(на основе диссертационного исследования)
Подготовила: Аникина Лариса Александровна,
директор МБОУ СОШ № 69
Цифровая трансформация школы -
уже не миф, но еще не реальность
Анализ различных источников показал, что цифровая эпоха - это четвертая индустриальная революция, требующая создания новой ориентированной на результат модели организации образовательного процесса. В настоящее время цифровую трансформацию принято рассматривать как этап качественных изменений, внедрение гибких инструментов развития, нового уровня взаимодействия учителя, ученика и родителя.
Итак, цифровую трансформацию целесообразно рассматривать как множество новых культурных инструментов в сфере работы с информацией, которые с одной стороны, становятся новыми элементами содержания образования (осваиваются в процессе изучения информатики, компьютерных наук), с другой стороны, влияют на содержание других дисциплин и предметных полей.
В 2019 году наша школа стала федеральной площадкой ООО Мобильное Электронное Образование (далее - МЭО). Под руководством доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО А. М. Кондакова - руководителя МЭО при вступлении в федеральный проект, в коллективе школы широко обсуждали плюсы и минусы цифровизации школы.
К «плюсам» были отнесены следующие положения:
- приучение к самостоятельности;
- отсутствие бумажной волокиты;
- экономия времени, сил;
- упрощение работы педагога;
- «Шаг в будущее».
Однако предполагалось, что в работе придется столкнуться и с такими «минусами», как:
- риск отрицательного результата;
- отсутствие творческой инициативы;
- снижение умственной активности;
- плохая социализация;
- проблемы с физическим развитием;
- абсолютный контроль;
- изменением функции педагогов.
После обсуждения и создания плана реализации проекта, творческая группа, состоявшая из числа педагогов и родителей, приступила к мониторингу готовности образовательного учреждения, результаты которого по некоторым позициям были выше ожидаемых.
Рисунок 2. Данные мониторинга по оценке готовности педагогов к применению цифровых образовательных технологий
Первый аспект касается оценки готовности педагогов к применению цифровых образовательных технологий. В целом можно отметить, что 20% педагогов школы оценивали свою готовность на «отлично», 51,4% в основном - удовлетворены.
Таким образом, всего положительно оценивали готовность 25 человек из 35. Однако 80% ответили, что испытывали потребность в прохождении курсов повышения квалификации по направлению - формирование цифровой грамотности.
Второй аспект: готовность школьников получать образование по смешанной модели с использованием цифровых инструментов, сервисов, интернет ресурсов. Среди 590 респондентов (обучающихся 5-11 классов) - 37,3 % (220 обучающихся) оценили свою готовность на «отлично», 44% (260 обучающихся) на «удовлетворительно», а остальные 18,7% признались, что слабо владеют данными навыками работы в дистанционном формате.
Таблица 4 - Данные мониторинга педагогов по предпочитаемым ими цифровым инструментам
Средство |
Предпочитаемые средства педагогов |
Предпочитаемые средства обучающихся |
Видеосервисы (Zoom, Open meetings, Skype ит. п.) |
70% |
98% |
Групповой чат в популярныхмессенджерах |
35% |
98% |
Бесплатные платформы для онлайни офлайн-курсов (Moodle, GoogleClassroom и т. п.) |
70% |
56% |
Электронный журнал |
86% |
100% |
Социальные сети («ВКонтакте», Facebook и др.) |
35% |
100% |
Электронная почта |
60% |
56% |
Совместные документы в GoogleDocs и другие облачные технологии |
35% |
25% |
Личный сайт, блог |
3% |
56% |
Третий аспект: материально-техническое обеспечение. 100% обеспеченность интернетом (в том числе и в детском саду при школе), 2 компьютерных класса, каждый кабинет оснащен компьютером, экраном, проектором, 4 современные компьютерные панели, в библиотеке 5 планшетов для обучающихся. Вместе с тем хорошую материально-техническую поддержку школа получила после вхождения в федеральный проект «Цифровая образовательная среда».
Четвертый аспект: использование информационной системы для управления школой (это направление готовности мы оценивали: «да», «нет», «частично»). Результаты представлены следующие:
- использование электронного расписания («да»);
- использование электронного журнала («да»);
- использование социальных сетей и электронных мессенджеров («частично»);
- использование внутреннего портала для решения управленческих задач («да»);
- создание и использование электронного документооборота («частично»);
- использование универсальных сервисов для решения управленческих задач («частично»);
- использование электронной платформы для проведения видеоконференций и родительских собраний («да»).
Этот показатель для коллектива не был проблемным, поскольку, администрация школы уже сделала некоторые шаги в направлении к цифровой трансформации.
Пятый аспект: готовность родительской общественности осуществлять контроль и помощь ребенку получать образование по смешанной модели с использованием цифровых инструментов, сервисов, интернет ресурсов. Результаты, которые были получены стали для неожиданными.
