Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)

Употребление прописной буквы в русской письменной речи (3 класс, русский язык)

Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
05.01.2017
Конспект урока русского языка составлен в соответствии с УМК "Перспектива". Соответствует требованиям ФГОС. Обучающиеся должны самостоятельно на основе подготовительной работы сформулировать тему урока, цель и исходящие из неё задачи. В ходе урока запланирована работа по учебнику, печатным тетрадям, индивидуальная, групповая форма работ и работа в парах.Урок русского языка в 3 классе по УМК "Переспектива". Тема урока: "Употребление прописной буквы в русской письменной речи".

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок русского языка в 3 классе.docx
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспектива» Тема: Употребление прописной буквы в русской письменной речи Цель: повторить и закрепить основные правила употребления прописной буквы в русской письменной речи. Оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   экран,     презентация,   учебники, рабочие тетради на печатной основе. I Организационный момент. (Слайд 1) Ход урока. ­   Здравствуйте,   ребята.   Сейчас   у   нас   с   вами   урок   русского   языка.   Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Тогда начнём, не будем терять ни минуты. II  Минутка чистописания. ­ И начнём мы с вами нашу работу с небольшого, но очень важного задания. С минутки чистописания. ­ А какую букву мы будем сегодня писать, вы узнаете, когда найдёте одинаковый звук в словах, изображённых на картинках. (Слайд 2) ­ Какой это звук? (Звук [н]). ­ Какой буквой обозначается этот звук на письме? (Буквой эн). ­   Охарактеризуйте   звук   [н],   который   мы   услышаны   в   представленных   словах. (Согласный, непарный звонкий, парный твёрдый). ­ А сейчас я хочу вам напомнить правила каллиграфического написания прописной и строчной буквы эн. (Демонстрация на экране написания заглавной и строчной буквы эн). (Слайд 3) ­  Пожалуйста,   пропишите   в   своих   тетрадях   заглавную   и   строчную   буквы   Нн.   Не забудьте записать также число, классная работа. III Актуализация темы урока. 1. Работа в парах. ­ Сейчас поработаем в парах. На каждой парте лежат листочки с текстом, который представлен   и   на   экране.   Вам   необходимо   определить,   какую   букву,   заглавную (прописную)     или   строчную   писать   в   том   или   ином   слове,   выбранную   вами   букву обведите в кружок. (Слайд 4, 5) (А/а)лександр (С/с)ергеевич (П/п)ушкин – великий русский поэт. (О/о)н родился в (М/м)оскве. (П/п)ушкин написал много прекрасных стихов и поэм. (С/с) детства мы знаем и любим его «(С/с)казку о рыбаке и рыбке». ­ Подошло время представить  результаты совместной  работы,  и объяснить свой выбор. (Ответы учеников с объяснением выбора буквы). 2. Самоопределение к деятельности. ­   Ребята,   какой   признак   объединяет   все   слова,   над   которыми   мы   с   вами   сейчас работали? (Они все пишутся с заглавной буквы). ­ Опираясь на задание, которые мы только что выполнили, сформулируйте тему нашего урока русского языка.  (Употребление прописной буквы в русской письменной речи). (Слайд 6) ­ Какие задачи поставим перед собой? (Слайд 7) ( Повторить основные правила употребления прописной буквы в русской письменной речи. Закрепить умения по безошибочному написанию первого слова в предложении и имён собственных с заглавной буквы). ­ Ребята, а как вы думаете, есть ли в русском языке слова, которые могут употребляться и как имена собственные и как имена нарицательные? (Ответы обучающихся). ­ Тогда я предлагаю вам, поставить ещё одну задачу для решения: определить, может ли   одно   и   то   же   слово   употребляться   и   как   имя   собственное   и   как     имя нарицательное. IV. Работа по теме урока. 1.         Повторение правила об употреблении прописной буквы в именах собственных ­   Скажите,   пожалуйста,   какие   случаи   употребления   прописной   буквы   в   русской письменной речи мы уже с вами вспомнили? (Написание   первого   слова   в   предложении   с   заглавной   буквы;   написание   имён, фамилий, отчеств людей, название городов, название сказок с прописной буквы). ­ Мы с вами составляли в первом классе вот такую «Напоминалочку»  (Слайд 8)  о правилах   написания     имён   собственных.   Но   мы   с   вами   повзрослели,   и   пришла   пора добавить в неё несколько пунктов. Каких? Какие ещё имена собственные мы с вами узнали за время обучения во 2, 3 классах? (Ответы обучающихся). ­ Давайте сверимся с Умным Совёнком и прочитаем правило, которое он представляет нашему вниманию на странице № 40 наших учебников. 2.         