Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект может быть использован полностью на русском языке в качестве обобщающего урока или частично при изучении отдельных тем. Также отдельные элементы можно использовать на уроке русской словесности в теме "Изобразительно-выразительные средства языка".Эпиграф: Я стою и расту – я растение. Я стою и расту, и двигаюсь – я животное. Я стою и расту, и двигаюсь, и мыслю. Я – Человек. М.Пришвин (из дневника)
Иконка файла материала конспект.docx
Употребление в речи существительных, прилагательных и глаголов (6 класс) Цель урока: 1. Обсудить проблему взаимоотношения человека и природы. 2. Закрепить представление о способах выражения авторской позиции;  развить умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте  слова с символическим значением. Целостное восприятие учащимися  художественного текста, осмысление изобразительной роли тропов в тексте. 3. Максимально использовать здоровьесберегающие технологии: чередование  режимов дальнего и ближнего зрения, двигательная активность учащихся. Эпиграф:  Я стою и расту – я растение. Я стою и расту, и двигаюсь – я животное. Я стою и расту, и двигаюсь, и мыслю. Я – Человек.                                                     М.Пришвин (из дневника)                                                                              ХОД УРОКА 1. Организационный момент Сегодня мы  с вами, ребята, проведем урок словесности. Что такое  словесность? Это словесное искусство. И еще мы называем словесностью  художественные произведения, которые создали писатели и поэты средствами  слова. Мы поговорим об употреблении в речи существительных, прилагательных и  глаголов, о том, какие неисчерпаемые возможности таятся в нашем языке для  создания художественных произведений. А поможет нам в нашей работе рассказ Носова «Тридцать зерен». Эпиграфом нашего урока я выбрала слова М.Пришвина:  Я стою и расту – я растение. Я стою, и расту, и двигаюсь – я животное. Я стою, и расту, и двигаюсь, и мыслю. Я – Человек. К эпиграфу мы еще вернемся по ходу урока. А сейчас давайте откроем кн.  «Мир вокруг тебя» и прочтем рассказ Носова «Тридцать зерен». 2. Работа с текстом а). Чтение рассказа Е. Носова «Тридцать зерен» по ролям. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой  тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на  ветках крепко, будто засахаренная вата. Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, 1и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивала: «Как же  теперь быть?» Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку,  закрепил ее кнопками и через каждые два сантиметра расставил конопляные  зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать – в  моей комнате. Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она  схватила коноплинку и унесла ее на ветку. Проворно расклевав твердую скорлупу, она вытащила ядро и съела. Все обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала  зернышко номер два… Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синицу. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки,  сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была  отмерена ее судьба. ­ Можно, я склюю еще зернышко? И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с очередной  коноплинкой на дерево. ­ Ну, пожалуйста, еще одно, ладно? Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки.  Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним было так боязно! Синичка, испуганно замирая и настораживая крылья, прокралась в самый  конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее  особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое так  приятно овевало озябшие лапки. ­ Ты здесь живешь? ­ Да.  ­ А почему здесь нет снега? Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнул  матовый шар плафона. ­ Солнце! ­ изумилась синичка. – А что это? ­ Это все книги. ­ Что такое «книги»?  ­ Они научили зажигать это солнце, растить эти цветы и те деревья, по  которым ты прыгаешь, и еще многому другому. А еще научили насыпать тебе  конопляных зернышек. ­ Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты? ­ Я – человек. Объяснить это было трудно, и я сказал: ­ Видишь нитку? Она привязана к форточке… Синичка испуганно оглянулась. 2­ Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас – Человек. ­ А можно мне съесть это последнее зернышко? ­ Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты  будешь навещать меня, а я буду работать. Согласна? ­ Согласна. А что такое «работать»? ­ Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что­нибудь делать. Этим они помогают друг другу. ­ А чем ты помогаешь людям? ­ Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее,  положил бы на своем окне по тридцати конопляных зерен… Но, кажется, синичка уже не слушает меня. Обхватив лапками семечко,  она доверчиво расклевывает его на кончике линейки.  