Среди 336 респондентов (родители обучающихся 5-11 классов) 20,8 % (70 чел.) оценили свою готовность на «отлично», 38,4% (129 чел.) на «удовлетворительно», а остальные 40,8 % ответили, что действительно испытывают серьезные трудности в использовании новых технологий.
На этом этапе творческая группа выявила проблему, характерную не только для нашей школы, а именно: данная стратегия развития увеличивает разрыв между поколениями и социальными группами, «обостряет противоречия между системой образования и запросами информационного общества и экономики». Встала задача преобразовывать эту проблему в задачу проекта и находить пути решения в работе с родителями.
Посредством следующего шага мониторинга готовности систематизированы используемые формы и средства учебного взаимодействия среди педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде, результаты которого представлены на следующем слайде.
Необходимо отметить, что показатели шести пунктов имеют малый диапазон расхождения. Это говорит о том, что педагоги «хорошо» или «удовлетворительно» владеют навыками работы с документами с помощью облачных технологий, проводить конференции на цифровых платформах в режиме он-лайн. Приятно отметить, что 70% педагогов, незначительно уступая школьникам, свободно владеют различными видеосервисами (Zoom, Openmeetings, Skype и т. п.). Вместе с тем, особое внимание заслуживает внимание последняя строка данной таблицы «Личный сайт, блог». Только 20% всех педагогов, работающих в школе, имеют свои сайты, блоги или странички на сайтах. В сравнении с обучающимися эта величина является крайне низкой.
На переходе к цифровой школе были рассмотрены факторы затруднения процесса. Ими стали 14 факторов, среди которых особо важные:
- низкий уровень цифровой грамотности педагогов (80%);
- большая педагогическая нагрузка (84%);
- негативное отношение педагогов к цифровому обучению (86%);
- отсутствие мотивации к переходу на цифровое обучение (80%);
- отсутствие методической поддержки (100%);
- недостаточная разработанность цифровой дидактики общего образования и отсутствие уникальных методик преподавания с использованием цифровых технологий (100%).
Таблица 5 – Данные мониторинга о факторах затрудняющих процесс использования цифровых технологий
Причины |
Педагоги |
Недостаточное техническое оснащение |
2% |
Низкий уровень цифровой грамотности |
80% |
Плохая сетевая инфраструктура |
56% |
Низкая скорость интернет - соединения |
2% |
Большая педагогическая нагрузка |
84% |
Возраст 50+ |
35% |
Отсутствие профессионального опыта работы с использованием цифровых технологий |
15% |
Негативное отношение педагога к цифровому обучению |
86% |
Высокая стоимость программного обеспечения |
22% |
Консерватизм педагогов, неготовность к изменениям |
38% |
Отсутствие мотивации к переходу на цифровое обучение |
80% |
Отсутствие методической поддержки |
100% |
Недостаточная разработанность цифровой дидактики общего образования и отсутствие уникальных методик преподавания с использованием цифровых технологий |
100% |
Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы цифрового обучения |
44% |
Последним этапом мониторинга готовности образовательного учреждения к цифровой трансформации стало изучение затруднений педагогов при использовании цифровых технологий. В этом блоке последний показатель «Внедрение современных педагогических практик (перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и т. д.) в цифровой образовательной среде»составил(86%). Это показатель сильно коррелируется с последним показателем предыдущей таблицы.
Таблица 6 – Данные мониторинга о затруднениях педагогов в использовании цифровых технологий
Затруднения |
% |
Организация контроля успеваемости учащихся и обратной связи |
46 |
Создание и использование виртуальных площадок для класса, и размещение материала (вебинары, сетевые проекты, конференцсвязь и др.) при их интеграции с другими формами обучения |
18 |
Поиск и отбор цифровых ресурсов и инструментов, учебных онлайн-материалов, которые наилучшим образов отвечают целям, этапам занятия, методам и формам обучения |
12 |
Создание собственного цифрового образовательного контента в разных форматах (текст, таблицы, изображения, аудио, видео и т. п.) |
36 |
Обмен информацией с коллегами, учащимися и их родителями в цифровой образовательной среде и социальных сетях |
18 |
Проектирование сценариев учебных занятий на основе использования цифровых технологи |
12 |
Планирование содержания образования в цифровой образовательной среде |
36 |
Использование онлайн-инструментов для проведения занятий, организации индивидуальной и командной (в том числе самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде |
45 |
Внедрение современных педагогических практик (перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и т. д.) в цифровой образовательной среде |
86 |
Следовательно, необходимо данное направление детально разрабатывать и не только на уровне школы. Недаром это направление прописано в п. 5.7.3.5. «Современные дидактические системы для всех уровней и видов образования» Перечня приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации (от 31 декабря 2020 г. № 3684-р).
Для реализации проекта «Цифровая образовательная среда на 2021-2022 гг.», являющегося частью цифровой трансформации была составлена дорожная карта МБОУ СОШ № 69 (план мероприятий).
