ещё имена собственные мы с вами узнали
за время обучения во 2, 3 классах? (Ответы обучающихся).
Давайте сверимся с Умным Совёнком и прочитаем правило, которое он представляет
нашему вниманию на странице № 40 наших учебников.
2. Словарная работа. Комментированное письмо
Какие вам известны словарные слова, относящиеся к именам собственным? (Москва,
Россия, Родина).
Кто готов выйти к доске и записать эти три слова, комментируя встретившиеся
орфограммы.
Ребята, оцените работу … при помощи цветных кружков.
3. Самостоятельная работа с последующей проверкой
Ребята, мы с вами вспомнили весь известный нам к 3 – му классу теоретический
материал об употреблении прописной (заглавной) буквы в начале предложений и при
написании имён собственных. Но нужно не только знать правила, но и уметь их применять.
Вот это умение мы с вами сейчас и проверим. Каждый из вас сможет оценить, насколько
хорошо им усвоена данная тема. Ваша задача без ошибок записать текст, который я буду
диктовать. Случаи употребления заглавной буквы подчеркнуть.
Моя семья живёт в городе Омске. Наш дом находится на улице Деловая. Вместе с
нами живут кошка Мурка и пёс Мухтар.
Пожалуйста, сравните записанный вами текст со слайдом на экране и оцените свою
самостоятельную работу на листах самооценки. (Слайд 9)
V. Физминутка. (Слайд 10)
Мы с вами провели уже достаточно серьёзную работу, и пришла пора отдохнуть. VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа с печатной тетрадью
А сейчас вам предстоит отгадать слова по лексическому значению каждого из них.
(Слайд 11)
Миска – посуда в форме маленького таза.
Чашка – небольшой, обычно округлой формы, с ручкой, сосуд для питья.
Тарелка – столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким
плоским дном.
Скажите, пожалуйста, данные имена существительные являются именами
собственными или нарицательными? Почему? (Нарицательными, потому что эти слова
обозначают общее название для всех однородных предметов).
А сейчас я прошу вас открыть упражнение № 38 на странице 27 в ваших печатных
тетрадях.
Здесь вашему вниманию представлен отрывок из сказки «Синяя птица» Мориса
(Слайд 12) Вам нужно будет
Метерлинка – знаменитого бельгийского писателя.
внимательно прочитать отрывок и выписать в ваши рабочие тетради все встретившиеся в
данном отрывке имена собственные.
Прочитайте выписанные вами имена собственные.
Почему в данном тексте слова чашки, миски и тарелки написаны с большой буквы?
(Здесь они являются именами собственными).
Значит, какой можем сделать вывод? (В русском языке есть слова, которые могут
употребляться и как имена собственные, как имена нарицательные).
Совершенно верно. Нам с вами необходимо запомнить, что имена нарицательные могут
переходить в разряд имен собственных и наоборот. Так превратились и нарицательные
имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда,
Любовь. Другой пример кличка собаки Шарик.
Можете ли вы привести свои примеры таких слов? (Ответы обучающихся).
2. Групповая работа с последующим представлением группами результата своей
работы
А для пополнения вашего словарного запаса словами, которые могут употребляться в
русской речи и как имена нарицательные и как имена собственные, вам предстоит
поработать в группах.
Ребята, вам нужно будет отгадать загадку, отгадкой которой будет являться слово,
которое может употребляться и как имя собственное и как имя нарицательное. А затем
составьте и запишите в ваши тетради 2 предложения. В 1 – м предложении слово – отгадка
должно быть употреблено как имя нарицательное, а во втором – как имя собственное.
Пожалуйста, представители каждой группы расскажите о проделанной вами работе и
представьте её результат в соответствии с планом ответа.
План ответа:
1. Читаем загадку.
2. Называем слова отгадки.
3. Читаем составленные предложения.
Оцените работу своей группы в листах самооценки.
VIII. Подведение итога урока.
Наш урок подходит к концу. Посмотрите на свои листы самооценки, покажите,
пожалуйста, довольны ли вы результатом работы на уроке. Как вы считаете, выполнили ли мы с вами задачи, которые ставили перед собой в начале
урока?
Какой материал мы с вами повторили и закрепили?
Что было новым для вас на уроке?
IX. Рефлексия
Дополните предложения:
Я понял …
Я узнал …
Я запомнил …
Теперь я могу сам …
Я легко справился …
Мне было трудно …
Мне было интересно …
Мне понравилось ….
X. Выставление оценок
XI. Домашнее задание
Молодцы! Но мы с вами помним, что дома нам необходимо повторять и закреплять
знания, полученные на уроке. Поэтому запишем домашнее задание.
При выполнении домашней работы вы можете выбрать одно из двух представленных
вашему вниманию упражнений.
1) Спросить у родителей и записать имена, фамилии и отчества бабушек, дедушек, других
родственников и место их рождения.
2) П.т., стр. 26, упр. № 36
Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)
Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)
Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)
Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)
Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.