б). Беседа по тексту: ­ Назовите героев рассказа; ­ Меняется ли отношение Синички к Человеку по ходу рассказа?  ­ Что помогло Синичке побороть страх? ­ Почему автор дал такое название рассказу? ­ Найти слова в тексте, которые раскрывает главную мысль  рассказа. («… чтобы каждый… положил бы на своем окне по тридцати  конопляных зерен…») ­ Как писатель объяснил, кто такой ЧЕЛОВЕК? Почему это слово  употреблено автором со строчной буквы? в). Письменное задание с последующей проверкой.  ­ Подобрать однокоренные слова к слову ЧЕЛОВЕК. (Человек – человечек,  человечный, человечно, человечество, человеколюбивый, человекоподобный,   человеконенавистнический…)       ­ Однозначным или многозначным является это слово? В каком значении его  употребляет автор рассказа?  (Слово ЧЕЛОВЕК ­ многозначное:  1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью  создавать орудия труда и пользоваться ими. 2. Личность как воплощение высоких моральных и  интеллектуальных качеств. 3. Дворовый слуга, официант, слуга в трактире в дореволюционной  России.) ­ Знаете ли вы, ребята, что в русском языке есть заимствованные из других  языков слова, близкие по значению слову ЧЕЛОВЕЧНЫЙ. Подобрать примеры и  записать.  Гуманный – проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой  личности; человечный, человеколюбивый.      3Гуманистический – от сущ. гуманизм – отношение к людям, проникнутое   любовью к другому человеку, заботой о его благе, уважением человеческого  достоинства.   ­ Как мы назовем эти слова?   (Синонимы)  ­ Верно ли утверждение, что рассказ «Тридцать зерен» о взаимоотношениях  человека и природы? Докажите. (Человек – хозяин природы. А каким должен быть хозяин? Чем он  отличается от растений? от животных? Обратимся к эпиграфу урока.  Вывод: Человек еще и часть природы, поэтому жить с ней он должен в  полном согласии, защищать ее, помогать ей, заботиться о ней.)  ­ Работа с эпиграфом. 3. Употребление в тексте существительных, прилагательных,  глаголов. Почувствовали ли вы, ребята, как автор рассказа относится к природе? А  теперь мы рассмотрим, как использование в речи существительных,  прилагательных и глаголов помогает автору в его стремлении быть понятым. 1. Имя существительное. ­ Выписать из 1 абзаца в столбик все существительные (доска) и выполнить  задание. Ночь – антоним: день. Дерево – многозначное: 1) растение, 2) древесина. Снег – фразеологизм: как снег на голову, зимой снега не допросишься  Мороз – синоним: холод, стужа. Будто вата – это сравнение, синоним: как ковер, лебяжий пух… ­ Что мы знаем об имени существительном? ­ С какой целью автор употребляет именно эти существительные в речи? (Мы  видим время года, место, где происходит действие.) Иногда для более яркого и образного выражения авторы: писатели, поэты –  употребляют слова в прямом значении, в переносном, синонимы, антонимы,  омонимы… ­Какое существительное из 2 абзаца является необычным, ярким и может  заинтересовать читателя? Подобрать синонимы к нему.  (Намерзь – наст, корка льда) ­ Посмотреть на 3 абзац и найти многозначные слова. Объяснить их значения.  (Линейка – 1)торжественное построение, 2) планка для вычерчивания, 3)  линия. Омоним – устар. открытый экипаж, в котором сидят боком.  Кнопка  звонка, гвоздик для присоединения, кнопка на куртке.  Зерно – 1) семя  4растений, 2) хлебный злак, 3) часть чего­либо (метафора: зерно истины) ­Что такое метафора? Привести примеры. Много ли метафор употребляет  автор нашего рассказа? Почему? Вывод:  Слово должно употребляться умело, иногда излишнее употребление  различных выразительных средств может не помочь, а навредить автору, помешать раскрыть свою мысль читателю. 2. Имя прилагательное. Если существительные называют предметы, то охарактеризовать их помогают  нам имена прилагательные. ­Что вы знаете об употреблении прилагательных в речи? (Помогают делать  речь меткой и точной. Придают тексту особую выразительность.) Не  случайно при описании внешность, интерьера, природы каждое слово в тексте  оказывается прилагательным.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Дыхательные упражнения и упражнения для глаз) ­ Давайте, ребята, сядем ровно, опустим руки вниз и закроем глаза. Представьте себе: я – художник.  Сильно зажмурили глаза, теперь ослабили, но не открыли.  ­ Какие краски надо подобрать, чтобы изобразить осень? Глубоко вздохнули, выдохнули.  ­ Вспомните, как пахнет осень? Зажмурили глаза, ослабили.  ­ Наступила зима.  