В Плане мероприятий (дорожная карта) МБОУ СОШ № 69 по реализации проекта «Цифровая образовательная среда на 2021-2022 гг.» выделены пять основных направлений:
1. Развитие организационных механизмов, способствующих созданию условий для осуществления комплексного подхода к решению задач по внедрению проекта «Цифровая образовательная среда».
2. Обеспечение функционирования и развития аппаратно-программной и телекоммуникационной инфраструктуры, использование автоматизированных информационных систем.
3. Выявление ресурсов цифровой образовательной среды в организации образовательной деятельности, обучении и воспитании учащихся.
4. Организация методического, научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров и реализация потенциала цифровой образовательной среды в образовательном процессе.
5. Разработка концепции взаимодействия с родителями (законными представителями), семьями обучающихся в условиях цифровой образовательной среды
Внутри каждого направления выделены отдельные мероприятия, которые по своему содержанию состоят в организации аудита, по имеющимся технологическим ресурсам, разработке плана и нормативов изменения технологических ресурсов, планированию и разработке образовательных стандартов, мониторингу проводимых изменений и оценке качества проводимых изменений и образовательных результатов.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что:
1) МБОУ СОШ № 69 находится в процессе перехода к цифровой трансформации, цель которой в преодолении цифрового разрыва и подготовки персонала к овладению новыми технологиями.
2) Для реализации трансформации была составлена дорожная карта, в которой выделено пять основных направлений по формированию основных организационных механизмов и информационных ресурсов цифровой образовательной среды.
Важным элементом цифровой трансформации общего образования являются технологии мобильного электронного образования (далее МЭО), выступающие в формате введения дистанционного обучения в школе. Наименование проекта «Дистанционное обучение – образование для всех и для каждого». Механизм реализации проекта предполагает дифференцированное распределение исполнителей проекта по видам деятельности, в рамках которой они осуществляют различные функции по организации и информационному сопровождению хода реализации всего проекта дистанционного обучения.
Реализация дистанционного обучения возможна при использовании ключевых цифровых форматов и технологий. Цифровые форматы – это такие файлы, в которых может содержаться неограниченное количество видео-, аудио- записей, фото или субтитров внутри одного файла. Он призван служить в качестве универсального формата для хранения мультимедийных данных. Ключевая технология – это использование информационных образовательных ресурсов и их хранение в электронном формате для воспроизведения в интернет - пространстве.
А. Эйнштейн в одном из своих трудов писал: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние». Сегодня обучающиеся сталкиваются с обновлением форматов образования и необходимостью знакомства с некоторыми из них и их применения (Приложение Г). Необходимо отметить, что большинство из вышеуказанных форматов уже нашли свое одобрение среди учащихся основного и среднего уровней образования. По результатам анкетирования на вопрос: «Какой формат вам более интересен в обучении» (Рисунок 3).
Рисунок 3. Данные опроса учащихся основного и среднего уровнейпо использованию образовательных цифровых форматов
Данные опроса обучающихся по использованию образовательных цифровых форматов показали, что наиболее интересными форматами для них, являются форсайт-лаборатория, интернет - серфинг, образовательный коворкинг. Менее пока используемымые форматы (WIKI), аудиокниги, видео-уроки.
С учетом перехода к проекту цифровая трансформация ключевые цифровые форматы и технологии уже включены в систему общего образования, например, электронный дневник, электронный журнал, электронные образовательные ресурсы, вебинары.
Перечень информационных ресурсов и образовательных форматов перечислены в таблице.
Рисунок 4. Цифровая трансформация МБОУ СОШ № 69
Таким образом, использование ключевых цифровых форматов и технологий в рамках реализации проекта по цифровой трансформации позволило активизировать педагогическую составляющую процесса обучения, уровень познавательной активности деятельности школьников на всех ступенях обучения в образовательном учреждении и повысило результативность образовательного процесса.
1. Государственная программа «Информационное общество» [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/ (дата обращения 25.11.2021).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019г. № 356-24 [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 25.11.2021).
4. Дорожкин Е.М. Развитие цифрового образования в системе непрерывного образования / Е. М. Дорожкин, Н. В. Ломовцева // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019 С. 60-65.
5. Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения» - Курск, 2019. – 64 с.
6. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3.
7. Кондаков А. Образование в эпоху четвертой промышленной революции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://press.tstu.ru/index.php/aktualnoe-intervyu/2345.
8. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути кцифровой трансформации — Изд. дом ГУ-ВШЭ, М.: 2018 — 168 с.
9. Цифровая дидактика профессионального образования, 2018 [Электронный ресурс].Режимдоступа:https://www.ranepa.ru/images/News/2018-12/24-12-2018-sergeev.pdf.
10. Цифровизация образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://press.tstu.ru/index.php/aktualnoe-intervyu/2345.
11. Навстречу переменам: семь задач цифровизации российского образования. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения 23.11.2021).
12. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения 25.11.2021).
13. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина – М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
14. Цифровая трансформация образования: Методические рекомендацииСАРАТОВ, ГАУ ДПО «СОИРО»,2021.
15. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.