Словарная работа. Комментированное письмо ­ Какие вам известны словарные слова, относящиеся к именам собственным? (Москва, Россия, Родина). ­   Кто   готов   выйти   к   доске   и   записать   эти   три   слова,   комментируя   встретившиеся орфограммы. ­ Ребята, оцените работу … при помощи цветных кружков. 3. Самостоятельная работа с последующей проверкой ­ Ребята, мы с вами вспомнили весь известный нам к 3 –  му классу теоретический материал   об   употреблении   прописной   (заглавной)   буквы   в   начале   предложений   и   при написании имён собственных. Но нужно не только знать правила, но и уметь их применять. Вот это умение мы с вами сейчас и проверим. Каждый из вас сможет оценить, насколько хорошо им усвоена данная тема. Ваша задача без ошибок записать текст, который я буду диктовать. Случаи употребления заглавной буквы подчеркнуть. Моя семья живёт в городе Омске. Наш дом находится на улице Деловая. Вместе с нами живут кошка Мурка и пёс Мухтар. ­  Пожалуйста, сравните записанный вами текст со слайдом на экране и оцените свою самостоятельную работу на листах самооценки. (Слайд 9) V. Физминутка. (Слайд 10) ­ Мы с вами провели уже достаточно серьёзную работу, и пришла пора отдохнуть. VI. Продолжение работы по теме урока. 1. Работа с печатной тетрадью ­ А сейчас вам предстоит отгадать слова по лексическому значению каждого из них. (Слайд 11) Миска – посуда в форме маленького таза. Чашка – небольшой, обычно округлой формы, с ручкой, сосуд для питья. Тарелка  – столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном. ­   Скажите,   пожалуйста,   данные   имена   существительные   являются   именами собственными или нарицательными? Почему? (Нарицательными, потому что эти слова обозначают общее название для всех однородных предметов). ­ А сейчас я прошу вас открыть упражнение № 38 на странице 27 в ваших печатных тетрадях. ­   Здесь   вашему   вниманию   представлен   отрывок   из   сказки   «Синяя   птица»   Мориса  (Слайд   12)  Вам   нужно   будет Метерлинка   –   знаменитого   бельгийского   писателя. внимательно прочитать отрывок  и выписать в ваши рабочие тетради все встретившиеся в данном отрывке имена собственные.  ­ Прочитайте выписанные вами имена собственные.  ­ Почему в данном тексте слова чашки, миски и тарелки написаны с большой буквы? (Здесь они являются именами собственными). ­ Значит, какой можем сделать вывод? (В русском языке есть слова, которые могут употребляться и  как имена собственные, как  имена нарицательные). ­ Совершенно верно. Нам с вами необходимо запомнить, что имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. Так превратились и нарицательные имена существительные  вера, надежда, любовь  в имена собственные  Вера, Надежда, Любовь. Другой пример кличка собаки Шарик. ­ Можете ли вы привести свои примеры таких слов? (Ответы обучающихся). 2.  Групповая работа с последующим представлением группами результата своей работы ­ А для пополнения вашего словарного запаса словами, которые могут употребляться в русской   речи   и   как   имена   нарицательные   и   как   имена   собственные,   вам   предстоит поработать в группах. ­ Ребята, вам нужно будет отгадать загадку, отгадкой которой будет являться слово, которое может употребляться и как имя собственное и как имя нарицательное. А затем составьте и запишите в ваши тетради 2 предложения. В 1 – м предложении слово – отгадка должно быть употреблено как имя нарицательное, а во втором – как имя собственное. ­ Пожалуйста, представители каждой группы расскажите о проделанной вами работе и представьте её результат в соответствии с планом ответа. План ответа: 1. Читаем загадку. 2. Называем слова отгадки. 3. Читаем составленные предложения. ­ Оцените работу своей группы в листах самооценки. VIII. Подведение итога урока.  ­  Наш   урок   подходит   к   концу.   Посмотрите   на   свои   листы   самооценки,   покажите, пожалуйста, довольны ли вы результатом работы на уроке. ­ Как вы считаете, выполнили ли мы с вами задачи, которые ставили перед собой в начале урока? ­ Какой материал мы с вами повторили и закрепили? ­ Что было новым для вас на уроке? IX. Рефлексия ­ Дополните предложения:  Я понял … Я узнал … Я запомнил … Теперь я могу сам … Я легко справился … Мне было трудно … Мне было интересно … Мне понравилось …. X. Выставление оценок XI. Домашнее задание ­ Молодцы! Но мы с вами помним, что дома нам необходимо повторять и закреплять знания, полученные на уроке. Поэтому запишем домашнее задание. ­ При выполнении домашней работы вы можете выбрать одно из двух представленных вашему вниманию  упражнений.  1) Спросить у родителей и записать имена, фамилии и отчества бабушек, дедушек, других родственников и место их рождения. 2) П.т., стр. 26, упр. № 36
скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)