Вспомните зимнюю цветовую гамму. Глубоко вздохнули, выдохнули. ­ Как же пахнет зима? Можно ли  подобрать слова, которые охарактеризуют зиму? Сильно  зажмурили глаза, ослабили. ­ Наступило утро года (метафора), весна. Вспомнить весенние краски  легко. Правда? Глубоко вздохнули, выдохнули. ­ Конечно, и то, как пахнет весна, вы тоже вспомнили. Постарайтесь  запомнить.  5­ Открыли глаза. Положили руки на парты и продолжим наш урок. Вы уже не  художники и не специалисты по запахам. У нас урок словесности. Давайте  постараемся вместе вспомнить цветовую гамму и запахи разных времен года.  Какие цвета характерны для осени? зимы? весны? А запахи? Рассказать о временах года вам, ребята, помогли имена прилагательные.  Особую выразительность текстам придают эпитеты. ­Что такое эпитет? (Художественное определение, чаще всего  прилагательное, которое выделяет свойства, качества, признаки; передает  отношение автора, впечатление; заражает настроением; создает образ.) ­ Найти в стихотворении К.Бальмонта «Снежинка» (см. на доску) все  прилагательные и определить, какие их них являются эпитетами.  Светло­пушистая                                      Под ветром веющим Снежинка белая,                                       Дрожит, взметается, Какая чистая,                                             На нем, лелеющем, Какая смелая!                                            Словно качается. Дорогой бурною                                       Его качелями   Легко проносится                                     Она утешена, Не в высь лазурную,                                С его метелями На землю просится.                                  Кружится бешено. Лазурь чудесную                                      Но вот кончается Она покинула.                                          Дорога дальняя, Себя в безвестную                                    Земли касается Страну низринула.                                   Звезда кристальная. В лучах блистающих                                Летит пушистая, Скользит, умелая.                                     Снежинка смелая, Средь хлопьев тающих                             Какая чистая, Сохранно­белая.                                        Какая белая! ­ Бывают разные виды эпитетов:    а) постоянные (добрый молодец, красно солнышко),    б) сложные (светло­пушистая снежинка, яблоко румяно­золотистое),    в) метафорические (снежинка смелая, березка нежная). ­ Обратимся к нашему тексту, выпишем из него все прилагательные с  определяемыми словами в именительном падеже и в полной форме, найдем среди  них эпитеты. (Мокрые деревья, рыхлая сырая тяжесть, твердый снег, двойная  рама, конопляные зерна, твердая скорлупа, собственные крылья, последнее  зерно, далекое зернышко, боязливое любопытство, неведомый мир, живые  зеленые цветы, летнее тепло,  озябшие лапки, матовый шар, последнее  6зернышко.) ­ Подобрать синонимы к прилагательному НЕВЕДОМЫЙ – таинственный,  загадочный, неизвестный мир. ­ Почему так мало прилагательных употребляет автор нашего рассказа в  своем произведении? (Потому что тип речи не описание, а повествование. Цель автора ­ рассказать о событии, а не заставить нас любоваться природой или  синичкой.) 3. Глагол Какая же часть речи преобладает в нашем тексте? (Глагол) А вот что он  обозначает, вы мне скажите сами после того, как выполните мои команды.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! Встали из­за парт. Приготовились выполнять команды. 1. Выполним наклоны головой вправо и влево, вперед и назад. 2. Наклонить голову к правому плечу, посмотреть на свою спину.  Исходное положение. Наклонить голову к левому плечу, посмотреть  на свою спину. Исходное положение. 3. Поставили руки на пояс. Повернули голову вправо и посмотрели  на свой локоть. Исходное положение. Повернули голову влево.  Посмотрели на свой локоть. Исходное положение. 4. Выполняем наклоны вправо, влево. 5. Сведем локти перед содой, а теперь постараемся как можно дальше отвести их за спину. 6. Потянулись вверх – вдох, подбородок вверх; опустились – выдох. Сели на свои места и продолжим наш урок. ­ Что же обозначают глаголы: встали, сели, повернулись, подтянулись и т.д.? ­ На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие  писатели, например А.Н.Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол –  являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать  движение фразе».  А вот что говорит о глаголе русский писатель Югов: «Глагол – самая  огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая,  самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –  выражать само действие!» ­ Все глаголы изменяются в изъявительном наклонении по временам: они  бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени. Найти в тексте глаголы и  7определить их времена. (Снег упал и держался. Морозец схватил…) ­В прямом или переносном смысле употреблены эти глаголы? Как называется  такой троп, когда неживым предметам приписывают свойства живых?  (Олицетворение, разновидность метафоры.) ­ В каком времени употреблены эти глаголы?  ­ Почему? (Рассказ о событии, которое уже произошло.) ­ Давайте прочитаем с вами еще раз диалог и выберем из него глаголы,  которые употреблены в настоящем времени.  ­ Для чего автор употребляет глаголы в настоящем времени, рассказывая о  прошлом? (Употребление настоящего времени в значении прошедшего придает  тексту большую яркость. События будто бы приближаются к нам, мы  становимся свидетелями этих событий.) ­ Есть ли в тексте примеры употребления глаголов в будущем времени? (Да.  Буду работать, будешь навещать.)  ­Будущее употребляется, если речь идет о регулярно повторяющихся  событиях? Или автор высказывает свои мечты о будущем? ­ Глагол – очень выразительная часть речи. Она несет в себе много  информации. На прошлом уроке мы говорили о том, что, употребляя только одни  глаголы, можно составить целый текст. Проверим ваше домашнее задание. Читаем  свои примеры текстов. (Примерный текст. Зазвонил! Затрещал, закричал, заорал. Мешает спать, стаскивает, спихивает, заставляет двигаться. Не хочу. Полежу, полежу,  понежусь… Долежался! Вскочил, побежал, умылся, расчесался, оделся,  обулся, не успел поесть. Бегу, лечу…Остановился. Жду, жду, жду… Не едет… Нервничаю и жду… Увидел!.. Кинулся ­ толкают, пихают, давят,  выталкивают – внесли. Прижали. Молчу, терплю – едем! Подъезжаем.  Кричу: «Помогите, пропустите, опоздаю, не толкайте, не наступайте,  пустите!» Помогли, не пропустили – вытолкнули, оторвали.. Пришью…  Посмотрел, отряхнулся, подтянул, поправил, причесался. Не бегу. Иду.  Успеваю. Успел!) ­ Ребята, интересный ли это вид работы? А можно ли сказать, что подобные  рассказы – образцы яркой, образной речи? Конечно, нет. Оригинально – да! ­ Есть в этом тексте и глаголы, употребленные в повелительном наклонении (­ Не бойся! – говорит Человек маленькой птице.) ­ Что выражает повелительное наклонение в данном случае, приказ или  просьбу? В русском языке существует множество способов выражения своих просьб,  желаний. (Выполняем упражнение учебника № 184) В какой речевой ситуации  уместен каждый пример и как он характеризует говорящего? Прочитаем примеры  и определим разные варианты интонации. 8Открой окно! Открывай окно! Открой­ка окно! Открывайте окно!  Открыл бы ты окно! Ты откроешь окно или нет? Открыть окно! Послушай,  надо открыть окно! Не откроешь ли ты окно? Пожалуйста, открой окно.  Если тебе не трудно открой окно. Не сочти за труд, открой окно. Я прошу  тебя, открой окно. Ну, открой же окно! Сколько тебя просить, открывай! Мне хочется, чтобы ты открыл окно. Откроем окно! Так ты будешь открывать  окно? Трудно разве открыть окно? Прошу, открой окно! Тебе что, трудно  открыть окно? Ты не смог бы открыть окно? ­ Мы открыли окно зимой, в ветреную погоду. Что врывается к нам в кабинет? (Свежий воздух, ветерок) Давайте проследим за ним и выполним упражнения для  глаз. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА И ПРОВЕТРИВАНИЕ КАБИНЕТА. 1. Не поворачивая головы, поднять глаза вверх, сделать ими круговые  движение по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5­6 раз. 2. Закрыли глаза, представили себе, как бы мог выглядеть «ветерок», если бы  вы были мультипликатором и получили задание нарисовать его? Повторите за  вашим шаловливым Ветерком его движения с закрытыми глазами. Открыли глаза. 3. Держим голову прямо перед собой. Посмотрели, не поворачивая головы,  вправо и влево, вверх и вниз. Повторить 5­6 раз. ­ А теперь закроем форточку, наш кабинет проветрился, и продолжим наш  урок. 4. Рефлексия Итак, сегодня мы говорили об употреблении в речи существительных,  прилагательных, глаголов. ­ Какой же язык можно назвать богатым? (Тот, в котором употреблены все  части речи для создания образов, картин, событий.) ­ Как надо употреблять слова? (Умело и бережно.) ­ Обратимся к эпиграфу урока.  ­ Как вы думаете, почему я выбрала для нашего урока именно эти слова,  сказанные когда­то М. Пришвиным?  ­ Как связаны они с рассказом, над которым мы сегодня работали?  Выставление оценок за работу на уроке.  Домашнее задание. 95. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс / К.Сухарев­Дериваз,  В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев и др. – М.: Наука/Интерпе­риодика, 1999. 2. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений /  М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Просвещение, 2000. 3. Приложение к газете «Первое сентября». Литература №8/1998. 10