Употребление сложносокращенных слов в речи Цели:
формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку, стимулировать интерес к чтению.
6 класс Урок № 25 Русский язык
Дата:
Тема: Употребление сложносокращенных слов в речи
Тема урока:
Цели:
Употребление сложносокращенных слов в речи
формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов,
умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение
правильно согласовывать сложносокращенные слова;
развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и
Результаты
обучения
І. Введение.
Установить
межличностны
й контакт.
5 мин
Проверка д/з.
«Вопрос
рикошетом»
делать выводы; развивать речь учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку, стимулировать интерес к
чтению
Умеют определять типы сказуемого
Записи учителя по уроку:
Учитель: Приветствует учеников.
Организует деление на группы по стратегии «Сложносокращенные
слова». Создание коллаборативной среды "Вместе мы сила"
(просмотр видеоролика).
Напоминает о правилах работы в группе.
Ученики: делятся на группы.
Учитель задает вопрос ученику, ученик отвечает и задает вопрос
следующему:
Приставка – это …
Суффикс – это …
Корень – это …
Окончание – это …
Основа – это …
Что такое однокоренные слова?
Что такое словообразование?
Назови способы словообразования?
ІІ. Презентация
нового
материала и его
практическое
применение.
8 мин
«Рассмотри все
факторы»
Задание №1.
Учитель: постановка цели занятия перед учащимися.
Найти соответствия в данной таблице. Укажи с помощью стрелок.
І группа:
варит кашу – кашевар сечёт дрова – дровосек
ходит в море – мореход чистит трубы – трубочист
дует стекло – стеклодув считает звёзды –
звездочёт
ІІ группа:
лежит на боку – лежебока сидит дома – домосед
даром ест – дармоед ест сладкое – сладкоежка
пустое мелет – пустомеля зубы скалит – зубоскал
1Групповая
работа.
Стратегия
«Карусель»
ІІІ группа:
Вездеход ходить, снег
водопровод черпать, земля
ледоруб отводить, гром
мышеловка сосать, пыль
снегоход ловить, мышь
землечерпалка проводить, вода
Ученики выполняют работу у доски
Взаимооценивание «Светофор»
изучали травоведение, зельеварение и другие
Задание №2.
Учитель предлагает работу в группах:
Прочитать текст. Выписать из текста сложные слова и
объяснить их образование. Выполнить морфемный разбор
сложных слов:
І группа:
В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и
его одноклассники
предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие
яды», что для оборотного зелья водоросли собирают
в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.
(Читайте книгу Дж. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната»)
ІІ группа:
Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего
в поисках новоизобретённого аппарата, помогающего слышать
чужие мысли, миелофон
костный) и греч. φωνή «звук, голос, шум») — вымышленный прибор для
чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва и их экранизациях). Этот
аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно
унёс с собой в XX век. (Читайте кн. К. Булычёва «100 лет тому
вперед»)
ІІІ группа:
Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам
Испании в поисках приключений со своим
верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел
от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами,
и злоключения преследовали его. (Читайте книгу М. де Сервантеса
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)
Ученики: обмениваются работами и обсуждают «+» и «» работы
друг друга, оценивают друг друга.
Взаимооценивание «Смайлики"
(.Миелофон (от греч. μυελός «мозг» (обычно
2Групповая
работа.
Стратегия
«Строительств
о стен».
Коллективная
работа
«Доска
граффити»
Физминутка
2 мин
ІІІ.
Закрепление
нового
материала.
Рефлексия.
«Горячий стул»
3 мин
Задание №3.
Учитель:
Расшифруйте сложные и сложносокращенные слова (аббревиатуры):
І группа:
СМИ – средства массовой информации
АЭС – атомная электростанция
водолей – вода, лить
СОШ – средняя общеобразовательная школа
ІІ группа:
ООН – организация объединенных наций
ДК – дворец культуры
юнкор – юный корреспондент
СШИ – специализированная школаинтернат
ІІІ группа:
вуз – высшее учебное заведение
ТЮЗ – театр юного зрителя
ГАИ – государственная автоинспекция
сбербанк – сберегательный банк
Ученики выполняют работу у доски.
Задание №4.
Учитель:
Преобразуйте данные словосочетания в сложносокращенные
(аббревиатуры)
І группа:
Казахско – турецкий лицей – КТЛ
ІІ группа:
Современный гуманитарнотехнический институт – СГТИ
ІІІ группа:
Карагандинский государственный технический университет –
КарГТУ
Ученики выполняют задания
Учитель выполняет вместе с учащимися
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Объясните, как образованы данные слова?
І группа:
Синеглазка, мечкладенец, сапоги
скороходы, Златовласка, Мойдодыр, плоскогорье.
ІІ группа:
Мальчикспальчик, Людоед, шапканевидимка , КонёкГорбунок,
гуслисамогуды, землетрясение.
ІІІ группа:
Черномор, скатертьсамобранка, коверсамолёт, цветик
семицветик, Белоснежка, редколесье.
По три ученика садятся на стулья около доски, отвечают на вопросы:
3Я сегодня на уроке ...
Мне понравилась работа...
Мне помог понять тему урока......
Я не достаточно хорошо понял...
Мне надо по данной теме...
Ученики записывают на стикерах свои мнения заклеивают на
корзинах.
По листу оценивания подводится итог.
Составить рассказ «Сложносокращенные слова живут рядом»
Оценивание.
1 мин.
Домашнее
задание.
1 мин.
4